Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2013 в 02:50, доклад
Социальная работа в микросоциальной среде представляет собой профессиональную помощь индивидуумам, группам, коллективам, проживающим на единой территории и имеющим общие проблемы. Основными методами профессиональной работы в микросоциальной среде являются: социальное планирование, планирование микросоциальной среды, развитие территориального самоуправления, социальные акции в микросоциальной среде, макропрактика.
Социальная работа в микросоциальной среде
Социальная работа в микросоциальной среде представляет собой профессиональную помощь индивидуумам, группам, коллективам, проживающим на единой территории и имеющим общие проблемы. Основными методами профессиональной работы в микросоциальной среде являются: социальное планирование, планирование микросоциальной среды, развитие территориального самоуправления, социальные акции в микросоциальной среде, макропрактика.
Микросоциальная среда
Под микросоциальной средой (коммъюните) понимается сообщество индивидов, объединенных общими ценностями, интересами, придерживающихся единых конфессиональных взглядов и проживающих совместно в одинаковых социальных и экономических условиях на одной территории.
Микросоциальная среда представляет
собой сложную систему социально-экономической
и культурно-исторической общности. Она
состоит из комплекса взаимодополняющих
систем: экономической, политической,
социокультурной, образовательной и государственной.
В этих координатах происходит становление
и оформление микросоциальной среды как
специфического субъекта, имеющего определенные
проблемы социального функционирования.
Как и жизненный сценарий личности, жизненный
сценарий микросоциальной среды имеет
свою социальную историю, проблемы, кризисы
развития, ценности, нормы, принципы интеграции
и взаимодействия с другими институтами,
структурами и группами.
Микросоциальная среда имеет, по мнению
Р.Уоррена, следующие основные функции:
Эти функции микросоциальной среды направлены на развитие жизненного сценария, как самого сообщества, так и отдельной личности и группы. В этой связи она оказывается той сферой, где реализуются все жизненно важные функции человека в социуме:
- определяются нормы
- осуществляется контроль за социальным функционированием индивида в социуме через систему формальных принципов;
- осуществляется система
поддержки отдельного индивида
через различные типы
Роли социального работника
Субъект-субъектное взаимодействие социального работника и клиента, а также проблемы последнего, определяют специфические виды направленности социальной работы. Макропроцессы в микросоциальной среде вызывают свои специфические проблемы, решение которых возможно только через иные организационные формы, чем в социальной работе со случаем. Так, в субъект-субъектном взаимодействии социального работника с микросоциальной средой принцип «лицом к лицу» заменяется на принцип «помощь через структуру». Отсюда важнейшими условиями практики поддержки являются программы помощи и социальные агентства. Происходит изменение и в ролевом взаимодействии социального работника, основными ролями в микросоциуме являются:
Базисная концепция этих
ролей основана на организации в
микросоциальной среде коллективов и
групп и предоставлении им помощи: они
должны способствовать активизации развития
общности и улучшению ее жизнедеятельности.
Микросоциальная среда выдвигает специфические
требования к профессиональной компетенции.
Среди них – умение проводить научные
исследования на основе социальных, психологических,
демографических, статистических данных;
умение правильно анализировать и интерпретировать
полученную информацию, чтобы адекватно
представлять ситуацию развития сообщества
и его проблемы.
При этом оперативное вмешательство
требует компетенции, выходящей
за рамки социальной работы, оно
требует привлечения к
Основные принципы и модели работы в микросоциальной среде
Основными принципами социальной работы в микросоциальной среде, по мнению Г.Репорта, являются:
Условно практические модели социальной работы в микросоциуме можно свести к локальному развитию, социальному планированию и социальным акциям.
В таблице, согласно концепции J. Rothman, J. Troman, показаны основные модели социальной работы в микросоциуме.
Модель |
локального развития |
Модель социального планирования социальных акций |
Модель со- |
Целевые акции |
Организация самопомощи, интеграция. |
Рассмотрение проб-лемно-ориентированных задач. |
Урегулирование взаимоотношений и ресурсов, институциональный обмен. |
Соблюдение структурных |
Аномия, сохранение демократических взаимоотношений, традиций. |
Социальные проблемы, психическое и физическое здоровье. |
Социальная несправедливость, |
Основные стратегии |
Широкий спектр социальных проблем и их решение |
Сбор фактов и рациональное решение проблем |
Организация сообщества против негативных проявлений |
Тактика и техники деятельности |
Консенсус: групповые дискуссии и взаимодействие групп сообщества с заинтересованными лицами |
Консенсус-конфликт |
Конфликт-соревнование: конфронтации, директивные акции. |
Роли |
Координатор, учитель по этическим ценностям, навыкам проблемных решений |
Фасилитатор, аналитик, выполнитель программ. |
Адвокат, агитатор, брокер. |
Средства |
Манипуляции, задаче – ориентированные группы |
Манипуляции формальной организацией и данными |
Манипуляция организацией масс и политическими процессами |
Концепции и общественные интересы |
Рационализм-объединение |
Идеализм-объединение |
Реализм-объединение |
Концепции клиентов |
Горожане |
Потребители |
Жертвы |
Ролевые концепции клиентов |
Участники проблемных процессов |
Потребители или получатели |
Служащие, избиратели. |
Литература
1. Алешина Ю.Е. Индивидуальное
и семейное психологическое консультирование.
— М.,1994.
2. Бодалев А.А. Восприятие и понимание
человека человеком. — М., 1990.
3. Возрастно-психологическое консультирование
/ Бурмянская Г.В. и др.—М., 1994.
4. Групповая психотерапия / Под ред. Б.Д.Карвасарского;
С.Ледера. — М., 1990.
5. Доуэл М., Шадлоу С. Практика социальной
работы. — М., 1995.
6. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений
в малых группах. — Минск, 1976.
7. Кричевский Р.Л.,Дубовская Е.М. Психология
малой группы. — М.,1991.
8. Кроник А.Л. Межличностное оценивание
в малых группах. — Киев, 1982.
9. Межличностное восприятие в группе /
Под ред. Г.М.Андреевой; А.И.Донцова. — М.,
1981.
10. Робер М.А., Тильман Ф. Психология индивида
и группы. — М., 1988.
11. Рудестам К. Групповая психотерапия.
— М., 1990.
Практика социальной работы с различными группами на селения
Феминистская практика социальной работы
Особенность феминистской практики
социальной работы заключается в
системе идеологических установок.
Главная из которых - устранение всех
форм дискриминации субъекта, изменение
системы мировоззрения и
Проблемы клиентов оцениваются в контексте политической и социальной структуры, выявляются негативные факторы общественной системы влияющие на индивидуальный жизненный сценарий клиента. Интервенции со стороны практики социальной работы направлены на внешнюю среду, где формируются секси-стские действия, тем самым разрушаются дискриминационные стереотипов. Такие принципы практики феминистского вмешательства часто носят действие политических и социальных акций. Интервенции по отношению к клиенту направлены на приобретение опыта индивидуально и в группах самопомощи, где конечная цель осознание проблем, восстановление утраченных связей на основе приобретенного нового социального и политического опыта.
Таким образом, феминистская практика в основе своего терапевтического
подхода положила идеи ресоциализации
субъекта, на основе изменения
Феминистская практика с клиентами, основанная на центрированной работе с женщинами, выработала определенные стратегии, суммировав которую Hammer и Statham представили в виде следующих принципов:
Принципы |
Практика социальной работы |
«Подготовки» |
Подготовка к встрече: оформление записей необходи-мых для встречи; проверка фактов и исследований относительно женщин; подбор аргументов, для формирования сильной позиции, позволяющий оспаривать различные сексистские положения… |
«Моделирования принципов» |
Сосредоточится как принимают в обществе женщину; используют опыт женщин – клиентов; узнать как их традиционно воспринимают; участь (доля) женщин в групповых взаимоотношениях; осмысляют гарантии женщин и зависимость их от мужчин; при взаимоотношениях избегают секси-стскую лексику. |
«Релевантности метода» |
Проанализировать теории, критикующих женщин; избегать стереотипизации и сексуализа-ции женского поведения; принятие притеснения и несчастья; избегают жаргона относительно притеснения; стремятся к успеху в ограниченных масштабах; используют группы, чтобы подчеркнуть общедоступность опыта и продемонстри-ровать тенденции доминирования обоих полов. |
«Клиентуры и агентства» |
Формируют необходимые установки, что агентство не в состоянии оказать всестороннюю поддержку клиенту, поощряют инициативу самопомощи, политическую и социальную активность. |
« Расширение практики» |
Формирование кодекса феминистской практики, где агентство основа для групповой и тренинговой работы. |
Социальная работа и этноцентризм
Практика социальной работы с этночувствительными группами клиентов предполагает определенные знания у социального работника, такие как знание культуры клиента, особенность социальных ценностей и ориентацией, стереотипы поведения и особенности взаимоотношений в различных референтных группах. В процессе взаимодействия с этночувствительными клиентами социальный работник должен придерживаться следующих принципов:
• Осуществлять поддержку на основе понимания социокультурного своеобразия клиента.
Информация о работе Социальная работа в микросоциальной среде