Социальная работа в пенитенциарных учреждениях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 00:00, курсовая работа

Описание работы

В современных перестроечных условиях вопрос о реформировании российской пенитенциарной системы и уточнения содержания социальной работы в рамках исправительных учреждений представляется одним из актуальных. Это обусловлено, в частности, состоянием социальной дезорганизации, в котором оказалось российское общество, и необходимостью решения проблем, связанных с воспитательными функциями социальных институтов, в том числе и пенитенциарного, масштабы и значимость которого выросли в последнее десятилетие.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретические подходы к построению деятельности социального работника в пенитенциарной системе РФ.
1.1. Характеристика современной Российской пенитенциарной системы
1.2. Теоретическое обоснование деятельности социальных работников в
пенитенциарной сфере.
2. Принципы деятельности социального работника в пенитенциарной сфере.
3. Функции социального работника в пенитенциарных учреждениях РФ.
4. Основные направления деятельности социального работника в пенитенциарной системе.
4.1. Правовой аспект социальной работы в пенитенциарных учреждениях.
4.2. Психологические аспекты социальной работы в пенитенциарных учреждениях.
5. Основные методы и методики деятельности социальной работы в рамках
пенитенциарной системы РФ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

ФАКУЛЬТЕТ.docx

— 99.05 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

ФАКУЛЬТЕТ <Социальные технологии>

КАФЕДРА < Социальной работы и педагогической профессиональной     деятельности >

 

 

 

 

 

 

 

курсовая работа

 

по учебной дисциплине  < Опыт организационно-административной работы в системе социальных служб, организаций и учреждений >

 

ТЕМА: < Социальная работа в пенитенциарных учреждениях >

 

 

 

Выполнил:

 

 

 

Научный руководитель:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Орел  2012

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                              3       

1. Теоретические подходы к построению деятельности социального работника в пенитенциарной системе РФ.     

1.1. Характеристика  современной Российской пенитенциарной системы

1.2. Теоретическое  обоснование деятельности  социальных  работников в

пенитенциарной  сфере.

2. Принципы  деятельности социального работника  в пенитенциарной сфере.

3. Функции  социального работника в пенитенциарных  учреждениях РФ.

4. Основные  направления деятельности  социального  работника в пенитенциарной системе.

4.1. Правовой  аспект социальной работы в  пенитенциарных учреждениях.

4.2. Психологические  аспекты социальной работы в  пенитенциарных учреждениях.

5. Основные  методы и методики деятельности  социальной работы в рамках

пенитенциарной  системы РФ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

     В современных перестроечных условиях вопрос о реформировании российской пенитенциарной системы и уточнения содержания социальной работы в рамках исправительных учреждений представляется одним из актуальных. Это обусловлено, в частности, состоянием социальной дезорганизации, в котором оказалось российское общество, и необходимостью решения проблем, связанных с воспитательными функциями социальных институтов, в том числе и пенитенциарного, масштабы и значимость которого выросли в последнее десятилетие.    

     Актуальность:

     В современном Российском обществе, находящемся в кризисной ситуации происходят значительные изменения системы ценностей, норм, установок людей. Старая система ценностей разрушена, а новая еще не создана, налицо явный кризис. Резко увеличилось количество уголовно-наказуемых преступлений совершаемых в обществе.       На фоне пьянства и алкоголизации населения, официальной статистикой зафиксировано увеличение насильственных преступлений против личности1.     На данный момент ежегодно совершается от 2 до 3 млн. преступлений.      

      Увеличение преступности в России явилось неприятной неожиданностью для демократических сил, пришедших к власти. Социальные изменения, которые привели к изменению полностью устоявшегося и привычного порядка жизни людей требуют их адаптации к новым условиям, что связано не только с трансформацией усвоенных ранее систем ценностей, но и общим новым образом экономического, политического или иного социального поведения. Те, кто не приспособился к новой ситуации, пополняют группы маргиналов2, криминальная активность которых выше чем в других группах, а наше современное Российское общество практически полностью состоит из маргинальных групп. На этом фоне Российская пенитенциарная система отличается низкой эффективностью и практически нулевым воспитательным потенциалом, что противоречит главной цели ее деятельности – перевоспитанию преступников. Об этом наглядно свидетельствует статистика.

     Так с 1976 по 1993 год, преступность возросла на 239 %3 . Очень велика рецидивная преступность. Рост рецидива за 1991 –1995 гг. составил почти 65 %; из числа рецидивистов в 1996 г., каждый пятый совершил новое преступление отбывая наказание4.

     Тюрьмы и колонии переполнены, они являются рассадниками различных ”социальных” болезней. За последние пять лет уровень заболеваемости открытой формой туберкулеза в Исправительных учреждениях (далее ИУ) увеличился в шесть раз.

     Повсеместно происходит нарушение прав и свобод заключенных со стороны персонала ИУ. Действующая пенитенциарная система основана именно на приоритете наказания и репрессивных мер по отношению к осужденным. Ориентация карательной системы на преимущественное лишение свободы привела к кризису пенитенциарной системы. Для решения данной проблемы и преодоления кризиса пенитенциарной системы следует усовершенствовать структуру исправительной системы – ввести институт пенитенциарной социальной работы, опирающейся именно на  нравственно-гуманистический характер деятельности по отношению к осужденным. Ситуация осложняется тем обстоятельством, что современная теория социальной работы находится на этапе становления. Без преодоления отмеченной “теоретической недостаточности” наладить эффективную работу социальной пенитенциарной системы ориентированной на перевоспитание преступивших закон и становление их в качестве полноценных членов общества затруднительно.

     Проблема:

- поиск новых гуманистических принципов и методов социальной работы в

Российской  пенитенциарной системе.

     Объект:

- пенитенциарная система Российской Федерации.

      Предмет:

- сущность, принципы и методы социальной работы с осужденными.

     Цель:

- выявить основные теоретические подходы к построению профессиональной

деятельности  социального работника, определить ее основные направления,

принципы, методы и роль в пенитенциарной системе  РФ.

     Задачи:

1)  выявить основные теоретические подходы к построению деятельности

социального работника в пенитенциарной системе  РФ.

2)  проанализировать основные направления деятельности и функционал

социального работника в пенитенциарной системе  РФ.

3) проанализировать основные принципы социальной работы в пенитенциарной системе РФ.

4)   определить наиболее эффективные, гуманистически-ориентированные,

методы социальной работы с осужденными.

       Гипотеза:

      Нравственно-гуманистические принципы на современном этапе развития общества, являются основанием наиболее эффективной деятельности социального работника в пенитенциарной сфере по сравнению с карательно-репрессивными принципами существовавшими и применявшимися долгое время в Отечественной пенитенциарной системе по отношению к осужденным.

 

 

     1. Теоретические подходы к построению деятельности социального работника в пенитенциарной системе РФ.

 

1.1. Характеристика современной Российской пенитенциарной системы.

 

     Руководствуясь международными стандартами, пенитенциарная система должна служить общепринятой цели – перевоспитанию в соответствии с социальными нормами и ценностями человека, совершившего противоправное деяние и получившего наказание в виде лишения свободы, а также предупреждению совершения им повторного преступления. Определены международные требования к обращению с заключёнными, их содержанию под стражей. Они отражены в Минимальных стандартных правилах ООН обращения с заключенными (1955 г.), своде принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме (1988 г.), правилах ООН, касающихся защиты несовершеннолетних, лишённых свободы (1987 г.) и многие др.

     В мировой практике достижение целей и соблюдение правил пенитенциарной системы возлагается на коллектив специалистов. Части 1,2 ст. 49 Минимальных стандартных правил ООН по обращению с заключёнными дают перечисление обязательного штаба работников для пенитенциарных учреждений. В этом перечне – учителя, преподаватели ремесленных дисциплин, психиатры, психологи – стоят в одном ряду с социальными работниками. Следовательно, социальный работник имеет особый правовой статус – это самостоятельная профессия, предметом деятельности которой является решение задач во всём комплексе уголовно-исполнительной политики. Статья 61 тех же Правил указывает функции социального работника в исправительном учреждении:

- поддержка и укрепление социально полезных связей с семьёй;

- поддержка и укрепление социально полезных связей с социальными (общественными) организациями;

- защита гражданских интересов осужденных;

- защита прав осужденных на социальное обеспечение и другие социальные льготы.

     Для наиболее эффективного анализа функций, принципов и методов деятельности социального работника в пенитенциарной системе РФ необходимо дать характеристику современной Российской пенитенциарной системы.

     На 1 сентября 2010 года пенитенциарная система России включала 755 исправительных колоний, 227 СИЗО и 165 помещений, функционирующих в режиме следственных изоляторов, 7 тюрем, 62 воспитательные колонии для несовершеннолетних. При 47 женских колониях действовали 13 домов ребёнка. Также действовали 2467 уголовно-исполнительных инспекций для осуждённых, приговоры которых не связаны с лишением свободы.

      Помимо медицинских частей при каждом исправительном учреждении, функционировали 133 больницы и специализированные лечебные исправительные учреждения (59 ИУ для больных туберкулёзом и 9 — для наркоманов).5 На 1 января 2012 года всего в учреждениях ФСИН содержалось 755,6 тыс. человек.

     “Видами исправительных учреждений [ст. 74 УИК РФ] являются: исправительные (далее ИУ) и воспитательные (далее ВУ) колонии, тюрьмы, лечебно-исправительные учреждения (далее ЛИУ) и следственные изоляторы (далее СИЗО), выполняющие функции исправительных учреждений в отношении некоторых осужденных [см. Приложение 1].         

     Мировая общественность неоднозначно оценивает деятельность пенитенциарных учреждений в России. С одной стороны, в них хорошо разработаны вопросы образования осужденных, хотя и без учета их индивидуальных интересов и зачастую вопреки желаниям осужденных; с другой – в России существует излишество тюремной атрибутики, особенно по отношению к несовершеннолетним. Ограничения прав и свобод заключенных недопустимы с позиций гуманизма и правового государства.

     Применение репрессивно-карательных  мер в большом количестве, повсеместное  физическое, психическое и моральное  насилие над личностью осужденного.  Основой советской пенитенциарной  политики был исправительно-трудовой  аспект. Осужденные рассматривались,  прежде всего, как дешевая рабочая  сила. Пенитенциарная политика исходила  из приоритета государства и  общества, а интересы личности  рассматривались лишь в случае  совпадения интересов государства,  общества и личности.      После краха советского союза  пенитенциарная система подверглась  реформированию.

     Суверенная Россия в качестве основополагающего принципа провозгласила приоритет интересов личности: “Человек, его права и свободы являются высшей ценностью” (ст. 2. Конституции РФ, 1993 г.) . Этот принцип лег в основу формирования пенитенциарной политики. Однако в условиях общего роста преступности в государстве, исправительные учреждения наоборот усилии строгость в обращении с заключенными, стереотип сформировавшийся в глазах общественности и персонала пенитенциарных учреждений о личности преступника, о его неисправимости еще существует и на этом фоне, главное наказание определяется не самим фактом лишения свободы, а установлением определенного объема право ограничений материально-бытового характера при поддержании связей с внешним миром6.

     Деятельность исправительно-трудовых учреждений направлена на формирование образа “ идеального” заключенного, а не на исправление осужденного. В настоящее время исправительная система России не вооружена научно-обоснованными программами формирования законопослушной личности, не отвечает современным требованиям и социально-бытовое обеспечение заключенных.

    Особенно тяжелы последствия кризиса исправительно-трудовой системы в социальном отношении. Каждый третий освободившийся из мест лишения свободы совершает новое преступление, велико количество суицидов в исправительно-трудовых учреждениях. Этот кризис обусловлен как объективными причинами, так и субъективными.

     Примером последних может стать некомпетентность сотрудников ИТУ, которые не могут отказаться от стереотипов в восприятии заключенных. Объективные причины заключаются, прежде всего, в том, что вся пенитенциарная политика РФ ориентирована на карательно-репрессивные принципы в отношении заключенных. Результаты этого налицо: за последние 40 лет в советских и российских ИТУ побывало 40 миллионов человек, и в перспективе мы наблюдаем дальнейшую криминализацию общества.  Для вывода пенитенциарной системы из кризиса необходимо реформировать основы уголовно-исполнительной политики. Исправительно-трудовые учреждения должны стать своеобразными социальными клиниками, где будет происходить организация педагогического процесса перевоспитания, «лечение» социально запущенных заключенных7.

      По нашему мнению, такое решение возможно и обязательно, но оно должно быть дополнено участием в пенитенциарной деятельности специалистов – социальных работников, ориентирующихся в своей деятельности в первую очередь на нравственно-гуманистические принципы по отношению к заключенным. Опыт зарубежных стран наглядно это показывает: в странах, где деятельность по перевоспитанию осужденных опирается именно на гуманистические принципы, наиболее низок процент рецидивной преступности и общий уровень преступности в обществе. В качестве примера можно привести такие страны, как Швеция, Норвегия, Швейцария, Дания.

Информация о работе Социальная работа в пенитенциарных учреждениях