Социальная реабилитация инвалидов в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 12:52, курсовая работа

Описание работы

Цель: определить методы реабилитации инвалидов.
Задачи:
1.Определить понятия: «инвалидность», «социальная адаптация инвалидов», «социальная реабилитация инвалидов».
2.Рассмотреть социальные проблемы инвалидов.
3.Определить методы социальной реабилитации инвалидов.
4.Определить сущность и виды социального обслуживания

Содержание работы

Введение 3
1.Содержание термина «инвалидность» 5
2.Сущность и содержание процесса социальной реабилитации инвалидов 9
3. Проблемы адаптации инвалидов в современной России 13
4.Основные методы реабилитации и адаптации инвалидов 17
5.Социальное обслуживание инвалидов 22
Заключение 29
Список использованных источников 31

Файлы: 1 файл

социальная реабилитация инвалидов в современной росси курсовая.docx

— 79.99 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление

Введение                                                                                                                      3

1.Содержание термина «инвалидность»                                                                   5

2.Сущность и содержание  процесса социальной реабилитации инвалидов         9

3. Проблемы адаптации инвалидов в современной России                                  13

4.Основные методы реабилитации и адаптации инвалидов                               17

5.Социальное обслуживание  инвалидов                                                                 22

Заключение                                                                                                                29

Список использованных источников                                                                      31                      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

История развития проблемы инвалидности прошла сложный путь, начиная от физического уничтожения, непризнания, изоляции «неполноценных членов» до необходимости интеграции лиц с различными физическими дефектами, патофизиологическими синдромами, психосоциальными нарушениями в общество, создание для них безбарьерной среды1

Инвалидность сегодня  становится проблемой не только одного человека, а всего общества в целом, т.е. инвалидность- это не личная проблема одного гражданина, а социальная проблема, успешное решение которой зависит  от целого комплекса мер, прежде всего, на государственном уровне. Во всех странах мира и в любой группе общества имеются инвалиды, их число в мире значительно и продолжает расти2.

По оценкам экспертов  ООН, в мире инвалиды составляют 10% населения. В России за последние годы тенденция  к увеличению числа инвалидов. Если на 1 января 1998 года на учете органов социальной защиты состояло 8,9 млн. инвалидов, то уже сегодня их около 10 млн. человек3.

 Несмотря на существующие  макроэкономические и финансово-бюджетные  ограничения, с которыми сталкивается  переходная экономика, очевидно, что при таких масштабах и  процессах игнорировать проблему  инвалидности российское государство  позволить себе не может4.

Причины и следствия инвалидности различны. Эти различия объясняются разными социально- экономическими условиями и разными мерами государств по обеспечению состояния других граждан.

На протяжении многих лет в России политика в отношении инвалидов изменялась: она прошла путь от обычного ухода за инвалидами в соответствующих учреждениях до получения образования детьми- инвалидами и реабилитации лиц, ставших инвалидами уже в зрелом возрасте. Благодаря образованию и реабилитации инвалиды стали более активно выступать за дальнейшее развитие политики в отношении инвалидов. После второй мировой войны появились такие концепции, как интеграция и включение инвалидов в нормальную жизнь общества, отражавшие растущее понимание потенциальных возможностей инвалидов.5

Проблема курсовой работы: каковы проблемы социальной адаптации инвалидов?

Объект: социальная адаптация инвалидов в современной России.

Предмет: барьеры социальной адаптации инвалидов.

Цель: определить методы реабилитации инвалидов.

 

Задачи:

1.Определить понятия:  «инвалидность», «социальная адаптация  инвалидов», «социальная реабилитация  инвалидов».

2.Рассмотреть социальные  проблемы инвалидов.

3.Определить методы социальной реабилитации инвалидов.

4.Определить сущность  и виды социального обслуживания.                   

                 

 

 

 

 

 

                        1. Содержание термина «инвалидность»

Термин «инвалид» восходит к латинскому корню (valid- действенный, полноценный, могущий), и в буквальном переводе может означать «непригодный», «неполноценный» .

В Федеральном законе от 24 ноября 1995 г. № 181- ФЗ «О социальной защите инвалидов в российской Федерации» дается более полное определение  инвалидности.

Инвалид- это лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограниченной жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.6

Ограничение жизнедеятельности  выражается в полной или частичной утрате лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.

Слепые, глухие, немые, люди с нарушенной координацией движения, полностью или частично парализованные и т.п. признаются инвалидами в силу очевидных отклонений от нормального  физического состояния человека. Инвалидами признаются также лица, которые не имеют внешних отличий  от обычных людей, но страдают заболеваниями, не позволяющими им трудиться в разнообразных  сферах так, как это делают здоровые люди. Например, человек, страдающий ишемической болезнью сердца, не способен выполнять тяжелые физические работы, но умственная деятельность ему вполне по силам.     

Социальные изменения, объективно происходящие в современном обществе и отражающиеся в сознании людей, выражаются в стремлении расширить  содержание терминов «инвалид», «инвалидность».

Признаки понятия  «инвалидность»:

  • любая потеря или нарушение психологической, физиологической или анатомической структуры или функции;
  • ограниченность или отсутствие (из-за указанных выше дефектов) способности выполнять функции так, как считается нормальным для среднего человека;
  • затруднение, вытекающее из указанных выше недостатков, которое полностью или частично мешает человеку выполнять какую- то роль;

Все инвалиды по разным основаниям делятся на несколько  групп:

  • по возрасту: дети- инвалиды, инвалиды- взрослые;               
  • по происхождению инвалидности: инвалиды с детства, инвалиды войны, инвалиды труда, инвалиды общего заболевания;
  • по характеру заболевания инвалиды могут относиться к мобильным, маломобильным и неподвижным группам;
  • по степени трудоспособности: инвалиды трудоспособные и нетрудоспособные, инвалиды 1 группы (нетрудоспособные), инвалиды 2 группы (временно нетрудоспособные или трудоспособные в ограниченных сферах), инвалиды 3 группы (трудоспособные в щадящих условиях труда).

Критерием для определения  первой группы инвалидности является социальная недостаточность, требующая  социальной защиты или помощи вследствие нарушения здоровья со стойким значительно  выраженным расстройством функций  организма, обусловленным заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящими к резко выраженному ограничению какой- либо категории жизнедеятельности, либо их сочетанию.

Критерием для установления второй группы инвалидности является социальная недостаточность, требующая  социальной защиты или помощи вследствие нарушения здоровья со стойким значительно  выраженным расстройством функций  организма, обусловленным заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящими к выраженному ограничению  какой- либо категории жизнедеятельности, либо их сочетанию.

Критерием для определения  третьей группы инвалидности является социальная недостаточность, требующая  социальной защиты или помощи вследствие нарушения здоровья со стойким незначительно  или умеренно выраженным расстройством функций организма, обусловленным заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящими к не резко или умеренно выраженному ограничению какой- либо категории жизнедеятельности или их сочетанию.

Основными категориями  жизнедеятельности, определяющими  установление соответствующей группы инвалидности, являются:

  • способность к самообслуживанию - способность самостоятельно удовлетворять основные физиологические потребности, выполнять повседневную бытовую деятельность и навыки личной гигиены;
  • способность к передвижению – способность самостоятельно перемещаться  в пространстве, преодолевать препятствия, сохранять равновесие тела в рамках выполняемой бытовой, общественной, профессиональной деятельности;
  • способность к трудовой деятельности – способность осуществлять деятельность в соответствии с требованиями к содержанию, объему и условиям выполнения работы;
  • способность к ориентации – способность определяться во времени и пространстве;
  • способность к общению – способность к установлению контактов между людьми путем восприятия, переработки и передачи информации;
  • способность контроля своего поведения – способность к осознанию себя к адекватному поведению с учетом социально- правовых норм.

В зависимости от того, как  сильно нарушены функции организма  и насколько существенными являются ограничения жизнедеятельности, может  быть установлена инвалидность  1, 2 или 3 группы7.

 

Рассматривая  детскую инвалидность, также выделяют несколько категорий детей с отклонениями в развитии. К их числу относятся дети:

  • с нарушениями одного из анализаторов: с полной (тотальной) или частичной потерей слуха или зрения;
  • неслышащие, слабослышащие, со специфическими речевыми отклонениями (заикание, общее недоразвитие речи и т.д.);
  • с нарушениями опорно- двигательного аппарата (церебральный паралич, последствия травм позвоночника);
  • с умственной отсталостью и с различной степенью выраженности задержки психического развития;
  • со сложными нарушениями (незрячие умственно отсталые, слепоглухие, слепоглухие с умственной отсталостью, слепые с нарушением речи);
  • аутичные (активно избегающие общения с окружающими детьми).8

        Из выше сказанного можно сделать следующие выводы:

  • несомненно, люди имеющие статус- инвалид- это часть нашего социума, причем как было отмечено не такая уж малая;
  • принадлежность человека к какой-либо группе инвалидности, даже самой легкой несет за собой ограничение в его жизнедеятельности, а это является одной из проблем социальной адаптации, т.к. наше общество порой жизнь здорового человека;
  • надо понимать, что состояние инвалидности не всегда сопровождает человека с рождения, иногда данный статус человек приобретает уже в зрелом возрасте, соответственно и методы социальной реабилитации в этих случаях будут разными.

 

 

 

2. Сущность и  содержание процесса социальной реабилитации инвалидов

Сущность и содержание социальной реабилитации инвалидов  в значительной мере зависят от того, как понимают инвалидность ведущие  субъекты реабилитационного процесса, из каких идейно- методических оснований (моделей инвалидности) они исходят. Существует четыре модели инвалидности: медицинская, социальная, политико - правовая, модель культурного плюрализма.

Медицинская модель инвалидности исходит из ведущей роли медицины в лечении дефекта; инвалид рассматривается как пациент, реабилитация- как процесс восстановления трудовых навыков. В этой связи понятие «инвалид» и «нетрудоспособность» в общественном сознании воспринимаются как равнозначные и взаимозаменяющие термины.

Основные положения социальной модели инвалидности: инвалидность как факт наличия и степени утраты способности к социальному функционированию привычного для данного общества характера и уровня; решение проблемы инвалидности через оказание помощи лицам с функциональными нарушениями, создание системы учреждений социального обслуживания.

Политико-правовая модель инвалидности исходит из признания людей, имеющих инвалидность, как социальное меньшинство, права и свободы которого ущемляются посредством внешних ограничений: недоступностью архитектурной среды, замкнутым кругом общения, ограниченным доступом к активному участию в жизни общества и т.д.

Модель культурного  плюрализма основана на принципах философии независимой жизни и характерна для общественных инвалидных движений.

Современная парадигма социокультурного отношения к инвалидам имеет  разноплановый характер с преобладанием  гуманистической направленности и  выражается в социальной толерантности, социальной независимости, уважении и  равенстве к людям с ограниченными  возможностями. 

Задача социального работника  – не определять степень «ущербности», «дефектности» инвалида, не стремиться оказать ему помощь как компенсацию  за выявленную недостаточность трудоспособности, а стимулировать его собственные  возможности, направленные на изменение  социального статуса, достижение социальной независимости. Основной акцент социальной защиты инвалидов переносится из сферы благотворительности различной  формы в сферу реализации гарантированных  мер экономического, социального, правового  характера. Социальная реабилитация представляет собой активную форму социальной защиты, преследующую цель восстановления не столько трудоспособности, сколько  утраченных возможностей индивидуума  для социального функционирования, возвращения его к нормальной социальной жизнедеятельности, интеграции в общество.

Информация о работе Социальная реабилитация инвалидов в современной России