Социальная работа с людьми. Суицид

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2015 в 04:41, курсовая работа

Описание работы

В разных обществах и культурах существовало различное отношение к намеренному лишению себя жизни: где-то оно поощрялось, а где-то считалось недопустимым, устанавливалась даже уголовная ответственность за это деяние. Сейчас самоубийцы законом не преследуются, но проблема суицидов никуда не исчезла, это — одна из вечных проблем человечества.
Несмотря на широкий интерес к данной проблеме практически до начала XIX в. строго научного изучения самоубийств не предпринималось. Лишь в конце XIX в. появились первые основополагающие работы по суициду.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Особенности суицидального поведения
1.1 Сущность суицидального поведения
1.2 Типология суицидов
1.3 Возрастные особенности суицидального поведения
1.4 Факторы, влияющие на самоубийство
Глава 2. Способы работы с лицами, склонными к суициду
2.1 Оценка суицидального риска
2.2 Психологическая помощь в случаях суицидально-ориентированного поведения
2.3 Профилактика самоубийств
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 74.84 Кб (Скачать файл)

Такие крутые виражи - национальная особенность нашей истории. Распад СССР, ставший, по словам Владимира Путина, крупнейшей геополитической катастрофой XX века, вновь резко поднял кривую суицида. И это нетрудно понять: произошел слом в мировоззрении, образе жизни. У многих оказались разрушенными идеалы, которым люди следовали всю жизнь. Резались по-иному родственные и дружеские связи. Непреложным фактом является то, что число самоубийств резко подскочило во всех странах Восточной Европы и бывших советских республиках, включая государства Балтии, для которых независимость стала осуществлением заветной мечты. Именно эти страны вышли в лидеры суицидной статистики.

Данные последнего времени свидетельствуют, что в России, где достигнута определенная стабилизация, обстановка в этой сфере медленно, но улучшается. Однако не стоит спешить с победными реляциями. Только бы не спугнуть наметившийся процесс...

Но хватит статистики, можно назвать еще две цифры: эксперты ВОЗ в результате многолетних исследований насчитали 800 мотиваций самоубийства и 83 способа его осуществления.

Для профилактики самоубийств важное значение имеет выяснение состояния эмоционально-волевой сферы человека, покончившего с собой, его психическое отношение к предстоящему суициду. Поскольку самоубийство - деяние умышленное, то, прежде чем говорить об их предупреждении, необходимо рассмотреть мотивы и причины самоубийств.

Так, например, суицидальные проявления у детей и подростков является одной из форм поведения (аутоагрессия) и имеют определенные отличия от суицидального поведения у взрослых. Так, в 90% случаев суицидов в подростковом возрасте - это "крик о помощи", и лишь в 10% случаев имело место истинное желание покончить с собой.

Наиболее типичные мотивы суицидального поведения у подростков:

переживание обиды, одиночества, отчужденности, не возможность быть понятым;

действительная или мнимая утрата родительской любви, ревность;

переживания, связанные со смертью, разводом, уходом родителей из семьи;

чувство вины, стыда, угрызения совести, оскорбленное самолюбие, боязнь позора, насмешек, унижения;

страх наказания, нежелание принести извинения;

любовные неудачи, сексуальные эксцессы, беременность у девочек;

чувство мести, злобы, протеста, угроза, предупреждение, вымогательство;

желание привлечь внимание к своей судьбе, вызвать сочувствие к себе, избежать неприятных последствий, уйти от трудной ситуации;

сочувствие или подражание товарищам, героям книг или фильма.

Характеристики подростков с риском самоубийства:

1. Дети и подростки, переживающие  острые, экстремальные или длительные, психологически тяжелые ситуации.

Подростки, в поведении которых имеются аффективные расстройства в форме депрессии, дисфории (состояние ничем не обоснованной грусти).

Подростки с патохарактерологическими, психопатическими реакциями и психопатоподобными состояниями с преобладанием возбудимости, неустойчивости, демонстративности и психастенических расстройств в поведении.

Подростки, употребляющие спиртные напитки и склонные к асоциальным формам поведения.

Подростки из конфликтных семей, а также проживающие с психически больными родственниками, родителями-алкоголиками и наркоманами, в семьях, где были случаи суицидов у кого-либо из близких.

Подростки, страдающие хроническими соматическими и неврологическими заболеваниями, приводящими к социально-психологической изоляции и сопровождающимися депрессивными переживаниями.

Подростки, совершившие в прошлом попытку самоубийства, а также высказывающие угрозу суицида.

Формы профилактики подростковой суицидности. Предупреждение побуждений к самоубийству и повторных суицидальных попыток у подростков группы риска относится к одной из важных задач родителей, воспитателей и школьных психологов. Вот некоторые формы профилактики подростковой суицидности:

неукоснительное соблюдение педагогической этики, требований педагогической культуры в повседневной работе каждого воспитателя или учителя;

освоение хотя бы минимума знаний возрастной психопатологии, а также соответствующих приемов индивидуально-педагогического подхода, лечебной педагогики и психотерапии;

раннее выявление контингента риска на основе знания его характеристики в целях динамического наблюдения и своевременной психолого-педагогической коррекционной работы;

активный патронаж семей, в которых проживают учащиеся группы риска, с использованием приемов семейной психотерапии, оказанием консультативной помощи родителям и психолого-педагогической помощи детям;

неразглашение факторов суицидальных случаев в школьных коллективах;

рассмотрение угрозы самоубийства в качестве признака повышенного суицидального риска;

усиление внимания родителей к порядку хранения лекарственных средств, а также к суицидогенным психологическим факторам;

проведение при необходимости тактичной консультации подростка с психологом, психотерапевтом, психиатром;

формирование у учащихся таких понятий, как "ценность человеческой жизни", "цели и смысл жизни", а также индивидуальных приемов психологической защиты в сложных жизненных ситуациях;

повышение стрессоустойчивости путем психологической

подготовки подростка к сложным и противоречивым реалиям современной жизни, формирование готовности к преодолению ожидаемых трудностей;

психологическая помощь школе, семье и подростку в целях предупреждения или ослабления действия факторов, обусловливающих возникновение психогенных реакций или декомпенсацию имеющихся у школьника нервно-психических расстройств.

Для осуществления этого перечня необходимо:

повышение уровня психологической подготовки учителей, социальных педагогов, родителей;

увеличение численности школьных психологов, владеющих знаниями возрастной патопсихологии и психотерапии;

создание различных внешкольных форм психологической помощи: территориальных психологических консультаций, включающих в свою структуру психиатра, психотерапевта, юриста и других специалистов; телефона

доверия для анонимной психологической помощи при кризисных состояниях и др.

 

Таким образом, для создания системы профилактики суицидов у детей и подростков необходим комплекс организационно-педагогических мер, который бы на деле обеспечил реализацию провозглашаемых принципов гуманизации в воспитании и образовании.

Относительно людей более старшего возраста: сегодня существует Международная ассоциация по предотвращению самоубийств, по рекомендации которой во многих городах мира и нашей страны были созданы службы предупреждения самоубийств. Это новая форма организации медицинской и социально-психологической помощи людям, нуждающимся в квалифицированном совете или медикаментозном лечении. Службы ориентированы на широкие круги населения и в первую очередь на лиц, испытывающих состояние психологического кризиса, людей, подверженных влиянию стрессогенных факторов и являющихся потенциально суицидоопасными.

Одним из главных принципов деятельности служб является их анонимность. Сознание, что личные, мучительные для человека вопросы не получат огласку, делает пациента более раскованным, облегчает установление с ним контакта. Неукоснительно соблюдается еще один принцип, рекомендуемый международными суицидологическими организациями, -- подразделение службы не должно располагаться на территории психиатрических учреждений. Это устраняет барьер, мешающий человеку обратиться к психотерапевту. Ведь нередко такому шагу препятствует страх прослыть психически больным, быть поставленным на психиатрический учет.

Службы могут быть укомплектованы как добровольцами, так и специалистами-психотерапевтами. Главное преимущество службы состоит в том, что ее основные звенья действуют не автономно, а объединены в систему. Структурные подразделения - "телефон доверия", кабинеты социально-психологической помощи, кризисные стационары - имеют преемственную связь и координируются центром.

Основным звеном в деле предотвращения самоубийств является анонимная телефонная служба ("телефон доверия"), которая была основана в 1953 г. в Лондоне священником Чад Вара и стала быстро распространяться во всех государствах Европы и Америки. В настоящее время службы доверия существуют и в нашей стране. Цель этой телефонной службы - стремление предложить, молодому человеку, находящемуся в кризисной ситуации и помышляющему о самоубийстве, телефонный контакт с сотрудником, готовым выслушать его как друг, способным помочь абоненту преодолеть кризисную ситуацию, с которой он столкнулся. Среди принципов службы особое место занимает доверительность, абсолютная секретность, запрет требовать вознаграждения за услуги и запрет оказания любого давления. Принципы работников служб - "не судить, не критиковать и даже не удивляться", а помочь абоненту самостоятельно прийти к правильному решению. Люди широко информируется о наличии "телефона доверия". Очень часто в автобусах и на улицах города можно видеть плакаты с лозунгом "Не замыкайся в себе, позвони нам!". Самоубийства при этом не упоминаются, сообщается только, что оказывается "помощь в беде, безнадежности и депрессии". Французские психологи К. Помро, М. Делорм, предлагая пути профилактики суицида считают, что любой переход к суицидальному акту выявляет психическое страдание, которое следует оценить и по мере возможности вылечить. Госпитализация молодых людей после попытки самоубийства становится средством для изменения дезорганизующей ситуации, кризиса в организующую психическую фазу благодаря работе над "кризисом".

Российские педагоги, в частности А. Мелихов, предлагают проводить беседы с подростками, обсуждать элементарные сведения из суицидологии. Необходимо "раскрыть подросткам механизм подражания, деромантизировать самоубийство, чтобы оно потеряло для молодежи свою привлевательность". Проблема молодежного суицида является одной из первостепенных для России. Мы переживаем демографический кризис. Под вопрос поставлена способность нации к самовоспроизводству. Статистические данные показывают, что за один день в России в среднем кончают жизнь самоубийством сто восемь человек. Легко подсчитать, что за год около сорока тысяч человек добровольно уходят из жизни. Если учесть также все неудавшиеся по той или иной причине суицидальные попытки, то эта цифра, очевидно, многократно увеличится. Число молодежных суицидов занимает здесь не маленькое значение. Самоубийства совершаются по различным мотивам и поводам, но всегда вытекают из конфликта либо внутри личности, либо личности и окружающей среды, когда индивид не может разрешить такой конфликт. Наша задача помочь людям преодолеть этот конфликт более позитивным путем. Необходимо создавать объединения, организации, чтобы человек не чувствовал себя одиноким, чтобы были общие идеи, цели, связывающие людей.

 

 

Заключение

По данным Всемирной организации здравоохранения в мире ежегодно около 400—500 тыс. человек кончают жизнь самоубийством, а число попыток — в десятки раз больше. Количество самоубийств в европейских странах примерно в три раза превышает число убийств.

Уровень самоубийств, по мнению большинства авторов, является относительно устойчивым национальным показателем. Высокий уровень самоубийств сохраняется в ряде современных государств — Венгрии, ФРГ, Австрии, Дании, Швейцарии. Низкий уровень самоубийств — в Испании, Италии, Израиле, в странах латинской Америки. Например, в Никарагуа приходится 3,2 случая на 100 тыс. жителей. В России в конце 1980-х гг. отмечалось 23 случая (на 100 тыс. чел.), что примерно соответствовало уровню ФРГ — 21 или Франции — 22. С 1994 г. первые места в мире заняли: Литва — 45,8; Россия — 41,8; Эстония — 40,9; Латвия — 40,6; Венгрия — 35,3.

В ходе проведения работы были выполнены следующие задачи:

1.Осуществлен теоретический  анализ литературы по изучаемой  литературе.

2.Были изучены особенности  суицидального поведения. Суицидальное  поведение имеет сложный комплексный  характер: проявляется в разных  формах , включает две фазы, имеет свои признаки и способы проявления; для каждого возраста характерны разные причины возникновения суицидов. Выделяя психологический анализ в качестве ведущего для работы с конкретной личностью, психологи, несомненно, должны учитывать и другие важные аспекты проблемы, такие, как социальный, правовой, исторический, культурологический, медицинский, этический.

3.Ознакомлены со способами  профилактики и лечения лиц, склонных  к суициду. Психологическая помощь  лицам, склонным к суициду является  многогранным, четко организованным  процессом. Оценка суицидального  поведения заключается в учете  разных сторон жизнедеятельности  человека. Необходимо учитывать  признаки высокой вероятности  реализации попытки самоубийства, наличие конфликтных ситуаций  в жизни человека, следует знать  основные психические состояния, обуславливающие самоубийства. Только  в этом случае возможна своевременная  психологическая помощь человеку, склоняющемуся к попытке самоубийства. Психологическая помощь должна  быть направлена на выяснение  причин, которые привели человека  к кризису, на организацию совместной  деятельности с суицидентом по преодолению кризисной ситуации. Активная психологическая поддержка способна помочь человеку преодолеть желание совершить самоубийство.

4.Сформулированы выводы.

Обобщая вышесказанное, можно сказать, что загадка смерти всегда будет волновать человечество. Наверное, и в самом гуманном обществе обстоятельства будут приводить людей к опасной черте. Но, опираясь на неповторимую ценность каждой человеческой жизни, общество может помочь любому выработать жизнеутверждающее мировоззрение, проникнуться верой в великое предназначение человека. Одна смерть - это смерть, а тысячи смертей это статистика. Конечно, добровольный уход из жизни человека его неповторимая личная трагедия. Но когда уходят из жизни гениальные люди, олицетворяющие эпоху, это трагедия и всего общества в целом.

 Таким образом, "качественное  наполнение" приведенных статистикой  ужасных цифр делает их еще  страшнее. Да, хотя среди самоубийц  много людей опустившихся, подверженных  алкоголю и наркомании, просто  психически больных, но в первую  очередь от нас уходят люди  порядочные, с сохранившимся чувством  чести, долга, собственного достоинства. Можно ли что-то сделать, чтобы  как-то удержать человека у  последней черты? Можно. Изменить  условия жизни людей. Перейти  от бесконечных разговоров о  равных возможностях для каждого  к созданию реальных условий, эти возможности обеспечивающих. Добиться того, чтобы в своей  стране, на своей улице, в своем  доме человек чувствовал себя  защищенным. Люди просто не верят, что их кто-то или что-то  защитит. Самоубийство - свидетельство  все возрастающей разобщенности  людей. Когда связи человека с  миром слабеют, один ищет компенсации  в алкоголе, другой в наркотиках, а третий начинает думать, что  он этому миру больше не  нужен. И уходит из него. Потеря  эта невосполнима, ведь с каждым  человеком исчезает безвозвратно  целая Вселенная.

Информация о работе Социальная работа с людьми. Суицид