Социальная работа с мигрантами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 16:46, реферат

Описание работы

Социальная работа с мигрантами осуществляется в рамках разных социально-миграционных стратегий. Наибольшее распространение с мире имеют стратегии интеграции и мультикультурализма. Стратегия интеграции предполагает включение мигрантов в жизнедеятельность принимающего общества, что приводит к принятию ими норм культуры этого общества при существенном ослаблении влияния на них норм общества исхода. Так преодолевается маргинальное раздвоение идентичности мигранта.

Файлы: 1 файл

ср с различными категориями населения.docx

— 74.04 Кб (Скачать файл)

 

Важным видом социальной поддержки студентов - мигрантов  является их жилищное обеспечение на период учебы в вузе или сузе. Студенческие общежития являются обязательным атрибутом учебных заведений профессионального образования. Правила заселения и проживания в общежитии составляются каждым учебным заведением РФ самостоятельно на основании Постановления Правительства РФ №4 от 31.05.1995 года и письма Госкомвуза РФ №407 от 28.04.1994 года.

 

Другой формой социальной поддержки студентов можно назвать  введение компенсаций за транспортные расходы в виде льготных проездных  билетов на городские и пригородные (для студентов, включенных в маятниковые  миграции) маршруты. Месячные льготные именные проездные билеты студентов  дают право проезда на автомобильном (в некоторых регионах РФ и на железнодорожном) транспорте общего пользования (кроме такси) городского и пригородного сообщения между указанными в  нем пунктами. Для организации  обеспечения студентов льготными  проездными билетами учебное заведение  перед началом учебного года обязано  предоставить списки студентов, нуждающихся  в данном виде услуг в транспортную компанию региона, выигравшую в данный период времени тендор на осуществление подобных перевозок. Студент может приобрести месячный льготный именной проездной билет в кассах вышеуказанной транспортной компании при предъявлении им студенческого билета в сроки, оговоренные компанией-перевозчиком.

 

Одной из важных форм социальной поддержки студентов-мигрантов является их социально-экономическая поддержка, осуществляемая в форме стипендиального  обеспечения. Стипендия является денежной выплатой студентам, назначаемой успешно  обучающимся по очной форме обучения. На сегодняшний день в Российской Федерации установлены следующие  виды стипендий: Стипендии Президента РФ и специальные государственные  стипендии Правительства РФ; государственные (муниципальные) стипендии для аспирантов и докторантов; государственные (муниципальные) академические стипендии; государственные (муниципальные) социальные стипендии; именные стипендии.

 

Стипендии Президента РФ и  специальные государственные стипендии  Правительства РФ назначаются студентам  и аспирантам, достигших выдающихся успехов в учебной и научной  деятельности. Государственные (муниципальные) академические стипендии назначаются  студентам, обучающимся по очной  форме обучения, в зависимости  от успехов в учебе и научной  деятельности. Государственные (муниципальные) социальные стипендии назначаются  студентам, нуждающимся в социальной помощи (детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей; лицам, признанным в установленном порядке  инвалидами 1 и 2 группы; лицам, пострадавшим в результате аварии на Чернобыльской  АЭС и других радиационных катастроф; студентам, являющимся инвалидами и  ветеранами боевых действий). Именные  стипендии учреждаются органами государственной власти, органами местного самоуправления, университетом и  другими юридическими и физическими  лицами и назначаются студентам, аспирантам, докторантам.

 

Размер государственной (муниципальной) академической стипендии устанавливается  по решению Ученого Совета вуза на основании результатов экзаменационной  сессии и в пределах стипендиального  фонда (формируется за счет средств  федерального бюджета, бюджетов субъектов  РФ и местных бюджетов) и выплачивается  по приказу ректора при согласовании с профсоюзным комитетом студентов, но не может быть меньше размера  стипендии установленного федеральным  законом. Размер государственной (муниципальной) социальной стипендии устанавливается  по такой же процедуре и не может  быть меньше полуторакратного размера  стипендии, установленной законом  для учреждений соответствующего уровня профессионального образования.

 

Кроме стипендии студенты-мигранты имеют право на другие формы материальной социальной поддержки. Студентам очной  формы обучения (в первую очередь  остронуждающимся) один раз в год  может быть выделена единовременная материальная помощь на основании заявления  студента и согласия профсоюзного комитета. Студентам из числа детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения  родителей, обучающихся по очной  форме обучения, ежегодно выплачивается  пособие на приобретение учебной  литературы и письменных принадлежностей. Предусмотрены компенсации в  связи с удорожанием питания  в студенческих столовых, оплаты льготного  проезда на железнодорожном, авиационном, речном и автомобильном транспорте, оплаты санаторно-курортного лечения. Они могут быть выделены студенту по решению администрации учебного заведения, по согласованию со студенческой профсоюзной организацией в зависимости от материального положения студента.

 

За успехи в учебной, научной, спортивной, культурно-массовой деятельности, победы в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях  и других мероприятиях, за активную общественную и организаторскую  деятельность в студенческих коллективах, социальной сфере, культурно-массовых мероприятиях, руководство студенческими  группами, за успешное выполнение индивидуальных учебных планов и другую деятельность по овладению своей специальностью (согласно Государственному образовательному стандарту высшего профессионального  образования) студентам может быть назначена персональная надбавка или  премия по представлению деканатов, общественных организаций, руководителей  подразделений по согласованию с  профкомом студентов и при  наличии бюджетных средств.

 

Кроме этого студенту-донору, сдавшему безвозмездно в течение  года кровь и (или) е компоненты в  суммарном количестве, равном двум максимально-допустимым дозам, на основании  закона РФ «О донорстве крови и  ее компонентов» от 16.04.2001г. №39-ФЗ, в  течение шести месяцев выплачивается  надбавка к стипендии в размере 25% при условии получения им стипендии. Надбавка назначается на основании  справки установленного образца, выданного  соответствующим лечебным учреждением.

 

Новой формой социальной поддержки  студентов - вынужденных мигрантов  является дополнительное квотирование для них мест в профессиональных учебных заведениях. Приказ Министерства образования и науки РФ, Федерального агентства по образованию №737 от 27.07.2005 «О дополнительном выделении  объема государственного задания (контрольных  цифр приема) на подготовку специалистов с высшим профессиональным образованием»  гласит: утвердить дополнительное выделение  объема государственного задания (контрольных  цифр приема) высшими учебными заведениями  на подготовку специалистов с высшим профессиональным образованием по специальностям и направлениям подготовки в 2005 году по очной форме обучения для организации  целевого приема выпускников образовательных  учреждений республик Южного Федерального округа. Всего в приказе заявка адресована 131 вузу РФ по специальностям в основном юридических, экономических, технических направлений. В меньшей  степени гуманитарные специальности.

 

Учебные заведения ведут  непрерывный поиск форм социальной поддержки студентов-мигрантов, одной  из которых является организация  социально-психологической поддержки  данной категории студентов. В качестве основных целей социально-психологической  поддержки студентов-мигрантов выделяют: психологическое обеспечение свободного и гармоничного развития личности в  процессе адаптации к изменившимся социальным условиям жизнедеятельности; предупреждение негативных тенденций  в психологии студентов-мигрантов, преодолении трудностей личностного роста, коррекции отклоняющегося поведения, устранения конфликтных ситуаций во взаимоотношениях с окружающими.

 

Важную роль в социальной поддержке студентов – мигрантов  играют общественные объединения и  организации, строящие свою деятельности на принципах само- и взаимопомощи. В настоящее время землячества, а также ассоциации студентов  являются очень популярной формой взаимопомощи среди студентов-мигрантов. По инициативе иностранных студентов, поддержке  вузов и Министерства образования  Российской Федерации в мае 1996 года была создана "Ассоциация иностранных  студентов" (АИС) в России. Необходимость  создания ассоциации связана со стремлением  иностранных студентов объединиться для решения ряда проблем, связанных  с их учебой, бытом, отдыхом, повышением интеллектуального и культурного  уровня, занятием физкультурой и спортом, медицинским обслуживанием, и правовой и социальной защитой и др.

 

Сегодня Ассоциация иностранных  студентов объединяет около 89 тысяч  иностранных граждан из 162 стран  мира, обучающихся в образовательных  учреждениях Российской Федерации. Созданы 20 филиалов АИС: в Иваново, Ростове-на-Дону, Твери, Ульяновске, Белгороде, Волгограде, Курске, Санкт-Петербурге, Владимире, Краснодаре, Уфе, Томске, Воронеже, Новосибирске, Омске, Туле, Новомосковске, Самаре, Саратове и Казани.

 

АИС – самоуправляющаяся, добровольная и не преследующая политических и коммерческих целей, организация. Она осуществляет свою деятельность в соответствии с Всеобщей декларацией  прав человека, Конституцией и другими  законодательными актами Российской Федерации, уставом Ассоциации. Деятельность АИС  носит открытый характер для иностранных  студентов, общественных организаций  иностранных студентов, а также  для государственных, акционерных  и других организаций Российской Федерации.

 

Основными целями и задачами Ассоциации являются:

 

содействие укреплению и  углублению взаимопонимания между  иностранными студентами образовательных  учреждений Российской Федерации, их общественными  организациями и администрацией, органов управления народным образованием;

 

содействие иностранным  студентам в их профессиональной подготовке, представительство и  защита законных прав и интересов  иностранных студентов, обучающихся  в Российской Федерации;

 

содействие укреплению взаимопонимания  и дружбы между народами всех стран.

 

Для осуществления указанных  целей Ассоциации решает следующие  задачи:

 

организует объективное  информирование российских граждан  и мировой общественности о положении  иностранных студентов, деятельности их организации через средства массовой информации;

 

оказание материальной и  правовой помощи иностранным студентам  в Российской Федерации, представление  им стипендий;

 

предоставление от имени  Ассоциации стипендии для обучения молодежи из зарубежных стран в образовательных  учреждениях России.

 

осуществление экскурсий  и других мероприятий с целью  ознакомления иностранных студентов  с историческими, культурными традициями народов России, содействие культурному  и гуманитарному обмену между  студенческой молодежью России и  зарубежных странах;

 

содействие усовершенствованию нормативных актов и документов определяющих правовое положение иностранных  студентов Российской Федерации;

 

установление и развитие контактов с организациями и  объединениями иностранных студентов, обучающихся в других странах, а  также с неправительственными международными организациями;

 

установление и развитие связей с ассоциациями выпускников  российских учебных заведений.

 

В числе приоритетных направлений  деятельности Ассоциации выделяют информирование российских граждан и мировой  общественности о положении иностранных  студентов, работе их организаций через  средства массовой информации, а также  оказание материальной и правовой помощи иностранным студентам в России, предоставление им стипендии. АИС проводит различные культурные и спортивные мероприятия, оказывает помощь вузам  при подготовке и наборе студентов, содействует усовершенствованию нормативных  актов и документов, определяющих правовое положение иностранных  студентов в Российской Федерации.

 

Ассоциация активно содействует  набору студентов на учебу по гослинии и на контрактной основе, устанавливает контакты с организациями и объединениями иностранных учащихся, обучающихся в других странах, а также с неправительственными международными организациями. Большое внимание в работе Ассоциации уделяется установлению и развитию связей с ассоциациями выпускников российских учебных заведений, созданию собственного банка данных, социологическим опросам.

 

И так, социальной работе в  отношении студентов-мигрантов уделяется  большое внимание, как на федеральном, так и на региональных уровнях, а  также на уровне конкретных учебных  заведений. В целом категорию  студентов-мигрантов в современной  России можно назвать наиболее социально  защищенной группой.

 

^ 11.4. Социальная поддержка  беженцев и вынужденных переселенцев

 

Проблема социальной поддержки  беженцев и вынужденных переселенцев остро встала перед Россией в  связи с распадом СССР, сопровождаемом взрывом сепаратизма, вооруженными конфликтами, ломкой прежнего уклада жизни  миллионов людей. Эти события  спровоцировали потоки вынужденных  переселенцев, резко обострил миграционные процессы в России.

 

Вынужденная миграция второй половины 90-х годов, на фоне усиления роли экономического кризиса, была вызвана  следующими комплексными факторами: пронациональным законотворчеством, предполагающим дискриминацию по языковому и национальному признакам; резким снижением уровня жизни (в большей степени у лиц некоренных национальностей); усилением этнокультурной дистанции; высоким напряжением на рынке труда; ухудшением экологии (образованием зон природных и техногенных катастроф).

 

Первые беженцы появились  уже в 1989 году. Из Узбекистана на территорию РФ прибыло 20 тыс. турок - месхетинцев. В 1990 году из Баку прибыло 90 тыс. человек, из них около двух третей – русские. В 1991 году из Грузии в Северную Осетию прибыли 100 тыс. осетин.

 

Характерной особенностью миграционной ситуации в эти годы являлось преобладание концентрации мигрантов в центральных, достаточно густонаселенных старо  обжитых регионах с благоприятными природными условиями, относительно высоким  уровнем социально-экономического развития и спокойной политической обстановкой. Серьезное воздействие  на ситуацию оказывало наличие очагов, способствующих возникновению вынужденной  миграции в Чеченской республике и в районе Осетино-ингушского конфликта.

 

Сложившаяся ситуация привела  к необходимости принятия Правительством РФ срочных мер, обеспечивающих помощь и поддержку людям, которые вынуждены  были покинуть места своего прежнего проживания.

Информация о работе Социальная работа с мигрантами