Социальная среда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 19:18, курсовая работа

Описание работы

Объектом данной работы является социальная среда, а предметом – изучение влияния социальной среды на личность.
Цель достигается при решении следующих задач:
1. Рассмотреть наиболее важные вопросы, касающиеся социальной среды
2. Описать основные воздействие социальной среды на формулирование личности.
3. Охарактеризовать факторное воздействие социальной среды на личность.

Файлы: 1 файл

Социальная среда.doc

— 137.50 Кб (Скачать файл)

Понятие социальной среды  широко используется современной буржуазной социологией и социальной психологией. Однако социальная среда по преимуществу понимается ими как культурная среда, без связи ее с производственной деятельностью людей, с социально-классовой структурой общества, что приводит в конечном итоге к идеалистическому истолкованию роли социальной среды в формировании личности.

Глава 2. Формирование личности в социальной среде

2.1. Факторное воздействие на личность

Формирование личности человека - это последовательное изменение и усложнение системы отношений к окружающему миру, природе, труду, другим людям и к себе. Включает сложный комплекс вопросов, характеризующий объективные и субъективные факторы, воспитание как целенаправленную деятельность и процесс диалектического взаимодействия личности и окружающей средой.

 На процесс формирования личности действует ряд факторов:

• В первую очередь на формирование личности оказывают влияние генетические особенности индивида, полученные им при рождении. Наследственные черты являются базой для формирования личности. Такие наследственные качества индивида, как способности или физические качества, накладывают отпечаток на его характер, способ восприятия окружающего мира и оценки других людей. Биологическая наследственность во многом объясняет индивидуальность личности, ее отличие от других индивидов, так как не существует двух одинаковых индивидов с точки зрения их биологической наследственности.

• Вторым фактором, оказывающим влияние  на формирование личности человека, является влияние физического окружения. Очевидно, что окружающая нас природная среда постоянно воздействует на наше поведение, участвует в формировании человеческой личности. Например, мы связываем с влиянием климата возникновение цивилизаций, племен, отдельных групп населения. Люди, выросшие в разном климате, отличаются друг от друга. Наиболее ярким примером тому является сравнение горных жителей, жителей степей и людей, населяющих джунгли. Природа постоянно влияет на нас, и мы должны отвечать на это влияние через изменение своей личностной структуры.

• Третьим фактором формирования личности человека принято считать  влияние культуры. Любая культура обладает определенным набором социальных норм и разделяемых ценностей. Этот набор является общим для членов данного общества или социальной группы. По этой причине представители каждой культуры должны проявлять терпимость по отношению к этим нормам и системам ценностей. В связи с этим возникает понятие модальной личности, воплощающей в себе те общекультурные ценности, которые общество прививает своим членам в ходе культурного опыта. Таким образом, современное общество с помощью культуры стремится сформировать социальную личность, легко идущую на социальные контакты, готовую к сотрудничеству. Отсутствие таких эталонов ставит человека в положение культурной неопределенности, когда он не осваивает основных культурных норм общества.

• Четвертым фактором, формирующим  личность человека, является влияние  социального окружения. Следует  признать, что этот фактор можно считать основным в процессе формирования личностных качеств индивида. Влияние социального окружения осуществляется через процесс социализации. Социализация представляет собой процесс, посредством которого индивидом усваиваются (интернализуются) нормы его группы таким образом, что через формирование собственного Я проявляется уникальность данного индивида или личности. Социализация личности может принимать различные формы. Например, наблюдается социализация через подражание, учет реакций других людей, об общение разных форм поведения. Социализация может быть первичной, то есть протекающей в первичных группах, и вторичной, то есть протекающей в организациях и социальных институтах. Неудачная социализация индивида к групповым культурным нормам может привести к конфликтам и социальным отклонениям.

• Пятым фактором, формирующим  личность индивида в современном  обществе, следует считать индивидуальный опыт человека. Сущность воздействия  этого фактора заключается в  том, что каждый человек попадает в разные ситуации, в ходе которого он испытывает влияние других людей и физического окружения. Последовательность таких ситуаций является уникальной для каждого человека, и он ориентируется на будущие события, исход из положительного и отрицательного восприятия прошлых ситуаций. Уникальный индивидуальный опыт представляет собой один из самых значимых факторов формирования личности человека.

Ценностность представленное в книге Непомнящая Н. И. представляет собой свойство личности, в котором  выражается заинтересованное отношение к предметам, явлениям, людям и к самому себе. Особенность происхождения ценностности заключается в том, что «иерархизированная система потребностей человека как общественного существа имеет своей вершиной потребность врастания в социальные ценности (приобщения к ним) и связанную с этим потребность в самоценности своей личности, в которых интегрируется множество других социальных потребностей (общения, признания, статуса, достижения, самоутверждения, успеха и т. п.). Именно указанные высшие потребности определяют смысл жизни человека. Всё это зависит or характера ценностей, удовлетворяющих ведущие потребности».

Представление о самом себе, отношение  к самому себе и своей личности как к ценности также формируется  под влиянием социальной среды. Ценность собственного «я» зависит от ряда факторов.

Во-первых, индивид оценивает социальную значимость собственной личности в  зависимости от того статуса, который  занимает в обществе социальная группа, к которой этот индивид принадлежит.

Во-вторых, любой индивид выполняет не одну функцию, а несколько. В этой связи отношение к себе напоминает мозаику, так как оно складывается из отдельных кусочков. Так как у индивида есть возможность выполнять несколько ролей, вытекающих из его статуса, часть которых хотя и зависит от социального положения, но имеет общезначимый смысл (отец, муж и пр.), то, следовательно, у него всегда есть возможность компенсации неудач при исполнении одних ролей успехами в осуществлении других.

В-третьих, индивид в своем поведении  может ориентироваться на референтные группы, стремясь не только подражать им, но и фактически переместиться в одну из них- Такого рода ориентация дает то необходимое ощущение перспективы, которое имеет большое смыслообразующее значение.

В процессе анализа отклоняющегося поведения проблема ценности собственного «я» интересует нас постольку, поскольку индивид идентифицирует себя с той или иной общностью, насколько он ценит свою включенность в нее и в этой связи насколько он проявляет готовность следовать ее требованиям. Такого рода связь многое значит для целостности социальной общности и нормального функционирования ее среды. Поэтому социальная среда содержит в себе элементы, наличие которых позволяет снимать то психическое напряжение, которое может копиться у индивидов в силу неудовлетворенности своим социальным положением, смягчать чувство собственной неполноценности и т. п. Так, например, исследование народной смеховой культуры и ее отголосков в современной литературе вскрывает ее компенсаторный характер. Содержание различного рода карнавалов, маскарадов и т. п. создавало на какое-то время иллюзию равенства, свободы не только от вышестоящих, но и от сил природы, рока. В социалистическом обществе имеется более богатый арсенал компенсаторных средств и механизмов.

Среда не действует фатально, с роковой предопределенностью, она не обусловливает с железной необходимостью судьбу и внутренний мир человека, его характер, мотивы, установки. Человек активен, он сам создаёт среду своего существования, сам же её изменяет, если она не отвечает его потребностям. Среда может стимулировать активность человека и может, напротив, подавлять её или одновременно стимулировать в одном направлении и тормозить в другом. Человека не только воспитывают обстоятельства, но и в определённой мере он сам себя воспитывает в этих обстоятельствах, избирательно относится к окружающим влияниям.

Воздействие общества на человека происходит на макро и микро уровнях:

Макроуровень включает тип отношений человека и государства, человека и общества в целом (через  общественные институты и производственные структуры), в основном влияние оказывают экономические отношения через так называемый уровень жизни. В странах, где уровень жизни низок или государство не заботится о социально-экономических и политических правах граждан, процветают: организованная преступность, коррупция, монополизм и как следствие – безработица, нищета, болезни, детская беспризорность, и граждане вынуждены искать средства обеспечить себя и свою семью вне законного поля.

Микроуровень включает тип отношений человека и его  ближайшего окружения (семья, друзья, соседи и т. п.), и воздействие происходит через межличностные отношения. Личности с выраженными антиобщественными и социально-опасными чертами сформировались ещё в детстве или юности. В семье наиболее полно формируется личность ребенка.

 

2.2. Развитие личности ребёнка под влиянием факторов среды

Развитие личности происходит на протяжении всей его жизни. Особенно важен при этом детский и юношеский возраст. Развитие человека - очень сложный процесс. Оно происходит под влиянием, как внешних воздействий, так и внутренних сил, которые свойственны человеку, как всякому живому и растущему организму. К внешним факторам относятся, прежде всего, окружающая человека естественная и социальная среда, а также специальная целенаправленная деятельность по формированию у детей определенных качеств личности; к внутренним - биологические, наследственные факторы. Развитие ребенка - не только сложный, но и противоречивый процесс - означает превращение его из биологического индивида в социальное существо- личность.

Человеческая личность формируется и развивается в  деятельности и общении. В процессе развития ребенок вовлекается в различные виды деятельности (игровую, трудовую, учебную, спортивную и др.) и вступает в общение (с родителями, сверстниками, посторонними людьми и пр.), проявляя при этом присущую ему активность, это содействует приобретению им особого социального опыта. Для нормального развития ребенка с самого его рождения, огромное значение имеет общение. Только в процессе общения ребенок может освоить человеческую речь, которая, в свою очередь, играет ведущую роль в деятельности ребенка и в познании и освоении им окружающего мира. Ведущие черты личности развиваются в результате внешнего влияния на личность, ее внутренний мир. Развитие человека - это процесс количественного и качественного изменения, исчезновения старого и возникновения нового, источник и движущие силы которого скрыты в противоречивом взаимодействии как природных, так и социальных сторон личности.

Природная сторона человека развивается и изменяется на протяжении всей его жизни. Эти развития и  изменения носят возрастной характер. Источник социального развития личности находится во взаимодействии личности и общества.

На формирование личности влияют три фактора: воспитание, социальная среда и наследственные задатки.

Воспитание рассматривается  педагогикой как ведущий фактор, так как это специально организованная система воздействия на подрастающего человека для передачи накопленного общественного опыта.

Социальная среда имеет  преимущественное значение в развитии личности: уровень развития производства и характер общественных отношений  определяют характер деятельности и мировоззрение людей.

Задатки - особые анатомо-физиологические  предпосылки способностей к разным видам деятельности. Наука о законах  наследственности - генетика - полагает наличие у людей сотни различных  задатков - от абсолютного слуха, исключительной зрительной памяти, молниеносной реакции до редкой математической и художественной одаренности. Но сами по себе задатки еще не обеспечивают способностей и высоких результатов деятельности. Лишь в процессе воспитания и обучения, общественной жизни и деятельности, усвоения знаний и умений у человека на основе задатков формируются способности. Задатки могут реализоваться лишь при взаимодействии организма с окружающей социальной и природной средой.

Новорожденный несет  в себе комплекс генов не только своих родителей, но и их отдаленных предков, то есть имеет свой, только ему присущий богатейший наследственный фонд или наследственно предопределенную биологическую программу, благодаря которой возникают и развиваются его индивидуальные качества. Эта программа закономерно и гармонично претворяется в жизнь, если, с одной стороны, в основе биологических процессов лежат достаточно качественные наследственные факторы, а с другой, внешняя среда обеспечивает растущий организм всем необходимым для реализации наследственного начала.

Приобретенные в течение  жизни навыки и свойства не передаются по наследству, наукой не выявлено также  особых генов одаренности, однако каждый родившийся ребенок обладает громадным  арсеналом задатков, раннее развитие и формирование, которых зависит от социальной структуры общества, от условий воспитания и обучения, забот и усилий родителей и желания самого маленького человека.

На любом этапе своего развития человек является природным  существом, а потому подчиняется  биологическим закономерностям. Но если, биологическое, природное, есть и в человеке, и в животном, то в обоих случаях оно существенно разнится, поскольку биология человека неразрывно связана с социальными условиями, сложившимися в процессе развития человечества как результат общения между людьми. Среда человека имеет всегда социальный характер и оказывает наиболее влияние на растущий и развивающийся организм ребенка. Особенно активно можно воздействовать на организм ребенка с помощью таких социально управляемых факторов, как воспитание в семье и детском коллективе, соблюдение режима, рациональное питание, адекватные физические нагрузки, физкультура, закаливающие процедуры и так далее. Правильное использование перечисленных факторов может обеспечить физическое и духовное развитие ребенка и способствовать коррекции многих дефектов генетического характера.

Информация о работе Социальная среда