Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 12:52, курсовая работа
Цель: определить методы реабилитации инвалидов.
Задачи:
1.Определить понятия: «инвалидность», «социальная адаптация инвалидов», «социальная реабилитация инвалидов».
2.Рассмотреть социальные проблемы инвалидов.
3.Определить методы социальной реабилитации инвалидов.
4.Определить сущность и виды социального обслуживания
Введение 3
1.Содержание термина «инвалидность» 5
2.Сущность и содержание процесса социальной реабилитации инвалидов 9
3. Проблемы адаптации инвалидов в современной России 13
4.Основные методы реабилитации и адаптации инвалидов 17
5.Социальное обслуживание инвалидов 22
Заключение 29
Список использованных источников 31
Оглавление
Введение
1.Содержание термина «
2.Сущность и содержание процесса социальной реабилитации инвалидов 9
3. Проблемы адаптации инвалидов
в современной России
4.Основные методы реабилитации
и адаптации инвалидов
5.Социальное обслуживание
инвалидов
Заключение
Список использованных источников
Введение
История развития проблемы инвалидности прошла сложный путь, начиная от физического уничтожения, непризнания, изоляции «неполноценных членов» до необходимости интеграции лиц с различными физическими дефектами, патофизиологическими синдромами, психосоциальными нарушениями в общество, создание для них безбарьерной среды1.
Инвалидность сегодня становится проблемой не только одного человека, а всего общества в целом, т.е. инвалидность- это не личная проблема одного гражданина, а социальная проблема, успешное решение которой зависит от целого комплекса мер, прежде всего, на государственном уровне. Во всех странах мира и в любой группе общества имеются инвалиды, их число в мире значительно и продолжает расти2.
По оценкам экспертов ООН, в мире инвалиды составляют 10% населения. В России за последние годы тенденция к увеличению числа инвалидов. Если на 1 января 1998 года на учете органов социальной защиты состояло 8,9 млн. инвалидов, то уже сегодня их около 10 млн. человек3.
Несмотря на существующие
макроэкономические и
Причины и следствия инвалидности различны. Эти различия объясняются разными социально- экономическими условиями и разными мерами государств по обеспечению состояния других граждан.
На протяжении многих лет в России политика в отношении инвалидов изменялась: она прошла путь от обычного ухода за инвалидами в соответствующих учреждениях до получения образования детьми- инвалидами и реабилитации лиц, ставших инвалидами уже в зрелом возрасте. Благодаря образованию и реабилитации инвалиды стали более активно выступать за дальнейшее развитие политики в отношении инвалидов. После второй мировой войны появились такие концепции, как интеграция и включение инвалидов в нормальную жизнь общества, отражавшие растущее понимание потенциальных возможностей инвалидов.5
Проблема курсовой работы: каковы проблемы социальной адаптации инвалидов?
Объект: социальная адаптация инвалидов в современной России.
Предмет: барьеры социальной адаптации инвалидов.
Цель: определить методы реабилитации инвалидов.
Задачи:
1.Определить понятия: «инвалидность», «социальная адаптация инвалидов», «социальная реабилитация инвалидов».
2.Рассмотреть социальные проблемы инвалидов.
3.Определить методы социальной реабилитации инвалидов.
4.Определить сущность
и виды социального
1. Содержание термина «инвалидность»
Термин «инвалид» восходит к латинскому корню (valid- действенный, полноценный, могущий), и в буквальном переводе может означать «непригодный», «неполноценный» .
В Федеральном законе от 24 ноября 1995 г. № 181- ФЗ «О социальной защите инвалидов в российской Федерации» дается более полное определение инвалидности.
Инвалид- это лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограниченной жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.6
Ограничение жизнедеятельности выражается в полной или частичной утрате лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.
Слепые, глухие, немые, люди
с нарушенной координацией движения,
полностью или частично парализованные
и т.п. признаются инвалидами в силу
очевидных отклонений от нормального
физического состояния
Социальные изменения, объективно происходящие в современном обществе и отражающиеся в сознании людей, выражаются в стремлении расширить содержание терминов «инвалид», «инвалидность».
Признаки понятия «инвалидность»:
Все инвалиды по разным основаниям делятся на несколько групп:
Критерием для определения
первой группы инвалидности является
социальная недостаточность, требующая
социальной защиты или помощи вследствие
нарушения здоровья со стойким значительно
выраженным расстройством функций
организма, обусловленным заболеваниями,
последствиями травм или
Критерием для установления
второй группы инвалидности является
социальная недостаточность, требующая
социальной защиты или помощи вследствие
нарушения здоровья со стойким значительно
выраженным расстройством функций
организма, обусловленным заболеваниями,
последствиями травм или
Критерием для определения третьей группы инвалидности является социальная недостаточность, требующая социальной защиты или помощи вследствие нарушения здоровья со стойким незначительно или умеренно выраженным расстройством функций организма, обусловленным заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящими к не резко или умеренно выраженному ограничению какой- либо категории жизнедеятельности или их сочетанию.
Основными категориями жизнедеятельности, определяющими установление соответствующей группы инвалидности, являются:
В зависимости от того, как
сильно нарушены функции организма
и насколько существенными
Рассматривая детскую инвалидность, также выделяют несколько категорий детей с отклонениями в развитии. К их числу относятся дети:
Из выше сказанного можно сделать следующие выводы:
2. Сущность и содержание процесса социальной реабилитации инвалидов
Сущность и содержание социальной реабилитации инвалидов в значительной мере зависят от того, как понимают инвалидность ведущие субъекты реабилитационного процесса, из каких идейно- методических оснований (моделей инвалидности) они исходят. Существует четыре модели инвалидности: медицинская, социальная, политико - правовая, модель культурного плюрализма.
Медицинская модель инвалидности исходит из ведущей роли медицины в лечении дефекта; инвалид рассматривается как пациент, реабилитация- как процесс восстановления трудовых навыков. В этой связи понятие «инвалид» и «нетрудоспособность» в общественном сознании воспринимаются как равнозначные и взаимозаменяющие термины.
Основные положения социальной модели инвалидности: инвалидность как факт наличия и степени утраты способности к социальному функционированию привычного для данного общества характера и уровня; решение проблемы инвалидности через оказание помощи лицам с функциональными нарушениями, создание системы учреждений социального обслуживания.
Политико-правовая модель инвалидности исходит из признания людей, имеющих инвалидность, как социальное меньшинство, права и свободы которого ущемляются посредством внешних ограничений: недоступностью архитектурной среды, замкнутым кругом общения, ограниченным доступом к активному участию в жизни общества и т.д.
Модель культурного плюрализма основана на принципах философии независимой жизни и характерна для общественных инвалидных движений.
Современная парадигма социокультурного
отношения к инвалидам имеет
разноплановый характер с преобладанием
гуманистической направленности и
выражается в социальной толерантности,
социальной независимости, уважении и
равенстве к людям с
Задача социального работника
– не определять степень «ущербности»,
«дефектности» инвалида, не стремиться
оказать ему помощь как компенсацию
за выявленную недостаточность
Информация о работе Социальная реабилитация инвалидов в современной России