Социальная работа в микросоциальной среде

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2013 в 02:50, доклад

Описание работы

Социальная работа в микросоциальной среде представляет собой профессиональную помощь индивидуумам, группам, коллективам, проживающим на единой территории и имеющим общие проблемы. Основными методами профессиональной работы в микросоциальной среде являются: социальное планирование, планирование микросоциальной среды, развитие территориального самоуправления, социальные акции в микросоциальной среде, макропрактика.

Файлы: 1 файл

С.Р. в микросоц-ой среде.docx

— 55.81 Кб (Скачать файл)

 

Социальная работа в микросоциальной среде

Социальная работа в микросоциальной среде представляет собой профессиональную помощь индивидуумам, группам, коллективам, проживающим на единой территории и имеющим общие проблемы. Основными методами профессиональной работы в микросоциальной среде являются: социальное планирование, планирование микросоциальной среды, развитие территориального самоуправления, социальные акции в микросоциальной среде, макропрактика.

Микросоциальная среда

Под микросоциальной средой (коммъюните) понимается сообщество индивидов, объединенных общими ценностями, интересами, придерживающихся единых конфессиональных взглядов и проживающих совместно в одинаковых социальных и экономических условиях на одной территории.

Микросоциальная среда представляет собой сложную систему социально-экономической и культурно-исторической общности. Она состоит из комплекса взаимодополняющих систем: экономической, политической, социокультурной, образовательной и государственной. В этих координатах происходит становление и оформление микросоциальной среды как специфического субъекта, имеющего определенные проблемы социального функционирования. Как и жизненный сценарий личности, жизненный сценарий микросоциальной среды имеет свою социальную историю, проблемы, кризисы развития, ценности, нормы, принципы интеграции и взаимодействия с другими институтами, структурами и группами. 
Микросоциальная среда имеет, по мнению Р.Уоррена, следующие основные функции:

  • Производство – распределение – потребление.
  • Социализация.
  • Социальный контроль.
  • Социальное участие.
  • Взаимоподдержка.

Эти функции микросоциальной среды направлены на развитие жизненного сценария, как самого сообщества, так и отдельной личности и группы. В этой связи она оказывается той сферой, где реализуются все жизненно важные функции человека в социуме:

- определяются нормы потребления  и производства, модели социально необходимого поведения;

- осуществляется контроль за социальным функционированием индивида в социуме через систему формальных принципов;

- осуществляется система  поддержки отдельного индивида  через различные типы организаций:  религиозные, общественные, специализированные.

 

Роли социального  работника

Субъект-субъектное взаимодействие социального работника и клиента, а также проблемы последнего, определяют специфические виды направленности социальной работы. Макропроцессы в микросоциальной среде вызывают свои специфические проблемы, решение которых возможно только через иные организационные формы, чем в социальной работе со случаем. Так, в субъект-субъектном взаимодействии социального работника с микросоциальной средой принцип «лицом к лицу» заменяется на принцип «помощь через структуру». Отсюда важнейшими условиями практики поддержки являются программы помощи и социальные агентства. Происходит изменение и в ролевом взаимодействии социального работника, основными ролями в микросоциуме являются:

  • адвокат;
  • брокер;
  • эксперт;
  • социальный ориентир.

Базисная концепция этих ролей основана на организации в  микросоциальной среде коллективов и групп и предоставлении им помощи: они должны способствовать активизации развития общности и улучшению ее жизнедеятельности. 
Микросоциальная среда выдвигает специфические требования к профессиональной компетенции. Среди них – умение проводить научные исследования на основе социальных, психологических, демографических, статистических данных; умение правильно анализировать и интерпретировать полученную информацию, чтобы адекватно представлять ситуацию развития сообщества и его проблемы.

При этом оперативное вмешательство  требует компетенции, выходящей  за рамки социальной работы, оно  требует привлечения к совместной деятельности различных специалистов. Так команда, включающая юристов, врачей, психологов, психотерапевтов, при непосредственном участии социальных работников осуществляет серии работ, направленных на искоренение  наркотической, алкогольной зависимости  у отдельных групп в общине. Помощь в этом случае носит синтезирующий  характер, поскольку каждый специалист привносит в общий процесс  свои знания и умения, кроме того, располагает определенными общественными  полномочиями.

Основные принципы и модели работы в микросоциальной среде

Основными принципами социальной работы в микросоциальной среде, по мнению Г.Репорта, являются:

  • Доступность обслуживания.
  • Активное сотрудничество клиентов с социальными агентствами.
  • Межведомственная работа.
  • Развитие новой инициативы.
  • Создание сети поддержки.
  • Децентрализация контроля за методами вмешательства в бюджет.
  • Активизация подходов.
  • Закрытый сервис микросоциальной среды.
  • Подвижность.

Условно практические модели социальной работы в микросоциуме можно  свести к локальному развитию, социальному  планированию и социальным акциям.

В таблице, согласно концепции J. Rothman, J. Troman, показаны основные модели социальной работы в микросоциуме.

 

Модель

локального развития

Модель   социального       планирования социальных акций

Модель   со-

 

Целевые акции

Организация самопомощи,     интеграция.

Рассмотрение   проб-лемно-ориентированных задач.

Урегулирование    взаимоотношений      и     ресурсов,   институциональный обмен.

Соблюдение структурных             и проблемных условий

Аномия,             сохранение  демократических      взаимоотношений,          традиций.

Социальные проблемы,    психическое    и    физическое     здоровье.

Социальная несправедливость,       депривация

Основные     стратегии

Широкий спектр           социальных   проблем   и   их решение

Сбор     фактов и      рациональное решение            проблем

Организация сообщества против     негативных проявлений

Тактика и техники

деятельности

Консенсус: групповые дискуссии    и    взаимодействие   групп   сообщества с заинтересованными       лицами

Консенсус-конфликт

Конфликт-соревнование: конфронтации, директивные   акции.

Роли

Координатор, учитель   по   этическим         ценностям, навыкам   проблемных решений

Фасилитатор, аналитик,    выполнитель    программ.

Адвокат,  агитатор, брокер.

Средства

Манипуляции, задаче   –    ориентированные группы

Манипуляции   формальной организацией    и данными

Манипуляция    организацией   масс   и   политическими      процессами

Концепции  и   общественные интересы

Рационализм-объединение

Идеализм-объединение

Реализм-объединение

Концепции       клиентов

Горожане

Потребители

Жертвы

Ролевые концепции  клиентов

Участники проблемных       процессов

Потребители или  получатели

Служащие, избиратели.


 

 
Литература

1. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. — М.,1994. 
2. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. — М., 1990. 
3. Возрастно-психологическое консультирование / Бурмянская Г.В. и др.—М., 1994. 
4. Групповая психотерапия / Под ред. Б.Д.Карвасарского; С.Ледера. — М., 1990. 
5. Доуэл М., Шадлоу С. Практика социальной работы. — М., 1995. 
6. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. — Минск, 1976. 
7. Кричевский Р.Л.,Дубовская Е.М. Психология малой группы. — М.,1991. 
8. Кроник А.Л. Межличностное оценивание в малых группах. — Киев, 1982. 
9. Межличностное восприятие в группе / Под ред. Г.М.Андреевой; А.И.Донцова. — М., 1981. 
10. Робер М.А., Тильман Ф. Психология индивида и группы. — М., 1988. 
11. Рудестам К. Групповая психотерапия. — М., 1990.

 

 

Практика  социальной работы с различными группами на селения

Феминистская  практика социальной работы

Особенность феминистской практики социальной работы заключается в  системе идеологических установок. Главная из которых - устранение всех форм дискриминации субъекта, изменение  системы мировоззрения и ценностного  отношения социальной среды обитания клиента. И если феминистская практика обычно связывается с проблемой  женщин-клиентов, то феминистская идеология   в   данном   контексте   рассматривается   шире,   она   направлена на все виды дискриминации по этносу, возрасту, классовым различиям, сексуальной ориентации. Феминистская практика или нон - сексистская социальная работа оформляется в 1960-1970- годах. В ее основе практические методы психиатрии, психологические теории, специфические ценностные установки помощи женщинам. Данные подходы направлены на переформулирование имеющихся теорий, осмысление социализации женщины в современном обществе, определение ее роли. Важнейшей темой в феминистской практике является личностная и политическая идентификация женщины. В этой связи проблемное поле нон - сексистской социальной работы образуют следующие темы: женщина и карьера, женщина и взаимоотношения с мужчиной, эффективная работа и личностная идентификация.

Проблемы клиентов оцениваются  в контексте политической и социальной структуры, выявляются негативные факторы  общественной системы влияющие на индивидуальный жизненный сценарий клиента. Интервенции со стороны практики социальной работы направлены на внешнюю среду, где формируются секси-стские действия, тем самым разрушаются дискриминационные стереотипов. Такие принципы практики феминистского вмешательства часто носят действие политических и социальных акций. Интервенции по отношению к клиенту направлены на приобретение опыта индивидуально и в группах самопомощи, где конечная цель осознание проблем, восстановление утраченных связей на основе приобретенного нового социального и политического опыта.

Таким образом, феминистская практика в основе своего терапевтического

подхода положила идеи ресоциализации субъекта, на    основе изменения индивидуального и общественного сознания, внедрение идей равенства пола и анти - дискриминационной политики.

Феминистская практика с  клиентами, основанная на центрированной работе с женщинами, выработала определенные стратегии, суммировав которую Hammer и Statham представили в виде следующих принципов:

Принципы

Практика социальной работы

«Подготовки»

Подготовка к  встрече: оформление записей необходи-мых для встречи; проверка фактов и исследований относительно женщин; подбор аргументов, для формирования сильной позиции, позволяющий оспаривать различные сексистские положения…

«Моделирования  принципов»

Сосредоточится как принимают в обществе женщину; используют опыт женщин – клиентов; узнать как их традиционно воспринимают; участь (доля) женщин в групповых взаимоотношениях; осмысляют гарантии женщин и зависимость их от мужчин; при взаимоотношениях избегают секси-стскую лексику.

«Релевантности  метода»

Проанализировать  теории, критикующих женщин; избегать стереотипизации и сексуализа-ции женского поведения; принятие притеснения и несчастья; избегают жаргона относительно притеснения; стремятся к успеху в ограниченных масштабах; используют группы, чтобы подчеркнуть общедоступность опыта и продемонстри-ровать тенденции доминирования обоих полов.

«Клиентуры      и агентства»

Формируют необходимые  установки, что агентство не в  состоянии оказать всестороннюю поддержку клиенту, поощряют инициативу самопомощи, политическую и социальную активность.

«      Расширение практики»

Формирование кодекса  феминистской практики, где агентство  основа для групповой и тренинговой работы.


Социальная работа и этноцентризм

Практика социальной работы с этночувствительными группами клиентов предполагает определенные знания у социального работника, такие как знание культуры клиента, особенность социальных ценностей и ориентацией, стереотипы поведения и особенности взаимоотношений в различных референтных группах. В процессе взаимодействия с этночувствительными клиентами социальный работник должен придерживаться следующих принципов:

•  Осуществлять поддержку на основе понимания социокультурного своеобразия клиента.

Информация о работе Социальная работа в микросоциальной среде