Социальная работа с людьми. Суицид

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2015 в 04:41, курсовая работа

Описание работы

В разных обществах и культурах существовало различное отношение к намеренному лишению себя жизни: где-то оно поощрялось, а где-то считалось недопустимым, устанавливалась даже уголовная ответственность за это деяние. Сейчас самоубийцы законом не преследуются, но проблема суицидов никуда не исчезла, это — одна из вечных проблем человечества.
Несмотря на широкий интерес к данной проблеме практически до начала XIX в. строго научного изучения самоубийств не предпринималось. Лишь в конце XIX в. появились первые основополагающие работы по суициду.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Особенности суицидального поведения
1.1 Сущность суицидального поведения
1.2 Типология суицидов
1.3 Возрастные особенности суицидального поведения
1.4 Факторы, влияющие на самоубийство
Глава 2. Способы работы с лицами, склонными к суициду
2.1 Оценка суицидального риска
2.2 Психологическая помощь в случаях суицидально-ориентированного поведения
2.3 Профилактика самоубийств
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 74.84 Кб (Скачать файл)

Рекомендации по проведению беседы:

• разговаривать в спокойном месте, чтобы избежать возможности быть прерванным в беседе;

• уделять все внимание собеседнику, смотреть прямо на него, удобно, без напряжения расположившись напротив, но не через стол;

• пересказать то, что собеседник рассказал вам, чтобы он убедился, что вы действительно поняли суть услышанного и ничего не пропустили мимо ушей;

• дать возможность собеседнику высказаться, не перебивая его, и говорить только тогда, когда перестанет говорить он;

• говорить без осуждения и пристрастия, что способствует усилению у собеседника чувства собственного достоинства; произносить только позитивно-конструктивные фразы («мгновенный рефрейминг»).

Оказание первичной психологической помощи суициденту:

Если вы слышите

Обязательно скажите

Не говорите

«Ненавижу учебу,класс...»

«Что происходит у нас,

из-за чего ты себя так чувствуешь?» 

«Когда я был в твоем возрасте...

да ты просто лентяй!»

«Все кажется

таким безнадежным...»

«Иногда все мы чувствуем себя подавленными. Давай подумаем, какие у нас проблемы и какую из них надо решить в первую очередь»

"Подумай

лучше о тех, кому еще хуже, чем тебе".

«Всем было бы лучше без

меня!»

«Ты очень много значишь для нас, и меня

беспокоит твое настроение. Скажи мне, что происходит»

«Не говори глупостей.

Давай поговорим о чем-нибудь другом»

«Вы не понимаете меня!»

«Расскажи мне, как ты

себя чувствуешь. Я действительно хочу это знать». 

«Кто же может понять молодежь в наши дни?»

«Я совершил ужасный

поступок...»

«Давай сядем и поговорим об этом»

«Что посеешь, то

и пожнешь!»

«А если у

меня не получится?» 

 «Если не получится, я

буду знать, что ты сделал все возможное»

«Если не получится-значит,ты недостаточно

постарался!»

 


Приложение 1

 

Кроме того, при проведении беседы нужно руководствоваться следующими принципами:

1. При выборе места  беседы главное, чтобы не было  посторонних лиц (никто не должен  прерывать разговора, сколько бы  он ни продолжался).

2. Желательно спланировать  встречу в свободное время, с  большим временным потенциалом.

3. В процессе беседы  целесообразно не вести никаких  записей, не посматривать на часы  и тем более не выполнять  какие-либо «попутные» дела. Надо  всем своим видом показать  суициденту, что важнее этой беседы для вас сейчас ничего нет.

Профилактическая беседа должна включать в себя следующие этапы:

Начальный этап — установление эмоционального контакта с собеседником, взаимоотношений «сопереживающего партнерства». Важно выслушать суицидента терпеливо и сочувственно, без критики, даже если вы с чем-то и не согласны (т. е. нужно дать человеку возможность выговориться). В результате вы будете восприниматься как человек чуткий, заслуживающий доверия.

Второй этап—установление последовательности событий, которые привели к кризису; снятие ощущения безысходности. Имеет смысл применить следующие приемы:

• «преодоление исключительности ситуации»;

• «поддержка успехами» и др.

Третий этап — совместная деятельность по преодолению кризисной ситуации. Здесь используются:

• «планирование», т. е. побуждение суицидента к словесному оформлению планов предстоящих поступков;

• «держание паузы» — целенаправленное молчание, чтобы дать ему возможность проявить инициативу.

Завершающий этап — окончательное формулирование плана  деятельности, активная психологическая поддержка суицидента. Целесообразно использовать следующие приемы:

• «логическая аргументация»;

• «рациональное внушение уверенности».

Если в ходе беседы человек активно высказывал суицидальные мысли, то его необходимо немедленно и с сопровождающим направить к психиатру в ближайшее лечебное учреждение. Если такой возможности нет, суицидента целесообразно во что бы то ни стало убедить в следующем:

• тяжелое эмоциональное состояние — явление временное;

• его жизнь нужна родным, близким, друзьям и уход его из жизни станет для них тяжелым ударом;

• он имеет право распоряжаться своей жизнью, но решение вопроса об уходе из нее, в силу его крайней важности, лучше отложить на некоторое время, спокойно все обдумать и т. д. Если человек совершил неудачную попытку самоубийства, то риск повторной попытки очень высок. Причем наибольшая ее вероятность — в первые два месяца.

Жизненные ситуации, толкающие некоторых людей к самоубийству, как правило, не содержат в себе ничего необычного. Почему одни люди, сталкиваясь с проблемой, начинают думать о суициде, тогда как другие пытаются решить проблему или просто примиряются с неприятной ситуацией? К сожалению, мы не знаем точного ответа на этот вопрос, однако данные клинических исследований позволяют выдвинуть некоторые предположения.

Суицидальные индивидуумы склонны преувеличивать размах и глубину проблем, в результате чего даже самые заурядные, ничтожные трудности воспринимаются ими как неразрешимые проблемы. Кроме того, эти люди крайне неуверены в собственных силах и считают себя неспособными справиться с трудностями. И наконец, они склонны проецировать результирующую картину собственного поражения в будущее. Иначе говоря, они демонстрируют все признаки когнитивной триады, а именно преувеличенно негативное восприятие мира, собственной персоны и своего будущего.

Другая отличительная особенность суицидента заключается в том, что смерть для него является приемлемым и даже желанным способом избавления от трудностей («Если бы я умер, я бы не мучился сейчас этими проблемами»). Среднестатистический индивидуум, не имея готового решения проблемы, хотя и огорчается, в целом вполне терпимо относится к отсутствию определенности: «Может, я решу проблему, а может — нет». Более того, он пытается опробовать различные решения. Другое дело — суицидальный индивидуум. Этот чрезвычайно плохо переносит неопределенные ситуации. Если он не может сразу решить проблему, ему рисуется цепь будущих неурядиц и поражений, и в его сознании вспыхивает идея: «Единственный выход — смерть».

Порожденное этой идеей желание смерти может достигать фантастических размеров. Для такого человека суицид является своего рода наркотиком, единственно возможной и желанной формой «избавления».

Именно суицидальная склонность должна быть основной мишенью терапии. Один из многообещающих терапевтических подходов состоит в том, чтобы научить пациента а) думать об иных способах решения проблемы и б) отвлекаться от суицидальных желаний. Метод когнитивной репетиции также может быть использован в работе с суицидальными пациентами. Такой человек должен:

1. Представить себя в  безвыходной ситуации.

2. Прочувствовать отчаяние  и суицидальные импульсы.

3. Попытаться выработать  возможные решения проблемы, несмотря  на давление суицидальных желаний.

После этого суициденту дается задание опробовать эту технику в реальных жизненных ситуациях. Он должен погрузиться в неприятную ситуацию (например, ситуация конфронтации с супругом) и затем попытаться найти реалистические способы решения возникших проблем.

С целью оказания людям, склонным к суициду, социальной поддержки может проводиться социально-психологический тренинг проблем — разрешающего поведения, поиска социальной поддержки, ее восприятия и оказания, индивидуальных и групповых психокоррекционных занятий по повышению самооценки, развитию адекватного отношения к собственной личности, эмпатии. Кроме того, необходимо развивать навыки практического применения активной стратегии решения проблем, совершенствования поиска социальной поддержки. В таких случаях уместна психологическая коррекция пассивной стратегии избегания, совершенствование самоконтроля. Замена и анализ позиции «значимых других», выработка мотивации на достижение успеха может быть основано на тренинге поведенческих навыков. Профилактика самоубийств заключается не в избегании конфликтных ситуаций — по мнению И.С. Кона, это просто невозможно, а в создании такого психологического климата, чтобы человек не чувствовал себя одиноким, непризнанным и неполноценным. В девяти случаях из десяти покушения на самоубийство — не желание покончить счеты с жизнью, а крик о помощи (Г. Отто). О подобных желаниях суициденты говорят и предупреждают заранее; 80% суицидных попыток совершается дома, в дневное или вечернее время, когда кто-то может вмешаться. Многие из них откровенно демонстративны, адресованы кому-то конкретному, иногда можно даже говорить о суицидальном шантаже. Тем не менее все это чрезвычайно серьезно и требует чуткости и внимания учителей, родителей и психологов-консультантов.

В 1950 г. в США профессионалы в области психического здоровья основали первую телефонную линию доверия для людей, находящихся в бедственном положении. На прямом проводе круглосуточно дежурят психиатры или специальным образом подготовленные люди, которые внимательно выслушивают отчаявшихся и объясняют последним как можно получить профессиональную помощь. Несмотря на определенную помощь, оказываемую анонимным абонентам, исследования показали, что достаточно много людей просто не пользуются этой службой. Например, молодые женщины звонят гораздо чаще, чем мужчины, а ведь именно последние имеют больший риск суицида.

Во многих учебных заведениях происходит внедрение программ по обучению студентов и преподавателей выявлению предполагаемых суицидентов. Однако эти новые программы еще не доказали своей эффективности среди молодежи.

Другой превентивной мерой является ограничение доступа предполагаемых суицидентов к средствам, с помощью которых можно легко убить себя. Такие методы, как барьер, который не позволяет людям легко спрыгнуть с моста, а также ограничение доступа к огнестрельному оружию доказали свою эффективность в снижение уровня суицидов в обществе. Такие методы позволяют создать препятствия на пути немедленного суицида, вследствие чего суицидальные мысли могут измениться и решимость совершить суицид исчезнет. Препятствия также позволяют в некоторых случаях случайному спасателю физически вмешаться в совершаемый суицид.

Суицид оказывает разрушительное влияние на друзей и родственников суицидента. Умышленная, неожиданная и насильственная смерть человека часто заставляет других чувствовать беспомощность и отверженность. Члены семьи и друзья могут иметь дополнительный стрессовый фактор при обнаружении трупа. Родители часто страдают от выраженного чувства стыда и вины. Так как суицид рассматривается, как социальная стигма пережившие суицид стараются избегать общения с другими людьми, также как и окружающие избегают общения с ними. Несмотря на эти чрезвычайные проблемы, исследования показывают, что пережившие суицид, проходя сквозь такие же психологические проблемы, как и люди, потерявшие своих близких, в конце концов оправляются от своих печалей. Группы поддержки могут играть положительную роль в психологическом восстановлении жертв неудавшегося суицида.

Таким образом, психологическая помощь лицам, склонным к суициду является многогранным, четко организованным процессом. Она должна быть направлена на выяснение причин, которые привели человека к кризису, на организацию совместной деятельности с суицидентом по преодолению кризисной ситуации. Активная психологическая поддержка способна помочь человеку преодолеть желание совершить самоубийство.

2.3 Профилактика самоубийств

Так уж устроен человек, ухитряющийся быть одновременно сентиментальным и жестоким. С каким огорчением читаем мы сообщения о китах, которые по неизвестной причине выбрасываются на берег, совершая что-то вроде коллективного самоубийства. А эмоциональное воздействие от того, что тем временем во всех уголках земли представители homo sapiens продолжают заниматься самоистреблением, оказывается не столь острым. Между тем от суицида гибнет больше людей, чем в результате всех войн и убийств, совершающихся в мире ежегодно.

Поразительно, но совпадение почти полное: в первом случае -- в среднем 2739 погибших, во втором -- 2792. От этих цифр отмахнуться труднее. Мы до сих пор ужасаемся масштабу жертв, которыми обернулось нападение террористов-смертников на американские небоскребы, и отдаем дань памяти погибшим. А в это же время день за днем, без единого пропуска при полном безмолвии человечества продолжаем терять точно такое же число людей, для которых жизнь стала невыносимой. Это явление по своим последствиям тоже чем-то напоминает террор, только в данном случае он растянут на 365 дней, и отчаявшиеся люди обращают его против себя.

Примерно за 40 секунд, которые вы потратили, чтобы прочитать предыдущий абзац, с жизнью покончили еще двое несчастных. Самое трагичное заключается в том, что эта страшная реальность имеет тенденцию к росту. По прогнозам, число жертв самоубийства к 2020 году может возрасти в полтора раза. Тем самым ежегодная жатва смерти составит до полутора миллиона человек. Динамика бедствия, распространяющегося со скоростью лесного пожара, требует координации международных усилий, что побудило Всемирную организацию здравоохранения учредить Международный день предотвращения самоубийств, отмечаемый ежегодно 10 сентября. Он предусматривает много полезных вещей, в том числе обмен опытом, совместные научные исследования, внедрение инновационных проектов. Но особенно важно, наверное, добиться, чтобы свою ответственность за эту беду почувствовал каждый и старался на своем уровне хоть на чуточку увеличить территорию человеческой теплоты и участия, временно (хочется надеяться) оккупированной их антиподом - равнодушием.

По данным же ВОЗ за 2000 год, на 100 тысяч японцев приходились 24,1 самоубийства, а россиян -39,4, что втрое превышало средний мировой уровень. И между прочим, в 11,5 раза уровень дореволюционной патриархальной России в 1915 году. Правда, существует закономерность, по которой в периоды войн и революций уровень суицида снижается: смерть не надо искать, она просто растворена в воздухе.

Что касается пьянства, то тут тоже есть любопытная подробность. Дружно охаянная всеми (кроме врачей) антиалкогольная кампания Горбачева, дополненная эйфорией надежд, порожденных перестройкой, в полтора раза сократила число самоубийств. А потом наступило разочарование, и все вернулось на круги своя.

Информация о работе Социальная работа с людьми. Суицид