Социальная работа с мигрантами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 16:46, реферат

Описание работы

Социальная работа с мигрантами осуществляется в рамках разных социально-миграционных стратегий. Наибольшее распространение с мире имеют стратегии интеграции и мультикультурализма. Стратегия интеграции предполагает включение мигрантов в жизнедеятельность принимающего общества, что приводит к принятию ими норм культуры этого общества при существенном ослаблении влияния на них норм общества исхода. Так преодолевается маргинальное раздвоение идентичности мигранта.

Файлы: 1 файл

ср с различными категориями населения.docx

— 74.04 Кб (Скачать файл)

1   ...   14   15   16   17   18   19   20   21   22

Глава 11. Социальная работа с  мигрантами

 

11.1. Основные направления  социальной поддержки мигрантов  в Российской Федерации

 

Миграция населения –  это характерная черта современного развития общества. Она сочетает в  себе противоречивые тенденции: устраняет  дефицит рабочей силы; повышает уровень  социальной мобильности некоторых  категорий населения; восполняет существенные социально-демографические потери; решает проблему перенаселенности отдельных  территорий; способствует преодолению  безработицы; позволяет сохранить  национально-культурную и историческую идентичность; повышает уровень криминогенности на территориях массового скопления мигрантов; обостряет социальные проблемы принимающих территорий; нарушает естественно-антропологические связи мигранта; увеличивает количество маргинальных элементов в обществе.

 

Мигрантом называют человека, покинувшего место своего постоянного  проживания более чем на шесть  месяцев под влиянием выталкивающих  или притягивающих факторов. Под  выталкивающими факторами понимается совокупность обстоятельств, препятствующих свободной и безопасной жизни  человека (политические репрессии, экологические  катастрофы, военные действия, национально-этнические вооруженные конфликты и другие). Притягивающие факторы, напротив, демонстрируют  стремление к улучшению жизни (переезд  в экономически развитые регионы, в  центры образования).

 

Миграционные движения разнообразны по структуре и содержанию. В современной  науке до сих пор не существует единой классификации миграционных процессов. Традиционно миграционные потоки разделяют на добровольные и  вынужденные. Принципиальное отличие  между ними состоит в факторе, подтолкнувшем индивида к переезду. Если, в основе лежит стремление улучшить свою жизнь, то движение осуществляется под влиянием притягивающих факторов и мигранта называют добровольным. Если, индивид, стремясь сохранить свою жизнь и здоровье, жизнь и здоровье своей семьи от негативных воздействий, перемещается на новую территорию под  влиянием выталкивающих факторов, то его называют вынужденным мигрантом: беженцем, перемещенным лицом или  вынужденным переселенцем (употребляется  только в Российской Федерации).

 

В зависимости от направления  движения миграции могут быть внутренними (индивид не пересекает границ своего государства) и внешними (связаны  с пересечением границ одного или  нескольких иностранных государств). В свою очередь внешние миграции делятся на эмиграцию (выезд из страны временно или на постоянное жительство) и иммиграцию (въезд в страну на постоянное жительство или временно). В зависимости от степени законности внешних мигрантов их пребывание в стране становится либо легальным, транзитным, либо нелегальным.

 

Исходя из вышеперечисленных  параметров, можно выделить четыре глобальных миграционных потока: вынужденная  внешняя миграция, добровольная внешняя  миграция, внутренняя вынужденная миграция, внутренняя добровольная миграция.

 

К вынужденным внешним  мигрантам можно отнести: людей, ищущих политическое убежище; беженцев; людей, ищущих работу, но попавших в  руки криминальных структур, обманом  или силой вывозящих мигрантов  в другие страны для эксплуатации.

 

К добровольным внешним мигрантам  относятся: трудовые мигранты, находящие  более выгодные условия приложения своих сил в другой стране; мигранты, переезжающие в другие страны для  воссоединения с семьей; репатрианты (соотечественники, возвращающиеся из-за границы с целью стать гражданами на территории исторической родины).

 

Вынужденные внутренние мигранты – это временно перемещенные лица; вынужденные переселенцы; мигранты из зон экологических бедствий.

 

К внутренним добровольным мигрантам  можно отнести переезжающих из сельской местности в города и наоборот в поисках более подходящих условий; внутренних трудовых мигрантов; переселяющихся в поисках подходящего для  здоровья климата (например переселенцы  из районов Крайнего севера и приравненных к ним областей).

 

Мигранты, ввиду особенностей их положения на новом месте жительства, являются, с одной стороны, социально  уязвимой, а с другой – потенциальной  важной для развития территорий категорией населения. Поэтому государство  обращается особое внимание на меры социальной поддержки легальных мигрантов.

 

Социальная работа с мигрантами строится в соответствии с основными  направлениями Государственной  миграционной политики, целью которой  является эффективное управление миграционными  процессами для устойчивого социально-экономического и демографического развития страны, обеспечение ее национальной безопасности, геополитических интересов, прав и  свобод человека и гражданина.

 

Современная Государственная  миграционная политика реализуется  в четырех приоритетных направлениях: первое - привлечение в РФ высококвалифицированных  трудовых ресурсов; второе – содействие добровольному переселению в  РФ соотечественников, проживающих  за рубежом; третье – формирование гармоничной системы расселения на основе миграционной привлекательности регионов страны в зависимости от демографической ситуации, потребности в трудовых ресурсах, прогноза социально-экономического развития, а также создания благоприятных условий для жизнедеятельности местного населения; четвертое – эффективное противодействие правонарушениям и преступлениям в сфере миграции в системе борьбы с преступностью и терроризмом на международном и национальном уровнях.

 

Государственная миграционная политика базируется на следующих принципах: индивидуально-дифференцированного  подхода к решению проблем  различных категорий мигрантов; обеспечения национальной безопасности и защиты интересов РФ; соответствие миграционной политики тенденциям социально-экономического развития страны; учет интересов коренного  населения; открытость и доступность  информации о реализации ГМП; обеспечение  прав и свобод мигрантов в рамках российского законодательства; преодоление  ксенофобии в отношении мигрантов, формирование толерантного отношения  к ним; научного обоснования и  сопровождения реализации ГМП.

 

С точки зрения социальной работы мигрант – это субъект, нуждающийся в социальной помощи и поддержке, особенно в период адаптации  и интеграции в принимающее общество. Понятие «трудной жизненной ситуации»  мигранта включает в себя следующие  компоненты: 1) давление внешних обстоятельств, не поддающихся индивидуальному  контролю, нарушающих привычный жизненный  уклад индивида; 2) множественные  потери, ставящие под угрозу социальное и экономическое благополучие индивида; 3) сильные негативные переживания, ухудшающие социальное самочувствие индивида.

 

Но не все категории  мигрантов в равной степени могут  рассчитывать на социальную поддержку  со стороны государства. В Российской Федерации к социально поддерживаемым категориям мигрантов относят: студентов  – мигрантов; вынужденных переселенцев и беженцев; высококвалифицированных  трудовых добровольных мигрантов; легальных  мигрантов, относящихся к социально  ущемленным слоям населения (многодетные  семьи, инвалиды, дети, пожилые люди).

 

Целями социальной работы с социально одобряемыми категориями  мигрантов являются: с одной стороны, повышение социального статуса  и улучшение положения мигранта; а с другой – воздействие на среду, в которую они включаются. Результатом должно стать “примирение” с новой социальной средой, интеграция в ней.

 

Социальная работа с мигрантами осуществляется в рамках разных социально-миграционных стратегий. Наибольшее распространение  с мире имеют стратегии интеграции и мультикультурализма. Стратегия интеграции предполагает включение мигрантов в жизнедеятельность принимающего общества, что приводит к принятию ими норм культуры этого общества при существенном ослаблении влияния на них норм общества исхода. Так преодолевается маргинальное раздвоение идентичности мигранта. Стратегия мультикультурализма предполагает сохранение в принимающем обществе сообществ мигрантов, живущих в соответствии с культурными нормами общества исхода, но признающих официальные нормы принимающего общества. Обе эти стратегии имеют некоторые недостатки. В первом случае мигранты и принимающее общество могут потерять всякую идентичность, что приведет к формированию симбиозных культур. Во втором случае коренное население может проводить по отношению к мигрантам политику изоляции, при которой мигранты допускаются лишь в ограниченные страты принимающего общества. Для России характерно использование обеих стратегий социальной работы.

 

Приоритетными направлениями  в области социальной поддержки  мигрантов в Российской Федерации  можно назвать: создание условий  для получения профессионального  образования (квотирование мест в средне специальных и высших учебных  заведениях для особо нуждающихся  мигрантов и жителей сельской местности); социально-экономическая  поддержка (пособия, льготы, натуральная  помощь); медико-социальная поддержка (медицинское страхование, льготное медицинское обслуживание, бесплатная экстренная медицинская помощь, организация  диспансеризации); социально-правовая поддержка (юридические консультации, правовое просвещение); информационная поддержка (создание информационных служб  и бесплатных консультационных пунктов); помощь в трудоустройстве (биржи  труда, организация дополнительных рабочих мест для высококвалифицированных  специалистов); поддержка молодой  семьи (льготное ипотечное кредитование, снижение налогового бремени, выплата  компенсаций и пособий при  рождении ребенка и на период декретного отпуска); социально-психологическая  поддержка в период адаптации  к новому месту жительства (работа психологических служб в учебных  заведениях и на некоторых предприятиях, телефоны доверия); профилактика асоциальных  явлений (наркомании, алкоголизма, проституции, преступных действий) в среде мигрантов; контроль нелегальной миграции (организация  регулярных рейдов службами правопорядка, проверка паспортного режима, выдворение нелегальных мигрантов из страны); социально-культурная поддержка (деятельность национально-культурных объединений  и диаспор, различных религиозных  концессий, общественных организаций).

 

Таким образом, социальная поддержка  легальных мигрантов направлена на смягчение трудной жизненной  ситуации, создание условий для их успешной адаптации и интеграции в принимающее общество. Значительно  сложнее положение нелегальных  мигрантов. в их отношении государство  придерживается двух основных линий: во-первых, облегчение процедуры получения  легального статуса мигранта на территории страны (в первую очередь для мигрантов  из стран СНГ); во-вторых, контроль и  выдворение нелегальных мигрантов.

 

^ 11.2. Социальная поддержка  мигрантов на рынке труда

 

Трудовые мигранты (легальные  и нелегальные) составляют около 70% мирового миграционного потока. Стремление приложить трудовые ресурсы с  максимальной выгодой для себя подталкивает людей к поиску работы в экономические  развитых регионах.

 

Сегодня проблемами трудовой миграции занимается значительное число  глобальных учреждений и организаций (прежде всего в рамках ООН), Так, Комиссия ООН по народонаселению  располагает фондом, часть которого используется на субсидирование национальных программ в области миграции населения. Деятельность Международной организации  труда (МОТ) предусматривает в качестве одной из своих целей регулирование  межстрановой миграции населения. Ряд международных договоров, принятых Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), содержит специальные нормы, которые касаются физического состояния трудящихся-мигрантов. В документах ЮНЕСКО имеются положения, направленные на лучшие образования трудящихся-мигрантов и членов их семей. Возрастает роль Международной организации по миграции (МОМ), целью которой является обеспечение упорядоченной и плановой межстрановой миграции, ее организация, обмен опытом и информацией по этим вопросам. Кроме того в регионе Западной Европы Межправительственный комитет по вопросам миграции (СИМЕ) своей деятельностью способствует обеспечению и защите прав трудящихся-мигрантов. Нормативно-правовая база, для миграции представлена огромным числом законов и подзаконных актов.

 

Трудовой мигрант, согласно Конвенции Международной организации  труда (МОТ), - это лицо, которое мигрирует  или мигрировало из одной страны в другую с целью получить работу. Данное определение включает в себя также любое лицо, законно въехавшее  в страну в качестве трудового  ресурса. Однако оно не включает в  себя пограничных и сезонных рабочих, лиц свободных профессий и  некоторые другие категории.

 

Ежегодно в Россию из дальнего и ближнего зарубежья прибывают  значительные контингенты работников главным образом на временные  работы. Чаще всего это рабочие  высокой квалификации: рабочие-строители, специалисты сельского и лесного  хозяйства, промышленности, торговли. Главные страны-экспортеры в ближнем  зарубежье - Украина, Молдавия, Грузия и Армения; в дальнем зарубежье - Турция, Китай, страны бывшей Югославии, Вьетнам. В Россию едут в поисках  работы граждане более чем из ста  стран. Иностранная рабочая сила привлекается практически во все  экономические районы страны, но в  большей степени в Центральный, Западно-Сибирский и Дальневосточный. В последние годы увеличилось  количество и доля рабочих и специалистов, прибывающих из дальнего зарубежья - из развитых стран, в том числе  США и Англии.

 

Важной проблемой для  РФ является состояние межрайонной  миграции. В оптимальном варианте она соединяет регионы страны в единый экономический комплекс и тем самым укрепляет государство. Сегодня межрайонная миграция становится мощным фактором изменения демографического и трудового потенциала Северных и Восточных регионов, созданных  там за предшествующие десятилетия. В России есть территории с одновременно миграционной и естественной убылью населения. Миграция в них количественно  дополняет естественные потери населения  и тем самым ускоряет сокращение общей численности. Первоочередного  внимания к состоянию межрайонной  миграции заслуживают районы Севера и приравненные к ним местности  и Сибирь. Именно здесь сосредоточены  основные природные ресурсы России и за счет этих регионов в перспективе должно прирастать богатство страны. Однако характер миграции в регионе не соответствует развивающимся новым рыночным отношениям - наблюдается интенсивный отток населения, сокращение численности, ухудшение демографической структуры, обострение проблем коренных народов. Многие северные и восточные регионы теряют население моложе трудоспособного. В районах Крайнего Севера очень низкий уровень жизни, и миграционные процессы не приняли обвального характера из-за отсутствия у населения достаточных денежных средств. Миграции в Западной Сибири обусловлены географическим положением региона, наличием богатых природных ресурсов, транспортной доступностью, развитием производительных сил. В совокупности Западная Сибирь наиболее притягательна для мигрантов. Восточная Сибирь за последние годы потеряла свое население в миграционном обмене с другими территориями.

Информация о работе Социальная работа с мигрантами