Социальная реабилитация пожмлых людей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 05:42, реферат

Описание работы

Актуальность курсовой работы «Проектирование социальной работы с пожилыми людьми» состоит в том, что развитию социальной работы с пожилыми людьми предается в нашей стране с каждым годом все большее значение.
Трудности политического характера, кризисное состояние экономики, дестабилизация социальной ситуации порождает ряд социально-экономических, нравственно-этических и психологических проблем, затрагивающих в первую очередь, благополучие населения пожилого возраста. Это обусловлено тем, что пожилые люди являются наиболее социально незащищенной категорией общества в условиях, когда новая система социальной защиты, соответствующая современным требованиям, находится в стадии разработки

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………
ГЛАВА1. Теоретические основы социальной работы с пожилыми людьми.
1.1 Социальный статус и проблемы пожилого человека………………………..
1.2. Сущность социального проектирования…………………………………….
1.3Социальная работа в домах-интернатах для престарелых…………………...

Файлы: 1 файл

1 глава курсовой.docx

— 46.55 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3Социальная работа в домах-интернатах для престарелых

Старость - особый период в  жизни человека, когда либо вовсе  не строятся далеко идущие планы, либо они резко суживаются и ограничиваются витальными потребностями. Это период, когда появляется множество старческих недугов, которые обусловлены не только, а может быть и не столько  наличием хронической соматической патологии. Снижение жизненного тонуса, лежащего в основе всевозможных недугов, в значительной степени объясняется  психологическим фактором - пессимистической оценкой будущего, бесперспективностью  существования. При этом, чем глубже самоанализ, присущий данной личности, тем сложнее и болезненнее  психологическая перестройка. На состояние  жизненного тонуса оказывает влияние  и способ реагирования на соматические ощущения, которые так же связаны  с особенностями личности пожилого человека. Особенно чреват в этом возрасте “уход в болезнь”. При подходе  к процессам старения и старости рассматриваются две стороны  этой проблемы: особенности психической  деятельности, обусловленные возрастными  изменениями мозговой деятельности, то есть биологическими процессами старения; психологические феномены, представляющие собой реакции стареющего человека на эти изменения или новую (внутреннюю или внешнюю) ситуацию, сложившуюся  под влиянием биологических и  социальных факторов. Помимо личностных изменений, связанных с процессами старения, важно иметь ввиду изменения  психических функций. К ним относятся  нарушения памяти, внимания, эмоциональной  сферы, психомоторной деятельности, ориентировки и в целом - нарушение  адаптационных механизмов. Особую значимость при общении с лицами старшего возраста имеют приобретение знания социальным работником по особенности расстройства памяти. При относительной сохранности памяти на события многолетней давности в старости страдает память на недавние события, нарушается кратковременная память. Это может негативным образом отразиться на отношениях пожилого человека с обслуживающим его социальным работником, когда возникают претензии к качеству услуг, длительности и количеству посещений и т.д. Ломка адаптационного механизма, свойственная пожилому возрасту, сказывается в новых условиях (при смене места жительства, первичного окружения, при необходимости осуществления контактов в непривычной обстановке и т.д.). Роль социального работника, имеющего постоянный контакт с пожилыми людьми, состоит в том, чтобы будучи элементарно информированными о таких состояниях, уметь выявить признаки заболеваний и организовывать помощь специалиста. Помещение в дом-интернат для пожилого человека является эмоциональным стрессом, который неблагоприятно сказывается на состояние здоровья, оказывает негативное влияние на его социальную активность и может стать причиной психического расстройства. Деятельность социального работника, ее содержание зависит от этапа “прохождения” социально-психологической адаптации лиц пожилого возраста в доме-интернате.

Во время пребывания пожилых  людей в приемно-карантинном отделении  дома-интерната большая роль отводится  социальному работнику. Она состоит  в том, чтобы разъяснить функции  этого учреждения, ознакомить поступивших  с распорядком дня, с расположением  бытовых служб и медицинских  кабинетов, часами работы администрации  и т.д. Проведение беседы, ознакомление с условиями жизни в доме-интернате  пожилых людей, решивших поступить  в эти учреждения, во многом может  снизить состояние неуверенности  и тревожности.

Роль социального работника  состоит в том, чтобы облегчить  адаптацию пожилого человека в новых  условиях. Для это необходимы сведения о характерологических особенностях пожилого человека, наклонностях и  интересах, установках и привычках. Выяснение этих обстоятельств важно  и для создания микросоциальных  групп, так же преследующих цель улучшения  социально-психологической адаптации  лиц пожилого возраста.

Помимо изучения особенностей личности и других обстоятельств  социальной работник может и должен научить пожилого человека общению, умению понимать человека более немощного, чем он сам, осмыслению ситуации совместного  проживания и т.д. В этих обстоятельствах  социальный работник, обладая определенными  знаниями и практическим опытом, выступает  и как социальный психолог, и как  социальный педагог. При этом социальный работник осуществляет контакты с врачом и медицинским персоналом, используя  данные из истории болезни о прошлой  жизни пожилого человека, знакомится и с состоянием его здоровья, его  возможностями к передвижению, и  со степенью сохранности к самообслуживанию. Роль социального работника как  специалиста, владеющего основами знаний по геронтопсихологии, деонтологии  и социальной педагогике, возрастает и в связи с необходимостью обучения персонала домов-интернатов в дифференцированном подходе к  пожилым людям. Для социального  работника в доме-интернате для  пожилых людей и инвалидов  представляет широкое поле деятельности. Социальный работник осуществляет организацию социально-средового воздействия на пожилых людей с учетом возрастных особенностей, на основе изучения их пожеланий и потребностей, уровня образования и т.д. Особую роль приобретает организационная работа по активному вовлечению пожилых людей в общине, по развитию контактов между ними, по созданию микросоциальных групп, проведению занятий по интересам. Осуществление этой работы направлено на стабилизацию психологического статуса пожилых людей, находящихся в доме-интернате, на ощущение наполненности жизни, на осознание того, что их интересы учитываются работниками учреждения.

Таким образом на протяжении всего периода проживания пожилых  людей в доме-интернате они  нуждаются в помощи социального  работника. По существу, он является основной “фигурой” в организации социально-психологической  адаптации пожилых людей. Место  социального работника в этой области деятельности учреждения современно определено. Социальный работник - это специалист, владеющий знаниями в области психологии, социальной педагогики, социологии и т.д., в своей повседневной деятельности контактирует с другими специалистами, а при отсутствии их выполняет их функции. Значительная роль в организации реабилитационных мероприятий принадлежит врачу, который, основываясь на показаниях состояния здоровья, способности к самообслуживанию и передвижению, определяет показания и противопоказания к проведению реабилитационных мероприятий, контролирует влияние этих мероприятий на состояние здоровья и оценивает их эффективность. Реабилитационные мероприятия в домах-интернатах для пожилых должны осуществляться желательно по индивидуальным программам, где прогнозируется определенный эффект в каждом конкретном случае. Должна учитываться индивидуальность человека - это набор специфических, присущих только данному человеку, психологических особенностей, которые рассматриваются в комплексе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

1.Основы социальной работы: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений/ Под ред. Н.Ф.Басова. - М.: Издательский центр «Академия», 2004

2.Краснова О.В. Социальная психология старости / О.В. Краснова. – М. : Академия, 2002. -288 с.

3. Катюхин В.Н., Дементьева Н.Ф. Дома-интернаты. - СПб.

4.Пушкина Н.П. Социальные и медико-демографические проблемц лиц пожилого возраста : метод.рекомендации. – М. : Наука, 2001. -24 с.

 

5.Технологии социальной работы / под общ.ред. Е.И.Холостовой. –М. :     ИНФРА-М, 2004. -400с.

 

6. Холостова Е.И. Социальная работа с пожилыми людьми : учебное пособие –М. : Дашков и К, 2007. -345 с.

 

7. Фирсов М.В. Теория социальной работы : учебное пособие. – Ц. : Владос, 2001. -432 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Социальная реабилитация пожмлых людей