Социальная работа в конфессиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2014 в 00:51, реферат

Описание работы

Участие религиозных организаций в оказании разносторонней социальной помощи имеет давние исторические традиции. Деятельность конфессиональных институтов чрезвычайно многогранна как по сферам (милосердие, благотворительность, миротворчество и т.д.), так и по формам, методам деятельности. Наряду с материальной помощью нуждающимся она направлена на морально-психологическую поддержку страждущих, успокоение отчаявшихся, смягчение социальной напряженности, улаживание этнических и национальных конфликтов, нейтрализацию общественных язв и неурядиц, постигающих в первую очередь наиболее уязвимые и обездоленные слои населения.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………......................3
1.1. История социальной деятельности в конфессиях….........................4
1.2. Особенности социальной работы в конфессиях..............................10
Заключение …………………………………………………………………..18
Список литературы ………………………………………………………....

Файлы: 1 файл

Социальная работа в конфессиях.docx

— 37.42 Кб (Скачать файл)

 

Департамент образования  города Москвы

Государственное бюджетное  образовательное учреждение

высшего профессионального  образования города Москвы

«МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Социальный институт

Кафедра социальной работы

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Социальная работа в разных сферах жизнедеятельности

на тему: «Социальная работа в конфессиях»

 

 

 

                                                                 Выполнили:   Хакулова М.Х.

Голиченко Е.В.

3 курс,  группа 12/391 , заочного отделения  

 

Проверила: Таболова Е.М.

 

 

 

 

 

Москва - 2014

Содержание

 

Введение ………………………………………………………......................3

    1. История социальной деятельности в конфессиях….........................4
    2. Особенности социальной работы в конфессиях..............................10

Заключение …………………………………………………………………..18

Список литературы ………………………………………………………....19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Участие религиозных организаций  в оказании разносторонней социальной помощи имеет давние исторические традиции. Деятельность конфессиональных институтов чрезвычайно многогранна как  по сферам (милосердие, благотворительность, миротворчество и т.д.), так и по формам, методам деятельности. Наряду с материальной помощью нуждающимся  она направлена на морально-психологическую  поддержку страждущих, успокоение отчаявшихся, смягчение социальной напряженности, улаживание этнических и национальных конфликтов, нейтрализацию общественных язв и неурядиц, постигающих в  первую очередь наиболее уязвимые и  обездоленные слои населения.

Традиции духовной и материальной помощи старым, больным, инвалидам, детям, людям, оказавшимся в беде и не имеющим сил (возможностей) самостоятельно ее преодолеть, — органическая часть  религиозно-нравственной культуры всех существовавших и существующих на Земле  цивилизаций, социально-нравственных доктрин различных конфессий, важнейшая  часть их идеологии и практики. Исторические традиции участия в социальной деятельности имеются и у религиозных конфессий, традиционно существующих в России, прежде всего у Русской Православной Церкви. В последнее время российские конфессиональные организации — христианские (православные, католические, протестантские), мусульманские, буддистские, иудаистские — значительно активизировали свою социальную активность.

 

Цель работы- теоретически проанализировать социальную деятельность в конфессиях.

 

 

1.1. История социальной деятельности в конфессиях

Конфессия (лат. - исповедание) - особенность вероисповедания в пределах определенного религиозного учения, объединение верующих, придерживающихся этого вероисповедания [слайд №2].

Социальная деятельность - одно из важнейших направлений церковного служения в современном обществе, цель которого - содействие людям в  разрешении их жизненных проблем. Социальное служение Церкви представляет собой  сложную совокупность исторических форм защиты и поддержки, традиций и  обычаев, а также законов и  индивидуальных инициатив, действий и  поступков. Социальное служение складывалось столетиями. Первый опыт диаконического служения существовал в первых христианских общинах, в которых начала формироваться система призрения, целью которой было оказание помощи бедным, больным, старикам. Милосердие считалось добродетелью, понимаемой как готовность подать милосердие убогому, несчастному, престарелому, больному. При монастырях существовали странноприимные дома и больницы. Традиции милосердия, благотворительности развивались на Руси со времени принятия христианства в 988 г., когда важнейшим направлением Церкви стало призрение - забота о бедных, неимущих. Уже при первых русских христианских князьях Владимире, Ярославе Мудром, Владимире Мономахе были созданы богадельни, бесплатные гостиницы для богомольцев, лечебницы, трапезные для странников. Дела милосердия и благотворительности были закреплены за Церковью Уставом князя Владимира Мономаха "Правила о церковных людях" и находились в ее руках до эпохи Петра I, когда церковная реформа упразднила патриаршее управление, поставив Церковь на службу государству. Однако социальное служение оставалось важнейшим направлением церковной деятельности до 1917 г. Декретом советской власти Церковь была отделена от государства и школы, и ей было запрещено заниматься какой-либо социальной заботой. Однако даже в годы атеизма Церковь продолжала нести социальное служение1.

В 20-е и 30-е гг. XX в. в период голода Церковь организовывала помощь голодающим. Велика поддержка Церкви и в годы Великой Отечественной войны, когда  по призыву Патриаршия Местоблюстителя митрополита Сергия, призвавшего верующих к исполнению своего долга перед Родиной, верующие организовали помощь фронту, не только жертвуя деньги, одежду, подарки для бойцов. В церквах не только служили молебны о даровании победы, но и организовывали сбор средств на оборону населенных пунктов, городов, поддержку раненых, сирот. На сооружение танковой колонны имени Дмитрия Донского было собрано 8 млн руб., а сибирская эскадрилья "За Родину" была построена и оснащена за счет средств, собранных по призыву Церкви. Всего за годы войны было собрано для нужд фронта 200 млн руб.

После Великой Отечественной войны  Русская Православная Церковь и  другие религиозные организации  участвовали в борьбе за мир, были сделаны взносы в Советский фонд Мира. Тем не менее желание церкви стать полезной обществу не увенчалось успехом, так как политика государства оставалась атеистической. Изменение в отношения власти и Церкви внесла перестройка, когда в 1985 г. государство откликнулось на желание церковных деятелей включиться в возрождение движения милосердия и благотворительности, включив представителей духовенства в состав Советского фонда культуры, Детского фонда имени В. И. Ленина.

Возвращению социального служения Церкви положили начало Конституция РФ 1993 г., ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях". В Конституции РФ записано, что "государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности", а "религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом". Согласно Конституции РФ "религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом". Федеральный закон "О свободе совести и религиозных объединениях" разрешает религиозным организациям "осуществлять благотворительную деятельность как непосредственно, так и путем учреждения благотворительных организаций", обязывает государство оказывать "содействие и поддержку благотворительной деятельности религиозных организаций, а также реализации или общественно значимых культурно-просветительских программ и мероприятий", "проводить религиозные обряды в лечебно-профилактических и больничных учреждениях, детских домах, домах-интернатах для престарелых и инвалидов, в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, по просьбам находящихся в них граждан, в помещениях, специально выделенных администрацией для этих целей".

Таким образом, Церкви было возвращено право на приоритет в делах  милосердия и сострадания, заниматься благотворительностью, что способствовало активизации социальной деятельности: приходы начали оказывать помощь нуждающимся прихожанам, была организована школа медсестер при Марфо-Мариинской обители и др.

К подобной социальной деятельности подключились все традиционные конфессии России, оказывая благотворительную помощь всем категориям нуждающегося населения России. Возрождению диаконического служения была призвана способствовать деятельность Отдела по церковной благотворительности и социальному служению Московского патриархата, созданного в январе 1991 г. в соответствии с определением Священного Синода РПЦ и Патриархом Московским и всея Руси. Важнейшим направлением деятельности отдела является возрождение социального служения на общецерковном, епархиальном, монастырском и приходском уровнях с целью оказания помощи незащищенным членам общества - сиротам, инвалидам, одиноким старикам, больным, беженцам и др. Основными задачами отдела стали организация благотворительной деятельности, социального и милосердного служения религиозных организаций, принадлежавших РПЦ, а также привлечение к ней граждан и юридических лиц. В структуру отдела входят секторы: социального служения, медицины, по работе с беженцами и по чрезвычайным ситуациям, по связям с епархиями, по связям с общественностью. Отдел осуществляет следующие формы помощи - материальную, медицинскую, пасторскую. При отделе работают Общественный совет, патронажная служба, межцерковный центр по оказанию помощи беженцам, координационный совет женских благотворительных организаций. Отделу подчинена Центральная клиническая больница святителя Алексия, митрополита Московского1, на территории которой действуют два больничных храма. Совершенствованию социальной работы Церкви призвана способствовать создаваемая отделом электронная база данных по социальному служению Церкви - реестр социальных учреждений РПЦ, осуществляющих свою деятельность на всей канонической территории. Цель проекта - создание инструмента, позволяющего получить через Интернет справочную информацию о всех церковных социальных объектах, что поможет оценить масштабы церковной социальной работы в каждом населенном пункте.

Решением Священного Синода от 5 марта 2010 г. председателем отдела назначен клирик Московской епархии протоиерей Аркадий Шатов. Отделы по благотворительной деятельности и социальному служению созданы во всех епархиях РПЦ, успешно осуществляют работу с различными категориями населения: инвалидами, многодетными семьями, заключенными, бомжами, мигрантами, беженцами, вынужденными переселенцами, организовывают патронажные службы и т. д.

Социальному служению РПЦ призваны способствовать концепции РПЦ. Концепция духовного просвещения и благотворительности, представленная в докладе Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на Архиерейском Соборе РПЦ 18 февраля 1997 г., направлена на выполнение следующих задач: возрождение прихода как христианской общины единомышленников; возрождение церковного братства и развитие разного рода церковных движений; организацию церковного здравоохранения; создание епархиальных комиссий по благотворительности; подготовку преподавателей катехизиса; организацию благотворительного бюджета (приходского епархиального, общецерковного). Концепция молодежного служения РПЦ, одобренная Священным Синодом в апреле 2000 г., предусматривает работу с молодежью. Концепция РПЦ по ВИЧ/СПИДу, одобренная Священным Синодом 1 октября 2004 г., ставит своей важной задачей служение милосердия в отношении больных, ведение работы с наркозависимыми, составляющими группу риска заболеваемости ВИЧ/СПИДом. В Концепции миссионерской деятельности, одобренной Священным Синодом 27 марта 2007 г., изложены цели, задачи миссионерского служения РПЦ, которые могут творчески развиваться с учетом местных условий и возможностей. В настоящее время РПЦ разрабатывает Концепцию развития социального служения РПЦ.

Развитию социального служения Церкви способствует сотрудничество с  государством и другими христианскими  конфессиями. В апреле 2000 г. на Архиерейском Соборе были утверждены Основы социальной концепции Русской православной церкви. В концепции излагаются базовые положения учения Церкви по вопросам церковно-государственных отношений и по ряду современных общественно значимых проблем, в том числе и социальной деятельности Церкви, а также отражена официальная позиция Московского патриархата в сфере взаимоотношений с государством, светским обществом, традиционными конфессиями.

5 марта 2003 г. между Министерством  социального развития и Московским  патриархатом было подписано  Соглашение о сотрудничестве. Соглашение  призвано способствовать развитию  услуг в сфере оказания медико-социальной  помощи, профилактической деятельности  и медицинскому просвещению населения,  оказанию медицинской помощи  инвалидам, иным социально уязвимым  группам населения, обеспечению  ухода за больными на дому  и в стационарных учреждениях  здравоохранения, подготовке персонала,  сестер милосердия для оказания  медико-социальной помощи, взаимодействию  в сфере благотворительности  и милосердия. Соглашение дало  возможность совместно с медицинскими  учреждениями разрабатывать благотворительные  проекты, выполнять системную  социальную деятельность с разными  нуждающимися социальными категориями  населения. Подобное Соглашение о сотрудничестве заключено между Департаментом здравоохранения Москвы и Московской епархией РПЦ 4 октября 2006 г.

Социальному служению Церкви способствуют созданные комиссии, среди них  важную роль играет одна из крупнейших социальных служб в РПЦ, действующая при Епархиальном совете Москвы, Комиссия по церковной социальной деятельности, созданная в 2000 г. по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, в которую входят назначенные Патриархом священнослужители. Цели комиссии - координация взаимодействия приходов и их социальной деятельности в Москве, инициирование и поддержка новых социальных проектов, прикрепление к каждому социальному объекту (дома ребенка, престарелых, больницы и др.) оформляющего храма, сбор информации о социальной деятельности РПЦ1. Комиссия имеет круглосуточную справочно-информационную службу, которая информирует о социальной деятельности московских приходов, операторы принимают просьбы о помощи и собирают базу данных о помощи. Важными механизмами осуществления социальной деятельности комиссии является печатный орган "Нескучный сад", в котором публикуются новости о церковных и государственных проектах, обзорные статьи о социальном служении в других епархиях. По предложению комиссии в каждом храме Москвы назначается ответственный за социальную работу священнослужитель, что позволяет иметь представление о социальной деятельности в епархии.

В настоящее время РПЦ придает  особое значение социальной деятельности священнослужителей. 23 декабря 2003 г. в  своем Обращении к клиру и  приходским советам храмов Москвы, выступая на Епархиальном собрании, Святейший  Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, подчеркнул необходимость организовать помощь немощным, бедным, больным, одиноким в каждом приходе. Это направление  продолжил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. В своем докладе, выступая в конце 2009 г. на ежегодном  Епархиальном собрании, Патриарх подчеркнул необходимость усиления социального  служения, что требует социальной специализации каждого прихода, введения должности социального  работника, привлечения к социальному  служению дьяконства (как это было в апостольские времена).

1.2.Особенности социальной работы в конфессиях

Задачам развития социального служения (диаконии) РПЦ призвана способствовать созданная 29 января 2010 г. решением президиума Межсоборного присутствия РПЦ Комиссия по вопросам социальной деятельности и благотворительности, председателем которой стал митрополит Калужский и Боровский Климент1. Цели комиссии - поддержка семьи, материнства и детства; благотворительность и социальная деятельность на общецерковном, епархиальном, приходском уровнях; разработка подходов к осуществлению церковной заботы о престарелых, инвалидах, детях-сиротах, малоимущих; борьба с алкогольной угрозой и наркотической зависимостью и др. Деятельность комиссии осуществляется в трех направлениях:

Информация о работе Социальная работа в конфессиях