Социальная работа с несовершеннолетними преступниками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2014 в 21:05, курсовая работа

Описание работы

Дестабилизация экономики, спад производства снижение жизненного уровня в стране, разрушение старой системы ценностей и стереотипов, регулирующих отношения личности с обществом – все это болезненно переживается населением России, отражаясь на его социальном самочувствии. Происходящие в обществе процессы наиболее сильное влияние оказывают на еще несформировавшуюся и неокрепшую психику детей и подростков, тем самым, затрудняя процесс социализации и усвоения индивидом социальных программ.

Содержание работы

Глава 1. Правонарушения среди подростков как социальная проблема
§1. Сущность, состояние и динамика правовых нарушений, совершаемых несовершеннолетними
§2. Социально-психологические характеристики подростка-правонарушителя
Глава 2. Технология социальной работы по реабилитации несовершеннолетних правонарушителей
§1. Основные меры по предупреждению несовершеннолетней преступности
§2. Основные направления процесса социальной реабилитации несовершеннолетних правонарушителей в специализированных учреждениях

Файлы: 1 файл

курсовая по соц работе.doc

— 134.00 Кб (Скачать файл)

- Принудительные, т.е. уголовно-правовые, административные, дисциплинарные, исправительно-трудовые. Все они, конечно, регламентированы правом и применяются в основном правоохранительными органами. Однако и общественные организации участвуют в их реализации.

- Организационные - специальные  меры по улучшению выявления  и учета неблагополучных семей и совершающих правонарушения подростков, оказавшихся в трудных условиях и т. д., планирование работы с ними, контроль, координацию действий различных организаций (в отношении несовершеннолетних это наиболее актуально в силу отмеченного выше значительного числа •субъектов предупредительной работы).

- Различные виды помощи подросткам, оказавшимся в сложных жизненных  ситуациях: устройство на работу  или учебу, разрешение семейных  конфликтов или конфликтов в  учебных или производственных коллективах.

 

§2. Основные направления  процесса социальной реабилитации несовершеннолетних правонарушителей в специализированных учреждениях

 

В последнее время в связи  с возрастанием различных неблагоприятных  факторов среды, воспитания, психобиологических особенностей детей растет и число социальных отклонений у подростков. Социальные отклонения и социальная дезадаптация подростков сопровождаются деформацией социальных связей, отчуждением подростков от основных институтов социализации и, прежде всего, семьи и школы. Для преодоления этих социальных и индивидуальных недостатков, изменения сложившихся мотивов и стереотипов поведения и включение подростка в систему общественно-значимых отношений необходимо создание целого комплекса мер коррекционно-реабилитационной деятельности, направленных как на оздоровление условий семейного, школьного воспитания, так и на индивидуальную психолого-педагогическую коррекцию личности несовершеннолетнего, склонного к противоправному поведению.

Из существующих на сегодняшний  день типов специализированных учреждений для несовершеннолетних, социально-реабилитационный центр с приютом призван решить наиболее важные задачи по коррекции, реабилитации, восстановлению всех утраченных связей, отношений и функций, а также их формирование с учетом возрастных и психосоциальных особенностей развития личности ребенка.

Профилактика в системе реабилитации связана с устранением, сглаживанием, снятием причин, условий и факторов, которые вызывают те или иные отклонения в развитии личности. Коррекция  предполагает работу с конкретным отклонением и направлена, прежде всего, на самого ребенка. Необходимо отличать реабилитацию от социальной реабилитации. Под социальной реабилитацией следует понимать «комплекс медико-психологических, социально-правовых, педагогических мер, имеющих целью социально-психологическое возрождение социально дезадаптированного ребенка, восстановление у него основных социальных функций личности, психического, физического, нравственного здоровья, социального статуса»8.

Важным элементом реабилитационной работы с несовершеннолетними правонарушителями является адаптация, которую необходимо рассматривать как «процесс и результат согласования ребенка с окружающим миром, приспособления к изменившейся среде, к новым условиям жизнедеятельности, к структуре отношений в определенных социально-психологических общностях, установления соответствия поведения принятым в них нормам и правилам»9. Наиболее результативной является модель реабилитационной деятельности, в основе которой лежат следующие принципы: гуманизм и опора на позитивные начала в духовном и физическом возрождении дезадаптированного ребенка; приоритет интересов ребенка; комплексность; дифференцированность; последовательность; ступенчатость; системность; постепенность; личностно-ориентированный подход.

Первоочередным направлением работы является диагностическая работа. Диагностическая  работа имеет комплексный, междисциплинарный  характер. Она включает в себя комплексную  психолого-медико-педагогическую диагностику  и ориентирована на получение информации о социальном, психологическом статусах ребенка, состоянии его физического и психического здоровья, социальном и индивидуальном развитии.

В обучении дезадаптированных детей  и подростков на сегодняшний день еще много нерешенных вопросов. Один из самых сложных – создание многовариативных учебных программ, разработка которых требует серьезного, долгосрочного объединения с органами народного образования.10

Немаловажную роль в педагогической службе занимают воспитатели. Программа  их действий предполагает решение таких задач, как налаживание межличностного общения в группе, восстановление коммуникативных связей детей, которые были деформированы, искажены до прихода их в центр, оказание помощи детям в познании самих себя, повышение их самооценки, формирование умения достойно отвечать за свои поступки, развитие познавательных интересов, расширение кругозора детей, их представлений о природной и социальной среде, развитие санитарно-гигиенических навыков, укрепление здоровья. Эти задачи, исходящие из реальных проблем социально дезадаптированных детей, для каждого ребенка должны иметь индивидуальное выражение, а их осуществление наполняться конкретным содержанием, которое включает обучающий компонент и организацию практического опыта, соответствующего приобретенным знаниям.

Поиск комплексных средств, наиболее радикально меняющих условия и характер развития несовершеннолетних правонарушителей и тем самым осуществляющих его  реабилитацию заключается в выборе деятельностного подхода к осуществлению  реабилитационного процесса. Иначе говоря, основным средством реабилитационного воздействия является труд. В процессе труда подростки узнают много нового, пополняют багаж своих знаний, осваивают общетрудовые, а порой и общепрофессиональные знания и умения. У них формируются такие волевые качества, как наблюдательность и внимание, организованность и самостоятельность, прилежность и добросовестность, последовательно развиваются и укрепляются волевые черты – выдержка, упорство в работе, умение стойко переносить неудачи».11 Производительный труд привлекателен для них еще и потому, что дает наглядные, ощутимые результаты, приносящие пользу и подросткам и окружению – это помогает им осознать свою самоценность, повысить самооценку, поверить в свои силы.

Основными формами деятельностного подхода к реабилитации в специализированных учреждениях, являются организация общественно-полезной деятельности и кружковой работы. Общественно-полезную деятельность можно рассматривать как целую реальных ситуаций выбора, удовлетворяющих запросы, интересы, потребности ребенка. Задача воспитателей состоит в том, чтобы помочь ребенку найти такое дело.

Психологическое направление подразумевает  психопрофилактическую и коррекционную  работу при травмировании психики  ребенка, ставшими жертвами травмирующих событий. Она проводится с целью компенсации девиаций личностного развития и неадекватных форм поведения; для коррекции межличностных отношений; с целью преодоления комплексов личностного характера. Психологическая реабилитация проводится специалистами двумя способами: работа в группе и в индивидуальном порядке.

Немаловажной значение отводится  социально-правовому направлению, которое  предусматривает выполнение сотрудниками центра двух основных функций: защита законных прав и интересов детей, в том числе детей, оставшихся без попечения родителей или лишенных родительских прав; в сотрудничестве с различными организациями способствует дальнейшему семейному жизнеустройству воспитанника, их трудовому определению. Исходя из этих функций, социально-правовая служба решает следующие задачи: выявляет истоки, причины социальной дезадаптации детей в семье, школе, социальном окружении; оберегает детей от жестокости родителей вплоть до ходатайства о лишении их родительских прав; осуществляет индивидуальную программу восстановления социального статуса детей и защиты их прав; ведет работу с семьей до помещения ребенка в центр, во время его пребывания в нем, после возвращения в семью; защищает имущественные, жилищные и другие права детей, помещенных в центр, оказывает разнообразную социально-правовую помощь несовершеннолетним детям и их семьям; определяет наилучший вариант дальнейшего жизнеустройства для каждого ребенка; представляет интересы детей в различных учреждениях и организациях. Отличительная черта социально-правовой службы центра и условие эффективности ее деятельности – широкие контакты с различными органами, учреждениями и организациями, в сферу активности которых входят проблемы детства.

Таким образом, в процессе социальной реабилитации несовершеннолетних правонарушителей существуют различные направления деятельности. Каждому направлению соответствует служба, которая непосредственно выполняет закрепленные за ними функции. Процесс реабилитации будет осуществляться успешно только в том случае, если подросток станет активным субъектом коррекционно-реабилитационной работы, при этом, процесс социальной реабилитации должен строиться с учетом индивидуальных, психологических свойств ребенка, с учетом тех конкретных обстоятельств, неблагоприятных условий воспитания, которые способствовали возникновению отклонений в его поведении.

Развитие, изучение и совершенствование  реабилитационной работы с несовершеннолетними  правонарушителями – одна из важных задач любого развитого общества. Это связано с ее огромной значимостью  для решения проблем улучшения нравственного состояния общества, профилактики девиантного поведения. Для подростков-правонарушителей реабилитация – один из основных путей интеграции в социум.

Немаловажной проблемой является деформация правовых ориентаций несовершеннолетних. Правосознание является существенным регулятором, значимым в правовом отношении поведения. Оно помогает подростку правильно разграничивать правомерные и противоправные требования и побуждения, дает верное представление о возможных последствиях их реализации. В виду того, что теоретических элементов в правосознание несовершеннолетних правонарушителей очень мало и что их моральные взгляды уже искажены, а социальный опыт имеет много отрицательных моментов, правовые представления у них часто не соответствуют действительному содержанию права.

На сегодняшний день одной из причин низкой эффективности процесса социальной реабилитации подростков-правонарушителей является недостаточно тесное взаимодействие всех заинтересованных министерств  и ведомств.

Заключение

 

Ситуация с правонарушениями несовершеннолетних в настоящее время остается достаточно сложной. Несмотря на некоторое снижение числа подростковых правонарушений, их показатели остаются достаточно высокими. Помимо этого, отмечается усиление жестокости и общественной опасности правонарушений, рост числа хорошо спланированных и организованных групповых преступлений. Обращает на себя внимание и тот факт, что преступность несовершеннолетних молодеет, возрастает участие в ней девочек-подростков.

Большинство из подростков воспитываются в неблагополучной семье. Для них характерны глубокие нарушения эмоциональной и познавательной сферы, деформация нравственных ориентаций и установок, повышенная тревожность, агрессия, отсутствие элементарных трудовых и гигиенических навыков. Интересы несовершеннолетних правонарушителей носят развлекательный характер, направлены на удовлетворение примитивных потребностей и целей.

Формированию противоправного  поведения несовершеннолетних способствует множество факторов. К ним можно  отнести социально-экономические, морально-этические, психолого-педагогические, биологические и другие факторы.

В силу критической ситуации, сложившейся  в подростковой преступности и увеличением  числа факторов, способствующих формированию данного типа поведения, все большее значение принимает система оказания социальной помощи вышеуказанной категории населения. Одним из таких видов помощи является социальная реабилитация. В связи с комплексным нарушением личности подростков-правонарушителей, затрагивающих все сферы его жизнедеятельности, процесс социальной реабилитации включает в себя множество направлений работы, таких как: педагогическое, диагностическое, психологическое, оздоровительное и другие. Организация данной деятельности должна носить системный, комплексный характер, включать в себя согласованные действия всех специалистов учреждения, направленные на достижение единой цели по ресоциализации подростка и реадаптации его к существующим условиям жизни.

Также одним из важнейших направлений  борьбы с рецидивной преступностью несовершеннолетних является обеспечение социальной адаптации подростков, которые возвращаются из специальных учебно-воспитательных учреждений и воспитательно-трудовых колоний. Успешное решение проблемы несовершеннолетних правонарушителей требует объединения усилий не только специалистов разного профиля в отдельно взятом учреждении, но и представителей всего реабилитационного пространства, занятых работой с детьми и подростками. На сегодняшний день действия данных учреждений не достаточно скоординированы, отсутствует комплексный подход в организации их деятельности, нечетко определены организационно-правовые формы их взаимодействия. Поэтому в дальнейшем необходимо осуществить комплекс мер по совершенствованию системы оказания помощи несовершеннолетним правонарушителям на уровне отдельно взятых учреждений, на уровне управлений и министерств, на уровне законодательной власти.

Помочь подростку найти свое место в жизни, понять его стремление, интересы, дать возможность развиваться  его индивидуальности, значит во многом предотвратить преступление.

 

Литература

 

    1. Актуальные проблемы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Учебное пособие / Под ред. Бланкова А.С., Бурмистрова И.А. М.: ВНИИ МВД РФ, 1999. 177с.
    2. Антонян Ю.М. Причины преступного поведения. М., 1981. 188с.
    3. Антонян Ю.М. Преступность среди женщин. М.: «Российское право», 1992. 137 с.
    4. Барило Т.С., Демина И.С. Профилактика правонарушений среди учащихся. Киев, 1989. 59 с.
    5. Барсукова Т.М., Быкова Н.В. Функции и задачи специализированного учреждения социальной защиты // Беспризорник. 2003. № 3. С. 31-35.
    6. Башкатов И.П. Психология групп несовершеннолетних правонарушителей. М.: «Прометей», 1993. 256с.
    7. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. М.: «Социальное здоровье России», 1994. 280с.
    8. Богза Л.П., Власова Л.С. Опыт работы социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних г. Омска // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 2003. № 3. С. 66-70.
    9. Бородаева Г.Г. Формы и методы работы с семьями, находящимися в социально опасном положении // Беспризорник. 2003. № 5. С. 60-62.
    10. Ветров Е.В. Профилактика правонарушений среди молодёжи. М., 1990.
    11. Жигарев Е. С. Административная деликтность несовершеннолетних: понятия, виды и профилактика. М., 1999.
    12. Рыбякин Ф. К. Криминология и предупреждение преступности. М., 1999
    13. Наркокурьеры возят зелье в детских яйцах // Московский комсомолец. 1996, 9 апреля.
    14. Кондратьев М.Ю. Подросток в системе межличностных отношений закрытого воспитательного учреждения. М. Изд. Федерального института социологии образования. 1994, с. 29-71.

Информация о работе Социальная работа с несовершеннолетними преступниками