Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 00:00, курсовая работа
В современных перестроечных условиях вопрос о реформировании российской пенитенциарной системы и уточнения содержания социальной работы в рамках исправительных учреждений представляется одним из актуальных. Это обусловлено, в частности, состоянием социальной дезорганизации, в котором оказалось российское общество, и необходимостью решения проблем, связанных с воспитательными функциями социальных институтов, в том числе и пенитенциарного, масштабы и значимость которого выросли в последнее десятилетие.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретические подходы к построению деятельности социального работника в пенитенциарной системе РФ.
1.1. Характеристика современной Российской пенитенциарной системы
1.2. Теоретическое обоснование деятельности социальных работников в
пенитенциарной сфере.
2. Принципы деятельности социального работника в пенитенциарной сфере.
3. Функции социального работника в пенитенциарных учреждениях РФ.
4. Основные направления деятельности социального работника в пенитенциарной системе.
4.1. Правовой аспект социальной работы в пенитенциарных учреждениях.
4.2. Психологические аспекты социальной работы в пенитенциарных учреждениях.
5. Основные методы и методики деятельности социальной работы в рамках
пенитенциарной системы РФ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Система принципов эффективного применения метода прогрессивного исполнения наказания в деятельности социального работника основана на нравственно-гуманистических принципах исполнения наказания: законности, справедливости, гуманизма. Однако существует несколько требований к данному методу: Это, прежде всего, принцип обеспечения адекватности мер прогрессивной системы, степени общественной опасности совершенного преступления и степени исправления осужденных и принцип добровольности его применения.
Следующий метод – это метод психологической коррекции личности осужденного. Психокоррекция видит основной своей целью устойчивое изменение определенных психологических свойств личности определяющих содержательные стороны социального поведения осужденного.
В целом пенитенциарная психологическая деятельность социального работника возможна в направлениях:
1) оказание психологической помощи в традиционном смысле:
диагностическое консультирование и профилактические мероприятия;
2) улучшение психологического состояния осужденных в целях
деструктивных конфликтов и негативного восприятия исправительных воздействий;
3) проведение исправительной психологической коррекции
осужденного.
Эффективность данного метода обусловлена более высоким уровнем
непосредственного воздействия на свойства личности.
Исправительно-психологическая коррекция – это процесс психологического воздействия на определенную совокупность психологических свойств личности преступника, определяющих его социально-правовое поведение с целью устранения или понижения степени его криминогенности. Объектом исправительно-психологической коррекции является определенная сфера личности осужденного. Предметом - элементы психологической структуры данной сферы личности осужденного (ценности, установки) связанные с определенным поведением. Осуществление этого метода предполагает подчинение ряду нравственно-гуманистических принципов:
1) добровольность участия (для обеспечения подлинной
добровольности необходимо оказание предварительной психологической помощи и консультирования);
2) предоставление осужденному возможности выражать свою точку
зрения в процессе оказания помощи и принимать ее во внимание.
Для осуществления коррекции необходимое условие проведения -
психодиагностика, направленная на выявление тех свойств личности, которые предопределяют криминогенные стороны личности.
В настоящее время применяется ряд психологических методик (например «Психологическая коррекция в Исправительно-трудовых учреждениях» разработанная институтом МВД России). Но отмеченные подходы к психокоррекции личности не обеспечивали системность воздействия. Для разработки методических основ системной психокоррекции необходим анализ и обобщение, систематизация известных подходов. Основной критерий систематизации психокоррекционных методов определяется подходом к сущности психической регуляции поведения человека. Анализ литературы показывает, что такая регуляция осуществляется в совокупности психологических механизмов: интеллектуального, импульсивного и чувственно-аффективного. В каждом из механизмов проявляются специфические психологические свойства личности, которые могут выступать детерминантами преступного поведения. В интеллектуальном механизме это личностный смысл, отношения, нормы и идеалы. В импульсивном – фиксированные установки на способы действий в связи с определенными потребностями и особенностями ситуации. В чувственно-аффективном – как компоненты личностного смысла. И механизмы исправительно-психологической коррекции должны быть направлены на изменение указанных психологических свойств; реализующихся в каждом из механизмов регуляции поведения и их системной организации в структуре личности. Кроме этого, системность, в подходе к построению данного метода определяется формирование психологических барьеров к совершению преступлений так и установление правомерных способов в достижении жизненных благ как изменение свойств относящихся к каждому из определенных механизмов психологической регулировки поведения.
Таким образом, основными принципами метода являются: добровольность, индивидуальность, системность, заключающаяся в ликвидации выявленных криминогенных склонностей и формирование альтернативных способов решения жизненных задач31. Данные методы могут
использоваться
пенитенциарными социальными
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В итоге всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы:
безусловно, что пенитенциарная социальная работа очень важна для современного Российского общества, которое находится в довольно сложной криминогенной обстановке. Анализ литературы показал, что это направление социальной работы в отечественной науке фактически не рассматривается. Необходимо создание теории пенитенциарной социальной работы, ориентированной именно на практическую деятельность. Так как работу современной пенитенциарной системы РФ по исправлению осужденных можно считать малоэффективной.
При разработке теоретических оснований деятельности социальных работников в пенитенциарной системе РФ, следует обратиться к международному опыту.
Несомненно, при этом необходимо учитывать специфику современной ситуации в России, когда вследствие экономического кризиса, люди “по эту сторону колючей проволоки”, живут за чертой бедности и весьма затруднительно осуществлять помощь заключенным в соответствии с международными стандартами.
При решении задач поставленных в данной работе, были выявлены основные направления деятельности, функции и теоретические подходы к построению деятельности социального работника в пенитенциарной системе РФ. И в рамках выделенных направлений выявлена необходимость дальнейшей разработки как правового аспекта, который на данном этапе развития пенитенциарной социальной работы далек от совершенства. В правовом отношении, деятельность социального работника должна способствовать приведению в соответствие с международными стандартами необходимых санитарно-гигиенических, материально-бытовых требований, регулировать отношения сотрудников ИУ и осужденных, объективно оценивать ситуацию по обеспечению правового положения лиц лишенных свободы.
Способствовать разрешению психологических проблем осужденных, на основе психологических методов выстраивать индивидуальную программу исправления осужденных и возвращения их в качестве полноценных членов в общество после их освобождения, совместно с администрацией ИУ.
На современном этапе реформирования пенитенциарной системы РФ, все эти задачи еще не решены вследствие многих причин. Это прежде всего, недостаточное финансирование и нехватка квалифицированного персонала, в том числе и социальных работников.
Для того чтобы решить данную проблему, необходимо осуществлять теоретическую разработку пенитенциарной социальной работы и на ее основе, подготовку социальных работников со специализацией именно в пенитенциарной сфере.
Основным принципом работы социальных работников в пенитенциарной сфере, должен стать именно нравственно-гуманистической характер этой деятельности способствующий переориентации репрессивной пенитенциарной политики в гуманистически - ориентированную. Перспективы у развития гуманистически - ориентированной деятельности социальных работников в пенитенциарной системе РФ очень и очень велики, так как этого требует реальная социальная практика.
Поэтому в контексте общей теории социальной работы необходимо уделять большее внимание разработке новых нравственно-гуманистических основ деятельности пенитенциарной системы по перевоспитанию преступников, и разработке конкретных программ, методик и технологий деятельности социальных работников в пенитенциарной сфере. Именно эти проблемы должны быть рассмотрены в дальнейшем при разработке данной темы.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ
1. Актуальные вопросы совершенствования законодательства и практики деятельности учреждений, исполняющих наказание в условиях реформы уголовно-исполнительной системы./ Под ред. В. И. Селиверстова. – М.: НИИ МВД РФ., 1996. - 87с.
2. Актуальные проблемы борьбы с преступностью в сибирском регионе./ Под ред. В. И. Горобцова. – Красноярск, 1999. – ч. 1. – 213 с., ч. 2. – 209 с.
3. Актуальные проблемы борьбы с преступностью в регионах России./ Под ред. А. В. Борбай. – М.: ВНИИ МВД РФ., 1997. – 116 с.
4. Актуальные проблемы девиантного поведения (борьба с социальными болезнями) / Под ред. Б. М. Левина. – М.: РАН Ин-т социологии., 1995., - 200с.
5. Алексеев А. И. и др., Криминология и организация предупреждения преступлений. –М.: МВД РФ, 1995. – 244с.
6. Алексеев А. И., Аванесов Г. А. Криминология и профилактика преступлений. – М.: МВД СССР МВШМ., 1989., – 430с.
7. Алферов Ю.А. Международный пенитенциарный опыт и его реализация в современных условиях. - Домодедово, 1993.- 125 с.
8. Алферов Ю.А. Пенитенциарная социология и перевоспитание осужденных. – Домодедово: РИПК МВД РФ, 1994.- 205 с.
9. Алферов Ю.А. Пенитенциарная социология. – Домодедово, 1995.-177 с.
10. Алферов Ю.А. Пенитенциарная социология: Невербальная диагностика личности (нетрадиционные методы). – Домодедово:РИПК МВД РФ, 1996. - 121 с.
11. Аминев Г.А. и др. Инструментарий пенитенциарного психолога. – Уфа, 1997. – 168 с.
12. Антология социальной работы [Сборник в 5 т.] т. 2. – М: Сварогъ., 1995. – 398с.
13. Беляева Л. И. Учреждения для несовершеннолетних правонарушителей в России. – Белгород: “Высшая школа”. – 1998. 135с.
14. Бражник Ф.С. Пенитенциарное право. - М.:Норма, 1994.- 176 с.
15. Дементьев С.И. Лишение свободы: Уголовно-правовые и исправительно-трудовые аспекты. – Ростов, 1981.- 45 с.
16. Дуюнов В.К. Наказание в Уголовном праве России - принуждение или кара?// Государство и право. – 1997.- № 11.- 61-68 с.
17. Зубков А.И. и др. Пенитенциарные учреждения в системе министерства России: история и современность. – М.: Изд-во “Наука”, 1998. - 172 с.
18. Катаева Н. А. Социальная работа в микрорайоне с подростками склонными к правонарушениям. , Киров: ”Вят-слово”, 1997. – 166с.
19. Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу РФ./ Под ред. П.Г. Мищенкова. – М.: Изд-во “Норма”, 1997. - 432 с.
20. Ковалева А. И. Социализация личности норма и отклонение. – М.: Институт молодежи., 1996. – 223с
20. Криминальная мотивация / Под ред. В. Н. Кудрявцева., М.: Наука. 1986. – 302с.
21. Криминология / Под ред. Н. Ф. Кузнецовой. – М.:Изд-во “БЕК”, 1998. – 566с.
22. Кудрявцев В. Н. Генезис преступления. – М.:”Форум: Инфра – М”., 1998. – 215с.
23. Кудрявцев В. Н. Социальные деформации(причины, механизмы и пути преодоления), М.: Институт Гос-ва и права РАН., - 1992. – 133с.
24. Кудрявцев В. Н. И др. Социальные отклонения., М.:Юрид. Лит. – 1989. – 365с.
25. Кудрявцев Г. С. Содержание
формы и методы
26. Кудрявцев Г. С. Объекты
криминологической
27. Кудрявцев Г. С. Субъекты криминологической профилактики в условиях социально-правовых реформ. М.: Мос. Гос. Индустр. Ун-т., 1997. – 68с.
28. Кудрявцев С. В. Конфликт и насильственное преступление. – М: ”Наука”. – 176с.
29. Лунев В.В. Преступность в
России при переходе от
30. Правовые и организационные
основы функционирования
31. Пищелко А. В., Белослудцев В. И., Психолого-педагогические проблемы укрепления законности органов исполнения наказания., Домодедово.: РИПК МВД РФ., 1996 – 83с.
32. Справочное пособие по
33. Теория и методика социальной работы. Учеб. Пособие. – М.: Изд-во “Союз”, 1994. – В 2 ч.
34. Уголовно-исполнительное право / Под ред. А. А. Игнатьева., М.: Новый юрист, - 1997. – 304с.
35. Уткин В.А. Курс лекций по Уголовно - исполнительному праву. Общая часть. – Томск, 1995. – 94 с.
36. Фефелов В. А. Социально-
37. Филипов В.В. Реформирование
пенитенциарной системы:
38. Хохряков Г.Ф. Парадоксы
39. Шнайдер Г. Й. Криминология. – М.:изд-во “Прогресс”- Универс, 1994. – 02 с., 101с.
Приложение № 1
Учреждения, исполняющие наказание в виде лишения свободы32
Информация о работе Социальная работа в пенитенциарных учреждениях