Социальная работа с военнослужащими в Вооруженных Силах Российской Федерации: история и современность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2014 в 14:58, курсовая работа

Описание работы

Цель - изучить и показать в обобщенном, хронологическом виде наиболее важные элементы исторического опыта социальной работы, которые проводились государственными органами, частными лицами, церковными учреждениями в России (обществе и армии).
Объектом являются предпосылки, условия и факторы, способствующие зарождению и развитию социальной работы как практической деятельности в обществе и Вооруженных Силах
Предметом курсовой работы - исторические формы, методы и тенденции развития социальной работы в обществе и армии на разных исторических этапах.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 53.02 Кб (Скачать файл)

Социальная работа - сравнительно новое явление в Вооруженных Силах Российской Федерации. Ранее она не выделялась в качестве самостоятельного направления в деятельности органов военного управления, командиров и должностных лиц. Свое становление и развитие социальная работа получила с принятием адекватных мер организационного и теоретико-методологического характера по созданию действенной системы социальной защиты военнослужащих, членов их семей, гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации. В официальных документах в начале 90-х гг. прошлого века она получила название «социально-правовая работа». В период с 1993 по 1995 г. проходил процесс поиска оптимальных форм и методов работы по реализации прав и льгот военнослужащих, членов их семей и гражданского персонала и новых социально-экономических условиях. С июля 1995 г. этот вид деятельности стал называться «военно-социальная работа».

В связи с тем, что социальная работа и Вооруженных Силах выступает органической частью более широкого понятия «социальная работа в обществе», рассмотреть, используя метод сравнения показателей социальной работы и военно-социальной

Особо следует отметить, что в российском обществе, а им более в Вооруженных Силах Российской Федерации о социальной работе заговорили сравнительно недавно. В самостоятельный вид профессиональной деятельности социальная работа конституировалась 23 апреля 1991 г., когда постановлением Госкомтруда СССР № 92 в Квалификационный справочник должностей была включена должность «специалист по социальной работе» .

В качестве специальности социальная работа была определена приказом Госкомобразования СССР № 376 от 7 августа 1991 г., а 25 сентября 1991 г. был утвержден план специальности 03.12.00 - «социальная работа». И с 1992 г. более чем в тридцати высших учебных заведениях России началась подготовка кадров по данной специальности.

В настоящее время в официальном издании Государственного образовательного стандарта профессионального высшего образования утверждены: основные характеристики профессиональной деятельности бакалавра по направлению 52110 - «социальная работа»; требования к уровню подготовленности лиц, получивших образование по программе направления; обязательный минимум содержания профессиональной образовательной программы по направлению.

В 1992 г. организационное и юридическое оформление получила Ассоциация социальных педагогов и социальных работников Российской Федерации (АСОПиР). Ассоциация начала выпуск ежеквартального научно-популярного журнала «Социальная работа». В то же время была создана Открытая международная школа социальной работы, в состав которой вошли: высшие курсы подготовки и переподготовки кадров, институт социальной работы, школа помощников социальных работников. Началось образование широкой сети структур социальной работы различной направленности на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. В результате набравших силу динамических процессов развития социальной работы Россия была принята в члены Международной федерации социальных работников (IFSW).

В тот же период государственные органы исполнительного и законодательного уровней приняли ряд нормативно-правовых актов, закрепляющих основы для развития социальной и военно-социальной работы в армии. В Конституции Российской Федерации закрепляется положение о том, что Россия есть демократическое и социальное государство, в котором «человек, его права, свободы являются высшей ценностью», а «признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства». Активно разрабатываются и принимаются федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства, регламентирующие социальную сферу реформируемого общества. Особое внимание следует обратить на принятие военного пакета федеральных законов, касающихся правил прохождения военной службы, прав и обязанностей военнослужащих, социального обеспечения и социальной защиты военнослужащих и членов их семей. Одновременно с позитивным процессом количественною наращивания нормативно-правовой базы, предписывающей всемерное совершенствование социальной сферы общества путем расширения обязанностей государства перед своими гражданами, набирал силу процесс модернизации российского общества, характеризующийся ускорением (относительно продолжительности индивидуального жизненного цикла) смены социокультурных событий и усложнением социальной среды жизнедеятельности людей.

В настоящее время происходят закономерные изменения, выражающиеся:

во-первых, в проявлении устойчивой тенденции нарастания и углубления проблемного поля взаимоотношений личности и общества;

во-вторых, в развитии модели «рыночной экономики», которое предопределило переход от общинной социальной жизни к более индивидуализированной;

в-третьих, в смене мифологического отношения к социальной действительности рациональным, требующим постоянных целесообразных и эффективных действий.

Необходимо подчеркнуть, что такого рода качественные переходы имеют историческое измерение, так как в ходе вытеснения устоявшихся социокультурных форм образуются новые сферы неопределенности взаимных прав и обязанностей людей. Наступает состояние социальной аномии, сопровождающееся временным разрушением нормативны и социальных структур, при котором индивиды и социальные группы, привыкшие руководствоваться традиционным; нравами и обычаями, уже не могут жить по-старому, но еще не освоили или не выработали новых образцов действии социального взаимодействия и поведения. Соответственно увеличивается численность неадаптированных членов общества, неспособных к самоорганизации в новых социальных условиях и требующих особых форм и методов работы по оказанию им действенной помощи.

Естественно, что Вооруженные Силы, оказавшись, как и все российское общество, в сложных социально-экономических условиях, все чаще вынуждены иметь дело с нарастающими проблемами и задачами «социального комплекса». Потребовалось создание в октябре 1992 г. Военного отделения Ассоциации социальных педагогов и социальных работников Российской Федерации в Москве. Были приняты программа и временный Устав. Военное отделение структурно явилось научно-общественным подразделением Ассоциации (АСОПиР). Одним из сопредседателей Военного отделения в ранге научного руководителя стал заслуженный деятель науки РСФСР, доктор педагогических наук, профессор А. В. Барабанщиков.

Резкое увеличение количества социальных проблем в Вооруженных Силах было обусловлено, с одной стороны, переходом государства к рыночной экономике, с другой - реорганизацией института заместителей командиров частей по политической части и политических органов, напрямую отвечавших за организацию и содержание работы по социально-правовой защите военнослужащих и за «социальный блок» в армии и на флоте.

Вынужденный поиск форм и методов разрешения данной ситуации стимулировал органы военного управления на принятие ряда организационно-управленческих мер. Одной из них явилась разработка нормативно-правовой базы социальной работы в Вооруженных Силах Российской Федерации.

На основе анализа приказов и директив министра обороны Российской Федерации с 1992 г. можно выделить несколько взаимообусловленных этапов институционализации социальной работы как профессиональной деятельности: этап поиска организационных форм, этап создания организационных структур в частях (соединениях), этап создания и функционирования научно-образовательного комплекса социальной работы.

Начало этапу поиска организационных форм социальной работы было положено 26 сентября 1992 г. приказом министра обороны Российской Федерации № 164 «Об органах воспитания личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации». Этим документом вводились понятия «социально-правовое обеспечение» и «социально-психологическая работа», определялись задачи по социально-правовому обеспечению деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации. Вступило в действие «Временное руководство по организации социально-психологической работы». 26 ноября 1992 г. вышел приказ министра обороны Российской Федерации № 18 «О введении в действие положения о Главном управлении по работе с личным составом Министерства обороны Российской Федерации». В нем были определены задачи вышеназванному управлению по организации социально-правового обеспечения, социально-психологической работы и социально-правовой защиты военнослужащих, членов их семей и гражданского персонала.

В соответствии с приказом было образовано Управление социально-правовой и воспитательной работы, организационно входящее в Главное управление по работе с личным составом. Именно оно стало отвечать за социальный блок проблем, существующих в армии и на флоте. В директиве заместителя министра обороны Российской Федерации № ДЗ-1 от 4 января 1993 г. «О мерах по организации социально-правовой работы в Вооруженных Силах Российской Федерации» были поставлены задачи по организации социально-правовой работы, определены направления, формы и методы ее проведения в Вооруженных Силах.

На основании приказа министра обороны Российской Федерации № 150 от 30 января 1993 г. «О введении в действие положения об органах по работе с личным составом Вооруженных Сил РФ» было образовано Управление социально-правовой и психологической работы. Кроме того введена должность офицера по социально-правовой работе полка. Следующий приказ министра обороны Российской Федерации № 15 от 12 января 1994 г. «О совершенствовании руководства воспитательной работой, боевой и мораль но-психологической подготовкой в Вооруженных Силах Российской Федерации» обусловил ряд новшеств и преобразований в решении социальных проблем военнослужащих, членов их семей и гражданского персонала. Социально-правовая работа была переименована в правовую работу. Главное управление по работе с личным составом преобразовывалось в Главное управление воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации. Вместо должности офицера по социально-правовой работе вводилась должность помощника командира по правовой работе. Этот приказ явился логическим завершением этапа поиска организационных форм социальной работы (1992-1994 гг.). Однако все принимаемые органами военного управления меры не снимали с повестки дня проблему создания эффективной и действенной военно-социальной системы.

Начало этапу создания организационных структур социальной работы было положено приказом министра обороны Российской Федерации № 235 от 3 июля 1995 г. «О совершенствовании воспитательной работы в Вооруженных Силах Российской Федерации». Сейчас это приказ МОРФ № 79 от 28.02.2005г. Именно в этом приказе впервые появилась категория «военно-социальная работа», были определены цели и задачи военно-социальной работы в армии и на флоте. Следующим приказом министра обороны Российской Федерации № 226 от 6 июля 1995 г. «Об организации воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации» вводилась должность офицера по социальной работе и профилактике правонарушений полка (корабля 1 ранга), определены его функциональные обязанности, объем профессиональных задач, а также основное содержание и формы военно-социальной работы.

Таким образом, в данном приказе был определен и закреплен статус офицера, предназначенного для решения задач социальной работы в армии и на флоте. Одновременно начался процесс создания организационных структур социальной работы в частях и соединениях.

В настоящее время в Вооруженных Силах Российской Федерации имеется вертикальная структура управления социальной работой, представляющая собой организационное единство и охватывающая все звенья войскового организма от полка (корабля 1 ранга) и выше. При Главном управлении воспитательной работы Вооруженных Сил существует управление военно-социальной работы; в полках, на кораблях 1 ранга - старшие офицеры по социальной работе и профилактике правонарушений Приказом министра обороны Российской Федерации № 70 от 11 марта 2004 г. уточнены обязанности офицера по социальной работе и профилактике правонарушений воинской части. Они приведены в соответствие с современными требованиями к работе этого должностного лица.

Сложность и многофункциональность задач, которые решают должностные лица, отвечающие за организацию и состояние военно-социальной работы, требуют их профессиональной специальной подготовки.

Сегодня в Вооруженных Силах Российской Федерации образована и эффективно функционирует система подготовки профессиональных специалистов по организации социальной работы для органов управления различного уровня на базе Военного университета Министерства обороны Российской Федерации, которую можно назвать научно-образовательным комплексом.

Вместе с тем в социальной работе с военнослужащими в современных условиях имеется много проблем, в частности несвоевременная выплата социальных пособий, отсутствие жилья у десятков тысяч военнослужащих, сложности с трудоустройством членов семей и др. В их решении необходимо использовать имеющийся исторический опыт социальной работы в армии нашей страны.

Таким образом можно сделать следующие выводы по второй главе:

1) государство во все  времена проявляло постоянную  заботу о своих вооруженных  защитниках и ветеранах, ушедших  в запас, членах семей военнослужащих;

2) совершенствование социальной  работы с военнослужащими и  их семьями неразрывно связано  с развитием Вооруженных Сил, состоянием экономики страны, уровнем  национального дохода и повышением  материального благосостояния людей;

3) дальнейшее развитие  социальной работы - это специфический  процесс развития одного из  видов социальной гуманитарной  практики, в ходе которого социальная  работа приобретает сущностные  признаки и статус социального  института в Вооруженных Силах  и российском обществе.

Процесс развития социальной работы в Вооруженных Силах Российской Федерации не является завершенным. Его развитие идет по следующим направлениям: уточнение нормативно-правовой базы, регламентирующей организацию и проведение социальной работы; совершенствование материально-технической базы; оптимизация органов управления социальной работой в армии и на флоте.

Информация о работе Социальная работа с военнослужащими в Вооруженных Силах Российской Федерации: история и современность