Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Сентября 2015 в 10:37, курсовая работа
Цель работы: выявить наиболее эффективные направления социальной работы с неблагополучными семьями в образовательном учреждении. Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
1.Проанализировать литературу по данной проблеме.
2. Выявить виды неблагополучных семей.
3. Изучить особенности социальной работы с неблагополучными семьями в образовательном учреждении.
4.Рассмотреть межведомственное взаимодействие в социальной работе с неблагополучными семьями в образовательном учреждении.
Введение.
1.Неблагополучная семья как объект социальной работы.
2.Направление социальной работы с неблагополучными семьями в образовательном учреждении.
3.Межведомственное взаимодействие в социальной работе с неполной семьей в образовательном учреждении.
Курсовая работа на тему:
«Социальная работа с
Содержание:
Введение.
1.Неблагополучная семья
как объект социальной работы.
2.Направление социальной
работы с неблагополучными
3.Межведомственное
Введение.
Мы привыкли рассматривать семью как очаг мира и любви, где человека окружают самые близкие и дорогие люди. Однако при более пристальном рассмотрении оказывается, что это не так. Семья все чаще напоминает театр военных действий, арену ожесточенных споров, взаимных обвинений и угроз, нередко доходит и до применения физической силы. Долгое время считалось: все это дела деликатные, внутри - семейные... Но слишком тягостны и обширны последствия такого насилия. Слишком широко и глубоко они отзываются на судьбах взрослых и детей, чтобы это могло оставаться “частным делом”... Число детей, живущих в неблагополучных семьях неизвестно, однако есть основания полагать что оно велико.
Вследствие
увеличения числа разводов
1.Проанализировать литературу по данной проблеме.
2. Выявить виды неблагополучных семей.
3. Изучить особенности социальной работы с неблагополучными семьями в образовательном учреждении.
4.Рассмотреть
Объект курсовой работы: Социальная работа.
Предмет: неблагополучные семьи.
Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни. Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Семья способствует самоутверждению человека, стимулирует его социальную и творческую активность. Другими словами, в семье осуществляется первичная социализация ребенка.
1.Неблагополучная семья как объект социальной работы.
Семья - это
основанная на браке и кровном
родстве малая группа, члены которой
объединены совместным
Семейное воспитание имеет ряд несомненных достоинств. К ним следует отнести, благоприятный эмоциональный и морально-психологический климат, атмосфера любви, заботы и поддержки, близость родительского воздействия, духовная связь и преемственность между поколениями, постоянный пример взрослых, нравственное воспитание личности, через усвоение системы ценностей, семейных традиций, стереотипов поведения и общения и т.д. Однако встречаются так называемые неблагополучные семьи, воспитание в которых, как правило, деформирует личностное развитие ребенка. Кроме того, неблагополучные семьи являются источником социального сиротства. Исследователи проблемы социального сиротства (В.В. Чечет, Л.И. Смагина, А.К. Воднева, Л.М. Шипицына и др.) среди основных причин данного явления указывают на кризис института современной семьи. . Можно назвать целый ряд факторов определяющих семейное неблагополучие и влияющих на рост числа детей, лишенных родительской опеки:
Под неблагополучной, склонны принимать такую семью, в которой нарушена структура, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, в результате чего появляются «трудные» дети.
Существует множество классификаций видов неблагополучных семей:
С учетом доминирующих факторов неблагополучные семьи можно разделить на две большие группы, каждая из которых включает несколько разновидностей.
Первую группу составляют семьи с явной (открытой) формой неблагополучия: это так называемые конфликтные, проблемные семьи, асоциальные, аморально-криминальные и семьи с недостатком воспитательных ресурсов (в частности, неполные).
Вторую группу представляют внешне респектабельные семьи, образ жизни которых не вызывает беспокойства и нареканий со стороны общественности, однако ценностные установки и поведение родителей в них резко расходятся с общечеловеческими моральными ценностями, что не может сказаться на нравственном облике воспитывающихся в таких семьях детей. Отличительной особенностью этих семей является то, что взаимоотношения их членов на внешнем, социальном уровне производят благоприятное впечатление, а последствия неправильного воспитания на первый взгляд незаметны, что иногда вводит окружающих в заблуждение. Тем не менее они оказывают деструктивное влияние на личностное формирование детей.
М.А. Галагузова выделяет типологию семей по уровню социальной адаптации [6]:
Б.Н. Алмазов также выделяет четыре типа неблагополучных, семей, способствующих появлению «трудных» детей [1]:
1.Семьи с недостатком
воспитательных ресурсов, неполные
семьи; семьи с недостаточно высоким
общим уровнем развития
2.Конфликтные семьи: в таких семьях дети, как правило, демонстративно конфликтны, неуравновешенны; старшие дети, протестуя против существующего конфликта, встают на сторону одного из родителей;
3.Нравственно неблагополучные
семьи. Среди членов такой семьи
отмечаются различия в
4.Педагогически
Неблагополучие в семье порождает насилие (физическое, психическое или эмоциональное, сексуальное). Получить объективные статистические данные о случаях насилия в семье достаточно сложно. О них становится известно, если ребенок попадает в больницу с травмами или совершает правонарушение.
В одном
из российских городов было
проведено анкетирование 500 учащихся
седьмых классов. Результаты представлены
следующим образом: 48,2% опрошенных
респондентов подвергались
2.Направления
социальной работы с
В
практике социально-
Педагогическая модель базируется на
предположении о недостаточной педагогической
компетентности родителей.
Субъектом жалобы выступает ребенок. Используя
данную модель, социальный педагог ориентируется
не столько на индивидуальные возможности
родителей, сколько на универсальные с
точки зрения педагогики и психологии
способы воспитания.
Социальная модель используется в тех
случаях, когда семейные трудности являются
результатом неблагоприятных жизненных
обстоятельств. Поэтому помимо анализа
жизненной ситуации необходима помощь
внешних сил (пособия, разовые выплаты
и т.п.).
Психологическая модель используется,
когда причины трудностей ребенка лежат
в области общения, в личностных особенностях
членов семьи. Данная модель предполагает
анализ семейной ситуации, психодиагностику
личности, диагностику семейных взаимоотношений.
Практическая помощь заключается в преодолении
барьеров общения и причин его нарушений.
Диагностическая модель основывается
на предположении дефицита у родителей
специальных знаний о ребенке или своей
семье. Объект диагностики — семья, дети
и подростки с нарушениями общения.
Медицинская модель предполагает, что
в основе семейных трудностей лежат болезни.
Помощь заключается в проведении психотерапии
(лечении больного и адаптации здоровых
членов семьи к проблемам больного).
Как правило, школьный социальный педагог
использует педагогическую (учебную) модель
в работе с родителями. Как уже было сказано
выше, данная модель исходит из предположения
о дефиците у родителей знаний и умений
по воспитанию детей. Эта модель носит
профилактический характер, особенно
в ней нуждаются дисфункциональные семьи,
так как она направлена на повышение психолого-педагогической
культуры родителей, расширение и укрепление
воспитательного потенциала семьи. В этих
целях используют следующие формы работы
с проблемной семьей в рамках педагогической
модели:
Информация о работе Социальная работа с неблагополучными семьями в образовательном учреждении