Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 16:46, реферат
Социальная работа с мигрантами осуществляется в рамках разных социально-миграционных стратегий. Наибольшее распространение с мире имеют стратегии интеграции и мультикультурализма. Стратегия интеграции предполагает включение мигрантов в жизнедеятельность принимающего общества, что приводит к принятию ими норм культуры этого общества при существенном ослаблении влияния на них норм общества исхода. Так преодолевается маргинальное раздвоение идентичности мигранта.
1 ... 14 15 16 17 18 19 20 21 22
Глава 11. Социальная работа с мигрантами
11.1. Основные направления
социальной поддержки
Миграция населения –
это характерная черта
Мигрантом называют человека,
покинувшего место своего постоянного
проживания более чем на шесть
месяцев под влиянием выталкивающих
или притягивающих факторов. Под
выталкивающими факторами понимается
совокупность обстоятельств, препятствующих
свободной и безопасной жизни
человека (политические репрессии, экологические
катастрофы, военные действия, национально-этнические
вооруженные конфликты и
Миграционные движения разнообразны по структуре и содержанию. В современной науке до сих пор не существует единой классификации миграционных процессов. Традиционно миграционные потоки разделяют на добровольные и вынужденные. Принципиальное отличие между ними состоит в факторе, подтолкнувшем индивида к переезду. Если, в основе лежит стремление улучшить свою жизнь, то движение осуществляется под влиянием притягивающих факторов и мигранта называют добровольным. Если, индивид, стремясь сохранить свою жизнь и здоровье, жизнь и здоровье своей семьи от негативных воздействий, перемещается на новую территорию под влиянием выталкивающих факторов, то его называют вынужденным мигрантом: беженцем, перемещенным лицом или вынужденным переселенцем (употребляется только в Российской Федерации).
В зависимости от направления движения миграции могут быть внутренними (индивид не пересекает границ своего государства) и внешними (связаны с пересечением границ одного или нескольких иностранных государств). В свою очередь внешние миграции делятся на эмиграцию (выезд из страны временно или на постоянное жительство) и иммиграцию (въезд в страну на постоянное жительство или временно). В зависимости от степени законности внешних мигрантов их пребывание в стране становится либо легальным, транзитным, либо нелегальным.
Исходя из вышеперечисленных параметров, можно выделить четыре глобальных миграционных потока: вынужденная внешняя миграция, добровольная внешняя миграция, внутренняя вынужденная миграция, внутренняя добровольная миграция.
К вынужденным внешним мигрантам можно отнести: людей, ищущих политическое убежище; беженцев; людей, ищущих работу, но попавших в руки криминальных структур, обманом или силой вывозящих мигрантов в другие страны для эксплуатации.
К добровольным внешним мигрантам
относятся: трудовые мигранты, находящие
более выгодные условия приложения
своих сил в другой стране; мигранты,
переезжающие в другие страны для
воссоединения с семьей; репатрианты
(соотечественники, возвращающиеся из-за
границы с целью стать
Вынужденные внутренние мигранты – это временно перемещенные лица; вынужденные переселенцы; мигранты из зон экологических бедствий.
К внутренним добровольным мигрантам можно отнести переезжающих из сельской местности в города и наоборот в поисках более подходящих условий; внутренних трудовых мигрантов; переселяющихся в поисках подходящего для здоровья климата (например переселенцы из районов Крайнего севера и приравненных к ним областей).
Мигранты, ввиду особенностей их положения на новом месте жительства, являются, с одной стороны, социально уязвимой, а с другой – потенциальной важной для развития территорий категорией населения. Поэтому государство обращается особое внимание на меры социальной поддержки легальных мигрантов.
Социальная работа с мигрантами
строится в соответствии с основными
направлениями Государственной
миграционной политики, целью которой
является эффективное управление миграционными
процессами для устойчивого социально-
Современная Государственная миграционная политика реализуется в четырех приоритетных направлениях: первое - привлечение в РФ высококвалифицированных трудовых ресурсов; второе – содействие добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом; третье – формирование гармоничной системы расселения на основе миграционной привлекательности регионов страны в зависимости от демографической ситуации, потребности в трудовых ресурсах, прогноза социально-экономического развития, а также создания благоприятных условий для жизнедеятельности местного населения; четвертое – эффективное противодействие правонарушениям и преступлениям в сфере миграции в системе борьбы с преступностью и терроризмом на международном и национальном уровнях.
Государственная миграционная
политика базируется на следующих принципах:
индивидуально-
С точки зрения социальной работы мигрант – это субъект, нуждающийся в социальной помощи и поддержке, особенно в период адаптации и интеграции в принимающее общество. Понятие «трудной жизненной ситуации» мигранта включает в себя следующие компоненты: 1) давление внешних обстоятельств, не поддающихся индивидуальному контролю, нарушающих привычный жизненный уклад индивида; 2) множественные потери, ставящие под угрозу социальное и экономическое благополучие индивида; 3) сильные негативные переживания, ухудшающие социальное самочувствие индивида.
Но не все категории
мигрантов в равной степени могут
рассчитывать на социальную поддержку
со стороны государства. В Российской
Федерации к социально
Целями социальной работы
с социально одобряемыми
Социальная работа с мигрантами осуществляется в рамках разных социально-миграционных стратегий. Наибольшее распространение с мире имеют стратегии интеграции и мультикультурализма. Стратегия интеграции предполагает включение мигрантов в жизнедеятельность принимающего общества, что приводит к принятию ими норм культуры этого общества при существенном ослаблении влияния на них норм общества исхода. Так преодолевается маргинальное раздвоение идентичности мигранта. Стратегия мультикультурализма предполагает сохранение в принимающем обществе сообществ мигрантов, живущих в соответствии с культурными нормами общества исхода, но признающих официальные нормы принимающего общества. Обе эти стратегии имеют некоторые недостатки. В первом случае мигранты и принимающее общество могут потерять всякую идентичность, что приведет к формированию симбиозных культур. Во втором случае коренное население может проводить по отношению к мигрантам политику изоляции, при которой мигранты допускаются лишь в ограниченные страты принимающего общества. Для России характерно использование обеих стратегий социальной работы.
Приоритетными направлениями
в области социальной поддержки
мигрантов в Российской Федерации
можно назвать: создание условий
для получения
Таким образом, социальная поддержка легальных мигрантов направлена на смягчение трудной жизненной ситуации, создание условий для их успешной адаптации и интеграции в принимающее общество. Значительно сложнее положение нелегальных мигрантов. в их отношении государство придерживается двух основных линий: во-первых, облегчение процедуры получения легального статуса мигранта на территории страны (в первую очередь для мигрантов из стран СНГ); во-вторых, контроль и выдворение нелегальных мигрантов.
^ 11.2. Социальная поддержка мигрантов на рынке труда
Трудовые мигранты (легальные и нелегальные) составляют около 70% мирового миграционного потока. Стремление приложить трудовые ресурсы с максимальной выгодой для себя подталкивает людей к поиску работы в экономические развитых регионах.
Сегодня проблемами трудовой миграции занимается значительное число глобальных учреждений и организаций (прежде всего в рамках ООН), Так, Комиссия ООН по народонаселению располагает фондом, часть которого используется на субсидирование национальных программ в области миграции населения. Деятельность Международной организации труда (МОТ) предусматривает в качестве одной из своих целей регулирование межстрановой миграции населения. Ряд международных договоров, принятых Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), содержит специальные нормы, которые касаются физического состояния трудящихся-мигрантов. В документах ЮНЕСКО имеются положения, направленные на лучшие образования трудящихся-мигрантов и членов их семей. Возрастает роль Международной организации по миграции (МОМ), целью которой является обеспечение упорядоченной и плановой межстрановой миграции, ее организация, обмен опытом и информацией по этим вопросам. Кроме того в регионе Западной Европы Межправительственный комитет по вопросам миграции (СИМЕ) своей деятельностью способствует обеспечению и защите прав трудящихся-мигрантов. Нормативно-правовая база, для миграции представлена огромным числом законов и подзаконных актов.
Трудовой мигрант, согласно
Конвенции Международной
Ежегодно в Россию из дальнего
и ближнего зарубежья прибывают
значительные контингенты работников
главным образом на временные
работы. Чаще всего это рабочие
высокой квалификации: рабочие-строители,
специалисты сельского и
Важной проблемой для
РФ является состояние межрайонной
миграции. В оптимальном варианте
она соединяет регионы страны
в единый экономический комплекс
и тем самым укрепляет