Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2015 в 12:28, дипломная работа
Цель выпускной работы: выявить особенности современного состояния системы социального обслуживания и обозначить перспективы её развития.
Реализация поставленной цели предполагает последовательное решение следующих задач:
Проанализировать существующие принципы и механизмы социального обслуживания пожилых людей;
Выявить особенности современного состояния социального обслуживания пожилых граждан в нестационарных учреждениях;
Оценить концептуальную модель социальной поддержки пожилых людей, применённую в областной практике и обозначить перспективные направления.
За 2008 год семи отделениями социальной помощи на дому обслужено:
Бесплатно 1676 человек;
50% - 678 человек на сумму 40895,94 руб.
100% - 269 человек на сумму 24324,30 руб.
Дополнительные услуги предоставлены 76 человекам на сумму 10734,54 руб. Общий доход составил 43593,58 руб.
На 1.02.2009 года в отделениях социальной помощи на дому на учёте состоит 14983 одиноких и одиноко проживающих пенсионеров и инвалидов.
2934 человек проживает в частном секторе – 9,6%
6983 человека
проживает в сельской
5066 человек проживает в благоустроенном секторе – 42,3%
Зачисление граждан пожилого возраста и инвалидов на социальное обслуживание на дому производится на основании нормативно – правовых документов. Так социальным обслуживанием на дому обеспечиваются люди пожилого возраста (женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет) и инвалиды.
Зачисление производится на основании:
В соответствии с Законом РФ «О социальном обслуживании граждан и инвалидов» от 2.08.1995 г. № 122, а также в целях упорядочения в оформлении и выдачи медицинских заключений для социального обслуживания на дому в соответствии с приказом МСЗ № 218 от 15.09.19995 г. «О порядке и условиях зачисления на социальное обслуживание на дому» Департаментом Здравоохранения г. Томска и Томской области совместно с Центром поддержки населения в 2003 году была разработана единая медицинская справка для зачисления граждан пожилого возраста и инвалидов на социальное обеспечение на дому.
Все обслуживаемые пенсионеры и инвалиды, и все, вновь принимаемые на обслуживание, имеют медицинские справки нового образца. Центральные поликлиники наших областей выдают справки установленной формы, в данное время медицинские справки выдаются бесплатно.
Справки отражают необходимые сведенья о здоровье граждан:
социальный статус
нарушение здоровья
степень утраты самообслуживания
степень ограничения передвижения
наличие противопоказаний к обслуживанию на дому
срок действия справки
Социальное обслуживание предоставляется пожилым гражданам и инвалидам, частично утратившим способность к самообслуживанию и передвижению, при отсутствии медицинских противопоказаний:
- психические расстройства (в стадии ремиссии)
- туберкулёз
(за исключением активной
- тяжёлые заболевания (в том числе онкологические в поздних стадиях)
Чтобы получить медицинскую справку для зачисления на социальное обслуживание на дому пенсионеры и инвалиды проходят медицинскую комиссию:
флюорография
психиатр
фтизиатр
инфекционист.
Достоверность и объективность получаемых справок подтверждается Гл. врачом поликлинике. В случае если престарелые не в состоянии посетить лечебное учреждение, пройти флюорографию врач – фтизиатр даёт направление сдать на анализ мокроту. Социальные работники мокроту в баночке доставляют в Туберкулёзный диспансер.
В настоящее время подопечные отделений социальной помощи на дому имеют медицинские справки по сроку действия (бессрочные, временные).
На каждого обслуживаемого пенсионера имеется акт обследования граждан за подписью социального работника, заведующего отделением, председателя уличного комитета (домкома), председателя Совета ветеранов.
На основании вышеперечисленных документов, решения комиссии по постановки и снятия с учёта (состав комиссии: Председатель комиссии – зам. Директора, секретарь комиссии, члены комиссии: зав. отделения) руководитель Центра в недельный срок принимает решение о зачислении на обслуживание на дому или выносит мотивированное решение об отказе в социальном обслуживании на дому, о чём сообщается заявителю.
Работа отделений надомного обслуживания не ограничивается только доставкой продуктов питания социальными работниками. Их часто можно видеть на предприятиях: не мешает лишний раз напомнить, об обещании отремонтировать пенсионерам квартиру, материально поддержать, или же оказать другого вида помощь. К сожалению, в иных коллективах сегодня быстро забывают тех, кто ушёл на заслуженный отдых, отдав предприятию не один год, без преувеличения, самоотверженного труда. Специалисты – частые гости поликлиник (надо выяснить, в каких лекарствах нуждается старый человек), в организациях по ремонту бытовой техники. Если подопечные не в силах решить, какие – то свои проблемы (задержка пенсии, получение паспорта для сына - инвалида и т.д.), вновь «на выручку» приходят работники отделений надомного обслуживания.
В октябре 2003 г. в ЦСПН по отдельным Томским областям была организована работа клубов общения. Цель открытия – дать возможность одиноким людям общаться, поднимая настроение и тонус жизни, находить интересный круг собеседников и приятелей, почувствовать себя молодым.
За годы работы отделения социальной помощи на дому не зарегистрировано официальных жалоб на социальных работников, хотя работать «психологически» очень сложно.
Вся работа по обслуживанию престарелых построена грамотно, в соответствии с нормативными документами, что позволяет отслеживать в полном объёме количество нуждающихся в данных социальных услугах, на каждый конкретный период времени.
В апреле 2007 года социальные работники отделений социальной помощи на дому прошли обучение по программе «Основы ухода за престарелыми».
Обучение проводилось специалистом Областного Комитета Красного Креста в два этапа по 42 – х часовой программе:
50% - оплата средствами Центра
50% - оплата социальными работниками.26
Казалось бы, всё хорошо и замечательно, Центр социального обслуживания выполняет свои функции, оказывает социальную поддержку пожилых людей. Но, а каждодневным однотипным подходом к каждому клиенту, за стандартным выполнением услуг часто теряется сам человек. Говоря это, я имею в виду и «запущенность» как клиента, так и социального работника. Сложился определённый стереотипный подход к обслуживанию на дому. Один социальный работник и 10 – 15 постоянных клиентов. Идёт стандартный подбор услуг: доставка продуктов, лекарств, уборка в квартире. Социальному работнику некогда перевести дух, а клиент видит 3 раза в неделю только одно, и тоже лицо и так из года в год. Проявляется дефицит общения, пожилой человек становится зависимым от одного конкретного человека.27
Бывают в практике случаи, когда социальные работники пользуются этим. Горько признавать, но, как и в каждой работе здесь есть свои издержки и проблемы. Также отношение и социальных работников. Кто – то может сформировать себе участок, где наименьшее количество клиентов нуждаются в гарантированном перечне услуг, и дополнительном и он их будет посещать только для того, чтобы отметить свой приход, а кто – с утра до вечера на другом участке работает изо всех сил.
В большей степени идёт «сгорание» социального работника. Он тоже нуждается в психологической поддержке. К тому же остаётся реальным факт несоответствия между уровнем нуждаемости и имеющимися ресурсами организации социального обслуживания.
Одним из сдерживающих факторов является низкий статус и недостоверный уровень оплаты труда социальных работников. Также остаётся реальным факт слабого взаимодействия структур здравоохранения, социальной защиты и неправительственных организаций, отсутствие межведомственного подхода в работе с пожилыми людьми и соответствующего координируемого органа. Стереотипным во многих ЦСОН остаётся недостаточная разработанность нормативной базы (норм, стандартов, положений). Отсутствует непрерывная система обучения кадров социальных работников и многоуровневой системы повышения квалификации.
Перечисленные недоработки объяснить тем, что социальным службам приходится развиваться очень быстро в ответ на стремительные перемены в экономике и социальной жизни. Кроме того, не хватает ресурсов для адекватного реагирования на перемены.
Трудно представить себе в деталях, каким станет положение лиц старшего поколения за пределами нынешнего столетия. Оно будет, зависит от воздействия множества факторов экономического, политического, социального, духовно – нравственного и иного порядка. Многие проблемы пожилого населения, которые уже дают о себе знать, могут резко обостриться.
Многочисленность и малообеспеченность россиян пожилого возраста, несовершенство нормативной базы, защищающей всю совокупность их прав, экономические факторы лимитируют объёмы оказания социальной помощи пожилому населению. Вместе с тем, мы имеем все основания констатировать безусловный рост внимания к пожилому гражданину в соответствии с принятыми в гражданском обществе представлениями о правах человека. Сказанное в полной мере относится к сфере социального обслуживания как важной составляющей системы социальной защиты.
Социальная деятельность должна способствовать выявлению положительного потенциала граждан «третьего возраста», которые становятся заметной общественной силой, приближению социальной политики и социальных программ к нуждам стареющего населения. Обеспечение её эффективности требует применения более универсального подхода к трактовке интересов лиц старшего поколения в современных условиях, так как социальная защита на уровне достойности может изменить к лучшему качество и уклад жизни наших пожилых соотечественников.
ГЛАВА 3. МОДЕЛЬ ТОМСКОГОЙ ОБЛАСТИ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НА ДОМУ
В данной главе я ставлю перед собой задачу оценить концептуальную модель социальной поддержки пожилых людей, применённую в областной практике и выделить перспективные направления в вопросе социального обслуживания граждан пожилого возраста.
Каждый человек приходит в этот мир, чтобы прожить свою собственную, совершенно особенную жизнь, внести свой вклад в социальное развитие, воспитать детей. На закате жизни многим людям требуется помощь государства и общества, которые при этом должны руководствоваться идеями соблюдения прав человека, солидарности поколений и использовать активную роль социальный работы в современном мире.
Несмотря на то, что Томская область испытывает всевозможные трудности, именно в этом регионе ещё в начале прошлого десятилетия начались реформы в социальной сфере, здесь была создана система социального обслуживания и заложены основы ухода на дому за наиболее уязвимыми категориями граждан, и всё это благодаря усилиям и преданности делу люди – специалистов в своей области. В 2006 году успешно завершился проект «Поддержка и развитие социального обслуживания пожилых людей в Томской области».
Этот инновационный по своей сути проект знаменует качественный уровень взаимодействия между всеми его участниками: Российско – Европейским фондом, администрацией Томской области и г. Томска, учреждениями социального обслуживания пожилых людей, высшими учебными заведениями и общественными объединениями.
В процессе реализации проекта в областях была рационализирована деятельность социальных работников. Внедряется, и пертом успешно, новая система командной работы по осуществлению ухода на дому.
Предоставляемые услуги теперь больше соответствуют индивидуальным потребностям человека, стали более разнообразными и эффективными.
В течение трёх лет сделаны конкретные, основанные на проверенных инновационных социальных технологиях, шаги по развитию социального обслуживания граждан пожилого возраста в новых правовых и экономических условиях. Полученные в ходе проекта результаты в полной мере отвечают ожиданиям, способствуют формированию уверенности населения в качестве предоставляемых социальных услуг и успешно применяются в практической деятельности по развитию социального обслуживания граждан пожилого возраста, которые являются одним из приоритетных направлений в современной социальной защите населения России.
Социальная политика регулирует, прежде всего, отношения власти с народом. В её основе лежат ответственность государства за благосостояние населения, его социальную защиту, за обеспечение социального мира в обществе. Эти направления и стали основными составляющими социальной политики Томской области. Государственная социальная политика в отношении граждан старшего возраста состоит из комплекса мер политического, правового, экономического, медицинского, социального, культурного, научного, информационно – пропагандического и кадрового характера и направлена на обеспечение достойного образа жизни пожилых людей, условий для их активного долголетия, участия в жизни общества.
Томская область, сосредоточила на своёй территории 40 процентов промышленно – производственных фондов и более 20 процентов населения Западно – Сибирского региона. При этих показателях Томская область относится к числу плотно заселённых и высоко урбанизированных регионов России.
Более 63 процентов общей численности населения Томской области приходится на пенсионеров, инвалидов и детей.
На начало 2008 года в Томской области доля пожилых людей (женщин в возрасте 55 лет, мужчин – старше 60 лет) составила 19,9 процента общего населения Томской области (показатель по России – 20,7 процента), в том числе:
До 75 лет – 83,7 процента;