Социальная сфера и ее роль в современном обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 23:16, реферат

Описание работы

Актуальность данной темы заключается в том, что в стране еще не достаточно полно на практике отражаются те социальные гарантии, о которых говорит Конституция.
Важными задачами, которые обычно ставятся перед исполнителями при прогнозировании и планировании, разработке соответствующей концепции, программы, мероприятия, является сохранение и развитие высокоэффективной структуры экономики, достаточного уровня доходов и социальной защищенности населения, поддержание имеющихся и налаживание новых многообразных экономических связей в масштабах региона, государства и с внешним миром.

Содержание работы

Введение
1. Социальная сфера и ее роль в современном обществе
2. Социальная политика. Показатели, характеризующие уровень жизни населения
3. Социальные нормативы. Минимальный потребительский бюджет и
минимальная заработная плата
4. Прогнозирование и регулирование оплаты труда
5. Баланс денежных доходов и расходов населения, его роль и методика
разработки
6. Проблемы прогнозирования и меры улучшения планирования развития
социальной сферы
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

прогнозирование и планирование соц. сферы.rtf

— 882.52 Кб (Скачать файл)

3. Рост средней заработной платы меньше по сравнению с ростом ВВП (ВНП). Имеет место затоваривание рынка продукцией.

Принятие за основу любого из перечисленных вариантов определяется общими макроэкономическими процессами в стране.

При наличии общегосударственной собственности на средства производства и директивном планировании проблема решается путем применения прямых регуляторов, т.е. установления жестких, единых по стране систем оплаты труда, тарифных ставок и должностных окладов, правом изменения которых обладают только центральные органы управления.

В рыночной экономике государство также на основе макроэкономических показателей развития рассчитывает величину средней заработной платы по народному хозяйству.

В большинстве государств мира действуют две модели поведения при

формировании политики оплаты труда5.

1. Модель вспомогательной роли государства, которая включает:

- принятие минимально защищающего законодательства (в основном при определении минимального уровня заработной платы);

- создание благоприятных условий и участие государственных институтов (учреждений) при разрешении трудовых споров;

- оказание опосредованного воздействия на процесс переговоров по заключению коллективных договоров, т.е. моральное убеждение сторон в необходимости установления размера оплаты труда исходя из национальных интересов и общего благополучия нации.

В соответствии с этой моделью органы, представляющие рабочих и работодателей, решают вопросы оплаты труда через свободные переговоры при заключении коллективных договоров (тарифных соглашений) на уровне отдельных предприятий, отраслей и народного хозяйства в целом.

2. Модель корпоратизма (трипартизма) предусматривает вовлечение государством лидеров групп с особыми социальными интересами (работодатели и профсоюзы) в формирование политики оплаты труда в обмен на гарантии, что они будут обеспечивать согласованную в ходе трехсторонних переговоров (государство, работодатели, профсоюзы) политику, т.е. политика в области заработной платы является результатом согласия между государством и организациями, которые монопольно представляют некоторые функциональные интересы. Такой подход сосредоточивает внимание на консенсусе, а не на конфликтах и во многом базируется на доверии между участниками переговоров.

Объективной необходимостью и важным фактором повышения эффективности производства является создание у трудоспособных граждан высоких мотивов и стимулов к труду. Достигается это в основном путем широкой дифференциации оплаты труда исходя из уровня квалификации и личного трудового вклада в производство. Для решения такой весьма сложной задачи хозяйственные субъекты могут самостоятельно разрабатывать и устанавливать формы и системы оплаты труда, критерии оценки трудового вклада соответствующих исполнителей. Для тех предприятий, организаций, учреждений, финансирование которых осуществляется из бюджета, данные функции возложены на органы государственного управления.

Центральным звеном в регулировании оплаты труда является тарифная система. Она состоит из Единой тарифной сетки (ЕТС) и рассчитываемых на ее основе тарифных ставок и окладов работников по профессионально-квалификационным группам, а также тарифно-квалификационных справочников. Тарифная ставка первого разряда не может быть ниже минимальной заработной платы, устанавливается правительством и служит основой для дифференциации оплаты труда работников по профессионально-квалификационным группам.

На основе ЕТС обеспечивается дифференциация оплаты труда в зависимости от следующих факторов:

- сложность (квалификация) труда в пределах одной профессии, должности (внутрипрофессиональная, внутридолжностная дифференциация);

- содержание и характер труда рабочих, технических исполнителей, руководителей подразделений административно-хозяйственного обслуживания, специалистов, руководителей предприятий, учреждений и организаций, функциональных и производственных подразделений (междолжностная дифференциация);

- общие условия труда, сложность выпускаемой продукции (услуг), социально-бытовые условия, режимы труда и отдыха и другие специфические факторы, характерные для отрасли (подотрасли), видов деятельности и т.п. (межотраслевая дифференциация).

 

5. БАЛАНС ДЕНЕЖНЫХ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ, ЕГО РОЛЬ И МЕТОДИКА РАЗРАБОТКИ

 

Баланс денежных доходов и расходов населения относится к числу наиболее важных балансов, используемых в прогнозировании и планировании экономического и социального развития. Он отражает денежный оборот между населением, с одной стороны, и предприятиями, учреждениями, организациями - с другой. Используется баланс для установления в планах-прогнозах правильных соотношений между величиной денежных средств, товарных ресурсов, объемом платных услуг, сбережениями, достижения устойчивости денежного обращения и соответствующего регулирующего воздействия со стороны органов управления

Разрабатывается баланс в целом по областям, районам, городам и социальным группам населения, что позволяет отразить экономические отношения между государством и населением, а также между отдельными социальными группами.

Схема баланса денежных доходов и расходов населения6

Доходы

Расходы и сбережения

1. Оплата труда.

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Доходы рабочих и служащих от предприятий и организаций, кроме оплаты труда.

 

3. Дивиденды.

 

4. Поступления от продажи продуктов сельского хозяйства.

5. Пенсии и пособия.

6. Стипендии.

7. Поступления из финансовой системы.

в том числе:

а) страховые возмещения;

б) ссуды на индивидуальное жилищное строительство и другие цели;

в) изменение задолженности по ссудам, выданным на потребительские цели;

г) проценты по вкладам;

д) выигрыши и погашения по займам;

е) выигрыши по лотереям;

ж) изменение задолженности населения по покупке товаров в кредит (прирост+, уменьшение-);

з) изменение задолженности по ссудам лицам, осуществляющим деятельность без образования юридического лица (прирост+, уменьшение-);

и) возмещение расходов инвалидам (на горючее, ремонт автомашин);

к) возмещение ущерба репрессированным гражданам.

8. Доходы населения от продажи иностранной валюты.

9. Прочие поступления:

а) от продажи вещей через комиссионные магазины и скупочным пунктам;

б) от продажи утильсырья, металлолома и др. (несельскохозяйственные заготовки);

в) другие доходы.

10. Деньги, полученные по переводам (за вычетом переведенных и внесенных сумм).

Всего денежных доходов.

Превышение расходов над доходами.

Баланс.

1. Покупка товаров и оплата услуг

в том числе:

а) покупка товаров во всех каналах реализации;

б) оплата услуг и другие расходы;

в том числе:

оплата жилья и коммунальных услуг;

оплата бытовых услуг;

услуги системы образования;

расходы на путевки в санатории и дома отдыха, туризм и медицинские услуги;

расходы на кино, театры и другие зрелища;

расходы на все виды транспорта;

оплата услуг связи;

прочие расходы.

2. Обязательные платежи и добровольные взносы

в том числе:

а) налоги и сборы;

б) платежи по страхованию;

в) взносы в общественные и кооперативные организации;

г) возврат ссуд;

д) приобретение лотерейных билетов;

е) проценты за товарный кредит;

ж) обязательные страховые взносы в Пенсионный фонд.

3. Прирост сбережений во вкладах и ценных бумагах

в том числе:

а) прирост вкладов в учреждениях Сберегательного банка;

б) прирост вкладов в коммерческих банках;

в) приобретение облигаций Российского внутреннего займа 1992 г.;

г) приобретение облигаций Государственного сберегательного займа;

д) приобретение сертификатов Российской Федерации;

е) прирост (уменьшение) средств физических лиц, депонированных в банках для расчетов с использованием пластиковых карт;

ж) приобретение акций предприятий.

4. Покупка жилых помещений.

5. Расходы населения на приобретение иностранной валюты.

6. Деньги, отосланные по переводам (за вычетом полученных сумм).

Всего денежных расходов и сбережений.

Превышение доходов над расходами.

Баланс.


 

В доходной части баланса отражаются все номинальные денежные поступления населению наличными деньгами и по безналичным перечислениям от предприятий и организаций.

На долю оплаты труда приходится значительная часть всех денежных доходов населения. Она включает все виды оплаты труда всех категорий

работников. На прогнозируемый период ее величина определяется на основе соответствующих расчетов на макро-, мезо- и микроуровнях.

Доходы от продажи продуктов сельского хозяйства включают выручку, полученную населением от продажи этих продуктов в порядке государственных закупок, потребительской кооперации и различным организациям, на рынке, от продажи скота и сельскохозяйственных продуктов колхозам и совхозам и т.д. Их сумма определяется, как правило, эмпирически. Величина пенсий, пособий и стипендий рассчитывается исходя из контингента, получающего указанные выплаты, и среднего размера пенсий, пособий, стипендий в прогнозируемом периоде. При этом учитываются ожидаемые изменения в законодательных и других нормативных документах по пересмотру условий выплат в предстоящем периоде.

Поступления из финансовой системы включают возмещения по государственному страхованию, ссуды банков на индивидуальное жилищное строительство, обзаведение хозяйственным инвентарем, ремонт домов и другие цели, проценты по вкладам, выигрыши и пр. При их прогнозировании широко применяются методы экстраполяции в сочетании с методами экспертных оценок.

Дивиденды и прочие поступления определяются с использованием методов экстраполяции и экспертных оценок.

В расходной части баланса показываются все расходы, связанные с покупкой товаров по всем каналам их реализации. К оплате услуг и другим расходам относятся квартирная плата, платежи за коммунальные услуги, оплата бытовых услуг, взносы в детские учреждения, расходы на путевки, лечение в платных поликлиниках, туризм, кино, спорт, оплата услуг транспорта, связи и прочие расходы. Обязательные платежи и добровольные взносы связаны с налоговыми выплатами, оказанием спонсорской помощи и др. При прогнозировании оплаты услуг, обязательных платежей и добровольных взносов широко применяются методы экстраполяции с экспертными оценками, нормативный метод. Могут применяться факторные модели. На предварительных этапах производятся укрупненные расчеты, на стадии уточнения планов-прогнозов рассчитываются расходы по каждому их направлению. Прирост вкладов, приобретение облигаций и других ценных бумаг, покупка жилых помещений, валюты определяются эмпирически.

Размер средств на покупку товаров определяется как разница между денежными доходами населения и расходами на оплату услуг и другими расходами по всем статьям расходной части баланса. По территориально- административным единицам учитывается сальдо миграции денег.

При разработке баланса денежных доходов и расходов населения по общественным группам в доходной части учитываются также поступления от продажи товаров и оказания услуг одной группы населения другой, а в расходной - расходы на оплату таких товаров и услуг.

 

6. ПРОБЛЕМЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ И МЕРЫ УЛУЧШЕНИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ

 

Применяющаяся длительное время в нашей стране система планирования и

учета не позволяет в полном объеме определить результаты функционирования отраслей социальной сферы. Это связано с тем, что движение материальных и финансовых ресурсов внутри национального хозяйства традиционно рассматривается в соответствии с теорией баланса народного хозяйства.

Последняя основную часть результатов деятельности социальной сферы рассматривает на макроуровне лишь как затраты. Все это затрудняет определение оценки деятельности социальной сферы, ее вклада в развитие общественного производства.

Более полно удается учесть результаты деятельности социальной сферы на базе системы национальных счетов (СНС). Однако и в этом случае существует определенный недоучет вследствие недостаточной информационной базы, высокой степени агрегированности существующих показателей.

Интенсивное развитие социальной сферы, повышение ее значимости в рыночной экономике требуют роста эффективности прогнозирования данного блока отраслей национального хозяйства. К мерам роста эффективности прогнозирования развития отраслей социальной сферы относятся:

- наличие нормативной базы;

- привлечение организаций социальной сферы к разработке и

реализации целевых государственных программ;

- гибкая система управления.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Составной частью системы рыночного хозяйства является проблема прогнозирования и планирования развития социальной сферы. Однако надо отметить, что данная проблема является недостаточно разработанной. Одни исследователи считают, что по отношению к деятельности социальной сферы не применимо планирование, поскольку конечные итоги ее функционирования достаточно трудно поддаются точному количественному выражению. Другие утверждают, что, несмотря на сложность прогнозирования развития социальной сферы, - это объективная реальность, которая должна изучаться и оцениваться. Представляется правомерной вторая точка зрения.

Эффективность социальной сферы на макроуровне может быть оценена лишь косвенно через воздействие на рост основных макроэкономических показателей.

При этом следует учитывать, что эффект от деятельности организаций социальной сферы проявляется не сразу, а на протяжении ряда экономических циклов и отражается на экономических показателях последующих лет.

Трансформация общества в сфере экономической, культурной, социальной породила массу проблем, поставила многоплановые задачи. Деятельность по развитию социальной сферы в стране недостаточно освещается и пропагандируется. Опыт подобной работы распространяется слабо. Разработка программ, ход их выполнения, контроль за их реализацией могут быть востребованы как пример всеми регионами страны. Их реализация ведет и приводит к решению задач, которые ставит перед собой Российская Федерация, как социальное государство.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Прогнозирование и планирование экономики: Учебное пособие /В.И. Борисевич, Г.А. Кандаурова, Н.Н. Кандауров и др.; Под общ. ред. В.И. Борисевич. - Мн.: Интерпрессервис, 2001.

2. Игнатов В.Г., Батурин Л.А. Экономика социальной сферы: Учебное пособие - Ростов на Дону: Март, 2001.

3. Шевченко Г.В. Приоритетные задачи отечественного здравоохранения //Человек и труд, 2002 г. №6.

4. Официальная информация 09.04.2008 К заседанию Правительства Российской Федерации 10 апреля 2008 года /ПРЕСС - РЕЛИЗ/

5. Баланс денежных доходов населения Утвержден Госкомстатом России 25.04.96 г. по согласованию с Минэкономики России, Минфином России, Минтруда России, Центральным Банком России.

6. http://stat.edu.ru/stat/publ.shtml

7. http://www.regadm.tambov.ru/oiv/zdrav/index.html?id=336

 

1 http://stat.edu.ru/stat/publ.shtml

2 Официальная информация 09.04.2008 К заседанию Правительства Российской Федерации 10 апреля 2008 года /ПРЕСС - РЕЛИЗ/

3 http://www.regadm.tambov.ru/oiv/zdrav/index.html?id=336

4 Прогнозирование и планирование экономики: Учебное пособие /В.И. Борисевич, Г.А. Кандаурова, Н.Н. Кандауров и др.; Под общ. ред. В.И. Борисевич. - Мн.: Интерпрессервис, 2001.

5 Прогнозирование и планирование экономики: Учебное пособие /В.И. Борисевич, Г.А. Кандаурова, Н.Н. Кандауров и др.; Под общ. ред. В.И. Борисевич. - Мн.: Интерпрессервис, 2001.

6 Баланс денежных доходов населения Утвержден Госкомстатом России 25.04.96 г. по согласованию с Минэкономики России, Минфином России, Минтруда России, Центральным Банком России.


 



 



Информация о работе Социальная сфера и ее роль в современном обществе