организационные;
административные.
Как дополнительную,
но принципиально важную, можно выделить еще одну задачу
специалиста по социальной работе - обеспечение
психологической самозащиты, позволяющей
ему не стать объектом манипуляций клиентов
и избежать профессионального выгорания,
поскольку ситуации домашнего насилия
очень заряжены эмоционально и непросты.
Более того, социальные работники находятся
в группе риска еще и потому, что выбору
этой профессии способствует ряд личностных
свойств, которые создают благоприятные
условия для возникновения подобных проблем
(например, формированию созависимости).
Как показывает
практический опыт, есть определенные
стратегические задачи, которые необходимо
решить вместе с клиентом. В той
или иной форме это - определение
ожиданий и ролей, которое может
быть, весьма различным, у клиента
и у социального работника. Если этого не сделать,
то весьма вероятно разочарование, взаимное
неудовлетворение, нерешение проблемы
и т.д.
В зависимости
от роли клиента в ситуации насилия,
возраста, пола, индивидуальности это
может выглядеть очень по-разному.
Тем не менее,
на каждой стадии процесса необходимо:
совместно c клиентом
определить, каковы ожидаемые результаты,
т.к их понимание может не совпадать;
прояснить взаимные
обязательства. Клиент должен четко
представлять, что он должен сделать
сам, а что будет обязанностью
социального работника.
совместное
определение проблемы на каждом этапе.
Поскольку клиент находится внутри
ситуации, ему очень трудно оценивать
ее объективно, например, он может принимать
симптомы за причины, не осознавать собственных
интересов, смешивая их со своей позицией. специалисту
социальной работы нужно сделать собственное
заключение о существе проблемы и достичь
согласия в ее формулировке с клиентом.
В зависимости
от степени зрелости, эмоциональной
готовности клиента и многих других
факторов социальный работник может осуществлять
различные подходы к решению проблемы
клиента и играть разные роли:
опекун, задача
которого убедить клиента довериться
его действиям и советам;
эксперт в
области проблемы, гораздо более
компетентный, чем клиент, но допускающий его участие в решении проблемы;
инструктор
и преподаватель, обучающий клиента,
как и что делать и позволяющий
ему это делать самому под контролем;
помощник
в решении проблемы, оказывающий
разнообразные виды необходимой
поддержки;
сотрудник в
нахождении и генерировании альтернативных
решений на равных;
помощник
в обнаружении фактов, рекомендующий,
где и как их можно раздобыть
и способствующий их нахождению;
специалист
по процессу, помогающий клиенту проходить
по нему самому;
"зеркало",
отражающее проблему клиента и помогающее ему разглядеть
ее более ясно /13/
Работая со взрослыми
участниками ситуации домашнего
насилия, специалисту социальной работы
необходимо учитывать особенности
обучения взрослых по сравнению с
детьми. Поскольку семья, пол, социально
- экономический уровень, индивидуальные
различия оказывают существенное влияние
на результаты обучения, то особенно важно
учесть, что многие особенности экстремальной
ситуации домашнего насилия могут противодействовать
эффективности образовательных усилий.
Наибольшие трудности могут представлять
характерные для жертвы неуверенность
в своих способностях и в перспективности
обучения, безразличие к учебе вообще,
тревога и страх по поводу своей домашней
ситуации.
Специалисты
социальной работы курируют семьи с
подобными проблемами, являются
"управляющими случаем". Тем не менее,
несомненно, главный акцент в их работе
ставится на жертвах. Взаимодействие с
ними происходит в самых разных формах.
Специалистам
социальной работы приходится сталкиваться
с широко распространенными мифами по поводу домашнего
насилия. Например, один из них - это мнение
о том, что домашнее насилие над детьми
- редкость, а если производится, то психически
ненормальными родителями. Например, в
работе с судебными органами специалисты
социальной работы могут столкнуться
с помехой в виде последователей теории
активизации, согласно которой жертва
всегда сама провоцирует насильника, и
поэтому во многих случаях он сам, в некотором
смысле, является жертвой, а потому и не
виноват. /16/
Таким образом,
социальные работники Центра могут
быть вовлечены в общественную или административную
деятельность и осуществление контактов
со многими официальными или лечебными
структурами. Специалист социальной работы
должен хорошо представлять, что является
областью его компетенции, а также, к каким
специалистам, в какие учреждения необходимо
направить его клиента, на основании каких
критериев выбрать консультанта по тем
или иным вопросам, как, в какой последовательности
организовать процесс постепенной реабилитации
клиента.
Заключение
В дано работе
был проведен теоретические анализ
литературы по данной проблеме. Даны были
понятие насилию, выявлены проблемы
и причины насилия. Рассмотрены
виды и формы насилия. Изучены
нормативно-правовые акты в области
защиты прав женщин и детей.
Теоретическое
осмысление темы данной работы позволило
сделать следующие выводы:
Проблема
насилия в семье, существует давно
и во всех странах и отражает дисгармонию
и перекосы, существующие во взаимоотношениях
в обществе. Острота данной проблемы
свидетельствует о нездоровой социально
- нравственной обстановке
Выделяются
следующие формы насилия в
семье: физическое, сексуальное, психологическое,
изоляция, ограничение свободы передвижения,
экономическое. Отдельно можно выделить
пренебрежение интересами ребенка (отсутствие пищи, медицинской
помощи, обучения и. т.п.).
Насилие в
семье по отношению к женщинам
влечет за собой медицинские проблемы,
такие как телесные повреждения,
ушибы, переломы костей и. т.п. Что может
привести к временной не трудоспособности,
а так же к инвалидности.
К социальным
и психологическим проблемам
подвергшихся насилию в семье
относятся: стрессы, тяжелые депрессии,
самоизоляция от общества, суицидальные
попытки.
Различают ближайшие
и отдаленные последствия для
детей, подвергшихся насилию в семье. К ближайшим относят
травмы и острые психические расстройства,
к отдаленным последствиям, нарушение
физического и психического развития
ребенка, различные соматические заболевания,
личностные и эмоциональные нарушения,
нарушение социализации и интеграции
в общество.
Если говорить
о международной и российской
законодательной базе в области
защиты прав женщин и детей, то условно
ее можно разделить на законодательные
акты в области прав человека вообще,
и на акты касающиеся прав женщин и
детей. К сожалению специальных законодательных
актов, которые бы защищали от насилия
в семье, на данный момент не существуют.
Социальная
работа патогенетической направленности,
являясь видом мультидисциплинарной
деятельности, реализуется в области
интересов здравоохранения и социальной защиты населения,
медико-социальная работа использует
формы и методы, сложившиеся в других системах
- правоохранной системе, здравоохранения,
социальной защиты населения. В сфере
деятельности социальной работы могут
применяться так же формы и методы сложившиеся
в педагогике, психологии, правовой сфере.
Непосредственно
помощь женщинам и детям, подвергшимся
насилию оказывают центры социального
обслуживания населения. Центры социальной
помощи семье и детям, принимают
непосредственное участие в помощи жертвам насилия.
Типология и названия подобных центров,
набор их функций могут варьировать в
зависимости от местных условий.
Таковы результаты
проведенного аналитического исследования
по проблеме насилия в семье.
Библиографический
список
1. Международная Конвенция о
правах ребенка от 20.11.1989 - № 44 - 25с.
2. Конституция
Российской Федерации. - М.: Лекс ЭСТ,
2004. - 128 с.
3. Семейный кодекс
Российской Федерации. - М.: Лекс ЭСТ,
2004. - 136 с
4. Уголовный
кодекс Российской Федерации. - М.:
Юркнига, 2004. - 160 с.
5. Федеральный
Закон "О гарантиях основных
прав ребенка в Российской
Федерации" от 24 июля 1998 года №
124 ФЗ
6. Анцупов А.Я.,
Шипилов А.И. / А.Я. Анцупов, Конфликтология.
- М.: Этмос, 2001. - 357 с.
7. Андреева Г.М.
Социальная психология. Учебник для высших учебных
заведений. / Г.М. Андреева - М.: Аспект Пресс,
2000. - 376 с.
8. Громова О.Н.
Конфликтология. - М.: Юнити, 2000. - 224 с.
9. Дети и насилие.
Материалы международного семинара
"Права ребенка: проблемы насилия
над детьми". - МН.: МТС-Пресс, 2000 - 203 с.
10. Елисеев Д.
Жестокое обращение с детьми
как проблема современного общества.
/ Д. Елисеев - М.: Свобода, 2001 - 386 с.
11. Забелина
Т.А. Женщина и насилие. /Т.А.
Забелина - М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. - 105 с.
12. Мартыненко
А.В. Медико-социальная работа: теория,
технологии, образование. / А.В. Мартыненко
- М.: Наука, 1999. - 240 с.
13. Майерс Д.
Социальная психология. / Д. Майерс
- СПб. 2000. - 396 с.
14. Социальному
работнику о проблеме домашнего
насилия / Под ред. Синельникова
А.М. - М.: Университетская книга,
2001. - 128 с.
15. Николаева
С.Б. Насилие над детьми в
семье // Региональная Политика. Экономика
- 1999. - №5. - С.79-80.
16. Шведова Н.О.
О насилии в отношении женщин
// Насилие и социальные изменения.
- 2000 - №2-3 - С.38-53.
Приложение
Международные
правовые нормы защиты прав |
Право на равенство
в семье |
МПГПП ОДПЧ ст.16 |
МПСЭКП ст. ОДПЧ
ст.16 |
Европ. Конвенц
ст.12 Амерекан Конвенц ст.17 |
|
Право на одинаков.
защиту со стороны закона |
МПГПП Ст.2,3,14,26 |
МПСЭКП ст.2,3 |
КЛДЖ ст.1,2,3,4,15 Амерекан Конвенц ст.1,24 |
|
Право на физ. и
псих. здоровье |
МПГПП Ст.12 (1)
|
Африканская Хартия
ст.16 |
МПСЭКП ст.12
ОДПЧ ст.25 КЛДЖ ст.12 |
|
Право на свободу
от истязаний |
Европ. Конвенция
ст.3 |
Африканская Хартия
ст.4,5 |
Конвенц о запрещении
истязаний ОДПЧ ст.5
Амерекан Конвенц
ст.5 (1) |
|
Право на физ. и
псих. неприкосновенность |
Европ. Конвенция
ст.3 МПГПП Ст.7 |
Африканская Хартия
ст.4 |
Конвенц о запрещении
истязаний ОДПЧ ст.5 АмереканКонвенци
ст.5 (1) |
|
Право на жизнь |
МПГПП Статья 6
(1) |
Европейская Конвенция ст.2 |
Африканская Хартия
ст.4 ОДПЧ ст.3 АДПОЧ Ст.1 |