Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 00:00, курсовая работа
В современных перестроечных условиях вопрос о реформировании российской пенитенциарной системы и уточнения содержания социальной работы в рамках исправительных учреждений представляется одним из актуальных. Это обусловлено, в частности, состоянием социальной дезорганизации, в котором оказалось российское общество, и необходимостью решения проблем, связанных с воспитательными функциями социальных институтов, в том числе и пенитенциарного, масштабы и значимость которого выросли в последнее десятилетие.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретические подходы к построению деятельности социального работника в пенитенциарной системе РФ.
1.1. Характеристика современной Российской пенитенциарной системы
1.2. Теоретическое обоснование деятельности социальных работников в
пенитенциарной сфере.
2. Принципы деятельности социального работника в пенитенциарной сфере.
3. Функции социального работника в пенитенциарных учреждениях РФ.
4. Основные направления деятельности социального работника в пенитенциарной системе.
4.1. Правовой аспект социальной работы в пенитенциарных учреждениях.
4.2. Психологические аспекты социальной работы в пенитенциарных учреждениях.
5. Основные методы и методики деятельности социальной работы в рамках
пенитенциарной системы РФ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ФАКУЛЬТЕТ <Социальные технологии>
КАФЕДРА < Социальной работы и педагогической профессиональной деятельности >
курсовая работа
по учебной дисциплине
< Опыт
организационно-
ТЕМА: < Социальная работа в пенитенциарных учреждениях >
Выполнил:
Научный руководитель:
Орел 2012
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. Теоретические подходы к построению деятельности социального работника в пенитенциарной системе РФ.
1.1. Характеристика современной Российской пенитенциарной системы
1.2. Теоретическое обоснование деятельности социальных работников в
пенитенциарной сфере.
2. Принципы
деятельности социального
3. Функции
социального работника в
4. Основные направления деятельности социального работника в пенитенциарной системе.
4.1. Правовой аспект социальной работы в пенитенциарных учреждениях.
4.2. Психологические аспекты социальной работы в пенитенциарных учреждениях.
5. Основные
методы и методики
пенитенциарной системы РФ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
В современных перестроечных условиях вопрос о реформировании российской пенитенциарной системы и уточнения содержания социальной работы в рамках исправительных учреждений представляется одним из актуальных. Это обусловлено, в частности, состоянием социальной дезорганизации, в котором оказалось российское общество, и необходимостью решения проблем, связанных с воспитательными функциями социальных институтов, в том числе и пенитенциарного, масштабы и значимость которого выросли в последнее десятилетие.
Актуальность:
В современном Российском обществе, находящемся в кризисной ситуации происходят значительные изменения системы ценностей, норм, установок людей. Старая система ценностей разрушена, а новая еще не создана, налицо явный кризис. Резко увеличилось количество уголовно-наказуемых преступлений совершаемых в обществе. На фоне пьянства и алкоголизации населения, официальной статистикой зафиксировано увеличение насильственных преступлений против личности1. На данный момент ежегодно совершается от 2 до 3 млн. преступлений.
Увеличение преступности в России явилось неприятной неожиданностью для демократических сил, пришедших к власти. Социальные изменения, которые привели к изменению полностью устоявшегося и привычного порядка жизни людей требуют их адаптации к новым условиям, что связано не только с трансформацией усвоенных ранее систем ценностей, но и общим новым образом экономического, политического или иного социального поведения. Те, кто не приспособился к новой ситуации, пополняют группы маргиналов2, криминальная активность которых выше чем в других группах, а наше современное Российское общество практически полностью состоит из маргинальных групп. На этом фоне Российская пенитенциарная система отличается низкой эффективностью и практически нулевым воспитательным потенциалом, что противоречит главной цели ее деятельности – перевоспитанию преступников. Об этом наглядно свидетельствует статистика.
Так с 1976 по 1993 год, преступность возросла на 239 %3 . Очень велика рецидивная преступность. Рост рецидива за 1991 –1995 гг. составил почти 65 %; из числа рецидивистов в 1996 г., каждый пятый совершил новое преступление отбывая наказание4.
Тюрьмы и колонии переполнены, они являются рассадниками различных ”социальных” болезней. За последние пять лет уровень заболеваемости открытой формой туберкулеза в Исправительных учреждениях (далее ИУ) увеличился в шесть раз.
Повсеместно происходит нарушение прав и свобод заключенных со стороны персонала ИУ. Действующая пенитенциарная система основана именно на приоритете наказания и репрессивных мер по отношению к осужденным. Ориентация карательной системы на преимущественное лишение свободы привела к кризису пенитенциарной системы. Для решения данной проблемы и преодоления кризиса пенитенциарной системы следует усовершенствовать структуру исправительной системы – ввести институт пенитенциарной социальной работы, опирающейся именно на нравственно-гуманистический характер деятельности по отношению к осужденным. Ситуация осложняется тем обстоятельством, что современная теория социальной работы находится на этапе становления. Без преодоления отмеченной “теоретической недостаточности” наладить эффективную работу социальной пенитенциарной системы ориентированной на перевоспитание преступивших закон и становление их в качестве полноценных членов общества затруднительно.
Проблема:
- поиск новых гуманистических принципов и методов социальной работы в
Российской пенитенциарной системе.
Объект:
- пенитенциарная система Российской Федерации.
Предмет:
- сущность, принципы и методы социальной работы с осужденными.
Цель:
- выявить основные теоретические подходы к построению профессиональной
деятельности социального работника, определить ее основные направления,
принципы, методы и роль в пенитенциарной системе РФ.
Задачи:
1) выявить основные теоретические подходы к построению деятельности
социального работника в пенитенциарной системе РФ.
2) проанализировать основные направления деятельности и функционал
социального работника в пенитенциарной системе РФ.
3) проанализировать основные принципы социальной работы в пенитенциарной системе РФ.
4) определить
наиболее эффективные, гуманистически-
методы социальной работы с осужденными.
Гипотеза:
Нравственно-гуманистические принципы на современном этапе развития общества, являются основанием наиболее эффективной деятельности социального работника в пенитенциарной сфере по сравнению с карательно-репрессивными принципами существовавшими и применявшимися долгое время в Отечественной пенитенциарной системе по отношению к осужденным.
1. Теоретические подходы к построению деятельности социального работника в пенитенциарной системе РФ.
1.1. Характеристика современной Российской пенитенциарной системы.
Руководствуясь международными стандартами, пенитенциарная система должна служить общепринятой цели – перевоспитанию в соответствии с социальными нормами и ценностями человека, совершившего противоправное деяние и получившего наказание в виде лишения свободы, а также предупреждению совершения им повторного преступления. Определены международные требования к обращению с заключёнными, их содержанию под стражей. Они отражены в Минимальных стандартных правилах ООН обращения с заключенными (1955 г.), своде принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме (1988 г.), правилах ООН, касающихся защиты несовершеннолетних, лишённых свободы (1987 г.) и многие др.
В мировой практике достижение целей и соблюдение правил пенитенциарной системы возлагается на коллектив специалистов. Части 1,2 ст. 49 Минимальных стандартных правил ООН по обращению с заключёнными дают перечисление обязательного штаба работников для пенитенциарных учреждений. В этом перечне – учителя, преподаватели ремесленных дисциплин, психиатры, психологи – стоят в одном ряду с социальными работниками. Следовательно, социальный работник имеет особый правовой статус – это самостоятельная профессия, предметом деятельности которой является решение задач во всём комплексе уголовно-исполнительной политики. Статья 61 тех же Правил указывает функции социального работника в исправительном учреждении:
- поддержка и укрепление социально полезных связей с семьёй;
- поддержка и укрепление социально полезных связей с социальными (общественными) организациями;
- защита гражданских интересов осужденных;
- защита прав осужденных на социальное обеспечение и другие социальные льготы.
Для наиболее эффективного анализа функций, принципов и методов деятельности социального работника в пенитенциарной системе РФ необходимо дать характеристику современной Российской пенитенциарной системы.
На 1 сентября 2010 года пенитенциарная система России включала 755 исправительных колоний, 227 СИЗО и 165 помещений, функционирующих в режиме следственных изоляторов, 7 тюрем, 62 воспитательные колонии для несовершеннолетних. При 47 женских колониях действовали 13 домов ребёнка. Также действовали 2467 уголовно-исполнительных инспекций для осуждённых, приговоры которых не связаны с лишением свободы.
Помимо медицинских частей при каждом исправительном учреждении, функционировали 133 больницы и специализированные лечебные исправительные учреждения (59 ИУ для больных туберкулёзом и 9 — для наркоманов).5 На 1 января 2012 года всего в учреждениях ФСИН содержалось 755,6 тыс. человек.
“Видами исправительных учреждений [ст. 74 УИК РФ] являются: исправительные (далее ИУ) и воспитательные (далее ВУ) колонии, тюрьмы, лечебно-исправительные учреждения (далее ЛИУ) и следственные изоляторы (далее СИЗО), выполняющие функции исправительных учреждений в отношении некоторых осужденных [см. Приложение 1].
Мировая общественность неоднозначно оценивает деятельность пенитенциарных учреждений в России. С одной стороны, в них хорошо разработаны вопросы образования осужденных, хотя и без учета их индивидуальных интересов и зачастую вопреки желаниям осужденных; с другой – в России существует излишество тюремной атрибутики, особенно по отношению к несовершеннолетним. Ограничения прав и свобод заключенных недопустимы с позиций гуманизма и правового государства.
Применение репрессивно-
Суверенная Россия в качестве основополагающего принципа провозгласила приоритет интересов личности: “Человек, его права и свободы являются высшей ценностью” (ст. 2. Конституции РФ, 1993 г.) . Этот принцип лег в основу формирования пенитенциарной политики. Однако в условиях общего роста преступности в государстве, исправительные учреждения наоборот усилии строгость в обращении с заключенными, стереотип сформировавшийся в глазах общественности и персонала пенитенциарных учреждений о личности преступника, о его неисправимости еще существует и на этом фоне, главное наказание определяется не самим фактом лишения свободы, а установлением определенного объема право ограничений материально-бытового характера при поддержании связей с внешним миром6.
Деятельность исправительно-трудовых учреждений направлена на формирование образа “ идеального” заключенного, а не на исправление осужденного. В настоящее время исправительная система России не вооружена научно-обоснованными программами формирования законопослушной личности, не отвечает современным требованиям и социально-бытовое обеспечение заключенных.
Особенно тяжелы последствия кризиса исправительно-трудовой системы в социальном отношении. Каждый третий освободившийся из мест лишения свободы совершает новое преступление, велико количество суицидов в исправительно-трудовых учреждениях. Этот кризис обусловлен как объективными причинами, так и субъективными.
Примером последних может стать некомпетентность сотрудников ИТУ, которые не могут отказаться от стереотипов в восприятии заключенных. Объективные причины заключаются, прежде всего, в том, что вся пенитенциарная политика РФ ориентирована на карательно-репрессивные принципы в отношении заключенных. Результаты этого налицо: за последние 40 лет в советских и российских ИТУ побывало 40 миллионов человек, и в перспективе мы наблюдаем дальнейшую криминализацию общества. Для вывода пенитенциарной системы из кризиса необходимо реформировать основы уголовно-исполнительной политики. Исправительно-трудовые учреждения должны стать своеобразными социальными клиниками, где будет происходить организация педагогического процесса перевоспитания, «лечение» социально запущенных заключенных7.
По нашему мнению, такое решение возможно и обязательно, но оно должно быть дополнено участием в пенитенциарной деятельности специалистов – социальных работников, ориентирующихся в своей деятельности в первую очередь на нравственно-гуманистические принципы по отношению к заключенным. Опыт зарубежных стран наглядно это показывает: в странах, где деятельность по перевоспитанию осужденных опирается именно на гуманистические принципы, наиболее низок процент рецидивной преступности и общий уровень преступности в обществе. В качестве примера можно привести такие страны, как Швеция, Норвегия, Швейцария, Дания.
Информация о работе Социальная работа в пенитенциарных учреждениях