Социальная работа в микросоциальной среде

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2013 в 02:50, доклад

Описание работы

Социальная работа в микросоциальной среде представляет собой профессиональную помощь индивидуумам, группам, коллективам, проживающим на единой территории и имеющим общие проблемы. Основными методами профессиональной работы в микросоциальной среде являются: социальное планирование, планирование микросоциальной среды, развитие территориального самоуправления, социальные акции в микросоциальной среде, макропрактика.

Файлы: 1 файл

С.Р. в микросоц-ой среде.docx

— 55.81 Кб (Скачать файл)

•  Оказывать помощь клиентам без предубеждений по отношению к ним.

•  Планировать совместно с клиентами решение их проблем, чему должно способствовать система административных действий.

Сотрудники этнического  меньшинства в социальном агентстве  должны иметь квалификацию, возможность  продвижения по службе на равноправном основании.

Этническим меньшинствам должны быть предоставлены возможности  для специального профессионального  обучения.1

Особенность этих принципов  заключается в том, что анти-дискриминаторная практика направлена не только на формирование отношений с клиентом, но и на предотвращение институциональной дискриминации.

Zastrow Ch. Introduction to social work and social welfare. California 1993. P. 416-417

Практика социальной работы с этнически гомогенной средой базируется на «концепции двойного подхода». В  основе этой концепции предположения, что клиенты взаимодействуют  в двух системах. Первая - доминантная  система, она является источником власти, доходов и средством контроля; вторая - этнокультурное окружение  в семье и общине. При работе с клиентом необходимо учитывать  влияние на жизненные сценарий клиента  данного окружения.

В зарубежной литературе в  области практики социальной работы широко представлены подходы Барбары  Соломон по работе с этническими  группами, которая обозначена как  стратегия полномочий.

Стратегия полномочий

В основе стратегии полномочий устранение негативных и отрицательных  влияний и оценок, которые несут  в себе этническое большинство. По мнению Б.Соломон этнические меньшинства больше страдают не от материальной недостаточности, сколько от невозможности использования механизмов власти. Стратегия полномочий предполагает не только равное и эффективное обслуживание всех клиентов, но и активизацию самопомощи, снятие институциональных отрицательных оценок клиента.

Автор считает, что человек  проходит через три уровня своего развития:

Уровень семьи, где формируется  доверие и социальная компетентность субъекта;

Уровень формирования навыков  социальной компетентности, на основе взаимодействия с социальными институтами;

•          Уровень принятия и выполнения необходимых социальных ролей.

Отсюда выстраиваются  главные цели стратегии полномочий:

•     Обнаружение реальных проблем клиента;

•     Предоставление специфических знаний социальным работником для использования клиентом в решении своих проблем (причем социальный работник и клиент выступают как партнеры).

•     Использование структур власти для изменения ситуации клиента.

Модели практики распространяются не только на уровень власти, но и  уровень семьи. Семья - это мощный социокультурный фактор, который  может помочь усилить развитие способности  к самопомощи клиента, преодолеть негативные реакции и отрицательные оценки окружения, эффективно поддерживать социального  работника при решение проблем.

Отсюда возникает ряд  специфических требований к роли и компетенции социального работника. В практике взаимодействия с этночувствительными группами социальный работник выступает в следующих своих основных ролях: консультант, который предоставляет модели решения клиентом возникших трудностей, способы улучшения самочувствия клиента; тренер - учитель, обучающий клиента умениям решений задач.

Специфика ролей требует  от социального работника нон - расистской практики специфические умения среди них:

•     Способность предоставлять альтернативные объяснения любого поведения, находить необходимые и отклонять ложные;

•     Способность находить альтернативные программы релевантные клиенту;

•     Способность проявлять сочувствие, интерес, сердечность к клиенту, несмотря на этнические стереотипы;

•     Способность интерпретировать истинные чувства окружающих, не смотря на их искажение.1

 

Социальная  работа и люди позднего возраста

Социальная работа с людьми позднего возраста имеет многоплановый  аспект работы. Она затрагивает различные  сферы жизнедеятельности людей  пожилого возраста, такие как финансовая, сфера здоровья, досуга и т.п.

Как показывает зарубежный опыт на ряду с государственными стратегиями  помощи существует ряд негосударственных  программ, направленных на поддержку  людей позднего возраста, что наглядно отражает американская модель: программа  «Медикар», программа дополнительных доходов, фостреровская программа пожилых, программы центров пожилых, программы специальных автобусных экскурсий, программа налоговых имущественных льгот для пенсионеров, медсестринская программа по уходу за пожилыми людьми, волонтерская программа для помощи пожилым, телефоны - доверия для пожилых, и т.д.

Сегодня в РФ получает развитие институциональная поддержка пожилых  людей. Социальная работа разворачивается  в стационарных, нестационарных, полустационарных учреждениях. Услуги, гарантированные  государством, предоставляются социальными  работниками бесплатно. Социальные службы оказывают психологическую, медико-социальную, правовую поддержку пожилым людям. В связи с тем, что инфраструктура поддержки людей пожилого возраста в Российской Федерации только

M. Payn Modern social work theory: a critical introduction. London, 1990. P/ 229-234/

формируется, в перспективе  центры должны расширить область  своей деятельности, куда должны входить  центры досуговой, образовательно-просветительской и физкультурно-оздоровительной  деятельности.1

Несмотря на различные  государственные стратегии в  подходах помощи пожилым людям можно  обозначить ряд общих направлений  в социальной поддержке пожилых  людей, которые охватывают основные сферы их жизнедеятельности и  жизнеобеспечения:

•     Здоровье - периодический патронаж людей с ослабленным и имеющих хронические проблемы со здоровьем;

•     Финансы - финансовая поддержка из государственных и негосударственных фондов;

•     Организация досуга - создание нового психо - социального климата для клиентов, отошедших от трудовой деятельности;

•     Преодоление кризисов - эффективная помощь в преодолении возрастных кризисов, формирование новых умений в преодолении возрастных проблем;

•     Формирование «Я - концепции» - реалистического образа Я - пожилого человека, трезво оценивающего свои будущие перспективы.

 

Социальная  работа с семьей

Социальная работа с семьей имеет многоаспектный характер. Эта  деятельность направлена на решение  потребностей семьи и ее социального  окружения. Можно отметить, что сегодня  нет единых подходов к практике социальной работы с семьей, а возможно только обозначить основные стратегии:

Бондаренко И.Н., Лазарева В.С. В интересах пожилых людей //Работник социальных служб. М., 1997 № 1, С. 50

•  Акцент делается на моделях взаимодействия между личностью и ее окружением;

• Системный подход к семье. Осмысляются структурное взаимодействие, связи, содержание, форма организации;

• Подход к семье как единицы изменения, осмысление способов изменения ситуации;

• «Активно -терапевтический» подход включает в себя активные формы вмешательства: переструктурирование семейных связей, введение новых брачно-семейных ролей, распределение домашних обязанностей, и т.д.

• Концентрирование работы на принципе «здесь и теперь», изменение установок и взглядов на семейные отношения, поведение брачных партнеров.

Социальная работа организуется вокруг различных проблем семьи, среди которых психическое здоровье, семейное обслуживание, проблемы семьи  и школы, работа с престарелыми, социальное обеспечения семьи. Теоретический осмысление проблем семьи получили в работах В.Сатир, С.Минухина, Р. Мак-Грегора, М. Боуена и других, эти подходы используются в практике социальной работы с семьей.

 

Семейная  терапия В. Сатир

В. Сатир считала, что семья - это самоорганизующая система, в основе отношений которой лежат принципы гомеостазиса: элементы системы реагируют друг на друга таким образом, чтобы сохранить баланс отношений. Многие проблемы, согласно В. Сатир, могут быть рассмотрены как «дефекты» в системных семейных связях. Социальный терапевт, имея представления об идеальной семье, разъясняет сложившуюся ситуацию брачным партнерам, способствует их интеграции. Каждый член семьи анализируется в соответствии с его ролью, в хронологическом контексте семейных отношений, большой объем времени уделяется работе над «болью», кризисными семейными ситуациями.

Структурная семейная терапия С. Минухина

Структурная семейная терапия  направлена на изменение позиций  членов семьи в конфликтных ситуациях. Социальный терапевт пытается разъяснить сторонам границы сложившихся отношений, рассматривая семью как мультисистему, включающую в себя: подсистему супруга (супруги), подсистему родителей, подсистему дальних и ближних родственников. Возникновение напряженности в  системе семейных отношений возникает  от неумения регулировать и адаптировать личное пространство (границы подсистемы) при возникающих внутренних и  внешних изменениях (рождение детей, назначение, потеря работы и т.д.). Социальный терапевт обучает клиентов гибко  выстраивать границы своей системы, отказываться от жестких моделей  взаимодействия, заменяя их на более функциональные. Ключевым концептом С. Минухина является – «соединение» терапевта и семьи, посредством чего возможно терапевтическое изменение.

Системная терапия М. Боуена

Теоретические подходы М. Боуена наиболее близко связаны с системным подходом. Согласно теории систем, если один элемент системы изменяется, то возникает такая реакция, которая приводит к изменению всей системы. М. Боуен рассмаривает семью как мультигенерацию, где связи между поколениями играют определенную роль в семейном функционировании. Генограмма, структурная система межпоколенных связей, составленная терапевтом дает возможность понять и оценить поведение отдельных элементов   системы   (супруги,   дети,   родственники,   родители),   в контексте проблем отдельного случая и в контексте всей системы родственных связей. Роль социального терапевта заключается в том, чтобы помочь каждому разобраться в своих функциях в системе семейных отношений.

 

Социальная  работа с наркозависимыми клиентами

При работе с больными наркоманией  применяется мульти-дисциплинарный подход, включающий в себя работу нарколога, психолога, социального работника, который осуществляется параллельно  и одновременно.

Социальная работа с наркозависимыми  клиентами состоит из несколько  стадий: оценка, отбор средств вмешательства, работа с клиентом выбранным методом.

Согласно подходам Р.М. МакОлифф и М.Б. МакОлифф выявить степень биологической зависимости у клиента позволяет диагностика. Для этого применяют следующую схему, позволяющую определить степень привыкания к наркотическим средствам:

•   психологическая зависимость;

•  навязчивые мысли;

   навязчивые эмоции;

•   низкая самооценка;

•   негативные ригидные установки;

•   ригидная система оценок;

•   галлюцинации;

•  бессилие;

•  физическая толерантность;

•  физическое привыкание;

•  нарушение памяти.

После выяснение картины  наркотической зависимости планируется  вмешательство в ситуацию клиента. Сегодня в практике социальной работы сложились три основных подхода  к решению данной проблемы: инсайт- ориентированные подходы, поведенческие подходы, подходы основанные на самопомощи.

Инсайт - ориентированные подходы направлены на работу с госпитализированными клиентами, проходящими курс дезинто-сикации. Первичная помощь социальным работником связывается с финансовыми проблемами и будущим местом жительством клиента. В этот период возможны различные модели помощи, например клиент - центрированная терапия. Одним из видов такой терапии является модель прояснения ценностей, предложенная Рэфсом и Харменом. В основе понимание, что человек имеет потенциальную возможность делать ценностные допущения. Ценности связываются с опытом, и они не являются жесткими и постоянными, что позволяет клиенту включать свободный набор ценностей исходя из возможностей и ситуации, что в конечном итоге снимает ценностное замешательство, сопутствующее интоксикации.

Поведенческие подходы основаны на изменении негативного или формирование позитивного поведения клиента. В качестве примера можно привести социобихевиористский метод, предложенный Эдвином Томасом. В основе изучение поведения клиента, контролируемое стимулами. Классификация поведения основывается на оценке, определяются основные линии поведения в социуме, уточняются стимулы, предшествующие изменению поведения,   оцениваются   последствия,   после   чего   осуществляется вмешательство.

Группы самопомощи основаны на взаимоподдержке людей, имеющих сходные проблемы. По аналогии групп Анонимных -Алкоголиков (группы АА), формируются группы Анонимных -Наркоманов (группы АN). Данная группа самопомощи использует те же принципы 12 шагов, где в процессе общения клиенты рассказывают, как они научились жить без наркотиков.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

:

1.     Какие подходы Вы знаете в социальной работе с клиентами? В чем их отличие.

2.     Раскройте основные стадии работы с клиентом.

3.     Как осуществить планирование последующих действий?

4.     Социокультурные и терапевтические группы.

5.     Методы оценивания групповой динамики и групповой эффективности.

6.     Роли социального работника при работе с группой.

7.     Работа с общественными объединениями и ассоциациями.

8.     Этические дилеммы в социальном посредничестве.

9.     Социальное взаимодействие и межинституциональные связи.

10. Диагностика социальных  проблем в социуме.

ЛИТЕРАТУРА

1.     Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. М., 1994.

Информация о работе Социальная работа в микросоциальной среде