Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 20:53, контрольная работа
Цель моего исследования: изучить понятие «социальная стратификация»
Объект: общество
Предмет: социальная стратификация общества
Введение………………………………………………………………………3
Социальная стратификация общества……………………………………….4
1.1 Понятия «стратификация» и «социальная стратификация общества»
1.2 Причины социальной стратификации
1.3 Типы стратификационных систем
2. Западные социологические теории социальной стратификации.....………………………………………………………………. . 13
2.1 Теория Карла Маркса
2.2 Теория функциональной значимости
2.3 Концепции западногерманского социолога Р. Дарендорфа
2.4 Теория французского социолога А. Турена
2.5 Теория американского социолога Б. Барбера.
3. Практический вопрос………………………………………………………17
Заключение……………………………………………………………….18
Список используемой литературы……………………………………19
Федеральное государственное
образовательное бюджетное
высшего профессионального образования
«Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»
(Финуниверситет)
Архангельский филиал Финуниверситета
Кафедра философии, истории и права
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Социология»
Вариант № 15
«Социальная стратификация общества»
студента |
Яковлевой Юлии Владимировны |
Номер личного дела |
100.01/120095 |
Специальность/направление |
Бизнес-информатика |
Курс |
1 |
Группа |
|
Форма обучения |
посессионная |
Руководитель |
Шубина Т.Ф. |
Архангельск, 2012
Содержание
Введение…………………………………………………………
1.1 Понятия «стратификация» и «социальная стратификация общества»
1.2 Причины социальной стратификации
1.3 Типы стратификационных систем
2. Западные социологические
теории социальной
2.1 Теория Карла Маркса
2.2 Теория функциональной значимости
2.3 Концепции западногерманского социолога Р. Дарендорфа
2.4 Теория французского социолога А. Турена
2.5 Теория американского социолога Б. Барбера.
3. Практический вопрос……………………………
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы
Введение
Очевидным фактом сегодня является то, что люди или группы людей занимают в обществе неравное положение. С одной стороны, неравенство свойственно любому обществу, а, с другой стороны, в умах людей живет идеал равенства. Социальная стратификация — центральная тема социологии. Она описывает социальное неравенство в обществе, деление социальных слоев по уровню доходов и образу жизни, по наличию или отсутствию привилегий.
(http://www.e-college.ru/
Цель моего исследования: изучить понятие «социальная стратификация»
Объект: общество
Предмет: социальная стратификация общества
Задачи:
1)Дать понятие стратификация
и социальная стратификация.
2)Назвать и раскрыть
сущность основных типов
3) Охарактеризовать западные социологические теории социальной стратификации.
1.Социальная стратификация общества
1.1 Понятия «стратификация» и «социальная стратификация общества»
Большая часть обществ
организована таким образом, что
их институты неодинаково
Социологи называют
социальной стратификацией
Вопрос “кто что получает
и почему?” интересовал
Богатый человек – в своем замке,
Бедный человек – у его ворот.
Бог поставил одного высоко, а другого низко
И определил, кому чем обладать.
Таким образом, известны
полярно противоположные
1.2 Причины социальной стратификации.
Причины возникновения социального
неравенства, а, следовательно, и социальной
стратификации объясняются по-
1.3 Типы стратификационных систем.
Существует множество стратификационных критериев, по которым можно делить любое общество. С каждым из них связаны особые способы детерминации и воспроизводства социального неравенства. Характер социального расслоения и способ его утверждения в своем единстве образуют то, что мы называем «стратификационной системой».
Когда заходит речь об основных типах стратификационных систем, обычно дается описание кастовой, рабовладельческой, сословной и классовой дифференциации. При этом принято отождествлять их с историческими типами общественного устройства, наблюдаемыми в современном мире или уже безвозвратно ушедшими в прошлое. Мы же придерживаемся несколько иного подхода, считая, что любое конкретное общество состоит из комбинаций различных стратификационных систем и множества их переходных форм. Поэтому мы предпочитаем говорить об «идеальных типах» даже когда используем элементы традиционной терминологии. Хотя, впрочем, мы стараемся выделять именно такие типы, которые имеют широкие основания в истории разных обществ. Ниже предлагается девять типов стратификационных систем, которые, по нашему мнению, могут быть использованы для описания любого социального организма, а именно:
В основе первого типа — физико-генетической стратификационной системы — лежит дифференциация социальных групп по «естественным», социально-демографическим признакам. Здесь отношение к человеку или группе определяется полом, возрастом и наличием определенных физических качеств — силы, красоты, ловкости. Соответственно, более слабые, обладающие физическими недостатками считаются ущербными и занимают приниженное общественное положение. Неравенство утверждается в данном случае существованием угрозы физического насилия или его фактическим применением, а затем закрепляется в обычаях и ритуалах. Эта «естественная» стратификационная система господствовала в первобытной общине, но продолжает воспроизводиться и по сей день. Особенно сильно она проявляется в сообществах, борющихся за физическое выживание или расширение своего жизненного пространства. Наибольшим престижем здесь обладает тот, кто способен осуществлять насилие над природой и людьми или противостоять такому насилию: здоровый молодой мужчина-кормилец в крестьянской общине, живущей плодами примитивного ручного труда; мужественный воин Спартанского государства; истинный ариец национал-социалистического воинства, способный к производству здорового потомства.В настоящее время, хотя и лишенная былого значения, она все же поддерживается военной, спортивной и сексуально-эротической пропагандой.
Вторая стратификационная система — рабовладельческая — также основана на прямом насилии. Но неравенство здесь детерминируется не физическим, а военно-юридическим принуждением. Социальные группы различаются по наличию или отсутствию гражданских прав и прав собственности. Определенные социальные группы этих прав лишены совершенно и, более того, наравне с вещами, превращены в объект частной собственности. Причем, положение это чаще всего передается по наследству и таким образом закрепляется в поколениях. Примеры рабовладельческих систем весьма разнообразны. Это и античное рабство, где число рабов порою превышало число свободных граждан, и холопство на Руси времен «Русской правды», это и плантационное рабство на юге Североамериканских Соединенных штатов до гражданской войны 1861 — 1865 гг., это, наконец, работа военнопленных и депортированных лиц на немецких частных фермах в период Второй мировой войны.
Третий тип стратификационной системы — кастовая. В ее основе лежат этнические различия, которые, в свою очередь, закрепляются религиозным порядком и религиозными ритуалами. Каждая каста представляет собой замкнутую, насколько это возможно, эндогамную группу, которой отводится строго определенное место в общественной иерархии. Это место появляется в результате обособления функций каждой касты в системе разделения труда. Существует четкий перечень занятий, которыми члены этой касты могут заниматься: жреческие, воинские, земледельческие. Поскольку положение в кастовой системе передается по наследству, возможности социальной мобильности здесь крайне ограничены. И чем сильнее выражена кастовость, тем более закрытым оказывается данное общество.
Классическим примером общества с господством кастовой системы по праву считается Индия (юридически эта система была отменена здесь лишь в 1950 г.). Сегодня, хотя и в более сглаженном виде, кастовая система воспроизводится не только в Индии, но, например, в клановом строе среднеазиатских государств. Явные черты кастовости утверждались в середине двадцатого столетия политикой фашистских государств (арийцам отводилось положение высшей этнической касты, призванной к господству над славянами, евреями и пр.).
Четвертый тип представлен сословной стратификационной системой. В этой системе группы различаются юридическими правами, которые, в свою очередь, жестко связаны с их обязанностями и находятся в прямой зависимости от этих обязанностей. Причем, последние подразумевают обязательства перед государством, закрепленные в законодательном порядке. Одни сословия обязаны нести ратную или чиновничью службу, другие — «тягло» в виде податей или трудовых повинностей.Примеры развитых сословных систем являют феодальные западно-европейские общества или феодальная Россия. Это, в первую очередь, юридическое, а не, скажем, этническо-религиозное или экономическое деление. Важно также и то, что принадлежность к сословию передается по наследству, способствуя относительной закрытости данной системы.
Некоторое сходство с сословной системой наблюдается в представляющей пятый тип этакратической системе (от французского и греческого — «государственная власть»). В ней дифференциация между группами происходит, в первую очередь, по их положению во властно-государственных иерархиях (политических, военных, хозяйственных), по возможностям мобилизации и распределения ресурсов, а также по тем привилегиям, которые эти группы способны извлекать из своих властных позиций. Степень материального благополучия, стиль жизни социальных групп, как и ощущаемый ими престиж связаны здесь с формальными рангами, которые эти группы занимают в соответствующих властных иерархиях. Все прочие различия — демографические и религиозно-этнические, экономические и культурные — играют производную роль.Масштабы и характер дифференциации (объемы властных полномочий) в этакратической системе находятся под контролем государственной бюрократии. При этом иерархии могут закрепляться формально-юридически — посредством чиновничьих табелей о рангах, военных уставов, присвоения категорий государственным учреждениям, — а могут оставаться и вне сферы государственного законодательства (наглядным примером может служить система советской партноменклатуры, принципы которой не прописаны ни в каких законах). Формальная свобода членов общества (за исключением зависимости от государства), отсутствие автоматического наследования властных позиций также отличают этакрати-ческую систему от системы сословий.
Этакратическая система обнаруживается с тем большей силой, чем более авторитарный характер принимает государственное правление. В древности яркие образцы этакратической системы наблюдались в обществах азиатского деспотизма (Китай, Индия, Камбоджа), расположенных, впрочем, отнюдь не только в Азии (а например, и в Перу, Египте). В двадцатом столетии она активно утверждается в так называемых «социалистических обществах» и, возможно, даже играет в них определяющую роль2. Нужно сказать, что выделение особой этакратической системы пока не традиционно для работ по стратификационным типологиям. Поэтому мы хотели бы обратить особое внимание как на историческое значение, так и на аналитическую роль этого типа социальной дифференциации.
Далее следует шестая, социально-профессиональная стратификационная система. Здесь группы делятся по содержанию и условиям своего труда. Особую роль выполняют квалификационные требования, предъявляемые к той или иной профессиональной роли — обладание соответствующим опытом, умениями и навыками. Утверждение и поддержание иерархических порядков в данной системе осуществляется при помощи сертификатов (дипломов, разрядов, лицензий, патентов), фиксирующих уровень квалификации и способность выполнять определенные виды деятельности. Действенность квалификационных сертификатов поддерживается силой государства или какой-то другой достаточно мощной корпорации (профессионального цеха). Причем, сертификаты эти чаше всего по наследству не передаются, хотя исключения в истории встречаются.