Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 10:49, доклад
К категории «ребенок-инвалид» относятся дети в возрасте до 18 лет, имеющие «значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дизадаптации вследствие нарушения роста и развития ребенка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю за своим поведением, обучению, общению, трудовой деятельности в будущем»[ C]. Таким образом, в детском возрасте инвалидность можно определить как состояние стойкой социальной дизадаптации, обусловленная хроническим заболеванием или патологическим состоянием, ограничивающие развитие и самообслуживание ребенка, в связи с чем необходим постоянный уход за ним и помощь.
Ухудшение экологической обстановки, высокий уровень заболеваемости родителей, ряд нерешенных социально-экономических, психолого-педагогических и медицинских проблем ведут к увеличению числа детей-инвалидов. Проблема детской инвалидности является актуальной во всем мире.
!!!!!!К категории «ребенок-инвалид» относятся дети в возрасте до 18 лет, имеющие «значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дизадаптации вследствие нарушения роста и развития ребенка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю за своим поведением, обучению, общению, трудовой деятельности в будущем»[ C]. Таким образом, в детском возрасте инвалидность можно определить как состояние стойкой социальной дизадаптации, обусловленная хроническим заболеванием или патологическим состоянием, ограничивающие развитие и самообслуживание ребенка, в связи с чем необходим постоянный уход за ним и помощь.
!!!Проблема «ребенок-инвалид» имеет как бы два плана: с одной стороны – семья ребенка-инвалида как комплекс взаимосвязанных проблем выживания, социальной защиты, образования; а с другой – сам ребенок-инвалид: его проблемы как личности, которые заключаются не только в нарушении слуха, зрения, способности передвигаться, а в том, что он лишен обычного мира детства, отделен от своего здорового сверстника, от круга его дел, интересов, забот, от общества в целом[С ]. Следует отметить, что семья является ближайшим окружением ребенка, его окружающей средой, и несмотря на все свои проблемы родители должны окружить своего ребенка любовью и заботой, но не ограничивать его самостоятельность, общение с другими детьми и взрослыми, что способствует социальной адаптации.
Существует довольно большой перечень заболеваний, приводящих к инвалидности. Эти болезни, несомненно влияют на поведение ребенка, на его отношение с окружающими и в других сферах его жизни, создавая определенные трудности и преграды на пути детей-инвалидов и их семей к нормальной жизни, к их интеграции в общество. В силу особенностей детей-инвалидов, их нужд и потребностей, необходима профессиональная, комплексная помощь различных специалистов, затрагивающая все стороны жизни такого ребенка. Как отмечает Е. Ярская-Смирнова, развитие системы социальной поддержки и издание соответствующих законов разрушают лишь физические преграды в жизни инвалидов. Однако необходимо в корне менять систему отношений к людям с ограниченными возможностями здоровья, ломать символические барьеры, не позволяющие инвалидам активно включаться в жизнь общества и полноценно участвовать в ней [25;29]. Таким образом, необходимо определить социальный статус инвалида в обществе и его позицию, связанную с определенными правами и обязанностями, для того, чтобы участвовать в жизни общества и влиять на него, тем самым разрушить барьеры между здоровой частью населения и людьми с ограниченными возможностями здоровья.
!!!!!В Конвенции о правах инвалидов также отмечается, что дети-инвалиды должны в полном объеме пользоваться всеми правами человека и основными свободами наравне с другими детьми, свободно выражать по всем затрагивающим их вопросам свои взгляды, которые получают должную весомость, соответствующую их возрасту и зрелости, наравне с другими детьми, и получать помощь, соответствующую инвалидности и возрасту, в реализации этого права[ 1 С]. Другими словами, всем детям с недостатками физического и умственного развития должна быть обеспечена возможность определить себя как личность и реализовать свои возможности, вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества.
Таким образом, государство призвано не просто предоставить ребенку, имеющему инвалидность, определенные льготы и привилегии, но также идти навстречу его социальным потребностям и создать систему социальных служб, позволяющих минимизировать ограничения, препятствующие процессам его социальной реабилитации и индивидуального развития, разработать формы и определенные виды социальной помощи и поддержки в новых социокультурных условиях.
В настоящее время
и в России социальная помощь и
поддержка детям-инвалидам
В самом общем смысле поддержка трактуется как деятельность специалиста по оказанию превентивной помощи детям с ограниченными возможностями, семьям, в которых они находятся, в решении их проблем в среде жизнедеятельности. Поддержка, по О.С Газману, предусматривает: обеспечение внутренних условий (формирование установок, реализацию потребностей, развитие способностей) для развития «самости» через механизмы самопознания, рефлексии, целеполагания, физической и психической защиты, деятельности самоосуществления; создание благоприятных внешних условий (среды обитания) для полноценного и безопасного психического и физического существования (питание, одежда, мебель, коррекционно-развивающие, образовательные, реабилитационные программы); организация очеловеченной микросоциальной среды (гуманистические отношения, творческая деятельность, психологический климат в обществе)[2 C/]. Таким образом, поддержка подразумевает помощь детям в решении их проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, успешным продвижением в обучении, общении, а также с жизненным и профессиональным самоопределением. Суть поддержки состоит в том, чтобы помочь ребенку преодолевать трудности и препятствия, ориентируясь на его реальные возможности и способности, развивая потребность в успешности самостоятельных действий
Помощь и поддержка могут осуществляться со стороны государства и общества, со стороны образовательных и социальных учреждений, общественных объединений и организаций, а также со стороны семьи и специалистов. Социальная помощь и поддержка детей-инвалидов осуществляется по нескольким направлениям: социально-педагогическая абилитация и реабилитация, социальная адаптация. Абилитация направлена на лечебные и социальные мероприятия для инвалидов, которые предполагают создание новых возможностей для развития социального потенциала ребенка, его навыков самообслуживания и опыта общественной жизни. Социальная адаптация - приспосабливает ребенка-инвалида к новым условиям среды жизнедеятельности путем усвоения и присвоения ценностей, принятых в конкретном сообществе, к структуре отношений в нем. Реабилитация предполагает комплекс медицинских, психолого-педагогических мер, направленных на восстановление нарушенных функций организма и трудоспособности инвалидов, на компенсацию ограничений жизнедеятельности, на восстановление навыков обучения, самовоспитания, самосовершенствования, социального статуса.
В настоящее время
разработка технологий
!!!!!!Различает следующие формы реабилитации, взаимосвязанные между собой:
- Медицинская реабилитация - восстановление или компенсация утраченной функции или на возможное замедление заболевания.
- Психологическая реабилитация - развитие и коррекция индивидуально-психологических особенностей личности.
- Педагогическая реабилитация – воспитательные мероприятия, направленные на обучение ребенка самообслуживанию, получение школьного образования и правильного выбора профессии.
- Социально-экономическая реабилитация - обеспечение инвалида необходимым и удобным жилищем, денежному обеспечению и т. п.
- Профессиональная реабилитация - обучение инвалида доступным видам труда, помощь в трудоустройстве.
- Бытовая реабилитация - обеспечивает протезами, личными средствами передвижения и т.п.
- Спортивная и творческая реабилитация - укрепляет физическое и психическое здоровье детей - инвалидов.
- Социальная реабилитация - меры по социальной поддержке(пособия, пенсия, натуральная помощь, льготы). [19;137-138].
Таким образом, реабилитация
детей – инвалидов направлена
на восстановление у ребенка социального
опыта через реализацию специальных
программ и действий, направленных
на вхождение индивида в общество.
Также реабилитация направлена на преодоление
экономических трудностей, на помощь
в трудоустройстве и на спортивную
и творческую сторону жизни ребенка
– инвалида. Содержание социально-психолого-медико-
Технологии реабилитации
детей-инвалидов предполагают обязательное
включение родителей в
В работе с семьей ребенка-инвалида могут быть использованы различные технологические модели взаимодействия. Важное место в работе с такой семьей занимает консультирование, в ходе которого определенные специальные знания консультанта используются для оказания помощи клиенту в решении его проблем. В числе групповых форм работы с семьей - проведение психологических тренингов, которые заняли определенное место в социальной работе. Тренинги для родителей направлены на развитие умений и навыков, которые помогают семьям справляться с жизненной ситуацией и ведут к правильному выбору жизненных целей.
Таким образом, усилия должны быть направлены на социальную реабилитацию семьи, а также на создание условии для поддержания инициативы самой семьи в реабилитации ребенка с ограниченными возможностями. Именно в семье формируется та социальная роль, которую он будет демонстрировать, а это может быть роль, ведущая к отрицанию факта своей инвалидности. С психологической точки зрения только в семье может быть выработана единственно правильная установка - адекватно рассматривать умственное или физическое отклонение в развитии ребенка. Инициатива реабилитации ребёнка в семье должна совпадать с инициативой реабилитации самой семьи. Ведь родители для ребенка являются окружающей средой, в которой он живет и растет. Поэтому должна проводиться серьезная работа с родителями. Необходимо обучить правильному пониманию своих тяжелых обязанностей, хотя бы минимумом психологических, педагогических, медицинских знаний и раскрыть возможности их использования, помочь родителям признать за ребёнком потенциальную исключительность. Если в семье нет ясности по этим вопросам, то серьёзным препятствием на пути развития ребёнка-инвалида становится сама семья.
Социальная работа с семьей ребенка – инвалида, в общем понимании и трактовке не может обойтись без деонтологии. !!!!Определяет деонтологию социальной работы, как комплекс норм, установлений и предписаний о долге и профессиональных обязанностях, ответственности социального работника (трудового коллектива учреждения социальной защиты) перед обществом и государством, перед социальной работой как профессией и социальным институтом, перед коллегами и перед клиентом социальной службы. Понятие “деонтология” уже понятия “профессиональная этика”. Если этика раскрывает сущность профессионального долга, то деонтология выявляет специфику его реализации в конкретных видах взаимоотношений[ С..]. Таким образом, понятие деонтологии социальной работы основывается на этике социальной работы, которая отражается в профессиональном долге специалиста, который выступает в виде определенных обязанностей, представляющих собой совокупность правовых и моральных требований, предъявляемых социальному работнику его профессией, которые становятся для специалиста его внутренней, нравственной потребностью.
!!!!!Деонтология социальной работы, поясняет… , включает в себя определенные принципы, такие как личная ответственность за порученное дело, компетентность специалиста, рациональный подход к решению поставленных задач, соответствие полномочий и ответственности, правовая регламентация деятельности, подотчетность, инициатива и творческий подход, организованность и дисциплина, контроль и проверка исполнения, критический подход к оценке деятельности и возможностей своих и клиентов, доверие и свобода действий, поощрение и наказание и другие[ C…]. Таким образом, относиться к своему труду как к главному делу своей жизни, как к деятельности большой социальной значимости, как к средству реализации своих способностей, потребностей и социальных идеалов, быть проводником этих идеалов и способствовать утверждению их в общественном сознании – важнейший принцип деонтологии социального работника и его долг перед профессией.
В силу своего профессионального долга специалист заинтересован в укреплении и совершенствовании отношений с клиентом и его близкими. Также социальный работник обязан попытаться понять внутренний мир своего клиента и деликатно помочь человеку почувствовать уверенность в себе и увидеть возможности и перспективы позитивного изменения. Внимание к социальному окружению клиента, уважение к нему, привлечение к сотрудничеству – важный аспект профессионального долга социального работника. Контакт должен быть постоянным на протяжении всего периода работы с клиентом, а не только в экстремальных ситуациях. Следует помнить, что специалист не имеет права упрекать родных и близких клиента в равнодушии, делать категоричные заключения. Следует тактично пробудить интерес к совместным действиям, аргументировать важность их добровольного участия в судьбе клиента.