Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 05:42, реферат
Актуальность курсовой работы «Проектирование социальной работы с пожилыми людьми» состоит в том, что развитию социальной работы с пожилыми людьми предается в нашей стране с каждым годом все большее значение.
Трудности политического характера, кризисное состояние экономики, дестабилизация социальной ситуации порождает ряд социально-экономических, нравственно-этических и психологических проблем, затрагивающих в первую очередь, благополучие населения пожилого возраста. Это обусловлено тем, что пожилые люди являются наиболее социально незащищенной категорией общества в условиях, когда новая система социальной защиты, соответствующая современным требованиям, находится в стадии разработки
Введение……………………………………………………………………………
ГЛАВА1. Теоретические основы социальной работы с пожилыми людьми.
1.1 Социальный статус и проблемы пожилого человека………………………..
1.2. Сущность социального проектирования…………………………………….
1.3Социальная работа в домах-интернатах для престарелых…………………...
1.3Социальная работа в домах-интернатах для престарелых
Старость - особый период в жизни человека, когда либо вовсе не строятся далеко идущие планы, либо они резко суживаются и ограничиваются витальными потребностями. Это период, когда появляется множество старческих недугов, которые обусловлены не только, а может быть и не столько наличием хронической соматической патологии. Снижение жизненного тонуса, лежащего в основе всевозможных недугов, в значительной степени объясняется психологическим фактором - пессимистической оценкой будущего, бесперспективностью существования. При этом, чем глубже самоанализ, присущий данной личности, тем сложнее и болезненнее психологическая перестройка. На состояние жизненного тонуса оказывает влияние и способ реагирования на соматические ощущения, которые так же связаны с особенностями личности пожилого человека. Особенно чреват в этом возрасте “уход в болезнь”. При подходе к процессам старения и старости рассматриваются две стороны этой проблемы: особенности психической деятельности, обусловленные возрастными изменениями мозговой деятельности, то есть биологическими процессами старения; психологические феномены, представляющие собой реакции стареющего человека на эти изменения или новую (внутреннюю или внешнюю) ситуацию, сложившуюся под влиянием биологических и социальных факторов. Помимо личностных изменений, связанных с процессами старения, важно иметь ввиду изменения психических функций. К ним относятся нарушения памяти, внимания, эмоциональной сферы, психомоторной деятельности, ориентировки и в целом - нарушение адаптационных механизмов. Особую значимость при общении с лицами старшего возраста имеют приобретение знания социальным работником по особенности расстройства памяти. При относительной сохранности памяти на события многолетней давности в старости страдает память на недавние события, нарушается кратковременная память. Это может негативным образом отразиться на отношениях пожилого человека с обслуживающим его социальным работником, когда возникают претензии к качеству услуг, длительности и количеству посещений и т.д. Ломка адаптационного механизма, свойственная пожилому возрасту, сказывается в новых условиях (при смене места жительства, первичного окружения, при необходимости осуществления контактов в непривычной обстановке и т.д.). Роль социального работника, имеющего постоянный контакт с пожилыми людьми, состоит в том, чтобы будучи элементарно информированными о таких состояниях, уметь выявить признаки заболеваний и организовывать помощь специалиста. Помещение в дом-интернат для пожилого человека является эмоциональным стрессом, который неблагоприятно сказывается на состояние здоровья, оказывает негативное влияние на его социальную активность и может стать причиной психического расстройства. Деятельность социального работника, ее содержание зависит от этапа “прохождения” социально-психологической адаптации лиц пожилого возраста в доме-интернате.
Во время пребывания пожилых
людей в приемно-карантинном
Роль социального работника
состоит в том, чтобы облегчить
адаптацию пожилого человека в новых
условиях. Для это необходимы сведения
о характерологических
Помимо изучения особенностей
личности и других обстоятельств
социальной работник может и должен
научить пожилого человека общению,
умению понимать человека более немощного,
чем он сам, осмыслению ситуации совместного
проживания и т.д. В этих обстоятельствах
социальный работник, обладая определенными
знаниями и практическим опытом, выступает
и как социальный психолог, и как
социальный педагог. При этом социальный
работник осуществляет контакты с врачом
и медицинским персоналом, используя
данные из истории болезни о прошлой
жизни пожилого человека, знакомится
и с состоянием его здоровья, его
возможностями к передвижению, и
со степенью сохранности к
Таким образом на протяжении
всего периода проживания пожилых
людей в доме-интернате они
нуждаются в помощи социального
работника. По существу, он является основной
“фигурой” в организации
Список литературы:
1.Основы социальной работы: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений/ Под ред. Н.Ф.Басова. - М.: Издательский центр «Академия», 2004
2.Краснова О.В. Социальная психология старости / О.В. Краснова. – М. : Академия, 2002. -288 с.
3. Катюхин В.Н., Дементьева Н.Ф. Дома-интернаты. - СПб.
4.Пушкина Н.П. Социальные и медико-демографические проблемц лиц пожилого возраста : метод.рекомендации. – М. : Наука, 2001. -24 с.
5.Технологии социальной работы / под общ.ред. Е.И.Холостовой. –М. : ИНФРА-М, 2004. -400с.
6. Холостова Е.И. Социальная работа с пожилыми людьми : учебное пособие –М. : Дашков и К, 2007. -345 с.
7. Фирсов М.В. Теория социальной работы : учебное пособие. – Ц. : Владос, 2001. -432 с.