Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 10:57, контрольная работа
В данной контрольной работе будет рассмотрена тема «Социальная сущность семьи». В рамках этой темы особое внимание будет обращено определению понятия семьи как социального института и социальной группы. Кроме того, внимание будет направлено и понятию брака - основе существования семьи. Во второй части работы приведены классификация и типология семьи и их основные характеристики. Также перечислены основные функции семьи. В третьей части контрольной работы обозначены этапы жизненного цикла семьи и события, их характеризующие.
Введение …………………………………………………………………………..3
1 Семья как социальный институт и как социальная группа. Социологический анализ семьи в единстве структурных и динамических координат………………………………………………………………………….4
2 Типология семейных структур и их основные разновидности. Основные функции семьи…………………………………………………………………….8
3 Этапы жизненного цикла семьи и события, характеризующие эти этапы ..13
Заключение ………………………………………………………...…………….15
Список использованной литературы ……………………………..……………17
Приложение 1 ……………………………………………………………………18
Приложение 2 ……………………………………………………………………19
Приложение 3 ……………………………………………………………………20
Содержание
Введение …………………………………………………………………………..
1 Семья как социальный
институт и как социальная
группа. Социологический анализ семьи
в единстве структурных и динамических
координат………………………………………………………
2 Типология семейных структур
и их основные разновидности. Основные
функции семьи…………………………………………………………………
3 Этапы жизненного цикла семьи и события, характеризующие эти этапы ..13
Заключение ………………………………………………………...…………….
Список использованной литературы ……………………………..……………17
Приложение 1 ……………………………………………………………………18
Приложение 2 ……………………………………………………………………19
Приложение 3 ……………………………………………………………………20
Введение
Социология семьи -
одна из старейших социальных дисциплин.
Проблема брака и семьи всегда представляла
массовый и устойчивый интерес. Институт
семьи всегда находился в центре внимания
социологии.
Семья имеет двойственный
характер: с одной стороны - социальный
институт, с другой - малая группа, которая
развивается и функционирует по своим
законам [1, c. 240]. Она зависит от общества,
существующего политического строя, экономических,
социальных, религиозных и иных отношений.
Брачно-семейные
отношения как одна из наиболее значимых
сфер в функционировании общества на протяжении
веков изучались многими исследователями.
Э. Дюркгейм, К. Маркс, Ф. Энгельс, М. Вебер,
П.А. Сорокин трактовали семью как “социальную
структуру, являющуюся первоосновой общества.
Разные социологические школы развивали
сформировавшиеся представления о тех
или иных аспектах функционирования семьи
как социального института и малой группы.
Семья один из самых
древних социальных институтов. Она возникла
намного раньше религии, государства,
армии, образования, рынка.
В данной контрольной работе будет рассмотрена тема «Социальная сущность семьи». В рамках этой темы особое внимание будет обращено определению понятия семьи как социального института и социальной группы. Кроме того, внимание будет направлено и понятию брака - основе существования семьи. Во второй части работы приведены классификация и типология семьи и их основные характеристики. Также перечислены основные функции семьи. В третьей части контрольной работы обозначены этапы жизненного цикла семьи и события, их характеризующие.
В настоящее время решение социальных задач в нашей стране, связанных с демографической ситуацией, поддержанием института семьи и т.д., – первоочередная проблема. Поэтому в настоящих условиях тема данной работы, несомненно, является актуальной.
1. Семья как социальный институт и как социальная группа. Социологический анализ семьи в единстве структурных и динамических координат
Социология семьи одна из наиболее развитых областей социологического знания. В нашей стране и за рубежом проводятся исследования, посвященные процессам формирования и распада семьи, характеру выполняемых ею функций, особенностям супружеских ролей и причинам семейных конфликтов, социальным и экономическим факторам, оказывающим на нее влияние и т.д. Значение этих исследований определяется ценностью института семьи, широким распространением семейно-брачных отношений в мире: по статистике около 80% наших современников живут в семьях [2, c. 95-97].
Семья представляет собой классический пример простого социального института: оно не выделяет систему управления в самостоятельную, а достигает целей за счет совместных усилий своих членов, действующих в соответствии с их статусами на основе разделения ценностей, норм и идеалов.
Несмотря на появление иных важных для общества социальных институтов, а также, невзирая на то, что со временем институт государства занял ведущие позиции, семья продолжает оставаться фактической «основоположницей» общества, его первичной ячейкой и выполняет функции, которые не в состоянии выполнить ни одна социальная организация.
Семья, под каким бы
углом зрения её ни рассматривали, столь
многослойное социальное образование,
что неудивительны упоминания о ней почти
во всех разделах социологии. Она сочетает
в себе свойства социальной организации,
социальной структуры, института и малой
группы, входит в предмет изучения социологии
воспитания и, шире, социализации социологии
образования, политики и права, труда,
культуры и т.д., позволяет лучше понять
процессы.
В любом обществе семья
имеет двойственный характер. С одной
стороны, это социальный институт, с другой
– малая социальная группа, имеющая свои
закономерности функционирования и развития.
Отсюда её зависимость от общественного
строя, существующих экономических, политических,
религиозных отношений и одновременно
– относительная самостоятельность.
Семья – это малая социальная группа общества, основанная на супружеском союзе и родственных связях (муж, жена, родители, дети и другие родственники), на совместном ведении общего хозяйства и взаимной моральной ответственности. Жизнь семьи характеризуется материальными и духовными процессами. Через семью сменяются поколения людей, в ней человек рождается, через неё продолжается род. Семья, её формы и функции напрямую зависят от общественных отношений в целом, а также от уровня культурного развития обществ. Естественно, чем выше культура общества, следовательно, тем выше культура семьи [5, c. 105-106].
Жизнедеятельность семьи включает в себя разнородные компоненты, связанные с физиологическими процессами, с психологическими взаимоотношениями людей, с экономическими условиями (производства, распределения и обмена), с демографическими изменениями, с нормами и ценностями культуры, с институтами управления, армии, здравоохранения, церкви и с развитием общества в целом. Семья представляет собой сложное, многозначное социальное образование, выполняющее одновременно роль социального института и малой социальной группы. Поэтому семья вплетена в коренные основы жизнедеятельности и образует исходные условия функционирования общества путем биологического и социокультурного замещения поколений благодаря рождению детей и поддержанию существования всех членов семьи. Без этого воспроизводства населения и социализации потомства невозможно восполнение всех социальных образований, обеспечение социальной жизни.
Как социальный институт семья характеризуется совокупностью социальных норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимоотношения между супругами, родителями и их детьми и другими родственниками. В свою очередь, институт семьи включает множество более частных институтов, таких, как институт брака, институт родства, институт материнства и отцовства, институт социальной защиты детства и др.
Важнейшей частью семьи как социального института является регулирующее ее законодательство. Существует семейное право, где закон определяет, что такое семья, каковы права и обязанности мужа и жены, детей и родителей. Закон определяет минимальный возраст заключения брака, правила раздела имущества после развода и т.д [3, c. 45].
У человеческих детенышей, в отличие от животных, самое протяженное детство. Зависимость ребенка от родителей длится до 15—18 лет. В этот период он нуждается в материнской и социальной поддержке взрослых. Подготовка к взрослой жизни происходит полностью только в семье, так как она включает в себя не только обучение, тренировку, усвоение знаний (в этом процессе семью может заменить школа), но также присвоение имени, прав наследования имущества социального статуса и положения в обществе, отождествление с определенной линией родства, т.е. генеалогию.
С институтом семьи тесно связан другой общественный институт – институт брака. Принципиальное различие института брака и института семьи состоит в том, что брак – это институт, регулирующий отношения между полами, а семья – институт, регулирующий отношения между супругами, между родителями и детьми.
Брак – это исторически обусловленная, санкционированная и регулируемая обществом форма отношений между мужчиной и женщиной, устанавливающая их права и обязанности по отношению друг к другу, к детям и к обществу. Им принято обозначать социально-правовые аспекты семейно-родственных отношений, институционализацию отношений между мужем и женой как гражданами государства. В любом обществе брак носит социальный характер, что проявляется в публичной форме его заключения, социально контролируемом подборе брачных партнеров, в факте наследования семейного имущества и т.д. Санкционируя брак, общество берет на себя определенные обязательства по его охране и налагает на людей, вступающих в брак, ответственность за материальное обеспечение и воспитание детей, следовательно и, за будущее семьи. Общество, признавая законность брака, оказывает материально-финансовую помощь семье, особенно многодетной или неполной. В большинстве обществ проводится своя семейно-демографическая политика.
В зависимости от принадлежности
к определенным типам (для женщин – женщина-мать,
женщина-женщина, женщина-дочь и для мужчин
– мужчина-отец, мужчина-мужчина, мужчина-сын),
мужчина и женщина, соединяясь в брак,
могут давать как гармоничный, так и не
гармоничный сексуальный союз. Это зависит
от того, насколько полно будут удовлетворены
ожидания друг друга. Опасность ожидает
ту пару, где совпадают однозначные типы
(например, союз «женщина-дочь» и «мужчина-сын»
будет негармоничным, так как каждый из
партнеров будет ожидать инициативы от
другого, желая получить опеку и покровительство).
Рассматривая различные
типологии сексуального поведения партнеров
в браке, можно сделать вывод, что линии сексуального
поведения в определяются особенностями
личности партнеров. В связи с этим, конфликты
в сексуальной сфере способны породить
конфликты во всех сферах жизни семьи
[10].
Итак, брак – институт,
регулирующий отношения только супругов,
а семья – институт, регулирующий кроме
того, ещё и отношения между родителями
и детьми. Сравнительный анализ данных
по бракам и разводам, зарегистрированным
в РФ приведен в приложении 1. В приложении
2 представлены данные по бракам по возрастам
жениха и невесты [9].
2. Типология семейных структур и их основные разновидности. Основные функции семьи
Социальные взаимоотношения между взрослыми мужчинами и женщинами в рамках семьи могут быть организованы по принципу супружеских или по принципу родственных связей. Самая распространенная форма организации семьи - супружеская или нуклеарная семья. Ее основу составляет пара людей (мужа и жену), связанных брачными отношениями и в ее состав также входят дети. Другой распространенной формой семейной организации является родственная (расширенная) семья [1, c. 241]. Она основывается не только на супружеских отношениях двух людей, (т.е. включает нуклеарную семью), но и на кровном родстве большого числа родственников, например дедушку и бабушку, внуков, дядю, тетю, двоюродных братьев и сестер. Значение этих двух форм семей для общества неодинаково. Так, в нашем обществе родственные связи поддерживаются в основном на уровне семейных сборов, торжеств и др. церемониальных мероприятий. А важнейшие социальные функции выполняются супружеской семьей. Это отражено и в законах, нравственных нормах, требующих, чтобы родители поддерживали своих детей. Но в них ничего не говорится об обязанностях по отношению к братьям, сестрам, тетям и дядям. Если нуклеарная семья имеет в основе супружескую пару, то основой родственной семьи являются братья и сестры в окружении их мужей, жен и детей. В большинстве родственных семей женатый мужчина (или замужняя женщина) в первую очередь остается привязанным к родительской семье и наполовину входит в семью жены (или мужа). Это имеет важные последствия. Человек в основном связан обязательствами и ответственностью с той семьей, в которой он родился, но не с той, с которой он связан узами брака. Так, женщина может не зависеть от своего мужа, но полностью быть в зависимости от своих братьев и сестер в деле защиты и воспитания детей. В таких семьях ответственность и забота распределяются среди большого числа членов семьи и, например, у ребенка появляется большая возможность для общения и социализации к большому числу социальных ролей, он в большей степени защищен от жизненных невзгод даже в случае смерти матери или ухода ее из семьи [4, c.89].
По характеру распределения семейных обязанностей, по тому, как решается в семье вопрос о лидерстве, социологи выделяют 3 основных типа семьи:
1. Традиционная, или патриархальная,
семья. Она предполагает наличие
как минимум трех поколений, роль
лидера в ней отводится
• экономическая зависимость женщины от супруга;
• привычное распределение семейных ролей: муж (отец) — добытчик и кормилец; жена (мать) — домохозяйка и воспитатель детей;
• признание безусловного приоритета мужчины в вопросах семейного главенства.
2. Неотрадиционная семья. В ней сохраняются установки на мужское лидерство и разграничение мужских и женских семейных обязанностей. Женщина наравне с мужчиной участвует в общественном труде, имеет относительную экономическую независимость, но весь домашний труд лежит на ее плечах.
3. Эгалитарная семья (семья равных). Для нее характерны:
• справедливое, пропорциональное распределение семейных обязанностей, взаимозаменяемость супругов в решении бытовых проблем (ролевая симметрия);
• обсуждение основных проблем и совместное принятие важных для семьи решений;
• эмоциональная насыщенность отношений.
Существуют и переходные типы семей, в которых ролевые установки мужчин носят более традиционный характер, нежели их фактическое поведение, либо, наоборот, при демократических ролевых установках мужчины мало участвуют в ведении домашнего хозяйства.
Семья во всех обществах развивается как социальный институт и малая группа, удовлетворяя личные и групповые потребности людей. Основными функциями семьи являются [6, c. 67-70]:
1. Репродуктивная функция.
Репродуктивная функция семьи
состоит в воспроизводстве
2. Воспитательная функция.
С социализацией молодого