Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 10:49, доклад
К категории «ребенок-инвалид» относятся дети в возрасте до 18 лет, имеющие «значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дизадаптации вследствие нарушения роста и развития ребенка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю за своим поведением, обучению, общению, трудовой деятельности в будущем»[ C]. Таким образом, в детском возрасте инвалидность можно определить как состояние стойкой социальной дизадаптации, обусловленная хроническим заболеванием или патологическим состоянием, ограничивающие развитие и самообслуживание ребенка, в связи с чем необходим постоянный уход за ним и помощь.
Социальный работник должен относиться к семьям, в которых есть дети с ограниченными возможностями, деликатно и бережно, стараясь со своей стороны укрепить согласие в семье. Ведь не менее половины таких семей распадаются, и все тяготы по воспитанию ребенка ложатся на матерей, которые все свое время, внимание и силы отдают ребенку. Именно мать нуждается в помощи в первую очередь, и с ней необходимо заниматься педагогической психотерапией. Установление правильных взаимоотношений специалистов с родителями детей – инвалидов требует от первых большого такта, выдержки, душевного тепла и умения сострадать.
Большинство семей,
в которых проживают дети-
-вместе с сотрудниками учебных заведений и родителями принимать участие в составлении индивидуальных планов обучения и семейного обслуживания, а также помогать родителям оспаривать решения, принятые учебными заведениями в отношении их ребенка, если они считают их несправедливыми;
Следует отметить, социальная помощь и поддержка детей - инвалидов ориентирована не только на решение интересов и проблем каждого, но и на укрепление и развитие их собственного потенциала. В данном процессе особенно значимой становится роль социального работника, который должен не только помогать семье и ребенку преодолевать ежедневные трудности, но и обучать членов семьи способам самопомощи и взаимопомощи, а также помогать им в достижении высокого уровня качества жизни.
Таким образом, творческое выполнение социальным работником своих профессиональных обязанностей, поддержание своих профессиональных чести и достоинства, завоевание высокого авторитета в общественном мнении, основанного на достоинствах и заслугах – долг социального работника перед самим собой.
Сегодня рекомендуется использовать одну из пяти тактик работы с родителями детей-инвалидов:
-непосредственная работа с конкретной семьей, в ходе которой определяют нужные стратегии поведения, желательные приемы обучения, воспитания, оздоровления, решения проблем ребенка с ограниченными возможностями;
-опосредованная работа
с конкретной семьей через
контакты по телефону, передачу
родителям карт, схем развития
способностей такого ребенка,
методических рекомендаций, сборников
игр и упражнений, перечня телепрограмм,
которые целесообразны для
-непосредственная работа
с группой родителей в форме
занятий, обсуждения
-опосредованная работа с группой родителей через рассылку информационных материалов, публикацию материалов на страницах СМИ, организацию тематических телепрограмм, использование технологии модерации;
-развитие контактов между семьями путем создания групп самопомощи и взаимопомощи.
Для того чтобы преодолевать трудности оказания помощи семье ребенка-инвалида полезно:
Также было бы целесообразным в открывающихся реабилитационных центрах иметь для родителей комнаты психологической разгрузки, в которых под руководством специалистов возможно получить семейную психотерапевтическую помощь. Вполне возможна организация радио- и телепередач, издание небольших информационных материалов типа памяток, буклетов. Работа, систематически проводимая в этом направлении, несомненно, принесет положительные результаты.