Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2015 в 12:28, дипломная работа
Цель выпускной работы: выявить особенности современного состояния системы социального обслуживания и обозначить перспективы её развития.
Реализация поставленной цели предполагает последовательное решение следующих задач:
Проанализировать существующие принципы и механизмы социального обслуживания пожилых людей;
Выявить особенности современного состояния социального обслуживания пожилых граждан в нестационарных учреждениях;
Оценить концептуальную модель социальной поддержки пожилых людей, применённую в областной практике и обозначить перспективные направления.
Принцип социального участия – стимулирование стремления пожилых людей к получению дополнительных благ за счёт собственных усилий, содействие им в повышении собственными силами качества жизни, достижении экономической независимости, добровольном проявлении инициативы и активности, интеллектуальном и творческом развитии;
Принцип социального партнёрства – взаимодействие государства и старшего поколения в осуществлении мероприятий, имеющих целью достижение благосостояния и социального благополучия пожилых людей, сотрудничество с общественными объединениями, благотворительными организациями и другими партнёрами, занятыми предоставлением пожилым людям помощи и услуг.
Принцип социальной эффективности – достижение позитивных результатов мер, направленных на повышение социального благополучия пожилых людей, поддержание их статуса, укрепление социальных связей и удовлетворение культурных запросов;
Принцип адресности – учёт индивидуальных особенностей и ситуации при оказании социальной помощи (возраст, состояние здоровья, размер совокупного ежемесячного дохода, состав семьи, состояние жилища, отсутствие или наличие постоянного места жительства);
Принцип равенства старшего поколения – равное с другими гражданами право на защиту и помощь в трудных жизненных ситуациях, возможность принятия решения относительно своей жизнедеятельности, предоставление равных возможностей самореализации в трудовой сфере и общественной деятельности;
Принцип гласности – организация органами и учреждениями системы социальной защиты населения информационной и консультативной работы по всем вопросам, касающихся проблем старшего поколения.
Основная цель программы – консолидация усилий всех служб и объединение ресурсов городского сообщества в интересах пожилых людей, повышения качества их жизни, поддержка людей позднего возраста в сложных жизненных ситуациях. Другими словами, программа призвана объединить усилия и ресурсы всех органов и учреждений социальной сферы для комплексного решения проблем пожилых людей.36
Достижение поставленной цели связанно с решением ключевых задач областной программы «Старшее поколение»:
- создание
комплексной системы медико –
социальной адаптации и
- развитие системы услуг, предоставляемых пожилым людям;
- развитие
социального партнёрства
- разработка
и внедрение новых технологий,
и обеспечение социальной
- вовлечение
пожилых людей в работу по
самореализации и
Органом управления программой «Старшее поколение» стал специально созданный Координационный совет, в состав которого вошли руководители и представители органов и учреждений социальной сфера (образования, здравоохранения, культуры и социальной защиты населения), представители общественных организаций, советов ветеранов войны, труда и Вооружённых Сил; городского комитета Российского Красного Креста, Русской Православной Церкви (всего около 40 человек).37
Подготовка и вступление в действие в 2008 году федеральной целевой программы «Старшее поколение» стало стимулом для разработки в большинстве субъектов Российской Федерации региональных программ социальной защиты пожилых людей. Основная цель этих программ – решение проблем пожилых граждан и улучшение их социального положения, создание благоприятных условий для реализации прав и полноценного участия в жизни общества.
Региональные программы «Старшее поколение», «Забота», «Социальная защита пожилых людей» и другие приняты в Чувашской республике, Краснодарском и Красноярском краях, Астраханской, Владимировской, Воронежской, Курской, Московской, Мурманской, Пензенской, Томской, Ростовской областях и других регионах.
Мероприятия, предусмотренные региональными программами для улучшения положения пожилых людей, вызванных старением одного человека и демографическим старением общества в целом, направлены на достижение нескольких основных целей:
- выполнение
государственных обязательств
- установление
приоритетов региональной
- Обеспечение системного подхода к решению проблем пожилых людей;
- Мобилизацию усилий общества на решение проблем старшего поколения.38
Реализация в Томской области среднесрочной целевой программы «Старшее поколение», встроенной в единое общероссийское пространство мер по решению социальных проблем пожилых людей, свидетельствует о внимании администрации города и области к нуждам граждан старшего поколения и признании роли программы как составной части механизма государственной социальной политики, позволяет осуществлять практическую деятельность по обеспечению социальной защиты пожилых людей на программно – целевой основе (см. Приложение 1).
Порядок организации социального обслуживания пожилых людей регламентирован рядом федеральных законов и нормативных правовых документов федерального и регионального уровня, однако в них в должной мере не акцентируется внимание на индивидуальном подходе к каждому человеку. Отчасти это объяснимо, так как федеральные законы «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» вступили в силу в 1995 году, когда процесс становления учреждений социального обслуживания населения только набирал силу.
Опыт работы Центра социальной поддержки населения Томской области показал, какое немаловажное значение для пожилых людей имеют сохранение социальной активности, преодоление одиночества, как важно им ощущать свою полезность, значимость для семьи, окружающих, общества. Поэтому целью работы Центра стало повышение жизненного потенциала и улучшение общего психического состояния пожилых людей в условиях обслуживания на дому путём:
- развития
индивидуального подхода к
- проведения социально – психологической реабилитации пожилых людей;
- содействия в адаптации пожилых людей к неблагоприятным социальным условиям;
- развития
партнёрских отношений с
Для решения этих задач социальные работники совместно с медицинским персоналом и психологом оценивают нуждаемость пожилых людей в социальных услугах, на основе составления функциональных оценок определяют, какие виды самообслуживания клиент может выполнять сам, какие – с некоторой помощью, и какая деятельность оказывается для него совершенно недоступной. Оцениваются состояния психического здоровья и круг общения пожилых людей. Немаловажно выявить наличие родственных связей и уровень доходов клиента (ПРИЛОЖЕНИЕ 2)39.
На основании этого составляется индивидуальный план мероприятий по уходу. В дальнейшем был предложен алгоритм оценки нуждаемости в социальных услугах, который включал в себя пять ступеней:
Социальный работник, реализуя социально – бытовые и реабилитационные мероприятия, следит за их соответствием ожиданиям и возможностям клиента. В случае изменения обстоятельств, план корректируется.40
Сотрудниками Центра разработан «Справочник по составлению планов мероприятий по уходу», включающий перечень физических возможностей клиента (например, двигать правой / левой рукой, пересесть с кровати на стул, встать с постели, присесть, наклониться, передвигаться по дому, выполнять целенаправленные движения, спускаться / подниматься по лестнице, другое), нарушение органов чувств, индивидуальных средств реабилитации (например, для подъёма с постели, приёма пищи, пользования туалетной комнатой, передвижения по улице), характеристик личной безопасности клиента (доступ к телефону, соблюдение диеты, злоупотребление алкоголем, способность пользоваться бытовыми электроприборами), социально – психологических проблем, социальных контактов и психологических особенностей (ПРИЛОЖЕНИЕ 3).
Одновременно с выполнением работ проводится обучение социальных работников для расширения знаний в области геронтологии, психологии зрелости и старения, индивидуального подхода в работе с людьми пожилого возраста, а также организуются семинары – практикумы по проведению функциональных оценок и составлению индивидуальных аланов обслуживания.
Предоставление социальных услуг теперь основывается исключительно на индивидуальных планах обслуживания, составленных по результатам оценки нуждаемости. Произошёл сдвиг от подхода «один социальный работник – один пользователь услуг» к бригадному методу работы.
Социальные работники в рамках бригадного метода обслуживания оказывают следующие услуги:
- доставка
пищи и продуктов питания для
самостоятельного
- работа на дому;
- оценка
нуждаемости в социальных
- координация услуг.
В ходе индивидуальной оценки нуждаемости практикуются беседы с пользователями услуг – пожилыми людьми – по выявлению приоритетности их потребностей. Планы обслуживания конкретны по содержанию и разрабатываются различными специалистами. Конкретность планов подразумевает, что социальные работники выполняют то, что «прописано» в формах, клиенты не могут призвать их в любое время и просить выполнить «что угодно». Учитывается такое требование к планам, как их выполняемость, реальность. Регулярный пересмотр и внесение изменений в зависимости от обстоятельств также служат этой цели.
Пожилого человека посещает несколько социальных работников. В результате бригадного метода социальные работники не испытывают перегрузки, график работы составляется так, чтобы он совпадал со временем, когда потребность в обслуживании больше (например, утро или вечер). Кроме того, такой метод работы позволяет значительно экономить рабочее время и высвободить скрытые ресурсы.
Одним из направления расширения сферы оказываемых социальных услуг является привлечение подростков к работе с пожилыми людьми через молодёжную биржу труда и отдел занятости населения на добровольных началах или оплатой их труда за счёт средств, выделяемых на организацию общественных работ. К участию в молодёжных социальных акциях привлекаются подростки из неблагополучных семей, воспитанники детского социального приюта, детского дома, школьники.
В результате улучшается психологическое состояние пожилых людей, уменьшается число обращений в медицинские учреждения и социальные службы за оказанием социально – бытовой и другой помощи, расширяется круг общения.
Администрация города и области, руководители предприятий, учреждений, общественность стали, уделяясь больше внимания нуждам пожилых людей. Распространены обращения главы администрации города и области к руководителям предприятий с целью выделения средств на провидение мероприятий для пожилых людей, оказание материальной помощи бывшим работникам, вышедшим на пенсию, создание специально фонда поддержки ветеранов войны. В итоге пожилые люди чувствуют уважение к себе, осознают себя уникальной личностью независимо от сложившихся обстоятельств.
Можно по – разному понимать и трактовать принципы, определяющие концепцию социальной защиты пожилых людей, но в любом случае ключевыми будут принципы, выражающие стремление обеспечить индивидуальный подход, комплексность социальных услуг и адресность помощи, стимулировать позитивно – активный подход со стороны клиента.
Новшество заключается в организации социального обслуживания на дому именно с точки зрения индивидуального подхода к пользователю, оценки его нуждаемости в услугах, формированию ассортимента услуг, необходимых и достаточных для обеспечения независимой жизни клиента в той или иной степени, в какой это возможно в нынешних социально – экономических условиях.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной работе были проанализированы существующие принципы и механизмы социального обслуживания пожилых людей. При помощи совокупности методов – сравнительного, статистического, логического выявлены особенности современного состояния системы социального обслуживания пожилых граждан в нестационарных учреждениях. Оценена новая концептуальная модель социальной поддержки пожилых людей, применяемая в региональной практике, и выделены перспективы её развития.