Социальная стратификация общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 20:53, контрольная работа

Описание работы

Цель моего исследования: изучить понятие «социальная стратификация»
Объект: общество
Предмет: социальная стратификация общества

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………3
Социальная стратификация общества……………………………………….4
1.1 Понятия «стратификация» и «социальная стратификация общества»
1.2 Причины социальной стратификации
1.3 Типы стратификационных систем
2. Западные социологические теории социальной стратификации.....………………………………………………………………. . 13
2.1 Теория Карла Маркса
2.2 Теория функциональной значимости
2.3 Концепции западногерманского социолога Р. Дарендорфа
2.4 Теория французского социолога А. Турена
2.5 Теория американского социолога Б. Барбера.

3. Практический вопрос………………………………………………………17
Заключение……………………………………………………………….18
Список используемой литературы……………………………………19

Файлы: 1 файл

контрольная по социологии.docx

— 54.22 Кб (Скачать файл)

Социально-профессиональное деление является одной из базовых стратификационных систем, разнообразные примеры которой можно найти во всяком обществе со сколь-либо развитым разделением труда. Это строй ремесленных цехов средневекового города и разрядная сетка в современной государственной промышленности, система аттестатов и дипломов о полученном образовании, система научных степеней и званий, открывающих дорогу к более престижным рабочим местам.

Седьмой тип представлен  наиболее популярной классовой системой. Классовый подход нередко противопоставляют стратификационному. Но для нас классовое членение есть лишь частный случай социальной стратификации. Из множества трактовок понятия «класса» мы остановимся в данном случае на более традиционной — социально-экономической. В данной трактовке классы представляют социальные группы свободных в политическом и правовом отношениях граждан. Различия между этими группами заключены в характере и размерах собственности на средства производства и производимый продукт, а также в уровне получаемых доходов и личного материального благосостояния.В отличие от многих предыдущих типов, принадлежность к классам — буржуа, пролетариев, самостоятельных фермеров и т.п. — не регламентируется высшими властями, не устанавливается законодательно и не передается по наследству (передаются имущество и капитал, но не сам статус). В чистом виде классовая система вообще не содержит никаких внутренних формальных перегородок (экономическое преуспевание автоматически переводит вас в более высокую группу).

Осталось рассмотреть  еще две стратификационные системы. Одну из них можно условно назвать культурно-символической. Дифференциация возникает здесь из различий доступа к социально значимой информации, неравных возможностей фильтровать и интерпретировать эту информацию, способностей быть носителем сакрального знания (мистического или научного). В древности эта роль отводилась жрецам, магам и шаманам, в средневековье— служителям Церкви, толкователям священных текстов , составляющих основную массу грамотного населения,  
Несколько упрощая картину, можно сказать, что для доиндустриальных обществ более характерно теократическое манипулирование; для индустриальных — партократическое; а для пост-индустриальных — технократическое манипулирование.

Наконец, последний, девятый тип стратификационной  системы следует назвать культурно-нормативным. Здесь дифференциация построена на различиях уважения и престижа, возникающих из сравнения образов жизни и норм поведения, которым следует данный человек или группа. Отношение к физическому и умственному труду, потребительские вкусы и привычки, манеры общения и этикет, особый язык (профессиональная терминология, местный диалект, уголовный жаргон) — все это ложится в основу социального деления. Причем, происходит не только разграничение «своих» и «чужих», но и ранжирование групп («благородные—не благородные», «порядочные — не порядочные», «элита —обычные люди — дно»).

Благородные манеры джентльмена, праздное времяпрепровождение аристократа, самоотверженный аскетизм религиозного подвижника, ораторское искусство идейного вождя — не только знаки высокого общественного положения. Они зачастую превращаются в нормативные ориентиры, образцы социального действия и начинают выполнять функции морального регулирования, которое и детерминирует данный тип стратификационных отношений. И это касается не только обособления элиты, но и дифференциации всех средних и низших слоев. В крестьянской общине, где формально все равны между собой, существуют «исправные хозяева», живущие «по обычаю», «по совести», и лодыри, отщепенцы, «перекати-поле». Своя нормативная культура, свои образцы поведения и своя «аристократия» есть и на самом «дне», внутри преступного мира. Появление контркультур и так называемого «антиобщественного поведения», кстати, — тоже во многом продукт морального регулирования и идеологического контроля. ( 5  стр. 49)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Западные социологические теории социальной стратификации.
    1. Теория Карла Маркса

Большинство работ Маркса связано с темой стратификации  и прежде всего с понятием общественного  класса, хотя, как ни странно, систематического анализа этого понятия он не дал. Для Маркса класс — это группа людей, находящихся в одинаковом отношении к средствам производства, с помощью которых они обеспечивают свое существование. До возникновения современной промышленности основными средствами производства были земля и орудия, использовавшиеся в земледелии и скотоводстве. Основными классами доиндустриальных обществ были владельцы земли (аристократия, мелкопоместное дворянство и рабовладельцы), и те, кто непосредственно на ней трудился (свободные крестьяне и рабы). В современных индустриальных обществах более важное значение приобретают фабрики, офисы, промышленное оборудование, а также капитал, необходимый для их приобретения. Два основных класса сейчас — это те, кто владеет такими средствами производства, то есть промышленники или капиталисты, и те, кто зарабатывает на жизнь, продавая свой труд — рабочий класс, или, если пользоваться несколько архаичным термином самого Маркса, “пролетариат”. По Марксу, отношения между классами носят характер эксплуатации. Маркс говорит лишь о двух основных общественных классах: классе собственников на средства производства и классе тех, кто не имеет собственности. Однако он понимает, что реально существующие классовые системы гораздо сложнее, чем предложенная им модель. По мнению Маркса, помимо двух основных классов существуют так называемые переходные классы. Это классовые группы, которые сохранились от прежних производственных систем и которые могут существовать еще очень долго после того, как старые системы распались. Большое внимание Маркс уделяет расслоению внутри классов. Вот некоторые из примеров такого расслоения:

В среде высшего класса нередко возникает конфликт между  финансовым капиталом (банкирами) и  промышленниками

Внутри рабочего класса имеются  люди, долгое время остающиеся безработными, и условия их жизни значительно  хуже, чем у большинства остальных рабочих. Как правило, эти группы состоят в основном из представителей этнических меньшинств. (4 стр. 57)

Марксовская концепция класса указывает на экономическое неравенство, которое является объективным фактором общественного устройства. Классовая  принадлежность определяется не представлением людей о своей социальной позиции, а объективными условиями, позволяющими одним группам получать преимущественный по сравнению с другими доступ к материальным благам.(http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/gidd/07.php)

 

    1. Теория функциональной значимости

Согласно функционалистской  теории социального неравенства, стратификация  существует, поскольку она полезна  для общества. Эта теория наиболее четко сформулирована в 1945 г. Кингсли  Дейвисом и Уилбертом Муром, позднее  ее модифицировали и усовершенствовали  другие социологи. Дейвис и Мур утверждают, что социальная стратификация не только универсальна, но и необходима, поэтому ни одно общество не может  обойтись без расслоения и классов. Система стратификации требуется  для того, чтобы заполнить все  статусы, образующие социальную структуру, и выработать у индивидов стимулы  для выполнения обязанностей, ассоциирующихся  с их положением. В связи с этим общество должно мотивировать людей  на двух уровнях: оно должно побуждать индивидов занимать разнообразные должности, поскольку не все обязанности, связанные с различными статусами, одинаково полезны для человеческого организма, одинаково важны для социального выживания и требуют одинаковых способностей и талантов. Если бы социальная жизнь была иной, не имело бы большого значения, кто какое положение занимает, и проблема социального статуса была бы значительно меньшей; когда эти должности будут заняты, общество должно пробуждать в людях желание выполнять соответствующие роли, ибо обязанности, связанные со многими должностями, рассматриваются людьми, их занимающими, как тягостные и при отсутствии мотивации многие не справились бы со своими ролями. Эти социальные реальности привели Дейвиса и Мура к мнению, что общество должно располагать, во-первых, определенными благами, которые могут использоваться в качестве побудительных мотивов для своих членов, во-вторых, способом распределения этих благ среди различных статусов. Неравенство – это тот эмоциональный стимул, который общество создало для того, чтобы решить проблему заполнения всех статусов и заставить их обладателей исполнять наилучшим образом соответствующие роли. Поскольку эти блага встроены в социальную систему, социальную стратификацию можно считать структурной особенностью всех обществ.

 На основе экономической  модели спроса и предложения  Дейвис и Мур сделали вывод,  что самыми высокооплачиваемыми  должностями являются: те, которые  занимают наиболее талантливые  или квалифицированные работники  (предложение); те, которые функционально  наиболее важны (спрос). Так, чтобы  иметь достаточно врачей, общество  должно гарантировать им высокую  заработную плату и престиж.  Если этого не будет, то, по  мнению Дейвиса и Мура, не стоит  ожидать, что кто-то будет проходить  сложный и дорогостоящий курс  обучения медицине. Итак, работники,  занимающие высокооплачиваемые  должности, должны получать вознаграждение, которое они получают; в противном  случае должности останутся невостребованными  и общество распадется. (http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/volkov/06.php

Пример функционалистского подхода — теория стратификации  Питирима Сорокина. В работе «Социальная  стратификация и мобильность» он дал определение социальной стратификации  и выделил четыре фактора, выступающих  объектом социального неравенства:

1) права и привилегии;

2) обязанности и ответственность;

3) социальное богатство  и нужда;

4) власть и влияние) ( http://www.e-college.ru/xbooks/xbook207/book/index/index.html?go=part-004*page.htm)

 

    1. Концепции западногерманского социолога Р. Дарендорфа

В западной социологии выделяют несколько концепций стратификации.

Западногерманский социолог Р. Дарендорф предложил в основу социальной

стратификации положить политическое понятие “авторитет”, которое по его

мнению, наиболее точно характеризует  отношения власти и борьбу между

социальными группами за власть. На основе этого подхода Р.Дарендорф

представляет структуру  общества состоящей из управляющих  и управляемых. Первых он, в свою очередь, делит на управляющих собственников и управляющих не собственников, или бюрократов-менеджеров. Вторых он также подразделяет на две подгруппы: высшую, или рабочую аристократию, и низшую – низкоквалифицированных рабочих. Между этими двумя основными группами он помещает так называемый “новый средний класс”

 

 

  2.4  Теория французского социолога А. Турен

Французский социолог А.Турен  предлагает определять группы по доступу к информации. Господствующее положение, по его мнению, занимают те люди, которые имеют доступ к наибольшему количеству информации.

 

  2.5  Теория американского социолога Б. Барбера.

 

Американский социолог Б. Барбер провел стратификацию по шести

показателям:

престиж, профессия, власть и могущество

уровень дохода

уровень образования

степень религиозности

положение родственников

этническая принадлежность. (http://www.ref.by/refs/72/17099/1.html)

 

 

3. В 1930–1940-е гг. американский социолог У. Уорнер на основе проведенных прикладных исследований выделил в социальной структуре американского общества шесть слоев, или, как он назвал, классов: высший высший класс, низший высший класс, высший средний класс, низший средний класс, высший низший класс, низший низший класс. Укажите используемые критерии принадлежности к каждому классу и определите качественный состав каждого класса.

Критерии принадлежности  к каждому классу: уровень образования, род занятий, величина состояния  и доход.

  1. Высший-высший класс  составляют представители династий, обладающих весьма значительными ресурсами богатства, власти, престижа в масштабах общества.

  2. Низший - высший класс составляют банкиры, видные политики, владельцы крупных фирм, которые достигли высших статусов в конкурентной борьбе или благодаря различным качествам.

  3. Высший - средний класс включает в себя преуспевающих бизнесменов, наемных управляющих фирмами, крупных юристов, врачей, научную элиту.

4. Низший - средний класс составляют наемные работники - инженеры, средние и мелкие чиновники, преподаватели, научные работники, руководители подразделений на предприятиях, высококвалифицированные рабочие и т.д.

  5. Высший-низший класс  составляют наемные рабочие, не  вошедшие в предыдущий.

6. Низший-низший класс составляют нищие, безработные и другие представители маргинальных групп http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/3533/УОРНЕР)

Заключение

 

Итак, социальная стратификация это одна из основных тем социологии, что дает понять методы и способы разделения общества на классы, определить их основные характеристики. Социальная стратификация выражает социальную неоднородность общества, существующее в нем неравенство, неодинаковость социального положения людей и их групп. Под социальной стратификацией понимается процесс и результат дифференциации общества на различные социальные группы (слои, страты), отличающиеся по своему общественному статусу. Критерии подразделения общества на страты могут быть самыми разнообразными, притом как объективными, так и субъективными. Но чаще всего сегодня выделяются профессия, доход, собственность, участие во власти, образование, престиж, самооценка личностью своей социальной позиции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

Информация о работе Социальная стратификация общества