Социальная работа с инвалидами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 10:49, доклад

Описание работы

К категории «ребенок-инвалид» относятся дети в возрасте до 18 лет, имеющие «значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дизадаптации вследствие нарушения роста и развития ребенка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю за своим поведением, обучению, общению, трудовой деятельности в будущем»[ C]. Таким образом, в детском возрасте инвалидность можно определить как состояние стойкой социальной дизадаптации, обусловленная хроническим заболеванием или патологическим состоянием, ограничивающие развитие и самообслуживание ребенка, в связи с чем необходим постоянный уход за ним и помощь.

Файлы: 1 файл

deti_invalidy (2).docx

— 32.00 Кб (Скачать файл)

Социальный работник должен относиться к семьям, в которых есть дети с ограниченными возможностями, деликатно и бережно, стараясь со своей стороны укрепить согласие в семье. Ведь не менее половины таких семей распадаются, и все тяготы по воспитанию ребенка ложатся на матерей, которые все свое время, внимание и силы отдают ребенку. Именно мать нуждается в помощи в первую очередь, и с ней необходимо заниматься педагогической психотерапией.  Установление правильных взаимоотношений специалистов с родителями детей – инвалидов требует от первых большого такта, выдержки, душевного тепла и умения сострадать.

Большинство семей, в которых проживают дети-инвалиды, нуждаются в значительной эмоциональной поддержке. Социальные работники должны периодически оценивать потребность родителей и других членов семьи в квалифицированной психологической помощи и в случаях, когда возникает такая необходимость, направлять их к соответствующим специалистам, уметь своевременно распознавать признаки надвигающегося или уже наступившего семейного кризиса, и другие показатели того, что семья или отдельный член семьи переживает серьезный стресс. В обязанности социальных работников также входит активное содействие клиентам в получении доступа к необходимым социальным услугам. !!!!!По утверждению…. , в процессе защиты прав детей-инвалидов, необходимо:

-вместе с сотрудниками учебных заведений и родителями принимать участие в составлении индивидуальных планов обучения и семейного обслуживания, а также помогать родителям оспаривать решения, принятые учебными заведениями в отношении их ребенка, если они считают их несправедливыми;

  • поддерживать родителей в усилиях, направленных на получение социальных услуг надлежащего качества, и в том числе, заниматься подбором и оценкой организаций, оказывающих такие услуги, содействовать в оформлении необходимых документов, участвовать в планировании работы по оказанию услуг и помогать в преодолении возникших препятствий;
  • пресекать любые нарушения прав детей и их семей, а также представлять их интересы в судебных органах;
  • следить за тем, чтобы план работы с семьей соответствовал наилучшим интересам ребенка;
  • обеспечивать рациональную и эффективную координацию усилий различных организаций, направленных на оказание помощи семье, а также осуществлять непосредственный контроль качества услуг, оказываемых другими организациями[ С…].

Следует отметить, социальная помощь и поддержка детей - инвалидов ориентирована не только на решение интересов и проблем каждого, но и на укрепление и развитие их собственного потенциала. В данном процессе особенно значимой становится роль социального работника, который должен не только помогать семье и ребенку преодолевать ежедневные трудности, но и обучать членов семьи способам самопомощи и взаимопомощи, а также помогать им в достижении высокого уровня качества жизни.

Таким образом, творческое выполнение социальным работником своих профессиональных обязанностей, поддержание своих профессиональных чести и достоинства, завоевание высокого авторитета в общественном мнении, основанного на достоинствах и заслугах – долг социального работника перед самим собой.

Сегодня рекомендуется использовать одну из пяти тактик работы с родителями детей-инвалидов:

-непосредственная работа  с конкретной семьей, в ходе которой определяют нужные стратегии поведения, желательные приемы обучения, воспитания, оздоровления, решения проблем ребенка с ограниченными возможностями;

-опосредованная работа  с конкретной семьей через  контакты по телефону, передачу  родителям карт, схем развития  способностей такого ребенка,  методических рекомендаций, сборников  игр и упражнений, перечня телепрограмм, которые целесообразны для просмотра  родителями вместе с детьми;

-непосредственная работа  с группой родителей в форме  занятий, обсуждения информации, проектирования совместной деятельности, анализа реабилитационных программ, привлечения к подготовке и  проведению праздников и иных  совместных культурно-досуговых мероприятий;

-опосредованная работа  с группой родителей через рассылку информационных материалов, публикацию материалов на страницах СМИ, организацию тематических телепрограмм, использование технологии модерации;

-развитие контактов между  семьями путем создания групп  самопомощи и взаимопомощи.

Для того чтобы преодолевать трудности оказания помощи семье  ребенка-инвалида полезно:

  • организовывать работу в команде, где для каждого конкретного случая назначается куратор, координирующий действия всех;
  • осуществлять обмен опытом, в результате которого происходит обсуждение достижений, трудностей, путей их предупреждения и преодоления;
  • создавать группы поддержки, чтобы нейтрализовать влияние внешних и внутренних негативных факторов;
  • иметь в наличии раздаточный материал (вырезки из периодической печати, видеоматериалы, учебно-методическая литература, разработки и подборки дел).

Также было бы целесообразным в открывающихся реабилитационных центрах иметь для родителей комнаты психологической разгрузки, в которых под руководством специалистов возможно получить семейную психотерапевтическую помощь. Вполне возможна организация радио- и телепередач, издание небольших информационных материалов типа памяток, буклетов. Работа, систематически проводимая в этом направлении, несомненно, принесет положительные результаты.

 

 

 


Информация о работе Социальная работа с инвалидами