Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2012 в 17:41, контрольная работа
Объект исследования. Рассмотрим, что же такое роль.
Предмет исследования. Постараемся понять что такое социальная роль.
Цель исследования. Проведём анализ параметров, выделим классификацию, определим функции социальной роли.
Задачи исследования. С помощью полученных данных постараемся найти возможные пути решения возникающих проблем.
Введение
1 Понятия роли и социальной роли……………………………..…………….….4
1.1 Характеристики социальной роли………………………………........6
1.2 Функции социальной роли….…………………………………………..9
1.3 Типы социальной роли………..………………………….…………….11
Заключение
Источники информации
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Социология»
2011 г.
1 Понятия роли и социальной роли……………………………..…………….….4
1.1 Характеристики социальной роли………………………………........6
1.2 Функции социальной роли….…………………………………………..9
1.3 Типы социальной роли………..………………………….…………….11
Источники информации
Введение
Актуальность исследования. В наше время прогресса человечество становится всё более высокоразвитым сообществом с развитой социальной структурой . Но перед обществом, как и раньше, встают различные трудные и важные проблемы. Встаёт вопрос : как и каким путём их разрешить? Но для рационального решения поставленных задач нужно иметь представление о проблеме. Понятие социальной роли является центральным при анализе социальных взаимодействий, а в связи с кардинальными изменениями, происходящими в обществе, актуальность изучения и понимания социальной роли стоит на одном из ведущих мест в изучении социальных изменений.
Степень разработанности темы. В теории социальных ролей достаточно широко представлены два основных подхода. Само понятие роли впервые было использовано в начале 30-х гг. Дж. Г. Мидом, предшественником теории символического интеракционизма (теоретическое направление в социологии, изучающее социальные взаимодействия преимущественно в их символическом содержании). Он описывал роли как продукт взаимодействия между людьми, которое носит экспериментальный и одновременно созидательный характер. Мидовская социальная философия изначально проявляла интерес к тому, каким образом дети осваиваются в обществе и развивают свои социальные сущности ("самости") путем принятия ролей, то есть как бы примеряя на себя в своем воображении роли других - отцов, матерей, учителей, врачей. Взрослые в своем поведении, как предполагалось, тоже используют "примерку" на себя ролей других людей для разработки своих собственных ролей.
Второй подход берет свое начало от Р.Линтона (1936). Впоследствии этот подход стал составной частью функционализма (направление в социологии, рассматривающее общество как систему элементов, выполняющих различные функции и тем самым обеспечивающих гармоничное существование системы) - одной из наиболее влиятельных школ современной социологии.
В нашей стране
ролевая концепция
Объект исследования. Рассмотрим, что же такое роль.
Предмет исследования. Постараемся понять что такое социальная роль.
Цель исследования. Проведём анализ параметров, выделим классификацию, определим функции социальной роли.
Задачи исследования. С помощью полученных данных постараемся найти возможные пути решения возникающих проблем.
1 Понятия роли и социальной роли.
Роль-в толковом словаре русского языка С.И. Ожегова и Шведовой Н.Ю. трактуется как художественный образ, созданный драматургом в пьесе, сценарии и воплощаемый в сценической игре актёром (трагические, комические роли, играть (исполнять) роль); чьё-нибудь качество, обычно непостоянное, проявляющееся внешне (поменяться ролями с кем-нубудь); совокупность реплик одного действующего лица в пьесе, фильме (учить роль); Род, характер и степень чьего-н. участия в чём-нибудь (роль. личности в истории).
Роль (франц. role) — образ, воплощенный актером.
Латинское слово persona, сегодня обозначающее личность, в Древней Греции и Риме обозначало маску актера, на которой крупными мазками — так чтобы видно было с последних рядов огромного амфитеатра — изображался характер или роль: роль злодея, роль шутника, роль защитника угнетенных.
Уильям Ричардсон
Линтон выдвинул идею о возможности
создания моделей поведения личностей
в группе в различных ситуациях.
Для построения моделей он предложил
ввести понятие «статус» и «роль».
Статус он определил как собрание
прав и обязанностей индивида, а
роль представил как динамический аспект
статуса.
И.С. Кон выделяет
3 понимания роли: в обыденном
сознании, где «быть в роли»
значит притворяться, играть, сознавая
искусственность собственного поведения;
в социальной психологии, которая
использует это понятие для «описания
повторяющихся, стандартизированных
форм поведения», и, наконец, в социологии,
в которой понятие социальной
роли обозначает безличную социальную
функцию и норму, выполнение которой
обязательно для тех, кто занимает
данную позицию. Действительно, в поведении
человека всегда есть нечто заданное,
стандартизированное. Человек, сознающий
себя «в роли», становится не только актером,
но и зрителем собственных поступков.
Это вносит в его поведение
элементы отчужденности. Он ведет себя
так, как если бы он был не самим
собой, а кем-то другим, и это порождает
у него внутреннюю напряженность, чувство
неестественности своего поведения (даже
если окружающие его не видят). И.С
Кон отмечает, что прежде чем реагировать
на внешний символ, человек должен
согласовывать свою реакцию с
логикой принятой на себя роли. И.С.
Кон приходит к выводу, что процесс
формирования личности означает ее вживание
в различные социальные роли и
составление своей ролевой
Социальная роль — это поведение,
ориентированное на данный статус и ожидаемое
от индивида обществом. Ожидания могут
как-то фиксироваться, и тогда они становятся
социальными нормами. Если, конечно, их
рассматривают как обязательные требования
(предписания). А могут не фиксироваться,
но от этого они не перестают быть ожиданиями.
Только такое поведение, которое соответствует
ожиданиям тех, кто функционально связан
с данным статусом, называется ролью. Иное
поведение ролью не является. У человека
может быть множество ролей. Социальную
роль можно определить иначе — как шаблонный
вид поведения, направленный на выполнение
прав и обязанностей, предписанных конкретному
статусу.
Социальная роль состоит из ролевого ожидания (экспектации) и исполнения этой роли (игры).
Подданные ожидают от короля предписанного обычаем или документом поведения. От учителя ученики ожидают вполне определенного поведения: передавать знания, следить за дисциплиной, оценивать знания. Предположим, что в классную комнату вошел человек, представился учителем (т. е. носителем данного статуса), но повел себя неожиданным образом: расставил туристическую палатку, раскинул книжный лоток или стал дергать девочек за косы. Естественно, что мы имеем дело с поведением, но не ролевым.Этот человек повел себя не так, как ожидают ученики. Однако человек, никогда в жизни не видевший учителя и ничего не знающий о его правах и обязанностях, странное поведение не сочтет неожиданным. Он может подумать, что учитель именно так и должен себя вести, что такова его роль. Однако ученики точно знают, какое поведение (какая роль) должно соответствовать статусу учителя.
Итак, сделаем вывод: Социальная роль — это индивидуальное поведение в соответствии со своим статусом. Стало быть, социальная роль и есть маска, в которую облачается человек, попадая на люди. Правда, она может срастись с ней: роль станет неотделимой частью собственного «я». Все зависит от степени идентификации с ролью.
1.1 Характеристики социальных ролей
Основные характеристики социальной роли выделены американским социологом Толкоттом Парсонсом в 50-х годах ХХ века. Он предложил следующие характеристики любой роли:
По эмоциональности. Некоторые роли (например, медицинской сестры, врача или владельца похоронного бюро) требуют эмоциональной сдержанности в ситуациях, обычно сопровождающихся бурным проявлением чувств (речь идет о болезни, сострадании, смерти). От членов семьи и друзей ожидается менее сдержанное выражение чувст.
По масштабу. Часть ролей может быть строго ограничена, в то время как другая - размыта. Масштаб роли зависит от диапазона межличностных отношений, (ролей). Чем больше диапазон, тем больше масштаб. Так, например, социальные роли супругов имеют очень большой масштаб, поскольку между мужем и женой устанавливается широчайший диапазон отношений. С одной стороны, это отношения межличностные, базирующиеся на многообразии чувств и эмоций; с другой - отношения регулируются нормативными актами и в определенном смысле являются формальными. Участники данного социального взаимодействия интересуются самыми разными сторонами жизни друг друга, их отношения практически не ограничены. В других случаях, когда отношения строго определяются социальными ролями (например, отношения продавца и покупателя), взаимодействие может осуществляться только по конкретному поводу (в данном случае - покупки).
По способу получения. Роли делятся на предписанные и завоеванные (еще их называют достигаемыми). Способ получения роли зависит от того, насколько неизбежной является данная роль для человека. Так, роли молодого человека, старика, мужчины, женщины автоматически определяются возрастом и полом человека и не требуют особых усилий для их приобретения - предписанные роли. Здесь может быть только проблема соответствия своей роли, которая уже существует как данность. Другие роли достигаются или даже завоевываются в процессе жизни человека и в результате целенаправленных специальных усилий. Например, роль студента, научного сотрудника, профессора и т. д.-завоёванные роли. Это практически все роли, связанные с профессией и любыми достижениями человека.
По степени формализации. Деятельность
может протекать как в строго установленных
рамках, так и произвольно. Формализация
определяется спецификой межличностных
отношений носителя данной роли. Одни
роли предполагают установление только
формальных отношений между людьми с жесткой
регламентацией правил поведения; другие,
напротив, - только неформальных; третьи
могут сочетать в себе как формальные,
так и неформальные отношения. Очевидно,
что отношения работника банка с клиентом
должны определяться формальными правилами,
а отношения между родными и (или) близкими
людьми - чувствами. Формальные отношения
часто сопровождаются неформальными.
В них проявляется эмоциональность, ведь
человек, воспринимая и оценивая другого,
проявляет к нему симпатию, либо антипатию.
Это происходит, когда люди взаимодействуют
некоторое время и отношения становятся
относительно устойчивыми.
По видам мотивации. В качестве мотивации
могут выступать личная прибыль, общественное
благо и т. д. Мотивация зависит от потребностей
и мотивов человека. Разные роли обусловлены
различными мотивами. Родители, заботясь
о благе своего ребенка, руководствуются,
прежде всего чувством любви и заботы;
предприниматель трудится во имя дела
и т. д.
Дальнейшая разработка теории ролей в
социологической теории послевоенного
периода привела к существенным добавлениям
в нее. Так, Э.Гоффман (1959) ввел понятие
ролевой дистанции. Им обозначается ситуация
субъективного отделения от роли ее исполнителя,
когда он не может "сжиться" с нею,
не чувствует себя при исполнении роли
как рыба в воде. В этот же период разрабатываются
концепции ролевого конфликта. Это может
произойти в тех случаях, когда индивид
обнаруживает, что он (или она) должен исполнять
в одно и то же время две или более ролей,
причем каждая из них выдвигает несовместимые
с другими исполняемыми ролями требования.
Такое нередко происходит, например,, с
теми работающими женщинами, которые должны
удовлетворять одновременно ролевым ожиданиям
служащей, жены и матери, которые могут
вступать между собою в конфликт. (2) Бывают
ситуации, когда личность определяет рисунок
своей роли иначе, нежели те, кто находятся
в связанных с нею ролях, как это происходит,
например, в тех случаях, когда у учителя
складываются свои собственные представления
о том, как должно выглядеть профессиональное
поведение педагога, а эти представления
оспариваются родителями или местными
руководителями системы образования.
(3) Может сложиться и так, что чья-то роль
оказывается на пересечении внимания
двух или более статусных групп, чьи ожидания
относительно того, как именно должна
исполняться эта роль, противоречат друг
другу. В такой ситуации может оказаться,
например, мастер, на которого направлены
конфликтующие ожидания со стороны менеджеров
и со стороны рабочих.
Выделим следующие свойства ролей:
Словом, так или иначе, любая социальная роль представляет собою сложное, комплексное сочетание в той или иной степени своих характеристик и свойств.
1.2 Функции социальных ролей
Употребляя
термин "функция", следует иметь
в виду, что в социологии о
функциях судят не по тому,
что человек сам конкретно
намеревается делать, какой смысл
он вкладывает в свою
В течение жизни мы осваиваем и играем множество ролей. Для чего они нужны? С точки зрения социума – чтобы сделать сосуществование вместе возможным и максимально комфортным.
С помощью ролей задаются некие правила игры: права, обязанности и нормы для каждой из них, а также сюжеты взаимодействия между разными ролями. Например, за понятием «начальник» стоит целый ряд характеристик, делающих эту роль предсказуемой: она имеет отношение к работе, руководству, предполагает наличие подчиненных (иначе не будет сюжета), она определяет некий круг прав и обязанностей. Мы знаем, чего можно ожидать от начальника и как с ним себя вести в разных сюжетах: начальник – подчиненный, начальник – налоговый инспектор, начальник – клиент и т.д.
Задачей социальной адаптации и является изучение и освоение правил игры: законов, по которым живет сообщество. В цивилизованной европейской стране эти законы одни, а в каком-нибудь первобытном племени – совершенно другие.
А вот зачем нужны эти роли самому человеку? Каждая из них – шанс реализовать разные грани собственной личности. Роль родителя дает возможность проявить одни качества, роли начальника, друга, общественного деятеля – другие. Чем больше ролей человек осваивает за свою жизнь, тем богаче и многограннее становится его личность. И тем лучше он понимает других: одна и та же ситуация, воспринимаемая с позиции различных ролей, выглядит совершенно по-разному. «Точка зрения определяется местом сидения» .
Каждая роль предъявляет свои требования: для одной нужна жесткость, для другой характерны мягкость и сострадание. Чтобы проявить требуемое качество, оно должно быть потенциально уже заложено в личности. Сама роль – это возможность обнаружить, проявить и развить его. Человек не может реализовать то, чего в нем нет потенциально.