Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 19:18, курсовая работа
Объектом данной работы является социальная среда, а предметом – изучение влияния социальной среды на личность.
Цель достигается при решении следующих задач:
1. Рассмотреть наиболее важные вопросы, касающиеся социальной среды
2. Описать основные воздействие социальной среды на формулирование личности.
3. Охарактеризовать факторное воздействие социальной среды на личность.
Введение
Социальная среда оказывает сильнейшее воздействие на человека и является как бы источником, питающим развитие личности, прививает ему общественные нормы, ценности, роли и т.д.
Социальная среда – это, прежде всего люди, объединённые в различные группы, с которыми каждый индивид находится в специфических отношениях, в сложной и разнообразной системе общения. Социальная среда, окружающая личность обладает активностью, воздействует на человека, оказывает давление, регулирует, подчиняет социальному контролю, увлекает, побуждает, а нередко и принуждает к определённой направленности социального поведения. Поэтому воздействие социальной среды на формирование личности является одной из ключевых в социологии.
Воздействие соц. среды на личность в «широком» понимании - это режим воспроизводства народонаселения, представляет собою совокупность материальных и духовных факторов, влияющих на демографическое поведение людей. Именно поэтому данная тема значительна не только для отдельного индивида, он играет значительную роль в сохранении и дальнейшем развитии всего общества.
Объектом данной работы является социальная среда, а предметом – изучение влияния социальной среды на личность.
Цель достигается при решении следующих задач:
1. Рассмотреть наиболее важные вопросы, касающиеся социальной среды
2. Описать основные воздействие социальной среды на формулирование личности.
3. Охарактеризовать факторное воздействие социальной среды на личность.
Термин социальная среда является междисциплинарным. Его широко используют представители таких научных дисциплин как детская и возрастная психология к нему прибегают специалисты по педагогической и социальной психологии педагогике, а также философы социологи представители общественных и естественных наук, например социальной географии этнологии и другие. За счет этого происходит обогащение данного понятия, приобретает структурный и системный характер. Разработкой проблемы занимались следующие зарубежные ученые – А.И. Герцен, К.Маркс, Л. Ф. Ильичёв, Ж.Т. Тощенко, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалёв, В. Г. Панов, Ю.Г. Абрамов и другие.
Глава 1. Социальная среда
1.1 Основные понятия социальной среды
Понятия, «социальная среда» определяется как всё то, что окружает человека в его социальной жизни, включающая взаимодействующих индивидов, групп, институтов, культур и т.д. Оно служит объектом его психического отражения — либо непосредственного, либо опосредствованного результатами труда других людей, а так же конкретное проявление, своеобразие общественных отношений на определенном этапе их развития. Социальная среда зависит от типа общественных экономических формаций, от классовой и национальной принадлежности, от внутриклассовых различий определенных слоев, от бытовых, духовных и профессиональных отличий ("городская среда", "деревенская среда", "производственная среда" и т. п.).
По мнению русского революционера - демократа А.И. Герцена «Среда – не есть нечто неизменное, постоянное. Она изменяется в процессе исторического развития общества. Эти изменения в определённой степени оставляют отпечаток на судьбах, характерах и отношений людей: человек «не может не отражать в себе, собою своего времени, своей среды». А в другом месте мысль о взаимосвязи личности и среды Герцен выражает ещё более определённо: «Никто не может стать настолько выше своего века, чтоб совершенно выйти из него».
Методологический принцип, сформулированный К.Марксом, подчеркивает, что среда человека — это особый социальный мир, «вторая природа», являющаяся «продуктом промышленности и общественного состояния», результатом деятельности целого ряда поколений людей. Человек не пассивный «объект» в руках мистических обстоятельств, он сам активный субъект изменения условий своей жизни; связь человека со средой осуществляется посредством деятельности. По мнению К. Маркс и Ф. Энгельс подчеркивали, что обстоятельства, в которых действуют люди, сотворены самими людьми и, в свою очередь, выступают по отношению к ним как объективные условия их существования и развития.
Социальную среду различают:
Макросреда – это совокупность всех природных и социальных условий, в которых осуществляется жизнедеятельность человека и различных социальных групп. В широком смысле это условия жизни всего человечества, тот природный и мировой культурно-исторический фон, который прямо или косвенно влияет на жизнедеятельность любого социального субъекта. В более узком смысле – макросреда представляет собой систему господствующих в стране общественных отношений.
Микросреда – это совокупность материальных и идеологических факторов, непосредственно воздействующих на личность, в процессе соц. общения и деятельности. Социальная микросреда является основным компонентом, без учета которого невозможно адекватное понимание, как самой структуры личности, так и ее связей с обществом. Человек осознает свою принадлежность к обществу и свои общественные интересы через конкретные малые группы и организации, которые служат для него проводником идей, ценностей и норм общества и посредством деятельности в которых он участвует в общественной жизни. Всю свою жизнь человек является членом малых групп: семья, игровая группа детей, школьный класс, группа подростков-сверстников, студенческая группа, трудовой коллектив, спортивная команда, группа друзей и др. Микросреда может меняться и иметь различное содержание в процессе его практической деятельности. Она не только зависит от существующей социальной среды, но и проявляет относительную самостоятельность, а иногда даже может изолироваться от общих условий, насколько это возможно. Так, известны отдельные случаи, когда целые группы людей, связанные семейными, религиозными и нравственными отношениями уходят из-под влияния социалистической идеологии морали.
Отношение среды к человеку определяется тем, насколько его поведение соответствует ожиданиям данной социальной среды. Поведение же человека во многом определяется тем, какую позицию он занимает в обществе. Социум в «узком» понимании трактуется как социальное окружение человека, в «широком» смысле – имеется в виду большая, устойчивая социальная общность, характеризуемая единством условий жизни, общностью культуры. Высшая форма социума – это общество как целостная социальная система; другие формы: родовые, семейные, социально-классовые, национально-этнические, территориально-поселенческие общности. В рамках данного социума деятельность составляющих его групп и индивидов регулируется социальными нормами, закрепленными традициями.
По мнению Тэджфел и Тэрнера «Группа – это совокупность индивидов, которые воспринимают себя членов одной и той же социальной категории, разделяют эмоциональные последствия этого самоопределения и достигают некоторой степени согласованности в оценке группы и их членства в ней». С этой точки зрения под понятие «социальная группа» подпадает и социальная общность, как весьма многочисленное объединение людей, и собственно социальная группа, как сравнительно меньшая по численности совокупность людей. Социальные группы отличаются большей устойчивостью и стабильностью, сравнительно высокой степенью однородности и сплоченности, вхождением в более широкие социальные объединения в качестве структурных единиц.
1.2. Социальная среда и общественно –
экономическая формация
Понятие социальной среды обозначает конкретное своеобразие общественных отношений на определенном этапе их развития. Этим оно отличается от понятия общественно-экономической формации и дополняет его. Общественно-экономическая формация — в марксизме — стадия общественной эволюции, характеризующаяся определённой ступенью развития производительных сил общества и соответствующим этой ступени историческим типом экономических производственных отношений, которые зависят от неё и определяются ею. Понятие социальной среды характеризует не сущность общественных отношений, а их конкретное проявление. Капитализм как общественно-экономическая формация подчиняется одним и тем же социально-экономическим законам. Но, проявляясь в специфически особенных формах, действие этих законов создает конкретную социальную среду, отличающуюся от другой социальной среды. Именно в такой конкретной социальной среде и действуют личности и группы. Причем если исторические личности и большие группы (классы, нации) действуют в широкой социальной среде, то сфера действия малых групп и входящих в них личностей — микросреда, непосредственное социальное окружение.
Конкретная социальная среда выступает в психологическом аспекте как совокупность отношений личности и групп. Отношения социальной среды и личности имеют довольно значительный момент субъективности. Если класс не может менять своего места в общественно-экономической формации, не уничтожая себя как класс, то личность может менять свое место в социальной среде, может переходить из одной социальной среды в другую и тем самым конструировать в определенной мере свою социальную среду.
Конечно, мобильность личности в социальной среде не является абсолютной, она ограничивается объективными рамками общественно-экономических отношений, классовой структурой общества. Тем не менее активность личности, особенно по отношению к избираемой ею микросреде, нельзя недооценивать. Практическое значение этого вопроса обнаруживается, в частности, при анализе причин преступности.
Социальная среда по отношению к личности имеет сравнительно случайный характер. Эта случайность особенно велика в психологическом плане, поскольку характер и особенности определенных личностей накладывают свой отпечаток на их взаимоотношения. Но и эта случайность проявляется только до определенных пределов. Она ограничивается необходимостью отношений, обусловленных определенным общественно-экономическим строем.
Следует учитывать, что общественно-экономическая формация является высшей абстракцией системы общественных отношений, где фиксируются только глобальные черты. В социальной среде эти элементы общественно-экономической формаций оживляются самыми различными аспектами: демографическими, этническими, психологическими, индивидуальными. Поэтому структура социальной среды кажется более запутанной и более усложненной, чем строго логическая структура общественно-экономической формации.
Структура социальной среды не может быть полным аналогом структуры общественно-экономической формации, ее зеркальным отражением. Факторы этнического порядка, например принадлежность к народности, нации, той или иной этнической группе, а также производные факторы этнического сознания, действуя совокупно, составляют неотъемлемые элементы социальной среды. Вместе с тем элементы, непосредственно связанные с общественно-экономической формацией, оказывают определяющее влияние на социальную среду. Система объективно-общественных отношений составляет как бы каркас, на котором располагаются малые группы и личности. Место группы на этом каркасе и определяет в главном социальную среду личности.
Таким образом, социальную среду в первом приближении можно определить по типу общественно-экономической формации. Так различается социальная среда, характерная для первобытно-общинного, рабовладельческого, феодального, капиталистического и социалистического строя. Также различается и характер влияния определяемой таким образом социальной среды на личность и группу. Мы с негодованием говорим, например, о феодально-байских пережитках в социалистической действительности. Мы гневно клеймим современные факты работорговли и рабовладения, понимая, что они отнюдь не бесследно проходят для сознания тех, кто живет в условиях подобной социальной среды в некоторых зарубежных странах.
Внутри видов социальной среды, различаемых по типу общественно-экономической формации, следует различать виды в зависимости от места группы в структуре формации. Здесь, прежде всего, различают классовую социальную среду по ее месту в исторически определенной системе общественного производства. Так, мы различаем буржуазную социальную среду, пролетарскую социальную среду и т. д. Поскольку любой социальный класс неоднороден по своему составу и подразделяется на определенные слои, то каждый слой имеет свои, характерные для него особенности социальной среды. Это дает внутриклассовые подразделения социальной среды. Кроме того, имеется социальная среда так называемых деклассированных элементов. Для каждого из отмеченных видов социальной среды характерны определенные психологические черты, накладывающие свой отпечаток на личность и группы людей.
Наконец, существует группа признаков, помогающая выделить тип социальной среды по разделению труда. Более или менее четко различаются городская среда и деревенская среда; социальная среда, для которой характерен физический и умственный труд, различные виды деятельности — производственной, политической, юридической, научной, художественной со всеми вытекающими из этого разделения особенностями бытия людей.
Все эти признаки составляют конкретные характеристики социальной среды, воздействующие на индивидуальные качества личности, накладывающие свой отпечаток на их отношения.
С проблемой социальной среды тесно связана проблема образа жизни личности, малой группы. Социальная среда есть сложная совокупность отношений. Однако личность может быть вовлечена с различной степенью активности в эти отношения. Совокупность практических отношений к социальной среде и составляет образ жизни личности. Подробнее об образе жизни будет сказано далее. Сейчас же подведем итоги.
Итак, общественно-экономическая
Следовательно, общественно-экономическая формация — социальная среда — образ жизни — личность — такова принципиальная схема процесса проникновения общественных отношений в отношения человека к другим людям, социального в индивидуальное, путь социализации личности.
Мало сказать, что социальная среда формирует личность, как говорили французские материалисты XVIII в. Надо провести эту связь дальше — до общественно-экономической формации, способа производства, как это делает марксизм. «Мы,— писал Г. В. Плеханов,— не только говорим, что человек со всеми своими мыслями и чувствами есть продукт общественной среды; мы стараемся понять генезис этой среды». Делая вывод, что в конечном счете «свойства социальной среды определяются состоянием производительных сил в каждое данное время», Плеханов поясняет: «Всякая данная ступень развития производительных сил необходимо ведет за собою определенную группировку людей в общественном производительном процессе, т. е. определенные отношения производства, т. е. определенную структуру всего общества. А раз дана структура общества, нетрудно понять, что ее характер отразится вообще на всей психологии людей, на всех их привычках, нравах, чувствах, взглядах, стремлениях и идеалах».