Социальная работас безработными

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 19:12, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования – процесс взаимодействия безработного и социального работника в процессе социальной работы с безработными. Задачи исследования:
1.Дать характеристику методов и форм социальной работы с безработными при реализации социальными службами, занимающимися вопросами социальной помощи безработным гражданам;
2. Руководствуясь ФЗ « О занятости» показать основные формы социальной работы с безработными со стороны государства;
3.Охарактеризовать органы, занимающиеся вопросами безработицы ( на примере службы занятости населения, созданными для реализации ФЗ «О занятости»).
4.Назвать методы и возможность/ необходимость их применения в социальной работе с безработными.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………...................................3

1.Формы социальной работы с безработными…………………………………………5

1.1.Государственное регулирование (гарантии) социальной работы с безработными

2.Методы социальной работы с безработными……………………………………….7

2.1.Характеристика методов, применяемых в социальной работе с безработными

2.1.1.Правовые методы………………………………………………………………………………….8

2.1.2.Административные методы……………………………………………………………………9

2.1.3.Социально-экономические методы……………………………………………………..14

2.1.4.Социально-психологические методы …………………………………………………..15
Заключение…………………………………………………………………………………………………….22
Список использованной литературы…………………………………………………………….23

Файлы: 1 файл

технология.docx

— 46.93 Кб (Скачать файл)

Введение……………………………………………………………………...................................3 
 
1.Формы  социальной работы с безработными…………………………………………5 
 
1.1.Государственное регулирование (гарантии) социальной работы с безработными 
 
2.Методы  социальной  работы с безработными……………………………………….7 
 
2.1.Характеристика методов, применяемых в социальной работе с безработными 
 
2.1.1.Правовые  методы………………………………………………………………………………….8 
 
2.1.2.Административные методы……………………………………………………………………9 
 
2.1.3.Социально-экономические методы……………………………………………………..14 
 
2.1.4.Социально-психологические методы …………………………………………………..15 

Заключение…………………………………………………………………………………………………….22 
Список использованной литературы…………………………………………………………….23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение. 
 
     Реформирование экономики и развитие рыночных отношений в России выдвинули безработицу в число наиболее важных социальных проблем. Существует определенный контингент людей, которые не могут ни самостоятельно, ни с помощью системы служб занятости вернуться на рынок труда. Причинами являются не только объективные, но и субъективные социально-психологические детерминанты.  Актуальность работы определяется необходимостью разрешения вопросов определяющих эффективность существующих форм и методов работы с безработными гражданами, как со стороны государственных органов, так и других структур. Это определяет направление исследований проблем безработицы, которая остается в российской науке мало разработанной в силу исторической молодости данного социального явления в нашей стране.

 

     В настоящее время Федеральная служба государственной статистики (Росстат) сообщает о том, что количество безработных на территории Российской Федерации в период с января по март 2009-го года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года возросло на 43,4 процента и достигло отметки в 7 миллионов 107 тысяч человек, что сопоставимо с 9,5 процентами от всего экономически активного населения страны. За отчетный период численность официально вставших на учет по безработице россиян выросла на 43 процента (2 миллиона 177 тысяч людей). Из них 1 миллион 900 тысяч соотечественников получали пособие по безработице. Как поясняют руководители Минздравсоцразвития « все центры занятости активно сотрудничают с работодателями с целью трудоустроить лишившихся без работы соотечественников. Сейчас банк свободных вакансий составляет 800 тысяч единиц. На 73 процента - это рабочие профессии, поэтому крен в работе с безработными гражданами - в сторону их профобучения».  
 
     По статистике Минздравсоцразвития, количество безработных неустанно продолжает расти. С учетом скрытой безработицы — это примерно 6,5 млн. человек, и еще порядка 4-5 млн. можно отнести к «частично безработным». Количество вакантных мест, стремительно сокращается. В правительстве ожидается внесение проекта постановления о выделении регионам дополнительных финансов в размере 34 миллиардов рублей на программы занятости населения. 
 
     Так, например, газета «Московский комсомолец» пишет, что количество свободных рабочих мест в России в сравнении с 2008 годом сократилось почти на 500 тыс., а число официально зарегистрированных безработных превысило 2 млн. 77 тыс. человек. Если в прошлом году работодатели были готовы предложить около 1,3 млн. вакансий, то к настоящему моменту свободных мест на рынке труда их не более 870 тыс. Как видно, из приведенных  статистических данных проблема глобальная и требующая не столько ее изучения, сколько конкретных реальных действий со стороны государственных органов. 
 
    Проблема исследования – исследовать социальную работу с безработными, выявить приоритетность форм такой работы и  методы работы с безработными.     
 
      Предмет исследования –формы и методы  социальной работы с безработными 
 
    Объект исследования – процесс взаимодействия безработного и социального работника в процессе социальной работы с безработными. 
    Задачи исследования  : 
 
1.Дать характеристику методов и форм социальной работы с безработными при реализации социальными службами, занимающимися вопросами социальной помощи безработным гражданам; 
2. Руководствуясь ФЗ « О занятости» показать основные формы  социальной работы с безработными со стороны государства; 
3.Охарактеризовать органы, занимающиеся вопросами безработицы ( на примере службы занятости населения, созданными  для реализации ФЗ «О занятости»). 
4.Назвать методы и возможность/ необходимость их применения в социальной работе с безработными.

 

 

 

1.Формы социальной работы  с безработными . 
 
1.1. Государственное регулирование (гарантии) социальной работы с безработными. 
 
     Для создания эффективных условий обеспечения занятости, решения адресных проблем безработного и членов его семьи созданы службы занятости, осуществляющие комплексное регулирование вопросов трудовой сферы. Федеральная служба занятости России была создана в 1991 году в соответствии с Законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации» в качестве организационно- самостоятельной службы на территории России. Ее территориальные представительства не являются структурными подразделениями соответствующих органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. 
 
     Регулированием всех сторон трудовой деятельности занимается Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации 
 
     Необходимо отметить, что эффективным средством социальной защиты занятого населения в условиях рыночной экономики во многих странах является страхование от безработицы. В России в соответствии с действующим законодательством государство гарантирует: 
 
- свободу выбора рода профессиональной деятельности; 
 
-охрану труда, правовую защиту от необоснованного увольнения или необоснованного отказа  в приеме на работу; 
 
-бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве при посредничестве службы занятости; 
 
-защита безработицы. 
 
     При этом безработным гражданам ( которые таковыми признаны в соответствии с действующим законодательством) гарантируется получение услуг в сфере профессиональной  ориентации, профессиональной подготовки, переподготовки и повышении квалификации, психологическая поддержка по направлению органов службы занятости; 
-обеспечение социальной поддержки; 
 
-компенсация в соответствии с законодательством РФ материальных затрат в связи  с направлением на работу (обучение) в другую местность по предложению органов службы занятости; 
 
-бесплатное медицинское обслуживание и медицинское освидетельствование при приеме на работу и направлении на обучение; 
 
-возможность заключения срочных трудовых договоров на участие в оплачиваемых общественных работах, организуемых с учетом возрастных и иных особенностей граждан. 
 
     Необходимо отметить, что важной составляющей государственной социальной поддержки безработных граждан является выплата пособий и компенсаций. Государство гарантирует безработным: 
 
-выплату пособий по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного; 
 
-выплату стипендий в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости; 
 
-возможности участия в оплачиваемых общественных работах; и др. социальные гарантии. 
 
     Основное бремя работы с безработными лежит на такой структуре – государственной службы занятости. Вот некоторые из задач, которые призваны решать служба: 
 
1)содействие поиску работы как временной так и постоянной; 
 
2)повышение конкуретноспособности граждан на рынке труда, также организации профессионального образования безработных; 
 
3) квотирование рабочих мест для неконкуртноспособных на рынке труда категорий граждан; 
 
3)информирование населения, работодателей, государственных и негосударственных структур о состоянии рынка труда; 
 
4) обеспечение социальной поддержки безработных. 
 
     Кроме того, гражданам, особо нуждающимся в социальной защите и испытывающим трудности в поисках работы (прежде всего речь идет о лицах с ограниченной трудоспособностью), дополнительные гарантии обеспечиваются на основе разработки и реализации целевых программ содействия занятости, создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая организации для труда инвалидов), установления квоты для приема на работу инвалидов, предоставления услуг по профессиональной ориентации, а также путем организации обучения по специальным программам. Квота для приема на работу инвалидов устанавливается в соответствии с ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ».  
 
     Гражданам, высвобождаемым из организаций в связи с сокращением численности или штата, в соответствии с заключенными коллективными договорами (соглашениями) гарантируется после увольнения сохранение очереди на получение жилья (улучшение жилищных условий) по прежнему месту работы, а также возможность пользоваться лечебными учреждениями, а их детям — дошкольными детскими учреждениями на равных условиях с гражданами, работающими в данной организации. В качестве дополнительной гарантии для жен (мужей) военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, при прочих равных условиях предусмотрено преимущественное право поступления на работу на государственные и муниципальные предприятия.  
 
2.Методы социальной работы с безработными. 
 
2.1.Характеристика методов, применяемых в  социальной работе с безработными. 
 
    Основными методами социальной работы с безработными являются  следующие группы методов социальной работы: правовые (или юридические), социально-экономические, психологические. 
2.1.1.Правовые. Предусматривают права и обязанности субъектов правоотношений  государственных органов, иных организаций, которые занимаются вопросами безработицы и безработных граждан, социальные гарантии и др. вопросы. В настоящее время одно из основных направлений социальной политики в нашей стране является совершенствование законодательно-правовой базы социальной работы с безработными гражданами. 
 
     Любая деятельность социального работника в этой сфере правоотношений регулируется нормативно-правовыми актами. Основным законодательным актом по данной проблематике является действующий в настоящее время ФЗ РФ «О занятости населения». Много очень важным подзаконных нормативных актов, например : Постановление Правительства РФ №915 от 08.12.2008 г. «О размерах минимальной и максимальной величине пособия по безработице на 2009 г.»; Постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации №1 от 1996 г. «О профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации». Трудовым кодексом Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1, ст. 3; № 30, ст. 3014; № 30, ст. 3033; 2003, 
 
№ 27, ст. 2700; 2004, № 18, ст. 1690; № 35, ст. 3607; 2005, № 1, ст. 27; № 13, ст. 1209; № 19, ст. 1752; 2006, № 27, ст. 2878; № 41, ст. 4285; № 52 (1 ч.), ст. 5498; 2007, № 1 (ч. 1), ст. 34); 
 
Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, № 30, ст. 3105, 2006, № 1, ст. 18); 
 
Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 48, ст. 4563; 1998, № 31, ст. 3803; 1999, № 2, ст. 232; № 29, ст. 3693; 2000,  № 22, ст. 2267; 2001, № 24, ст. 2410; № 33, ст. 3426; № 53, ст. 5024; 2002, № 1, ст. 2; № 22, ст. 2026; 2003, № 2, ст. 167; № 43, ст. 4108; 2004, № 35, ст. 3607; 2005, № 1, ст. 25; 2006, № 1, ст. 10); 
 
Федеральным законом от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 26, ст. 3177; 2001, № 3, ст. 216; 2003, № 28, ст. 2880; 2004, № 27, ст. 2711; № 35, ст. 3607; № 49, ст. 4849; 2005, № 1 (часть 1), ст. 25; № 17, ст. 1485; 2006, № 2, ст. 174); 
 
Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 19, ст. 2060); 
 
постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года № 324 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по труду и занятости» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 28, ст. 2901); 
 
постановлением Правительства Российской Федерации от 22 апреля 1997 года № 458 «Об утверждении Порядка регистрации безработных граждан» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 17, ст. 2009; 1999, № 29, ст. 3748; № 46, ст. 5573; 2005, № 7, ст. 560; 2006, № 51, ст. 5468); 
 
постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2005 года № 452 «О Типовом регламенте внутренней организации федеральных органов исполнительной власти» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, № 31, ст. 3233); 
 
приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 3 июля 2006 года № 513 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по труду и занятости по предоставлению государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 6 сентября 2006 года № 8219); 
 
приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30 ноября 2006 года № 819 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по труду и занятости предоставления государственной услуги по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными» 
 
2.1.2.Административные методы. Данный метод связан, прежде всего, с организацией деятельности органов, осуществляющих свою деятельность в вопросах социальной защиты безработных граждан и регулируется  Административным регламентом предоставления государственной услуги по социальной адаптации безработных граждан на рынке труда (Утвержден приказом Министерства здравоохранения и социального развития №400, от 07.06.2007 г.) 
 
     Административный регламент предоставления государственной услуги по социальной адаптации безработных граждан на рынке труда разработан в целях повышения качества предоставления и доступности государственной услуги, создания комфортных условий для получателей государственной услуги и определяет сроки и последовательность действий (административных процедур) органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия Российской Федерации в области содействия занятости населения, и государственных учреждений службы занятости населения при осуществлении ими полномочий по социальной адаптации безработных граждан на рынке труда. 
 
     Государственную услугу предоставляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие переданные полномочия Российской Федерации в области содействия занятости населения, и государственные учреждения службы занятости населения. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие переданные полномочия Российской Федерации в области содействия занятости населения, организуют, обеспечивают и контролируют на территории соответствующих субъектов Российской Федерации деятельность государственных учреждений службы занятости населения по предоставлению государственной услуги. Центры занятости населения предоставляют гражданам, зарегистрированным в целях поиска подходящей работы, и безработным гражданам государственную услугу на территории соответствующих муниципальных образований. Государственная услуга предоставляется при наличии одного из следующих оснований: 
 
личного обращения безработного гражданина с заявлением-анкетой о предоставлении государственной услуги по социальной адаптации безработных граждан на рынке труда ;предложения работника центра занятости населения о предоставлении безработному гражданину государственной услуги по социальной адаптации безработных граждан на рынке труда, согласованного с безработным гражданином. Работник центра занятости населения предлагает воспользоваться государственной услугой в случаях, если безработный гражданин: испытывает трудности в поиске работы ; впервые ищет работу (ранее не работал); стремится возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва; состоит на учете в органах службы занятости более 6 месяцев; утратил способность к выполнению работы по прежней профессии (специальности). 
 
     Государственная услуга может предоставляться в виде проведения занятий с одним безработным гражданином (по индивидуальной форме проведения) и (или) с группой безработных граждан (по групповой форме проведения).  
 
При предоставлении государственной услуги по групповой форме проведения занятий осуществляется профилирование безработных граждан. Государственная услуга предоставляется бесплатно. Получатели государственной услуги имеют право на неоднократное обращение за государственной услугой. 
 
     Административные процедуры с безработными гражданами, которые выразили свое согласие с предложение ЦЗН о предоставлении такой государственной услуги, как правило проходят в несколько этапов ( 4 этапа) и сопровождаются следующими мероприятиями: 
 
1)Тестирование (анкетирование) безработных граждан в целях определения направлений социальной адаптации граждан, выясняет причины, по которым гражданин испытывает трудности в поиске подходящей работы и трудоустройстве, не имеет опыта работы или утратил способность к выполнению работы по прежней профессии (специальности). 
 
2) Бесплатное консультирование. Граждане, обратившиеся в службу занятости, имеют право проконсультироваться по вопросам выбора сфер деятельности, трудоустройства, профессионального обучения. При этом регистрироваться в службе занятости не обязательно. Работающий, но желающий сменить место работы гражданин также может обратиться в службу занятости в целях поиска подходящей работы. 
 
     Всем известно, что число людей, стоящих на учете в службе занятости длительное время, с каждым годом увеличивается. Длительная безработица наиболее распространена среди лиц старшего возраста, т.к. они медленнее реагируют на потребности рынка. При оказании помощи длительное безработным гражданам необходимы : комплексная психологическая поддержка для снятия напряженности от временной потери работы и активный поиск работы (формирование новой активной жизненной позиции). 
 
     Кроме того, анализ ситуации на рынке труда показывает, что разные категории граждан имеют неодинаковые возможности для трудоустройства. Это граждане, уволенные с военной службы , молодежь, женщины, граждане, освобожденные из  мест лишения свободы, инвалиды, беженцы, вынужденные переселенцы. 
 
     Поэтому, основной целью работы с данными категориями является недопущение застойной и хронической безработицы средствами: организации и проведение общественных работ; содействие занятости и  предпринимательской  деятельности; реализация программ «Молодежная практика» для выпускников учебных заведений; квотирование рабочих мест для граждан, особо нуждающихся в социальной защите; осуществление компенсационных выплат работодателям при трудоустройстве этих категорий граждан. 
 
 
3)Следующим направлением помощи социального работника будет обучение безработного навыкам самопрезентации, планирования своего трудоустройства, путем очередности постановки целей поиска работы. При проработке всех этапов: составление резюме, объявление в газету, обучение деловому общению безработный испытывает эмоциональный подъем. Социальный работник так же способствует направлению безработного на социально – психологический тренинг, в ходе которого восстанавливаются утраченные коммуникативные способности, повышается уверенность в себе. Для этого применяются групповые тренинговые занятия, которые реализуются в рамках программы социальной адаптации безработных граждан, проводимые в клубной форме («Клубы ищущих работу», «Новый старт»). Главными задачами клубов является обеспечение безработных информацией о рынке труда, обучение навыкам поиска работы и оказание помощи в практическом применении полученных навыков в целях уменьшения сроков поиска подходящей работы. 
 
4) Работа с семьей (окружением) .Безработица очень сильно деструктивно влияет на важный социальный институт – семью. Это приводит к снижению ее жизненного уровня и частичному выполнению либо невыполнению основных функций, возложенных на нее государством, а так же к ее разрушению. В семьях безработных значительно чаще встречаются случаи жестокого обращения с детьми, наблюдаются отклонения у детей, нервные расстройства. Для вывода из кризиса безработных и их семей социальный работник применяет различные виды помощи. Прежде всего, он изучает состояние семей безработных. Определив основные проблемы (наличие асоциального поведения, плохие жизненные условия, неуспеваемость детей) социальный работник применяет определенное направление помощи, которое может включать привлечение других организаций. Это может быть оказание юридической помощи (защита прав в случае необоснованного увольнения, неправильная выплата пособий и т.д.). Так же социальный работник должен направлять людей, находящихся в стрессовой ситуации, не только безработных, но и членов их семей, в службу психологической помощи. Исследования показывают, что в помощи профессиональных психологов нуждается от 60 до 90 % людей разного возраста. Социальный работник совместно с предприятиями и организациями, находящимися на данной территории, может заниматься организацией досуга и отдыха детей из семей безработных.  
 
5)Социальный работник может содействовать безработному в поиске работы и его трудоустройстве. Особое внимание следует обращать на то, насколько полно работа будет реализовывать профессиональный потенциал человека, на какое время она предоставляется, как она соотносится с прошлым местом работы, уровнем заработной платы.Социальный работник может помочь безработным в создании их ассоциаций. Объединившись, безработные могли бы создавать собственные предприятия. Функциями социального работника в этом деле может быть оказание разовых консультаций ассоциациям, которые обращаются за помощью, сбор информации о существующих группах и направление туда клиентов.  
 
6) Необходимый аспект деятельности социального работника — это проведение предупредительных мероприятий, способствующих сокращению возможности безработицы. Одним их таких мероприятий является просветительская деятельность социального работника в школе. По данным, полученными профсоюзами, школа оказывает помощь в выборе профессии лишь 1,5 % выпускников. Поэтому большинство школьников ориентируются на профессии, которые общепринято считать высокооплачиваемыми: юрист, экономист, фотомодель и т.д. Уже на начало 2008 г. числится около 20 % безработных людей с высшим и средним образованием, в то время как 58 % вакантных рабочих мест предназначены для рабочих имеющих высокую квалификацию. В соответствии с этим, деятельность социального работника направлена на информирование о спросе на профессии, его перспективах, подготовке выпускников школ к осознанному выбору профессии.  
 
7) Участие, помощь в организации курсов, кружков и школ, в том числе частных (компьютерные курсы, операторов ПЭВМ, секретарей, бухгалтеров, менеджеров и т.д.). Целью их создания является обучение и переобучение работников навыкам, необходимым для успешной трудовой деятельности, конкурентоспособности на рынке труда. Использование в комплексе этих мер способствует восстановлению утраченных функций безработного, возвращению в профессиональную деятельность, улучшению эмоционального состояния его и членов семьи, а так же активного взаимодействия с обществом в целом. 
 
Для эффективного включения безработного в трудовую деятельность необходим механизм, который на макро уровне включает в себя проведение активной политики государственными службами занятости, закрепленные правовыми нормами. На микро уровне — деятельность социального работника заключается в применении конкретных мер обеспечения занятости, которые помогают восстановить безработному веру в свои силы, вернуть к активной трудовой деятельности, а так же к плодотворному сотрудничеству с людьми и полноценной реализации себя в обществе.  
 
2.1.3.Социально-экономические методы. 
 
-обеспечение социальной поддержки; 
 
-компенсация в соответствии с законодательством РФ материальных затрат в связи  с направлением на работу (обучение) в другую местность по предложению органов службы занятости; 
 
-бесплатное медицинское обслуживание и медицинское освидетельствование при приеме на работу и направлении на обучение; 
 
-возможность заключения срочных трудовых договоров на участие в оплачиваемых общественных работах, организуемых с учетом возрастных и иных особенностей граждан.  
 
-выплата пособий по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного; 
 
-выплата стипендий в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости; 
 
-возможность участия в оплачиваемых общественных работах; и др. социальные гарантии. 
 
    * Подробное описание  социально-экономических методов дано в разделе 3 «Методы социальной работы с безработными в Новосибирской области». 
 
2.1.4. Социально - психологические методы. С точки зрения социальной психологии социальное окружение, существующие в виде микросреды, оказывает определяющее влияние на сознание личности и группы, формирование ориентации индивидов и групп в целом. Методы социальной психологии активно и широко используются для изучения социальной проблематике клиентов, а также для коррекции поведения безработного и его социальной адаптации. 
     Психологическая поддержка - это методы, способствующие  социально - профессиональному самоопределению личности, формированию способностей, ценностных ориентаций, самосознания; повышению ее конкурентоспособности на рынке труда;  реализации собственной профессиональной карьеры.  
 
     Психологическая поддержка осуществляется путем оптимизации психологического состояния человека, разрешения или снижения остроты психологических проблем стоящих перед ним. Основными направлениями психологической поддержки являются:  
 
- содействие полноценному психическому развитию личности,  
 
- предупреждение возможных психологических проблем,  
 
- оказание помощи человеку в его самопознании, адекватной самооценке и адаптации в реальных жизненных условиях, 

- формирование ценностно-мотивационной  сферы,  
 
 - достижение эмоциональной устойчивости,  
 
 - гармонизация личности и межличностных отношений.  
 
Основные методы психологической поддержки:  
 
-психологическое консультирование;  
 
-психологическая диагностика;  
 
-психологический тренинг;  

-психологическая коррекция;  
 
другие индивидуальные и групповые методы психологической работы.  
 
           Получателями государственной услуги по психологической поддержке  
 
являются:  
 
-граждане, признанные в установленном порядке безработными в соответствии с законодательством о занятости населения.  
 
Государственная услуга предоставляется при наличии одного из следующих основания:  
 
- личного обращения безработного гражданина с заявлением-анкетой о предоставлении государственной услуги по психологической поддержке;  
 
 - предложения работника центра занятости населения о предоставлении безработному гражданину государственной услуги по психологической поддержке, согласованного с безработным.  
 
Государственная услуга предоставляется бесплатно.  Активная политика СЗ, направленная на содействие в трудоустройстве, создание дополнительных рабочих мест, переобучение безработных, насыщение рынка труда разнообразной и необходимой информацией и т.д., позволяет определенной части населения, испытывающей трудности в сфере занятости, решать свои проблемы, не попадая в категорию безработных. Но остается другая часть незанятого населения, которая все же получает статус безработного. Причин этому много, начиная с требований существующего законодательства, на котором и основана деятельность СЗ, а также психологических особенностей личности безработных. И здесь служба занятости должна выстраивать свою политику, т. е. так называемую пассивную политику, которая фактически означает выплату пособий безработным и предоставление услуг по подбору рабочего места. Постановка на учет в центре занятости и получение статуса безработного означает для индивида не только приобретение определенных прав и обязанностей по отношению к социуму, но и установление специфических экономико-правовых отношений со службой занятости. Безработный получает право на материальную поддержку в виде пособия по безработице или стипендии на период профессионального обучения (по направлению службы занятости), а также другие права, предусмотренные действующим законодательством. 
 
     Прием безработного специалистом службы занятости и работа с ним, в действительности являются деятельностью, активизирующей внутренние ресурсы человека, его личностный потенциал, формирующей у него новую социальную позицию. При хорошо поставленной организации дела простейшая с виду деятельность по приему безработных становится важным элементом управления занятостью. Вместе с тем официальная регистрация в службе занятости в качестве безработного (или ищущего работу) возлагает на индивида определенные обязанности. Среди них периодические посещения службы занятости (не реже двух-трех раз в месяц), проявление активности в поисках подходящей работы и некоторые другие обязанности в рамках отношений безработного и службы занятости.

 
     Психологическая поддержка (психологи –консультанты СЗ). Личная психологическая консультация необходима тем безработным, которые находятся в состоянии депрессии со сниженной активностью поведения, пессимистическим настроем и плохим самочувствием. Такие люди испытывают трудности в общении, как с близкими, так и с потенциальными работодателями.  По данным ведомственной статистической отчетности, с 2001 по 2005 гг. объем услуг по психологической поддержке безработных в службе занятости возрос почти в 3 раза. Таким образом, в целях координации психологического состояния безработного, облегчения процесса трудоустройства и закрепления на новом рабочем месте проводятся мероприятия по снятию эмоционального напряжения, социально-психологической адаптации граждан. Но само обращение к психологу для многих безработных связано с негативными эмоциями, так как многие люди ставят знак равенства между психологом и психиатром. Здесь необходима просветительская деятельность социального работника, направленная на разъяснение возможной необходимости психологической помощи, то есть формирование установки на естественность обращения к психологу. Помощь в преодолении стрессовой ситуации является первым шагом на пути трудоустройства безработного.

 
     Рассматривая вопрос о социально-психологической деятельности службы занятости, необходимо остановиться на определении статусных ролей безработного и вытекающих отсюда типов поведения на рынке труда. Здесь можно выделить два варианта. Первый состоит в том, что статусно — ролевое поведение безработного обусловлено не только и даже не столько экономическими (материальными) мотивами, сколько нормативно-ценностной сферой социального действия. А, как известно, именно социокультурные аспекты общественных отношений являются наименее динамичной (наиболее консервативной) составляющей социальной структуры. Отсюда становится более понятным поведение некоторых безработных, предпочитающих сохранять статусные позиции своей профессии и отказывающихся от переобучения или от «неподходящей», хотя и более высокооплачиваемой работы. Безусловно, в социальных действиях нормативно-ценностный аспект определяется психологией безработного. Второй заключается в том, что поведение индивида строится с ориентацией на реакцию социальной среды. В этом плане социальная роль безработного включает в себя, с одной стороны (со стороны прав), ожидания по поводу действий по отношению к нему со стороны службы занятости, а значит, и социума, а с другой стороны (со стороны обязанностей), ожидания других, т.е. общества и службы занятости, по поводу поведения безработного, соответствующего его статусу. Ожидания безработного, обусловленные его социальным статусом, связаны с получением социальной и психологической поддержки, т.е. с содействием в получении работы, материальной помощи и т.д. Вместе с тем ожидания непосредственного окружения безработного, службы занятости и общества в целом связаны с целеустремленностью и активностью безработного при поиске работы, а также с его возможной социальной мобильностью.

 
     Помощь, оказываемая службой занятости, не может быть одинаковой для всех безработных. Разные стратегии разрешения кризисной ситуации потери работы, выбираемые индивидами, определяют меру участия службы занятости в психологической адаптации безработных. Степень адаптивности (приспособленности) социального поведения безработного можно оценить по тому, чувствует ли он себя жертвой или хозяином положения, в котором находится. Характер процесса принятия решения о смене профессии обусловлен интегральным личностным свойством, отражающим степень ее социализации, сформированными нормами и принципами социального поведения. Индикатором тут выступает локус контроля, введенный в науку Дж. Роттером. Под локусом контроля понимают свойство личности, ее склонность приписывать ответственность за результаты своей деятельности внешним силам либо собственным усилиям. Исследования о влиянии локуса контроля на поведение людей показывают, что чем сильнее человек возлагает ответственность за свою занятость на государство (в лице СЗ), тем дольше он остается без работы и, следовательно, больше мера участия службы занятости в психологической адаптации безработных. Задача службы занятости состоит в переориентировании безработных (насколько это возможно) с неадаптивными стратегиями поведения на компенсаторную линию поведения. 
 
     При оказании психологической поддержки безработным консультанты службы занятости могут оценить поведения безработных в конфликтах и спорных ситуациях с помощью метода К. Томаса. В созданной им модели поведение человека в конфликте определяется двумя факторами. Первый фактор — это стремление к достижению, прежде всего, индивидуальных, эгоистических целей. Второй фактор — стремление достичь в конфликте какого-либо согласия, обеспечить социальные цели. Если преобладают первые, эгоистические, тенденции, то в ситуации конфликта у человека проявляется поведенческая стратегия соперничества. Безработные с данной стратегией активны и эмоционально устойчивы, но вместе с тем они достаточно агрессивны по отношению к объекту раздражения (в конкретном случае — консультанту СЗ), им присуща четкая потребительская ориентация (получить пособие или оформить стаж работы). Наоборот, полное преобладание социальных тенденций над индивидуальными дает стратегию приспособления. Безработные, придерживающиеся данной стратегии, имеют сниженную активность, в том числе подавленные трудовые мотивации. Они раздражительны, для них характерна повышенная тенденция к самозащите (проблемы здоровья, безопасности, индивидуальной защищенности, прочности семейных связей являются важнейшими). Они предпочитают полагаться на помощь извне, прежде всего со стороны консультанта службы занятости.

Информация о работе Социальная работас безработными