1) внутрицерковное управление и организация
диаконии на общецерковном, епархиальном
и приходском уровнях, роль мирян в церковной
деятельности;
2) разработка юридических оснований
и механизмов финансирования
социальных церковных программ;
3) определение направлений диаконической
работы.
В настоящее время церковное
социальное служение возвращается к
своим исконным традициям, когда
призрение осуществлялось через
монастыри и приходы, где предоставляется комплекс социальных услуг: обучение,
лечение, воспитание, вспомоществование,
предоставление уюта нуждающимся.
Социальное служение (диакопия)
осуществляется конфессиями в двух направлениях
[слайд №11]:
1. Работа в государственных учреждениях,
предусматривающая оказание помощи
в больницах, детских домах,
интернатах (осуществляется благотворительными
братствами и сестричествами);
2. Создание собственных структур для
реализации социальных программ - больниц,
богаделен, образовательных, реабилитационных
центров, гостиниц, призванных осуществлять
работу с различными социальными категориями
населения - инвалидами, детьми сиротами,
многодетными семьями, заключенными, беспризорниками,
бомжами, мигрантами, беженцами, вынужденными
переселенцами и др.
Социальная работа в
конфессиях осуществляется в следующих
направлениях:
1. Медицинские программы - оказание
помощи страдающим людям в
рамках медицинских учреждений (больницы,
госпитали). Первая церковная благотворительная
больница святой блаженной Ксении
Петербургской была открыта в 1990
г. в Санкт-Петербурге, а в 1992 г. Московскому
патриархату была отдана городская клиническая
больница № 5, получившая название Центральная
клиническая больница святителя Алексия
Московского, на базе которой была создана
патронажная служба, призванная обеспечить
уход за больными. На дому больных проводится
уборка квартир, стирка, осуществляется
помощь в домашнем хозяйстве. Подобные
больницы существуют во многих епархиях
Московского патриархата [ слайд №12].
2. Детские программы - оказание
помощи детям из многодетных
семей, детям-сиротам, детям-инвалидам,
детям из многодетных семей,
беспризорным и безнадзорным. Во
многих епархиях созданы приюты,
детские дома, школы-интернаты, при
которых имеются часовни, где
совершаются молебны, таинства, проводятся
беседы, для воспитанников организуются
культурный досуг, летние и
зимние лагеря отдыха. С целью
оказания комплексной помощи
в духовном воспитании, профессиональной
подготовке воспитанников детских
домов и детей, нуждающихся
в социальной защите, создании
материальных условий для начала
их самостоятельной жизни Отдел
по церковной благотворительности
и социальному служению учредил
Международный благотворительный
центр преподобного Серафима
Саровского.
3. Социальная деятельность в
области образования предусматривает
создание воскресных школ при
храмах, евангельских кружков для
взрослых, групп подготовки взрослых
к крещению, православных детских
садов, православных групп в
государственных детских садах,
православных школ, гимназий, лицеев,
православных факультативов в
частных и государственных школах;
проведение бесед, лекций по
определенным программам в храмах;
организацию православных курсов
катехизаторов, а также православные детские,
юношеские, семейные лагеря отдыха, Большую
роль в духовном просвещении населения
играют православный Свято-Тихоновский
Богословский институт, Православный
университет Иоанна Богослова и другие
высшие учебные заведения.
4. Организация помощи престарелым
и инвалидам предусматривает
оказание не только материальной,
медицинской, психологической помощи
нуждающимся людям, но и организацию
их культурного досуга. Так, для
престарелых, инвалидов, ветеранов
войны и труда устраиваются
благотворительные вечера, концерты,
организуются экскурсии по святым,
историческим местам, встречи с
известными людьми. Большую помощь
в этом направлении оказывает
православное общество "Надежда
и спасение", а также благотворительные,
общественные организации [ слайд №12].
5. Программа по борьбе с безработицей
предусматривает оказание помощи
людям, оставшимся без работы:
организация занятости безработных
на дому (швейное, сапожное дело
и др.), оказание поддержки в
поисках работы. Вопросы женской
безработицы призван решать созданный
при Отделе по церковной благотворительности
и социальному служению Московского
патриархата Координационный совет
женских благотворительных организаций[
слайд №13].
6. Программы по работе с алкоголе-
и наркозависимыми - предусматривают работу
с людьми, оказавшимися в трудной жизненной
ситуации. С этой целью создаются семейные
клубы трезвости, в которых проводится
комплексная, профилактическая работа
со всеми членами семьи; создаются профилактические
оздоровительные центры. Работа с наркозависимыми
носит системный характер и включает не
только психотерапевтическую работу,
но дополняется ценностной ориентацией
пациента, основанной на православном
мировоззрении и в оцерковлении. Огромную
помощь в этом направлении оказывают общественные
организации, такие как "На пути трезвости",
"Трезвая Россия", которые ежегодно
устраивают выездные мероприятия, способствующие
искоренению этой чумы XXI в[ слайд №13].
7. Работа с мигрантами, беженцами,
вынужденными переселенцами, соотечественниками,
оказавшимися за пределами своего
исторического проживания, предусматривает
оказание материальной, гуманитарной,
консультативной юридической, психологической
помощи; оказание помощи организациям
беженцев "Общий дом", Российскому
фонду помощи беженцам "Соотечественники"
и др [ слайд №13].
8. Помощь жертвам стихийных бедствий
и чрезвычайных ситуаций предусматривает
оказание материальной, психологической
помощи независимо от национальности
и вероисповедания[ слайд №14].
9. Работа с заключенными в
исправительно-трудовых учреждениях,
изоляторах носит комплексный
характер - оказание психологической,
материальной поддержки заключенному
(после отбывания срока заключения),
а также приобщение оступившегося
человека к вере. Во многих
местах лишения свободы созданы
часовни, молельные дома, в которых
священники могут общаться с
заключенными, помочь им вновь
обрести смысл жизни, построить
планы на будущее[ слайд №14].
10. Социальное служение РПЦ в
Вооруженных Силах началось с
1996 г., когда в РПЦ был создан
Синодальный отдел по взаимодействию
церкви с Вооруженными Силами
и правоохранительными учреждениями.
Согласно ФЗ "О свободе совести
и религиозных объединениях" "Командование
воинских частей с учетом требований
воинских уставов не препятствует
участию военнослужащих в богослужениях,
других религиозных обрядах и
церемониях"1. Со многими министерствами
и ведомствами подписаны соглашения
о сотрудничестве, предусматривающие
организацию мероприятий, основной
целью которых является преодоление
духовно-нравственного кризиса,
укрепление правопорядка и законности.
Так, в ноябре 2004 г. было подписано
долгосрочное Соглашение между
РПЦ и МВД РФ, предусматривающее
развитие отношений в вопросах
патриотического воспитания, духовно-нравственного
просвещения военнослужащих, с Федеральной
пограничной службой утвержден перспективный
план взаимного сотрудничества[ слайд
№15].
11. Оказание помощи бомжам предусматривает
бесплатное питание, оказание
психологической, медицинской, юридической
помощи, а также помощь в поиске
рабочих мест. Такая работа ведется
во многих епархиях, в частности
в Москве в Подворье Спасо-Преображенского
Валаамского монастыря, храме бессребреников
Космы и Дамиана в Шубине, храме Успения
Пресвятой Богородицы на Успенском Вражке,
храме Трех Святителей на Кулишках и др
[ слайд №15].
По данным Комиссии по церковной
социальной деятельности, московскими
приходами РПЦ и комиссией
окормляются 387 государственных объектов,
среди них больницы, госпитали - 105; детские
дома, дома-интерна ты, дома ребенка - 63;
ПНИ - 8; хосписы - 4; интернаты для взрослых
инвалидов и дома престарелых - 18; социальные
приюты, социальные гостиницы, центры
социального обслуживания - 51; тюрьмы,
СИЗО, колонии - 68; детские сады - 13; школы-интернаты
для детей- инвалидов - 17; школы, вузы, училища
- 13; воинские, милицейские, пожарные части
- 8; центры реабилитации алкоголиков и
наркозависимых - 2; центры реабилитации
лиц БОМЖ - 22.
Помимо государственных учреждений,
в которых несут послушание клирики
Москвы и волонтеры, существуют и
собственно церковные службы (327): 25
благотворительных столовых, 7 богаделен,
66 групп милосердия, 12 патронажных
служб, 12 сестричеств, 9 служб помощи семье,
14 центров реабилитации алкоголе- и наркозависимых
и др.1
Социальному служению Церкви способствует
православная служба "Милосердие",
объединяющая здоровые силы общества
с целью создания помощи ближнему
и нуждающимся. Первые проекты службы
были образованы в 1991 г. В настоящее время
служба объединяет 11 социальных проектов,
которые на 90% осуществляются на пожертвования
частных лиц, к ним относятся:
-Свято-Спиридоньевская богадельня (создана
в 1999 г.);
-Святодмитриевский детский дом (2001 г.);
-Свято-Софийский детский дом (1993 г.);
-Патронажная служба (1991 г.);
-Автобус "Милосердие" (в холод спасает
бездомных от замерзания);
-Служба помощи бездомным в московских
больницах (сотрудники восстанавливают
бездомным документы, устраивают в приют,
помогают связаться с родственниками,
отправляют домой);
-Помощь детям-инвалидам в двух московских
интернатах и взрослым инвалидам в ПНИ;
-Помощь больным, от которых отказались
родственники, в больнице святителя Алексия
(51 сестра ухаживает за больными);
-Димитровская школа - общеобразовательная
школа, в которой учатся дети из детдомов,
многодетных семей;
-Круглосуточная справочная служба "Милосердие",
предоставляющая информацию о церковной
и светской помощи в Москве (принимает
просьбы от нуждающихся, передает их в
соответствующие подразделения), в 2004
г. создан сайт "Милосердие.ру" - средство
связи для тех, кому нужна помощь.
Оказанию социальной поддержки
нуждающимся способствует созданная
в 2008 г. программа "Друзья милосердия",
целью которой является поддержка
детских домов, богаделен. Систематически
проводится акция "Месяц милосердия",
суть которой заключается в массовой раздаче
листовок с квитанциями для пожертвований
в пользу подопечных службы "Милосердие".
Важным направлением в социальной
деятельности РПЦ является взаимодействие
с институтами гражданского общества
с целью консолидации общественных
сил для возрождения и развития
традиций христианского милосердия
и благотворительности. Эту функцию
призван выполнять созданный
при Отделе по церковной благотворительности
и социальному служению Общественный
совет, в который входят известные
деятели науки и культуры, политики,
общественные деятели. Совет взаимодействует
с общественными организациями,
благотворительными фондами по вопросам
формирования и развития целевых
проектов и программ в сферах здравоохранения,
социального обслуживания, организации
домов общественного призрения
для неимущих и бездомных. Деятельность
православных благотворительных и других
общественных организаций направлена
на оказание помощи конкретным людям,
целевым социальным группам и предусматривает
создание благотворительных столовых,
магазинов, раздаточных пунктов, центров
социальной адаптации, медицинской помощи,
заботы о детях, заключенных и является
воплощением возрождения принципов христианского
милосердия в области просвещения и воспитания.
Заключение
В настоящее время социальное служение
- это важнейшее направление деятельности
традиционных конфессий России, которое
после долгих лет забвения начинает
возрождаться и развиваться. И результат
этой работы во многом зависит от совместных
усилий традиционных религий и конфессий,
институтов гражданского общества, государства.
Развертыванию социальной работы мешает
отсутствие тесного сотрудничества
между религиозными, общественными
и государственными учреждениями, ведущими
эту работу, отсутствие координации
этой деятельности, отсутствие единого
информационного пространства. Несовершенство правовой базы, законодательного
обеспечения благотворительной деятельности
проявляется, помимо прочего, в несправедливом
налогообложении, в отсутствии прямой
защиты этой деятельности от преступных
элементов и произвола чиновников. Светским
и религиозным организациям одинаково
нужны определенные льготы, правовая и
моральная поддержка. Принятый в конце
1995 г. Государственной Думой Федеральный
закон «О благотворительной деятельности
и благотворительных организациях» должен
помочь изменить ситуацию к лучшему. Не случайно в процессе обсуждения проблем
социального служения высказываются предложения
о создании Ассоциации благотворительных
организаций России, хотя бы на региональном
уровне. К сожалению, эта идея пока не встретила
достаточной поддержки; сказываются межведомственные
противоречия, а порой и межконфессиональные
трения. Решение упомянутых и ряда других
вопросов, и прежде всего преодоление
разобщенности, особенно в субъектах Федерации,
в национальных регионах, между государственными,
религиозными и светскими общественными
организациями, является важнейшим условием
повсеместного возрождения милосердного
служения в России.