Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2014 в 21:05, курсовая работа
Дестабилизация экономики, спад производства снижение жизненного уровня в стране, разрушение старой системы ценностей и стереотипов, регулирующих отношения личности с обществом – все это болезненно переживается населением России, отражаясь на его социальном самочувствии. Происходящие в обществе процессы наиболее сильное влияние оказывают на еще несформировавшуюся и неокрепшую психику детей и подростков, тем самым, затрудняя процесс социализации и усвоения индивидом социальных программ.
Глава 1. Правонарушения среди подростков как социальная проблема
§1. Сущность, состояние и динамика правовых нарушений, совершаемых несовершеннолетними
§2. Социально-психологические характеристики подростка-правонарушителя
Глава 2. Технология социальной работы по реабилитации несовершеннолетних правонарушителей
§1. Основные меры по предупреждению несовершеннолетней преступности
§2. Основные направления процесса социальной реабилитации несовершеннолетних правонарушителей в специализированных учреждениях
Министерство образования и науки РФ
Ульяновский государственный университет
Факультет гуманитарных наук и социальных технологий
Кафедра педагогики профессионального образования и социальной деятельности
Курсовая работа
Социальная работа с несовершеннолетними преступниками
Выполнила:
студентка ускоренного
заочного обучения
социальная работа 2 курса
Гтльманшина Гюзяль Фанильевна
Проверил:
Семиков Алексей Николаевич
г. Ульяновск 2012г
Содержание
Введение
Глава 1. Правонарушения среди подростков как социальная проблема
§1. Сущность, состояние и динамика правовых нарушений, совершаемых несовершеннолетними
§2. Социально-психологические характеристики подростка-правонарушителя
Глава 2. Технология социальной работы по реабилитации несовершеннолетних правонарушителей
§1. Основные меры по предупреждению несовершеннолетней преступности
§2. Основные направления процесса социальной реабилитации несовершеннолетних правонарушителей в специализированных учреждениях
Заключение
Литература
Введение
Дестабилизация экономики, спад производства снижение жизненного уровня в стране, разрушение старой системы ценностей и стереотипов, регулирующих отношения личности с обществом – все это болезненно переживается населением России, отражаясь на его социальном самочувствии. Происходящие в обществе процессы наиболее сильное влияние оказывают на еще несформировавшуюся и неокрепшую психику детей и подростков, тем самым, затрудняя процесс социализации и усвоения индивидом социальных программ.
Здоровый (физически и психически) подросток - это полноценное поколение будущего, активный творческий, экономический потенциал страны. Все перспективы социального и экономического, научного и культурного развития прямо зависят от того, насколько здоровы наши дети, каков уровень их физической и интеллектуальной работоспособности. На сегодняшний день мы можем констатировать факт социально-психологической и экономической девиации подрастающего поколения. Наблюдается бурный рост числа несовершеннолетних с девиантным поведением, проявляющихся в озлобленности, жестокости, в асоциальных действиях, таких как бродяжничество и беспризорность, алкоголизм, наркомания, проституция, правонарушения.
Состояние и тенденции подростковых правонарушений - один из важнейших индикаторов нравственного здоровья и положения подрастающего поколения в обществе. Показатели официальной статистики дают основание полагать, что подростки с большим трудом адаптируются к новым социально-экономическим условиям. С каждым годом увеличивается количество правонарушений, совершенных несовершеннолетними. Преступность несовершеннолетних связана как с общесоциальными проблемами, так и с проблемами формирования личности, носящими глубоко индивидуальный характер. Основные причины преступлений несовершеннолетних связаны, прежде всего, с теми экономическими, политическими и культурными преобразованиями, которые происходят в нашей стране и оказывают далеко не самое благоприятное воздействие на подростков. Отчуждение подростков от первичных социальных позитивных групп, в конечном счете, обусловливают различного рода нарушения в области формирования здоровой социальной личности подростка. Правонарушения несовершеннолетних предстают как нормальная реакция на ненормальные для ребенка условия, в которых они оказались и в то же время как язык общения с социумом, когда другие приемлемые способы общения исчерпали себя или недоступны.
Поэтому назрела реальная необходимость создания комплексной системы оказания социальной помощи дезадаптированным детям и подросткам с момента их обнаружения до полного и всестороннего восстановления (психосоматического, социального, правового, интеллектуального).
Общие аспекты девиантности несовершеннолетних, его формы и виды рассматривают в своих работах И.В. Галагузова, Е.И. Холостова, В.Н. Келасьев. С.А. Беличева в «Основах превентивной психологии» рассматривает причины и способы коррекции асоциального поведения несовершеннолетних. Иващенко в своих работах описывает типы неблагополучных семей, оказывающих влияние на становление противоправного поведения несовершеннолетних; изучает опыт работы специализированных учреждений; исследует формы и методы работы с семьей, находящейся в трудной жизненной ситуации, рассматривает необходимость предупреждения этого негативного явления во взаимодействии с различными учреждениями и организациями. Социально-психологические аспекты становления личности несовершеннолетнего правонарушителя изучает А.И. Долгова в труде «Социально-психологические аспекты преступности несовершеннолетних».
Интерес к данной проблеме не случаен. От того, как вопросы сдерживания и предупреждения отклоняющегося поведения будут решены на современном этапе, во многом зависит успешность педагогической работы с будущими поколениями, нравственная чистота и стабильность общественных отношений. Целью данной курсовой работы является исследование правонарушений несовершеннолетних как социальной проблемы и изучение процесса социальной реабилитации данной категории детей в специализированных учреждениях для разработки путей оптимизации решения данной проблемы.
В соответствии с целью поставлено шесть основных задач.
Раскрыть сущность правонарушений несовершеннолетних, показать состояние проблемы и ее динамику.
Исследовать социально-психологические характеристики подростков-правонарушителей.
Изучить факторы и причины, влияющие на формирование противоправного поведения подростков.
Наметить пути оптимизации решения проблемы правонарушений несовершеннолетних.
Объектом курсовой работы являются несовершеннолетние правонарушители в специализированных учреждениях.
Предметом – процесс социальной реабилитации несовершеннолетних правонарушителей и их преступная деятельность.
Гипотеза: В настоящее время наблюдается бурный рост числа несовершеннолетних с девиантным поведением, проявляющихся в озлобленности, жестокости, в асоциальных действиях, таких как бродяжничество и беспризорность, алкоголизм, наркомания, проституция, правонарушения, что приводит к увеличению преступности среди несовершеннолетних подростков.
Глава 1. Правонарушения среди подростков как социальная проблема
§1. Сущность, состояние и динамика правовых нарушений, совершаемых несовершеннолетними
В последнее время в нашем
обществе происходят сложные процессы,
связанные с обострением
Прежде чем показать состояние и динамику правонарушений несовершеннолетних, необходимо раскрыть смысловую сферу понятий «правонарушение», «несовершеннолетний», «подросток», «социальная проблема». Социальная проблема – это социальное противоречие, осознаваемое субъектами (индивидами, группами) как значимое несоответствие между существующим и должным, между целями и результатами деятельности. Социальное противоречие – это противоречие, возникающее в процессе развития социальной сферы или сферы социальных отношений, которое выражает расходящиеся тенденции этого развития1.
Подростковый возраст – период
развития детей от 11-12 лет до 15-16 лет.
Часто подростков называют несовершеннолетними.
Несовершеннолетний – юридическое
определение ребенка или
Правонарушение рассматривается как «общественно-вредное (опасное) деяние, покушающееся на сложившийся порядок общественных отношений». Существуют две точки зрения определения понятия правонарушения. По мнению С.А. Беличевой, «правонарушение – это так называемый докриминогенный уровень асоциального поведения, когда несовершеннолетний еще не стал субъектом преступления, и его социальные отклонения проявляются на уровне мягких поступков, правил поведения в общественных местах, уклонений от учебы, в употреблении алкоголя, наркотических, токсических средств, разрушающих психику и других формах асоциального поведения, не представляющих большой общественной опасности».3 Несколько по-иному трактует понятие «правонарушение» В.И. Курбатов. Он рассматривает правонарушение как «виновное поведение дееспособного лица, которое противоречит нормам права и влечет за собой юридическую ответственность»4. Преступление он характеризует как виновно совершенное общественно опасное деяние (действие или бездействие), запрещенное уголовным кодексом под угрозой наказания. Выделяются следующие виды делинквентного поведения: агресивно-насильственное поведение, включая оскорбления, побои, поджоги, садистские действия, направленные против личности человека; корыстное поведение, включая мелкие кражи, вымогательство, угоны автотранспорта, и другие имущественные посягательства, связанные со стремлением нарушить материальную выгоду; распространение и продажа наркотиков.
Значение динамики преступности несовершеннолетних имеет практическую значимость для более эффективной разработки стратегии и организации системы профилактики, распределением обязанностей и ответственности между субъектами профилактики.
Анализ ситуации, характеризующей состояние и динамику правонарушений несовершеннолетних, показывает, что данная категория продолжает оставаться криминально активной частью населения. Подтверждением тому являются исследования В.Ф. Пирожкова5, который утверждает, что в последние годы прирост правонарушений среди подростков и юношей значительно опережает рост подростково-юношеской популяции: преступность несовершеннолетних за последние годы выросла приблизительно в 2 раза, а подростково-юношеское население уменьшилось на 15-20%. Если рассматривать качественные показатели правонарушений, то по степени убывания правонарушения, за которые подростки попадали в поле зрения милиции в 2007 году расположились так: совершение краж – 18,27%, прогулы занятий в школе – 20,45%, употребление спиртного – 19,6%, хулиганство – 23,82%, грабеж – 17,8%, вымогательство – 5%. По сравнению с показателями 2005 года число краж, совершенных детьми и подростками возросло на 2,6%, вымогательств на 6,6%, мошеннических действий – 45%, преступлений, связанных с наркотиками - более чем в 2 раза.6
Несмотря на некоторое снижение количественных показателей правонарушений несовершеннолетних, наблюдается рост и усугубление их качественных показателей. Так, отмечается возрастание числа тяжких и особо тяжких преступлений, совершенных несовершеннолетними.
Вместе с возрастанием числа общественно опасных деяний идет процесс омоложения и феминизации социального состава девиантов. Наблюдается высокая криминальная активность детей, не достигших возраста уголовной ответственности. Значительное количество преступлений совершается несовершеннолетними мигрантами, не нашедшими себе жилья и работы. В современных условиях миграционные процессы и связанные с ними негативные последствия в виде преступности, приобретают всё большую актуальность. Чаще всего подростки совершают правонарушения в свободное от учебы время, большинство правонарушений совершается подростками в вечернее время, примерно в 20.00-21.00 час. В течение года пик преступных проявлений приходится на каникулы, что связано с ослаблением социального контроля за подростками. Изучение динамики подростковых правонарушений показывает, что наблюдается значительный рост девиантного поведения несовершеннолетних женского пола. Женская преступность является показателем нравственного здоровья общества, его духовности, отношения к базовым общечеловеческим ценностям7. Крайне важным является также и то, что отклонения в поведении приобретают у девочек большую социальную значимость и, соответственно, бывают более тяжелыми. При этом подростки женского пола все чаще становятся вдохновителями и инициаторами нарушения поведения у мальчиков. Также отмечается рост правонарушений, совершенными несовершеннолетними как мужского, так и женского пола в состоянии алкогольного и наркотического опьянения. По данным статистики каждый пятый подросток идет на правонарушение в состоянии алкогольного опьянения. Алкогольные эксцессы несовершеннолетних - это и способы “взрослого” самоутверждения, проведения досуга, свободного общения. Они - групповые по своему характеру. Едва ли можно встретить случаи, когда подростки употребляли алкоголь в одиночку. Им обязательно нужны зрители, аудитория, действия перед ней и составляют суть группового алкогольного эксцесса. Нередко ошибочно полагают, что есть лишь один механизм связи преступности несовершеннолетних с алкоголизмом, а именно - совершение преступлений в состоянии алкогольного опьянения, по формуле:
Также распространены среди
групп несовершеннолетних
Мотивы употребления токсических веществ почти совпадают с мотивами употребления алкоголя. Основные из них:
потребление из любопытства;
бравада своей смелостью;
стремление самоутвердиться в среде себе подобных;
групповая сопричастность (“за компанию”);
желание получить “кайф”;
желание развлечь себя;
желание уйти от реальных жизненных проблем в мир галлюцинаций;
снять психологический барьер перед совершением других форм асоциального и криминального поведения (перед занятием групповым сексом, совершением преступления и т.п.).
Увеличивается число правонарушений,
совершаемых
Характерной особенностью преступности несовершеннолетних является также и рецидивная преступность, что связано с возрастными границами несовершеннолетних. Рецидивная преступность подростков имеет высокую общественную опасность не только из – за своей распространённости, но и из – за своих последствий. Повторное совершение преступлений свидетельствует о формировании у несовершеннолетних стойкой противоправной установки. Впоследствии эти подростки превращаются в «злостных» рецидивистов, неподдающихся каким – либо мерам профилактического воздействия.
Обращает на себя внимание и тот факт, что в подростковой среде все большее распространение получают групповые преступления. Групповые правонарушения чаще носят более опасный характер, нежели правонарушения, совершенные в одиночку. Более половины преступных групп несовершеннолетних характеризуется как временные и неустойчивые социальные образования. В то же время прослеживается тенденция к тому, что значительная часть групп несовершеннолетних преступников ориентирована на преступную длительную деятельность, включая её организованные формы. В них выделяется, прежде всего, лидер. На лидера возлагаются внешние контролирующие функции. Внутренние регулятивные функции в таких группах осуществляются в соответствии не писаными законами. Несоблюдение данных законов ведёт к распаду группы, поэтому их нарушители преследуются, караются участниками группы. Однако количественный и качественный состав групп несовершеннолетних преступников не носит постоянного характера, поскольку такое постоянство зависит от приобретённого преступного опыта, возрастных особенностей и от вида преступной деятельности.
Информация о работе Социальная работа с несовершеннолетними преступниками