Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 10:57, контрольная работа
В данной контрольной работе будет рассмотрена тема «Социальная сущность семьи». В рамках этой темы особое внимание будет обращено определению понятия семьи как социального института и социальной группы. Кроме того, внимание будет направлено и понятию брака - основе существования семьи. Во второй части работы приведены классификация и типология семьи и их основные характеристики. Также перечислены основные функции семьи. В третьей части контрольной работы обозначены этапы жизненного цикла семьи и события, их характеризующие.
Введение …………………………………………………………………………..3
1 Семья как социальный институт и как социальная группа. Социологический анализ семьи в единстве структурных и динамических координат………………………………………………………………………….4
2 Типология семейных структур и их основные разновидности. Основные функции семьи…………………………………………………………………….8
3 Этапы жизненного цикла семьи и события, характеризующие эти этапы ..13
Заключение ………………………………………………………...…………….15
Список использованной литературы ……………………………..……………17
Приложение 1 ……………………………………………………………………18
Приложение 2 ……………………………………………………………………19
Приложение 3 ……………………………………………………………………20
Семья — ячейка первичной социализации. Родители передают детям свой жизненный опыт, прививают хорошие манеры, обучают ремеслам и теоретическим знаниям, закладывают основы владения устной и письменной речью, контролируют их действия.
Социологи выделяют несколько стереотипов семейного воспитания:
• Детоцентризм — повышенное внимание к детям, основанное на ложно понимаемой к ним любви. В семьях с такой концепцией воспитания дети вырастают избалованными, не всегда приемлют ограничения, запреты и обязанности, в том числе долга перед родителями и другими членами семьи.
• Профессионализм — тенденция своеобразного отказа родителей от воспитания детей под предлогом того, что этим должны заниматься педагоги, воспитатели — профессионалы в детских садах и школах.
• Прагматизм — концепция воспитания, ориентирующая личность ребенка на достижение жизненного успеха любыми средствами. В основе ее лежит выработка у детей практичности, умения «устраивать свои дела», ориентация прежде всего на получение непосредственной материальной выгоды [7, c. 63].
3. Хозяйственно-экономическая функция. Хозяйственно-экономическая функция охватывает различные аспекты семейных отношений: ведение домашнего хозяйства, составление и использование семейного бюджета, организацию семейного потребления, проблему распределения домашнего труда, поддержку и опеку над престарелыми и инвалидами.
На реализацию хозяйственно-экономической функции семьи непосредственное влияние оказывают денежные доходы и представляемые государством социальные гарантии. Совместное ведение хозяйства повышает удовлетворённость обоих супругов как бытовой устроенность семейной жизни, так и хозяйственностью супруга, но одновременно снижает уровень социальной напряжённости и конфликтности, возникающей тогда, когда в семье хозяйничает один из супругов.
4. Рекреационная функция.
Смысл этой функции
5. Статусная функция. Каждый
человек, воспитанный в семье, получает
в качестве наследника
6. Регулятивная функция. Данная функция состоит в том, чтобы регулировать и упорядочивать отношения между полами, поддерживать семейный организм в стабильном состоянии, обеспечивать оптимальный ритм его функционирования и развития, осуществлять первичный контроль и соблюдение членами семьи общественных норм личной, групповой и общественной жизни.
С течением времени происходят изменения в функциях семьи: одни утрачиваются, другие появляются в соответствии с новыми социальными условиями. Повысился уровень терпимости к нарушениям норм поведения в сфере брачно-семейных отношений (рождениям внебрачных детей, супружеским изменам и т. п.). Развод перестал рассматриваться как наказание за недостойное поведение в семье.
Нарушения функций семьи — это такие особенности ее жизнедеятельности, которые затрудняют или препятствуют выполнению семьей ее функций. Способствовать нарушениям может: особенности личностей ее членов и взаимоотношений между ними, определенные условия жизни семьи. Например, причиной нарушений воспитательной функции семьи может стать и отсутствие у родителей соответствующих знаний и навыков, и нарушения в их отношениях (конфликты по вопросам воспитания, вмешательство других членов семьи и т. д.).
3. Этапы жизненного цикла семьи и события, характеризующие эти этапы
Жизненный цикл семьи – последовательность значимых, этапных событий в существовании семьи – начинается с заключения брака и кончается его расторжением, то есть разводом. Не разведенные супруги, проходящие все стадии жизненного цикла, послужили ученым в качестве идеального типа для выделения этапов жизненного цикла семьи. Гораздо сложнее построить схему жизненного цикла для супругов, которые несколько раз разводились и создавали повторные семьи [8, c. 54].
В социологической литературе чаще рассматривают цикл семейной жизни как процесс, организованный вокруг развития ребенка и определяемый стадиями родительства. В связи с этим отечественный социолог А.И. Антонов выделяет 4 основные стадии жизненного цикла [2, с.101]:
• Заключение брака служит первой, или начальной стадией семьи. По прошествии некоторого времени у молодых супругов появляется первый ребенок. В России средний возраст впервые вступающих в брак ниже, чем в Европе и США, и составляет 21,7 года для женщин и 23 – для мужчин. В Западной Европе соответствующие показатели – 25,7 и 28,4. Это связано в первую очередь со спецификой западной системы образования. Эта фаза продолжается от момента заключения брака до рождения последнего ребенка и называется стадией роста семьи. Важнейшие задачи, решаемые на этом этапе: психологическая адаптация супругов к условиям семейной жизни и психологическим особенностям друг друга; приобретение жилья и совместного имущества; формирование отношений с родственниками. Сложный процесс формирования внутрисемейных и вне семейных отношений, сближения привычек, представлений, ценностей на данном этапе протекает весьма интенсивно и напряженно. Косвенное отражение всех этих трудностей – количество и причины разводов.
• Вторая стадия начинается с момента рождения последнего ребенка и продолжается до того времени, когда из родительской семьи отселяется первый взрослый ребенок, обзаведшийся собственной семьей. На этой стадии возможна задержка в отделении детей, например, из-за отсутствия жилья; вариантами этой стадии могут стать «продолженная социализация», когда вступление взрослых детей в брак откладывается из-за учебы или каких-то других обстоятельств; либо «затяжная социализация», когда взрослый человек остается холостяком, продолжая жить со своими родителями.
• Третья стадия - процесс отселения взрослых детей. Она может быть очень длинной, если дети рождаются через большие промежутки времени, и очень короткой, если следующие один за другим по годам рождения дети по очереди покидают семью. Ее называют «зрелой» фазой. В это время у первых отселившихся детей рождаются собственные дети, и родительская семья часто превращается в место, где воспитываются внуки. Члены семьи приобретают активное участие в домашнем труде и уходе за детьми, появляются новые роли «бабушек и дедушек», особенно в первые годы жизни внуков. Часть проблем, с которыми сталкиваются дети на первых этапах своей семейной жизни перекладывается на старшее поколение.
• Четвертая стадия – стадия одиночества в старости, или стадия «затухания». Она заканчивается со смертью одного или обоих супругов. На данном этапе ресурсы возраста, физического здоровья, может и психологического здоровья, могут быть истощены. Особенно если прохождение жизненных циклов семьи были для супругов «болезненными». Факт ухода на пенсию по-разному влияет на мужчин и женщин. Мужчины острее ощущают утрату продуктивности и социальных связей. У женщин проблем гораздо меньше, особенно если они продолжают вести домашнее хозяйство.
Завершающая стадия жизненного цикла как бы повторяет первую, брачная пара остается наедине с собой. Разница заключается лишь в возрасте – в начале это молодая пара, а теперь она состарилась.
Заключение
Таким образом, семья – это малая социальная группа общества, основанная на супружеском союзе и родственных связях (муж, жена, родители, дети и другие родственники), на совместном ведении общего хозяйства и взаимной моральной ответственности.
Первоначальную основу семейных отношений составляет брак. Брак – это исторически обусловленная, санкционированная и регулируемая обществом форма отношений между мужчиной и женщиной, устанавливающая их права и обязанности по отношению друг к другу, к детям и к обществу.
В социологии семьи выделяют следующие типы семейной организации: традиционная семья, нетрадиционная семья, эгалитарная семья.
К функциям семьи как основного социального института относятся: репродуктивная функция, воспитательная функция, регулятивная функция, статусная функция, хозяйствнно-экономическая функция, рекреационная функция.
Семья как социальный институт проходит ряд этапов, последовательность которых складывается в семейный цикл или жизненный цикл семьи, на каждом этапе семья обладает специфическими социальными и экономическими характеристиками.
Семья – единственный
и незаменимый производитель самого человека,
продолжение рода. Но, к сожалению, выполняет
она эту главную функцию со сбоями. И зависит
это не только от нее, но
и от общества. Семья возникает из потребности
удовлетворить личные потребности и интересы
индивидов. Являясь частью общества, она
соединяет их с общественными интересами.
Личные потребности организуются на основе
принятых в обществе норм, ценностей, образцов
поведения и часто происходит так, что
бесцеремонное вмешательство общества
в жизнь семьи разрушала ее и жизнь людей
ее составляющих, доводило ее до нищенского
существования.
Причин побуждающих людей объединятся
в семейные группы, создавать устойчивые
связи и взаимодействия много, но основой
в первую очередь являются потребности
человека. Говоря научным языком, духовные,
физиологические и сексуальные потребности
мужчины и женщины побуждают их объединятся для совместного осуществления
целей: воспроизводство человеческого
рода, создание материальных условий существования
- жилища, одежды, питания; удовлетворения
потребности в детях, биологической зависимости
детей от родителей, потребности в сексе.
Социальные исследования, проведенные
в нашей стране, показывают, что около
40% женатых мужчин и около 50% замужних женщин
заключили свой союз по любви, у остальных
доминируют другие мотивы. Однако, положительные
тенденции не могут снизить остроту кризиса
современной семьи, отрицательные преобладают.
Характерной чертой семьи является ее
нестабильность: от 30 до 50% заключенных
браков распадаются. Причины кризиса семьи
многогранны. Поэтому в настоящее время решение социальных
задач в нашей стране, связанных с демографической
ситуацией, поддержанием института семьи
и проведением мероприятий социальной
помощи населению – первоочередная проблема.
Официальные данные по рождаемости в РФ
за последние годы наглядно представлен
на диаграмме в приложении 3 [9].
Таким образом, можно выделить три основные «горячие точки» в современных семейно-брачных отношениях: 1) проблема стабильности семьи, 2) проблема рождаемости и 3) проблема напряженности в сфере быта. Но даже высокий уровень разводов не означает распада брака как института и кризиса семьи вообще. Напротив, семья признается безусловной ценностью всеми возрастными категориями. Речь идет только о качестве семейных отношений, к которым люди предъявляют все более высокие требования.
Список использованной литературы
1. Социология: учебник для вузов / под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.
2. Социология семьи: учебник / под ред. проф. А.И.Антонова. – 2-е изд. – М.: ИНФРА М, 2007.
3. Социология: курс лекций. Учебное пособие / под ред. Ю.Г.Волкова и др. –Ростов-на-Дону, 2006.
4. Социология семьи: учебное пособие / под ред. Е.И.Зритневой. – М.: Гуманитар. изд. центр «Владос», 2006.
5. Социология: краткий курс / под д.ред. Б.А.Исаева. СПб, 2007.
6. Социология: учебное пособие / под ред. Г.И.Козырева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИД «Форум», 2010.
7. Социология: учебник для вузов / под ред. А.И.Кравченко, В.Ф.Анурина. – СПб.: Питер, 2007.
8. Социология: курс лекций / под ред. А.А.Радугина, К.А.Радугина. – М.: Библионика, 2006.
9. www.gks.ru
10. http://gendocs.ru
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Официальные данные по бракам, зарегистрированным в РФ
Официальные данные по разводам, зарегистрированным в РФ
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Диаграмма по официальным бракам по возрастам жениха
Диаграмма по официальным бракам по возрастам невесты
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Диаграмма по числу зарегистрированных родившихся в РФ