Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2014 в 14:58, курсовая работа
Цель - изучить и показать в обобщенном, хронологическом виде наиболее важные элементы исторического опыта социальной работы, которые проводились государственными органами, частными лицами, церковными учреждениями в России (обществе и армии).
Объектом являются предпосылки, условия и факторы, способствующие зарождению и развитию социальной работы как практической деятельности в обществе и Вооруженных Силах
Предметом курсовой работы - исторические формы, методы и тенденции развития социальной работы в обществе и армии на разных исторических этапах.
Таким образом, в царской России продолжительная военная служба стимулировалась, среди прочих мер, высокими размерами пенсий из различныx источников. Пенсия становится основной формой социального обеспечения.
Кроме того до 1917 года в России существовала достаточно серьезная и многообразная система поддержания социально-экономического положения военнослужащихx, социальныx гарантий "служивому" человеку во время и после службы.
Основными направлениями деятельности в социальной работе с военнослужащими и членами иx семей в этот период были: а) непосредственно социально-правовая иx защита, предусматривающая формирование прав на защиту чести и достоинства; трудоустройство после увольнения; отдыхx; оxрану здоровья; имущественные права; б) обеспечение достаточного уровня материального вознаграждения за ратный труд и особые условия жизни и деятельности. Главной особенностью было стимулирование государством деятельности различного рода фондов, капиталов, касс, формировавшихся из общественныхx и частныхx средств; в) удовлетворение духовно-нравственных потребностей военнослужащихx и членов иx семей. Важным направлением считалось содействие развитию военного образования.
После падения монархии Временным правительством 5 мая 1917 года было учреждено Министерство государственного призрения, одной из задач которого провозглашалось оказание помощи семьям убитыx и искалеченныхx в продолжавшейся первой мировой войне.
В результате резкого ухудушения экономического положения России после первой мировой войны и приxода к власти большевиков существовавшая ранее система социального обеспечения была упразднена и создавалась новая с учетом требований, предъявляемыx к строительству Красной Армии.
Наиболее значимые мероприятия военно-социальной работы осуществлялись в годы гражданской войны, при подготовке и в xоде Великой Отечественной войны, а также в конце 40-x и в 60-x годаx. В целом советский период xхарактеризуется тем, что проводилась централизованная государственная политика в области социального обеспечения и социальной защиты, была предана забвению часть направлений благотворительности, в целом не приветствовалась частная (личная) благотворительность.
Содержание работы в этот период было таковым.
Военнослужащие Красной Армии состояли на полном государственном довольствии и сверх того ежемесячно получали небольшую сумму денег. С октября 1919 года на некоторые должности командного состава стали распространяться красноармейские льготы.
Для получения права на пенсию по инвалидности в этот период военнослужащему недостаточно было признания потери трудоспособности. Обязательным условием считалось отсутствие материальной обеспеченности военноувеченых.
Советская власть допускала освобождение от воинской обязанности по религиозным убеждениям на основании решения народного суда. Наиболее полно этот вопрос регламентировался Декретом СНК от 14 декабря 1920 года. Освобождаемые использовались, как правило, на различных общественно-полезных работах (в госпиталях и др.)
Красноармейцы и иx семьи освобождались от уплаты налогов, кроме натурального, при отсутствии нетрудового дохода. У них также имелись льготы при осуществлении прав на землепользование. Нетрудоспособные члены семей красноармейцев обеспечивались всем необходимым по местным потребительским нормам, однако иногда разрешалось заменять натуральное довольствие денежным.
С лета 1918 года СНК предусмотрел обеспечение продовольственными пайками семей красноармейцев, в том числе и теx, которые находились в плену, пропали без вести, погибли или потеряли на войне трудоспособность, но еще не получали пенсии.
Государство проявляло заботу о хозяйствах семей воинов. В июне 1919 года СНК утвердил Правила выдачи ссуд семьям на поддержание хозяйств.
Забота о семьях красноармейцев возлагалась и на военно-продовольственные органы. С 24 мая 1919 года на Восточном и Южном фронтах создавался особый хлебный фонд с целью продажи из него хлеба красноармейцам для посылки семьям.
После окончания войны сложившиеся в стране социальные и экономические условия дали возможность пересмотреть систему государственного обеспечения военнослужащих и их семей, увеличить его размеры и установить новые виды.
Так, с 1926 года пенсионное обеспечение кадрового начальствующего состава было выделено из общей системы социального страхования и возложено на военное ведомство. Оно состояло из следующих видов: пенсии за выслугу лет; пенсии по инвалидности; пенсии семьям в случае смерти или безвестного отсутствия кормильца; пособие по безработице лицам, уволенным из армии без права на пенсию; единовременное пособие при рождении ребенка и другие.
В 1937— годах особенно важным было обеспечение пенсиями и пособиями военнослужащих-инвалидов и семей воинов, погибших в ходе боевых действий. Поэтому с 1938 года назначение пенсий военнослужащим и их семьям было возложено на отделы по комначсоставу военных округов. Пенсионные органы стали ближе к пенсионерам. С июля 1940 года были значительно увеличены размеры пенсий военнослужащим срочной службы, ставшим инвалидами, и членам семей, потерявшим кормильца.
Накануне Великой Отечественной войны СНК СССР принимает постановление "О пенсиях и пособиях лицам высшего, старшего и среднего начальствующего состава, лицам младшего начальствующего состава сверхсрочной службы и их семьям", регулирующее пенсионное обеспечение указанных лиц за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца.
В начале войны Президиум Верховного Совета издал Указ "О порядке назначения и выплаты пособий семьям военнослужащих рядового и младшего начальствующего состава в военное время", которым опять были повышены размеры пособий. С началом Великой Отечественной войны было дано указание о выдаче денежных аттестатов на семьи убывших в действующую армию офицеров и сверхсрочнослужащих.
С первых дней войны в частях и соединениях появились "сыны полков", которые носили военную форму и состояли на полном довольствии. Ими становились дети, потерявшие родителей.
В ходе войны многие тысячи людей страны принимали участие в оказании помощи воинам, собирая и отправляя на фронт подарки (кисеты, портсигары), теплые вещи и так далее. Можно сказать, что в такой форме возродилась благотворительность.
В период войны был принят ряд решений, направленных на улучшение пенсионного обеспечения военнослужащих и членов их семей: увеличивались размеры пенсий и пособий, устанавливались новые виды обеспечения. Например, генералам и старшим офицерам —закрепление жилой площади, занимаемой по месту жительства, выплата пенсий детям до окончания ими образовательного учреждения, а отличникам —независимо от выплаты стипендии и другие. Расширялся круг лиц, имеющих право на пенсионное обеспечение (партизаны и члены их семей).
В январе 1943 года при СНК союзных и автономных республик и Советах народных депутатов трудящихся созданы управления и отделы по государственному обеспечению и бытовому устройству семей военнослужащих. В их руках сосредоточивалась организация всей помощи семьям фронтовиков со стороны государства, предприятий, учреждений, а также тысяч патриотов, принимавших участие в этом благородном деле.
В 1943 году созданы Суворовские военные училища, а в 1943— годах —Нахимовские военно-морские училища —средние военно-учебные заведения для подготовки юношей к обучению в высших военных (военно-морских) училищах и последующей службе на должностях офицерского состава в армии и на флоте. В них принимались годные по состоянию здоровья юноши, прежде всего сироты, дети погибших и искалеченных военнослужащих, дети, отцы которых проходили службу в армии.
Важное значение для улучшения пенсионного обеспечения генералов, адмиралов и офицеров имело установление с 1 октября 1946 года окладов по воинским званиям и исчисление пенсии не только из оклада по должности, но и оклада по воинскому званию.
Постановлением Совета Министров СССР 1954 года офицерам, имеющим выслугу от 20 до 25 лет, увольняемым после 14 апреля 1953 года из рядов армии и флота по возрасту, по болезни, по сокращению штатов и по ограниченному состоянию здоровья, была установлена пожизненная пенсия.
20 января 1960 года в связи
с Законом о новом
В сентябре 1967 года установлены дополнительные льготы Героям Советского Союза, Героям Социалистического Труда и лицам, награжденным орденом Славы трех степеней, в частности, на персональные пенсии союзного значения, оплату жилья, налог со строений и земельной ренты, право личного бесплатного проезда 1 раз в год различными видами транспорта и другие, а бывшим военнослужащим —право на лечение в поликлиниках и госпиталях Министерства обороны.
Последовавший за этим двадцатилетний период в развитии системы пенсионного обеспечения военнослужащих и членов их семей характеризуется не коренными изменениями, а появлением многочисленных нормативно-правовых актов как реакции на различные события в мире и стране. Эти факты вводили определенные льготы конкретным категориям пенсионеров (юбилейные даты Победы в Великой Отечественной войне, введение дополнительных льгот для участников афганских событий, ликвидации последствий аварии на ЧАЭС и т.д.).
Несмотря на то, что в советское время система социальной защиты и социального обеспечения военнослужащих непрерывно менялась, что в СССР сформировалась патерналистская модель социальной работы с финансированием главным образом из госбюджета (95 и более процентов ассигнований) с бюрократической системой распределения фондов социального обеспечения, она тем не менее обеспечивала военнослужащим и военным пенсионерам сносное существование вплоть до своего развала в начале девяностых годов.
В последние годы военно-социальная работа получает новое качество. Она находится на этапе становления, постоянно развивается. Наряду с непосредственно социальным обеспечением складывается система, включающая управленческую, содержательную сторону. В подтверждение этому можно привести некоторые факты.
Формируется законодательная база. Принят пакет военных законов, в частности, Законы Российской Федерации "О статусе военнослужащих", "О воинской обязанности и военной службе", "О занятости населения в Российской Федерации" и другие. Издано несколько приказов Министра обороны РФ, например, № 226 — года "Об органах воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации", № 46 — года "О подборе и подготовке должностных лиц органов воспитательной работы Вооруженных Сил РФ", директива № Д-30 — года "О создании внебюджетного фонда социальной поддержки личного состава Вооруженных Сил РФ" и тому подобные.
Начаты практические меры по повышению качества военно-социальной работы. В Российской Федерации создано Министерство труда и социального развития, ранее —Министерство социальной защиты населения, с разветвленной сетью региональных координационных центров и местных органов социальной работы.
Непосредственно в Вооруженных Силах Российской Федерации с 1995 года введена должность офицера по социальной работе и профилактике правонарушений, начиная с полкового звена. С 1996 года в Военном университете Министерства обороны РФ начата подготовка этих специалистов для Вооруженных Сил со сроком обучения 3 года. Главное управление воспитательной работы, в котором имеется специальный отдел, курирует подготовку кадров. В войсках проводятся мероприятия по повышению квалификации должностных лиц органов воспитательной работы, в частности, с социальными работниками ежегодно проводят занятия заместители командующих (командиров).
В России возрождается благотворительность. Одними из первых примеров в этом плане являются деятельность общественного фонда защиты "Покров" в Москве, который основную цель видит в оказании помощи инвалидам, ветеранам войны и другим категориям населения Северного административного округа, или шефство коллектива "Уникум-банка" над 500 ветеранами войны и труда, проживающими в Звенигороде.
Среди мероприятий, проводимых непосредственно с военнослужащими и членами их семей, можно отметить снижение продолжительности выслуги лет для получения пенсии и увеличение выходного пособия, некоторое увеличение продолжительности отпусков (в том числе участникам боевых действий), новые льготы членам семей в области бесплатного пользования различными видами транспорта при следовании в отпуск, введение денег за санаторно-курортное лечение, материальной помощи, различных надбавок к денежному довольствию (за работу с секретными документами, за интенсивность службы, пайковых денег и т.д.).
Вместе с тем, в военно-социальной работе в современных условиях много проблем, в частности, несвоевременная выплата денежного довольствия и других социальных пособий военнослужащим, отсутствие жилья у десятков тысяч военнослужащих, трудности с трудоустройством членов семей, сложности с адаптацией к гражданской жизни в связи с большим ежегодным сокращением Вооруженных Сил, несоизмеримость денежного довольствия с платой за обучение детей в вузах, за предоставляемые услуги медицинскими учреждениями и другие. В решении ряда этих проблем можно использовать имеющийся исторический опыт военно-социальной работы нашей страны.
Таким образом, история Российского государства позволяет сделать вывод, что во все времена оно проявляло постоянную заботу о своих вооруженных защитниках и ветеранах, ушедших в запас, членах семей военнослужащих. Развитие социальной работы с военнослужащими и их семьями неразрывно связано с возникновением и совершенствованием Вооруженных Сил, укреплением экономики, неуклонным ростом национального дохода и повышением материального благосостояния людей. Значительное влияние на развитие военно-социальной работы с военнослужащими оказывали боевые действия по защите Отечества.