Социальная реабилитация пожмлых людей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 05:42, реферат

Описание работы

Актуальность курсовой работы «Проектирование социальной работы с пожилыми людьми» состоит в том, что развитию социальной работы с пожилыми людьми предается в нашей стране с каждым годом все большее значение.
Трудности политического характера, кризисное состояние экономики, дестабилизация социальной ситуации порождает ряд социально-экономических, нравственно-этических и психологических проблем, затрагивающих в первую очередь, благополучие населения пожилого возраста. Это обусловлено тем, что пожилые люди являются наиболее социально незащищенной категорией общества в условиях, когда новая система социальной защиты, соответствующая современным требованиям, находится в стадии разработки

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………
ГЛАВА1. Теоретические основы социальной работы с пожилыми людьми.
1.1 Социальный статус и проблемы пожилого человека………………………..
1.2. Сущность социального проектирования…………………………………….
1.3Социальная работа в домах-интернатах для престарелых…………………...

Файлы: 1 файл

1 глава курсовой.docx

— 46.55 Кб (Скачать файл)

Характер пожилого человека деформируется уже в силу старения. Эта деформация представляет собой  достаточно сложный. До поры до времени  все работающие (неважно, в какой  области социальной занятости) сохраняют  черты характера, имеющие наследственное происхождение. С возрастом появляется профессиональная деформация характера, так называемая акцентуация определенных черт характера - мнительности, вспыльчивости, ранимости, тревожности, педантичности, обидчивости, эмоциональной лабильности, истеричности, замкнутости, истощаемости, придирчивости, несправедливых оценок своих поступков и поступков  окружающих, регресс умственных способностей.

Пожилые люди часто оказываются  на обочине жизни. Уход на пенсию, потеря близких и друзей, болезни, сужение  круга общения и сфер деятельности - все это ведет к обеднению  жизни, уходу из нее положительных эмоций, чувству одиночества и ненужности. Наиболее распространенное психическое нарушение пожилого возраста – депрессия. У пожилых и стариков она встречается в два раза чаще, чем в молодом и среднем возрасте. Настроение снижено, характерно непреходящее чувство тоски или тревоги, появляется чувство ненужности, безнадежности, беспомощности, необоснованной виновности. Главной потребностью становится стремление избегать страданий, новых неожиданных ситуаций и контактов. Интересы ограничиваются бытом, телевизором, заботой о здоровье, а к прежним любимым занятиям, семье, друзьям, работе интерес угасает. Биохимические сдвиги в организме делают стариков более уязвимыми для депрессивных и тревожных состояний. Депрессия может иметь и соматические проявления: потеря, или наоборот, усиление аппетита, бессонница или сонливость, постоянная усталость, болевые ощущения, которые нельзя объяснить соматическим заболеванием.

В преклонном возрасте реальность старения влечет за собой много причин одиночества. Умирают старые друзья, и хотя их можно заменить новыми знакомыми, мысль, что ты продолжаешь  свое существование, не служит достаточным  утешением. Взрослые дети отдаляются от родителей, иногда лишь физически, но чаще из эмоциональной потребности быть самим собой и иметь время  и возможность заниматься собственными проблемами и взаимоотношениями. Со старостью приходят опасения и одиночество, вызванное ухудшением здоровья и  страхом смерти. Специальные исследования подтверждают, что мысли о скорой и неизбежной смерти, так или иначе, присутствуют в сознании каждого, кому за 60. Это объясняется тем, что  с возрастом соответствующим  образом изменяется психологическая  защита человека, с которой он рождается  и в программу которой входит и сознание собственной смерти.

Одиночество пожилого человека усугубляет все его проблемы в  силу отсутствия членов семьи и родственников, способных оказать материальную или психологическую поддержку. Ухудшение здоровья ставит пожилого человека в большую зависимость от других членов семьи, он нуждается в их опеке и помощи, особенно во время обострения болезней.

В то же время пенсионеры, находясь в семье, стараются оказать  посильную помощь своим родственникам (готовят завтрак, покупают продукты, моют посуду и т.д.), что позволяет  им чувствовать себя нужными и  полезными.

Самочувствие пожилых  людей в значительной мере определяется сложившейся атмосферой в семье  — доброжелательной или недоброжелательной, распределением обязанностей между  дедушками и бабушками, их детьми и внуками.

Но современные тенденции  в развитии семейных отношений приводят к разрушению старых патриархальных семей, в которых совместно проживают  несколько поколений, — современная  молодежь стремится к экономической  независимости и самостоятельности. Во многих семьях молодежь уже не проявляет  прежнего сочувствия и почтения к  старшему поколению, далеко не все готовы их принять в свою семью.

Все чаще встречаются семьи, состоящие из пожилых супругов, которые  после смерти одного из них перейдут в категорию одиноких.

Значение брака и семьи  неодинаково на разных этапах жизни  человека. Пожилой человек нуждается  в семье, прежде всего в связи  с потребностью в общении, взаимопомощи. Основной мотив заключения браков у  пожилых людей — сходство характеров и взглядов, взаимные интересы, стремление избавиться от одиночества, желание  приобрести друга и спутника жизни  в период старости.

Как свидетельствуют данные государственной статистики, рост числа  поздних браков предопределяется в  основном высокими показателями разводов, что прежде всего характерно для  городских жителей. Как правило, это не первые браки (большую помощь могут оказать социальные работники, организуя службы знакомств для  людей среднего и пожилого возраста).

Пожилые мужчины вступают в брак чаще, чем пожилые женщины; потеряв супругу, пожилые мужчины  чаще всего отказываются от ведения  хозяйства, создают новые семьи, переходят жить к детям или  в дома-интернаты.

Семейные связи и контакты людей пожилого возраста поддерживаются главным образом по прямой линии, т.е. с детьми; отношения с братьями и сестрами активизируются в случаях, когда нет более близких родственников.

Проживая вместе или недалеко друг от друга и поддерживая достаточно частые контакты, родители и их взрослые дети оказывают взаимные услуги и  помощь — не только материальную, но и моральную.

Материальное положение  — проблема, которая может соперничать  по своей значимости и с проблемами со здоровьем, и с психологическими проблемами. Пожилые люди встревожены  своим материальным положением, уровнем  инфляции, высокой стоимостью медицинского обслуживания. Многие пожилые люди продолжают работать, исключительно  по материальным соображениям.

Положение пожилого одинокого  человека в современной России осложнено  такими факторами, как трудности  материального характера, ухудшение  состояния физического и психического здоровья, одиночество, зависимость  и т.д. Все это затрудняет существование  пожилого человека. Одиночество в  связи с потерей близких людей, утратой социального положения  в обществе, прекращением работы ведет  к ухудшению самочувствия человека и делает проблему одиночества пенсионеров  актуальной, требующей государственной  поддержки и гарантий социальной защищенности. Для преодоления этих проблем и проведения адаптационных  мер эффективным средством является создание центров медико-социальной и психологической помощи.

Приоритетное направление  социальной работы с пожилыми —  организация среды их обитания таким  образом, чтобы у пожилого человека всегда был выбор способов взаимодействия с этой средой. Свобода выбора порождает  ощущение защищенности, уверенности  в завтрашнем дне, ответственности  за свою и чужую жизнь.

1.2. Сущность социального  проектирования

 

Социальное проектирование - это процесс создания прототипа, прообраза социальных объектов, социальных качеств, социальных процессов и отношений. В отличие от проектирования таких объектов, при изменении которых не учитывается субъективный фактор, при проектировании социальных объектов этот фактор должен учитываться. Его учет во многом предопределяет специфику социального проектирования. При этом в основания социального проектирования должны быть заложены следующие параметры, т.е. необходимо помнить, что: 
 
- социальный объект - противоречив; 
 
- у социального объекта существует многовекторность развития (несколько путей развития); 
 
- невозможно описать социальный объект конечным числом терминов любой социальной теории (принципиальная неформализуемость); 
 
- на социальный объект влияет много объективных факторов; 
 
- существует множество субъективных факторов, влияющих на социальный объект, например, исследователь может по-разному оценить зрелость развития социального объекта и т.п. 
Социальное проектирование дает возможность оценить обоснованность прогноза, разработать научно обоснованный план социального развития.  
Проектирование учитывает и возможность неудачного эксперимента по проверке идей, так называемый отрицательный результат. При его получении необходим тщательный анализ причин, чем вызвано несоответствие в решении поставленных задач. Процесс социального проектирования также называют «социальным конструированием».

Субъектом социального проектирования (т.е. тем, кто осуществляет проектирование) являются различные носители управленческой деятельности, - как отдельные личности, так и организации, трудовые коллективы, социальные институты и т. п., ставящие своей целью организованное, целенаправленное преобразование социальной действительности. Необходимая черта субъекта проектирования - его социальная активность, непосредственное участие в процессе проектирования.  
Объектом социального проектирования (т.е. где или на ком осуществляется процесс проектирования) называют системы, процессы организации социальных связей, взаимодействий, включенных в проектную деятельность, подвергающиеся воздействиям субъектов проектирования и выступающие основанием для этого воздействия. Это могут быть объекты самой различной природы: 
1) человек как общественный индивид и субъект исторического процесса и социальных отношений с его потребностями, интересами, ценностными ориентациями, установками, социальным статусом, престижем, ролями в системе отношений; 
2) различные элементы и подсистемы социальной структуры общества (трудовые коллективы, регионы, социальные группы и т. п.);  
3) разнообразные общественные отношения (политические, идеологические, управленческие, эстетические, нравственные, семейно-бытовые, межличностные и т. п.);  
Анализ объекта и субъекта проектирования позволяет создать «информационный массив», который является главным источником социального проектирования. Среди множества источников создания «информационного массива» — материалы социологических исследований, интервьюирование, анализ периодической печати, статистические данные и т. п. 
Основная цель социального проектирования как специфической управленческой деятельности — создание с помощью информационного массива социальных проектов. Социальный проект как источник информации представляет собой связанные определенной зависимостью сознательно разработанные научно обоснованные характеристики, дающие конкретные знания о будущем желаемом состоянии социальной системы или процесса. Нужно отметить, что социальный проект представляет собой предписывающую модель. В проекте отражено будущее желаемое состояние системы, которое возникает при определенных действиях людей, наличии определенных финансовых, трудовых, материальных, топливно-энергетических и других ресурсов, в том числе интеллектуальных, познавательных, эвристических, ценностных.Социальный проект должен содержать систему общих параметров проектируемого объекта, характеризующих его целостность, а также систему параметров составляющих его подсистем, блоков, элементов, их связей. 
Всем научно разработанным социальным проектам присущи следующие черты:  

  1.  
    наличие таких характеристик, которые у проектируемого объекта без четкого проекта не возникают; 
  2.  
    наличие параметров, способных обеспечить реализацию социального заказа; 
  3.  
    наличие характеристик, поддающихся внедрению в течение определенного промежутка времени. 

 
 Проект будущих возможных состояний  социальных систем, процессов и явлений должен соответствовать следующим условиям его разработки:  

  •  
    он должен быть создан на научной основе, 
  •  
    не противоречить нравственным нормам, 
  •  
    выражать общепринятые социальные ценности, 
  •  
    выражать социальный заказ, 
  •  
    быть эффективным с точки зрения реализации, 
  •  
    не содержать противоречий, 
  •  
    должен быть предназначен для реализации.

 
 Социальный проект устанавливает  параметры, основные характеристики развития социальных систем на ограниченный, четко определенный отрезок времени. Однако мало определить стратегически важные цели, направление развития, важно уметь выразить их в определенных показателях.  
Основной конечной стратегической целью социального проекта является создание оптимальной общности организации коллективных отношений с учетом объективных условий и жизнедеятельности различных социальных групп. 
К средствам осуществления социального проектирования относятся те (в том числе технические, математические и логические), при помощи которых получается, анализируется и перерабатывается информация о состоянии систем и процессов, тенденциях их развития, возникновения и развития проблемной ситуации, потребностях субъектов, средствах, при помощи которых ведется непосредственное проектирование, создаются словесные описания, таблицы, чертежи, бланки, схемы, сети взаимодействий, макеты, коды, символы, алгоритмы, блок-таблицы, матрицы и другие носители, осуществляется управление процессом проектной деятельности. 

Методологии социального проектирования

Проектировать – это значит перебирать варианты и схемы будущего действия. При всем их многообразии есть ряд общих требований, необходимых  для подготовки, разработки и реализации проекта. Они, прежде всего, ориентируют  на достижение конечного результата, чтобы в повседневных текущих  делах и оперативных планах не упускались из виду главные вопросы. В этом отношении важен принцип  минимальных обязательств, который  концентрирует внимание на основной цели, отвергая в известной мере все, что может замедлить или  отвлечь силы от ее реализаци1.  
Организация, где решается вопрос о проектировании, обеспечивает выработку идей таким образом, чтобы к проектированию было привлечено как можно больше людей творческих, профессионально подготовленных.  
Проектирование учитывает и возможность неудачного эксперимента по проверке идей. В этом случае нужен тщательный анализ причин несоответствия в решении поставленных задач: обусловлено ли это объективными обстоятельствами или просчетами в ходе эксперимента.  
Успеху дела очень мешают недоверие к оригинальным решениям, стремление быстрее реализовать проект, недостаточно эффективно организованная система поощрения инициатив. Немалый вред наносит неудовлетворенность существующим положением, использование прежних достижений. Отсюда нежелание рисковать и стремление строго придерживаться ранее выработанных канонов.  
Если же рассматривать субъективные условия, то тут многое зависит от личности проектанта, от его умения грамотно и нестандартно мыслить, от его мастерства и заинтересованности в осуществлении намеченных целей. Многие негативные последствия возникают из-за отсутствия гибкости в принятии новых идей, следования привычным нормам и т.д.12  
Для методологии социального проектирования большое значение имеет научно обоснованное определение объектов – социальных институтов, социальных процессов и явлений. В соответствии с этим объекты проектирования могут классифицироваться по разным основаниям.  
Одной из классификаций объектов социального проектирования выступают проекты по совершенствованию основных функций общественного организма в области экономики, социально-политической и духовной жизни. Социальное проектирование связано также с созданием условий для эффективной деятельности в той или иной сфере общественной жизни. Особое значение такие проекты имеют для развития трудовой деятельности человека.  
Вместе с тем социальное проектирование в целом обслуживает не отдельные, а все стороны деятельности человека. Только при системном подходе возможно наиболее эффективное (или оптимальное) проектирование общественных процессов и явлений. В том и особенность социального проектирования, что оно направлено на решение таких проблем, которые охватывают в комплексе все социальные аспекты жизни человека и которые целесообразнее всего различать по уровням организации общественной жизни. Именно поэтому социальные проекты могут (и должны) разрабатываться на уровне организации, района, города, области, республики и страны в целом.  
Особо хотелось подчеркнуть одно методологическое положение: проектирование является одной из форм реализации социального прогноза наряду с социальным планированием и социальным прогнозированием, и поэтому, взаимодействуя с ними, оно, тем не менее, обладает качественными особенностями.  
 

Информация о работе Социальная реабилитация пожмлых людей