Социальная работа с молодежью и повышение социальной активности молодежи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 14:42, курсовая работа

Описание работы

Современный этап развития российского общества, особенно в условиях мирового экономического кризиса, выдвигает новые требования к социальной политике государства и организации социальной работы. Социальная работа с молодежью занимает при этом особое место. Это связано не только со спецификой молодежи как особой социально-демографической группы. К сожалению, до настоящего времени социальная работа с молодежью в нашей стране остается направлением, крайне слабо разработанным как в теоретическом, так и в практическом отношении, что является прямым следствием отсутствия базового законодательства о молодежи и молодежной политике в Российской Федерации.

Файлы: 1 файл

Coz_tex_rab_c_mol.doc

— 59.00 Кб (Скачать файл)

СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С МОЛОДЕЖЬЮ  И ПОВЫШЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МОЛОДЕЖИ

Современный этап развития российского  общества, особенно в условиях мирового экономического кризиса, выдвигает  новые требования к социальной политике государства и организации социальной работы. Социальная работа с молодежью занимает при этом особое место. Это связано не только со спецификой молодежи как особой социально-демографической группы. К сожалению, до настоящего времени социальная работа с молодежью в нашей стране остается направлением, крайне слабо разработанным как в теоретическом, так и в практическом отношении, что является прямым следствием отсутствия базового законодательства о молодежи и молодежной политике в Российской Федерации.

В большинстве случаев социальная работа с молодежью рассматривается как часть молодежной политики, нередко отождествляясь с ней. В то же время социальная работа с молодежью является частью социальной работы как профессиональной деятельности по оказанию помощи людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, т.е. тем, кто не может сам эффективно справиться с возникшими трудностями. Применительно к молодежи это означает оказание помощи молодому человеку или группе молодых людей в целях улучшения или восстановления их способности к социальному функционированию, создание условий, благоприятствующих достижению этих целей в обществе как на национальном, так и региональном или местном уровне, по месту жительства или работы (учебы). По нашему мнению, специфика социальной работы с молодежью состоит в том, что она не просто направлена на молодых по возрасту людей как клиентов, а призвана решать специфические молодежные социальные проблемы, связанные с переходом от детства к взрослой самостоятельной жизни, обретением полноценного профессионального и социального статуса.

Как отдельное направление профессиональной деятельности в европейских странах  социальная работа с молодежью возникает  после второй мировой войны. Проблематика социальной работы с молодежью наиболее полно разработана в Германии. Закон ФРГ «О помощи детям и молодежи», принятый 26.06.1990 г., так определяет понятие социальной работы с молодежью (§ 13): «(1) Молодым людям, которые в повышенной степени зависят от поддержки для компенсации социальной обделенности или преодоления нарушения индивидуальных интересов, в рамках помощи молодежи должна быть предложена социально-педагогическая помощь, способствующая их школьному и профессиональному образованию и адаптации в сфере трудовой деятельности и их социальной интеграции. (2) Если обучение этих молодых людей не обеспечивается мероприятиями и программами других учреждений и организаций, им могут быть предложены соответствующие мероприятия по обучению и занятости, проводимые с участием социальных педагогов, учитывающие способности и уровень развития этих молодых людей. (3) Во время участия в школьном или профессиональном обучении или во время профессиональной интеграции молодым людям может быть предложено пребывание в формах проживания под присмотром социального педагога… (4) Предложения должны быть согласованы с мероприятиями органов школьного образования, с федеральным ведомством по труду и организациями, занимающимися обучением на предприятиях и вне их, а также с организациями, предлагающими мероприятия по занятости».

В ФРГ, таким образом, термин «социальная работа с молодежью» неразрывно связан с трудовыми аспектами, профессиональной и допрофессиональной подготовкой, поэтому нередко употребляется в качестве синонима с понятиями «социально-трудовая адаптация» и «помощь молодежи, связанная с выбором профессии».

В нашей стране различные концептуальные подходы к практической социальной работе с молодежью особенно активно  развиваются с начала 90-х годов. Социальная молодежная работа проводится не только в отношении молодых  людей, попавших в трудную жизненную ситуацию или совершивших тот или иной социально-неодобряемый поступок, но и включает в себя социальную профилактику, направленную на молодежь в целом, прежде всего на т.н. «группу риска». В последнее время адресатами социальной молодежной работы выступают также молодые люди, имеющие ограниченные возможности социализации, обусловленные семейными обстоятельствами, социальным окружением, экономическими причинами, этническим или культурным происхождением, а также полом. Важным комплексным индикатором, отражающим нередко комплексный и многослойный характер социальных проблем, выступает отсутствие работы или учебы.

В настоящее время сложилась  система социально-реабилитационных центров для молодежи, кризисных  служб, в т.ч. телефонов экстренной помощи, система психологической помощи молодым людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию. Эти структуры являются, как правило, государственными или муниципальными и осуществляют психолого-социальную помощь молодежи в парадигме индивидуальной социальной работы (case work), берущей свое начало от Мэри Ричмонд. Российская модель социальной работы с молодежью носит преимущественно дефицитный характер, будучи направлена на конкретного молодого человека, оказавшегося в кризисной ситуации. В то же время специалисты отмечают необходимость интегративной социальной работы с молодежью, направленной на молодежные сообщества.

Специфика социальной работы с молодежью  состоит в том, что молодежь в  большей степени, чем какая-либо иная социальная группа, являющаяся получателем  социальной помощи, способна и стремится к собственной социальной активности. Молодежь выступает не только и не столько объектом социальной работы, а ее субъектом, поскольку включение молодых людей, попавших в трудную ситуацию, в активную жизнь, является целью и условием успешной социальной работы с молодежью. В силу этого возникает необходимость разработки и внедрения специфических социальных технологий по работе с молодежью, способствующих ее самоорганизации, участию и вовлечению в активную общественную жизнь.

Такие технологии более эффективно могут реализовываться негосударственными некоммерческими организациями, прежде всего молодежными общественными объединениями. Зная социальные проблемы молодежи «изнутри» и осуществляя свою работу «в сетях клиента», они непосредственно взаимодействуют с молодежными группами и сообществами, используя при этом внутреннюю мотивацию, интерес самих молодых людей, изменяют их окружение, а не извлекают молодого человека в искусственно созданную среду социального учреждения. Организационно-педагогическая основа работы молодежных объединений в сфере социальной работы с молодыми людьми, оказавшимися в трудной ситуации, состоит в вовлечении молодежи в общественно-значимую коллективную деятельность и создании личной «истории успеха». Особенно важной видится роль молодежных общественных объединений в профилактике социальных проблем молодежи.

Большинство молодежных объединений  идентифицирует себя не как поставщика услуг, а как объединение по интересам  на основе общих ценностей. Специфика  услуг молодежных объединений, как и вообще ННКО, состоит в том, что, оказывая услугу, они включают ее получателя в систему отношений. Получателями услуг при этом могут быть как члены и участники объединения, так и другие молодые люди, а также другие социальные группы (престарелые, дети, инвалиды и т.д.).

Молодежными объединениями нашей  страны накоплен определенный практический опыт социальной работы с молодежью  различных проблемных групп. Для  полноценной реализации потенциала молодежных объединений в социальной работе с молодежью необходима система государственной и общественной поддержки. Она позволит не только тиражировать накопленный опыт, но и привлечь заинтересованных молодых активистов, добровольцев к социальной деятельности. Таким образом, можно реализовать как инновационные модели в социальной работе, обеспечив разнообразие и адаптивность форм и технологий сообразно конкретной ситуации и региону, но и существенно сэкономить государственные средства. Это особенно важно в нынешних условиях экономического кризиса.

М.В.Пинженина

Медико-социальная работа с молодежью:

проблемы и перспективы

В России наметилась стабильная тенденция  ухудшения показателей здоровья населения. Это говорит о том, что возникла объективная необходимость  решения задач медицинского и  социального характера на качественно новом уровне. Таким образом, необходимо развитие медико-социальной работы как нового вида профессиональной деятельности. В этой связи, на наш взгляд, особую актуальность обретает медико-социальная работа с молодежью.

В основу медико-социальной работы с молодежью должны быть положены подходы, предусматривающие интеграцию служб планирования семьи с образовательными учреждениями, социальными службами, учреждениями культуры, общественными организациями, молодежными движениями. Именно такая интеграция позволит осуществлять полноценную деятельность по формированию молодого поколения. Создание специализированных учреждений для молодежи, решающие задачи снижения числа абортов, выявления и лечения патологии репродуктивной системы, на данном этапе является крайне сложным. Поэтому целесообразно использовать существующие учреждения здравоохранения и социальные службы после проведения в них определенной реорганизации.

Как показали исследования И.И.Гребешевой и Р.М.Гулевской, в эти учреждения молодежь обращается крайне редко, в основном за направлением на аборт, а это значит, что женские консультации они не воспринимают как учреждения, отвечающие их потребностям. Учитывая это, необходима отработка и внедрение системы охраны репродуктивного здоровья молодежи в рамках детских поликлиник, в которых были бы созданы кабинеты гинеколога. В этих же поликлиниках должны быть организованы приемы специалистов по социальной работе.

Студенческая молодежь как самая  мобильная социальная группа максимально  готова к ускоренному восприятию новых ценностей и идеологических установок. Падение престижа и изменение сущности брака связаны с общей деформацией системы семейных ценностей. Их значение постепенно ослабело, и они вытесняются по причинам социально-экономического характера. Существенно деформировались ценности, связанные с репродуктивной функцией семьи, в особенности ценности родительства и потребности в детях.

Нами был проведен анкетный опрос  студентов дневного отделения высших учебных заведений г. Екатеринбурга. Опрос проходил в мае–июне 2003 г. в Социальном институте Российского государственного профессионально-педагогического университета г. Екатеринбурга. Выборочная совокупность составила 100 чел. (N=100). Среди опрошенных респондентов 68% девушек и 32% юношей в возрасте от 17 лет.

Отношение к семье и семейным ценностям во многом предопределяет репродуктивное поведение молодого человека. В данной группе респондентов ответы распределились следующим образом: большая часть студентов ассоциирует  семью с любовью, счастьем, домом, взаимопониманием и поддержкой, ответственностью перед близкими и продолжением себя в детях. Менее значительны для респондентов такие ответы, как: заботы, домашнее хозяйство, регулярность сексуальных отношений, а такие ассоциации, как содержательный досуг, свобода и независимость, общение с друзьями вообще не были отмечены. Таким образом, молодые люди связывают семью только с положительным смыслом; присутствует доля романтического оптимизма, который характерен для возраста студенческой молодежи.

Были проанализированы репродуктивные планы студенческой молодежи на рождение детей. Репродуктивное поведение на разных этапах жизненного цикла в  силу различных условий может  подвергаться изменениям. Для прогнозов  рождаемости важно знать о  намерениях молодежи иметь или не иметь детей, поэтому планы в области рождаемости выяснялись с помощью вопроса: «Сколько детей планируете иметь в своей жизни?» Из общей совокупности респондентов выделились показатели желания иметь: одного ребенка (21% респондентов), двух детей (69), трех детей (8), четырех и более (1%).

  • На вопрос «Живете ли Вы половой жизнью?», утвердительно ответили 87% студентов. Складывается парадоксальная ситуация: и юноши, и девушки считают себя уже достаточно взрослыми для ведения половой жизни, но при этом у них еще не сформировано ответственное отношение к интимным связям. Соответственно отсюда и раннее начало половой жизни, и нерегулярность половых контактов, и порой довольно частая смена партнеров.

Вступая в добрачные половые  связи, молодые люди, зачастую еще подростки, оказываются в двойственной ситуации: с одной стороны, добрачные половые связи в столь раннем возрасте в большинстве случаев встречают осуждение в обществе; с другой стороны, среди ровесников подобное поведение вызывает уважение, а порой и восхищение. Ранние, сексуальные контакты становятся как бы частью молодежной субкультуры.

Молодые люди в основном уделяют  должное внимание средствам контрацепции. Большинство юношей и девушек  считают для себя доступными те или  иные способы предохранения от беременности. В целом 79% опрошенных используют средства контрацепции, из них 54% предпочитают презервативы, 22 – противозачаточные таблетки (оральные контрацептивы), 4 – прерванный половой акт. В зависимости от пола ответы распределились: 25 юношей и 29 девушек предпочитают презерватив, 22 девушки – противозачаточные таблетки, 4 девушки – прерванное половое сношение. И это при том, что, по данным Минздрава России, распространенность использования контрацептивных средств в России все еще недостаточно высока: гормональные контрацептивы лишь используют 5% женщин в возрасте от 15 до 49 лет, а внутриматочные – 19,8%.

Для многих представителей молодежи характерна частая смена половых  партнеров, нерегулярность половой  жизни. Чтобы убедиться в этом или отказаться от такой постановки вопроса, был представлен ряд утверждений: «Ваша сексуальная жизнь происходит». Сексуальная жизнь молодых людей в половине случаев происходит регулярно с постоянным половым партнером, в 17% случаев время от времени с постоянным половым партнером, в 10 – время от времени с разными половыми партнерами, в 7 – регулярно с разными партнерами, у 2% опрошенных был только один половой акт. Таким образом, были получены результаты, которые могут опровергнуть вышеупомянутое мнение о частой смене партнеров молодым людьми, так как большая их часть (51%) живет регулярно с постоянным партнером.

Информация о работе Социальная работа с молодежью и повышение социальной активности молодежи