Социальная сущность семьи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 21:37, курсовая работа

Описание работы

Цель работы:
Раскрыть тему «Социальная сущность семьи». Наиболее детально рассмотреть её важнейшие отличительные особенности и черты, то есть необходимо рассмотреть семью в качестве социального института и в качестве малой социальной группы. Провести тщательный анализ и разобраться в значении и роли семьи рассматриваемой в данных аспектах.
Задачи работы:
Провести социологический анализ семьи в единстве структурных и динамических координат. Рассмотреть семью как социальный институт и как социальную группу
Изучить типология семейных структур и их основные разновидности, основные функции семьи.
Назвать этапы жизненного цикла семьи и кратко сформулируйте события, характеризующие эти этапы.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………..3
Социологический анализ семьи в единстве структурных и динамических координат. Семья как социальный институт и как социальная группа. …........4
Типология семейных структур и их основные разновидности. Основные функции семьи……………………………………………………………………..8
Этапы жизненного цикла семьи и события, характеризующие эти этапы…13
Заключение…………………………………………………………………………….18
Список используемой литературы………………………………………………….19

Файлы: 1 файл

Социология - копия.docx

— 40.54 Кб (Скачать файл)

мужское лидерство  и разграничение мужских и  женских семейных обязанностей, но в отличие от семей первого  типа без достаточных на то объективных  экономических оснований. Такой  тип семьи социологи называют эксплуататорским, поскольку наряду с правом на равное с мужчиной участие  в общественном труде женщина  получает «исключительное» право на домашний труд.

  1. Эгалитарная семья (семья равных). Для семьи такого типа

характерны: а) справедливое, пропорциональное разделение домашних обязанностей между членами  семьи, взаимозаменяемость супругов в  решении бытовых проблем; б) обсуждение основных проблем и совместное принятие важных для семьи решений; в) эмоциональная  насыщенность отношений.

        Существуют и переходные типы  семей, в которых ролевые установки  мужчин носят более традиционный  характер, нежели их фактическое  поведение, либо, наоборот, при демократических  ролевых установок мужчины мало  участвуют в ведении домашнего  хозяйства.

        Семья выполняет целый ряд функций, среди которых важнейшими являются репродуктивная, культурного наследия, социального контроля, эмоционально-психологического стабилизатора и т.д.

  • Репродуктивная функция обусловлена необходимостью продолжения

человеческого рода.

        Репродуктивная функция включает  в себя воспроизводство в детях  численности родителей, т.е. принимает  участие в количественном и  качественном воспроизводстве населения.  Можно сказать, что это –  самая важная функция. Ведь, рассуждая  логически, чтобы через 25-30 лет  население нашей страны было  не меньше, чем сейчас, необходимо, чтобы детей в семье было  не меньше чем родителей.

Основными факторами, обусловливающими сокращение величины семьи, являются: падение рождаемости; тенденция к отделению молодых  семей от родительских; увеличение в населении доли семей с одним  родителем в результате роста  разводов, рождения детей одинокими  матерями; качество здоровья населения  и уровень развития здравоохранения  в стране.

  • Функция культурного наследия, благодаря которой, семья

поддерживает  культурную непрерывность общества путём передачи культурного наследства следующим поколениям.

  • Функция социального контроля, особое место занимает у молодого

поколения. Её содержание составляют моральная  регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также регламентация обязательств между супругами, родителями и детьми, представителями старшего и младшего поколений. Сюда входит формирование и  поддержание моральных и правовых санкций при нарушении социальных норм членами семьи.

  • Функция эмоционально-психологического стабилизатора заключается

в том, что  семья обеспечивает индивидам удовлетворение эмоциональных потребностей, потребление  интимной совместной жизни, даёт ощущение безопасности, обеспечивает эмоциональное  равновесие, а поэтому предотвращает  дезинтеграцию личности.

  • Воспитательная функция. Воспитание ребёнка в семье – сложный

социально-педагогический процесс. Возможность воспитательного  воздействия на ребёнка заложена уже в самой природе отношения  родителей к детям, сущность которого заключена в разумной опеке, сознательной заботе старших го младших. Существуют различные по характеру требования родителей и особенности взаимоотношений  родителей и детей.

Требование  родителей реализуются в их сознательной воспитательной деятельности с помощью  убеждения, определённого образа жизни  и деятельности ребёнка и т.д. Личный пример родителей – важнейшее  средство влияния на воспитание ребёнка. Не имея достаточных знаний и опыта, ребёнок копирует взрослых, подражает  их действиям. Характер отношений родителей, степень их взаимного согласия, внимания, чуткости и уважения, способы решения  различных проблем, тон и характер разговоров – всё это воспринимается ребёнком и становится образцом для  его собственного поведения.

  • Экономическая и хозяйственно-бытовая функция. Семья,

функционирующая в качестве социального института, тесно связана с производством  и распределением материальных благ. Включаясь в процесс производства материальных благ, трудоспособные члены  семьи осуществляют функцию средств  жизни, в том числе для нетрудоспособных и несовершеннолетних членов семьи, т.е. экономическую функцию. Успешное осуществление семьёй данной функции  позволяет ей непосредственно включится  в экономическую структуру общественного  производства, благотворно влиять на неё и вместе с тем определяет уровень материального благосостояния семьи как особого социального  института. С ней тесно связана  хозяйственно-бытовая функция, проявляющаяся  в оказании хозяйственно-бытовых  услуг одними членами семьи другим. Совместное ведение хозяйства повышает удовлетворённость обоих супругов как бытовой устроенность семейной жизни, так и хозяйственностью супруга, но одновременно снижает уровень  социальной напряжённости и конфликтности, возникающей тогда, когда в семье  хозяйничает один из супругов.

  • Досуговая функция семьи имеет своей целью организацию

рационального и благотворного для членов семьи  проведения свободного времени, оказание им поддержки в развитии своих  способностей и талантов, в удовлетворении потребностей в совместном ведении  досуга, взаимообогащении интересов.

  • Функция духовного общения обеспечивает развитие членов семьи, их

духовное  взаимообогащение, поддержание дружеских  отношений и моральную ответственность  друг перед другом.

  • Защитная функция. Во всех обществах институт семьи осуществляет в

разной степени  физическую, экономическую и психологическую  защиту своих членов.

  • Функция социализации. Несмотря на большое число институтов,

участвующих в социализации личности, центральное  место в этом процессе, безусловно, занимает семья. Это объясняется, прежде всего, тем, что именно в семье  осуществляется первичная социализация индивида, закладываются основы его  формирования как личности.

  • Генеративная функция характеризуется необходимостью продолжения

человеческого рода, что является не только биологической  потребностью, но также имеет огромное экономическое значение для сохранения популяции.

  • Гедонистическая функция, которую принято считать функцией

здорового секса, связана с наличием у человека общебиологической половой потребности, удовлетворение которой так же важно  и необходимо, как потребности  в еде, жилище и т.д.

  • Коммуникативная функция заключается в удовлетворении потребности

человека  в двух противоположных явлениях - общении и уединении.

         В своём единстве перечисленные  функции представляют систему  семейных отношений, возникновение  в этой системе дисфункции, т.е.  рассогласования в их взаимодействии  как целого, приводит систему  в аномальное состояние. Игнорирование,  а порой и полный отказ семьи  по тем или иным причинам  от выполнения какой-либо функции,  дестабилизирует семейный образ  жизни, возникает угроза её  распада. Семьи, социальное функционирование  которых по субъективным или  объективным причинам затруднено, характеризуются как семьи социального  риска.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Этапы жизненного цикла семьи  и события, характеризующие эти

этапы.

      Семья – это в первую очередь  социальная система, находящаяся  в постоянном взаимообмене с  окружающей средой. Функционирование  семьи подчиняется двум основным  взаимодополняющим законам –  закону направленности на сохранение  постоянства и стабильности  и  закону развития. Закон развития  означает, что семья, как и любая  система, может быть охарактеризована  в историческом аспекте в терминах  генезиса, развития и прекращения  существования. Поэтому можно  говорить о жизненном цикле  семьи и определенной периодичности  и последовательности стадий  ее трансформации от возникновения  до прекращения жизнедеятельности. 

       Жизненный цикл семьи– это история жизни семьи, ее протяженность во времени, собственная динамика; жизнь семьи, отражающая повторяемость, регулярность семейных событий.

      Семейные события – наиболее  значимые для жизни семьи события,  существенно влияющие на изменение  семейной структуры. Совокупности  семейных событий образуют основные  этапы семейного цикла. 
       Жизненный цикл развития семьи определяется объективными событиями (рождение, смерть) и осуществляется в контексте возрастных изменений всех членов семьи. Возрастно-психологические изменения, касающиеся личности каждого члена семьи, коренным образом преобразуют жизнь последней: изменяются система потребностей и мотивов личности, способы ее поведения и деятельности, социальный статус членов семьи, а следовательно, стиль общения и характер функционирования семьи в целом.

      Существуют различные классификации  этапов жизненного цикла семьи.  Э. Дюваль в жизненном цикле  были выделены 8 стадий на основе  такого критерия, как репродуктивная  и воспитательная функции семьи  (наличие или отсутствие детей  в семье и их возраст).

  • Первая стадия. Формирующаяся семья (0–5 лет), детей нет.
  • Вторая стадия. Детородящая семья, возраст старшего ребенка до 3-х лет.
  • Третья стадия. Семья с детьми-дошкольниками, старшему ребенку 3–6 лет.
  • Четвертая стадия. Семья с детьми-школьниками, старшему ребенку 6-13 лет.
  • Пятая стадия. Семья с детьми-подростками, старшему ребенку 13–21 год.
  • Шестая стадия. Семья, «отправляющая» детей в жизнь.
  • Седьмая стадия. Супруги зрелого возраста.
  • Восьмая стадия. Стареющая семья.

      Естественно, не любую семью  можно рассматривать через призму  этой классификации; существуют  многочисленные семейные группы, которые «не вписываются» ни  в одну классификацию. Например, семьи с детьми, сильно отличающимися  по возрасту, много раз вступавшие  в брак и имеющие детей от  предыдущих браков, неполные (с одним  из родителей) семьи, проживающие  с родителями одного из супругов, и т. д. 

      Рассмотрим другую классификацию,  которая состоит из 7 этапов:

      1.    Период добрачного ухаживания. Главными задачами данного этапа являются достижение частичной психологической и материальной независимости от родительской семьи, приобретение опыта общения с другим полом, выбор брачного партнера, приобретение опыта эмоционального и делового взаимодействия с ним. 
      2.     Заключение брака и фаза без детей. На этой стадии супружеская пара должна установить, что изменилось в их социальном статусе, и определить внешние и внутренние границы семьи: кто из знакомых мужа или жены будет «допущен» в семью и как часто; насколько разрешено пребывание супругов вне семьи без партнера; насколько допустимо вмешательство в брак со стороны родителей супругов (на этой стадии очень важно, как новая семья воспримет невестку или зятя).

      Вообще, в этот период молодой  супружеской паре надо провести  огромное количество переговоров  и установить множество соглашений  по самым разным вопросам. Во-первых, следует принять изменения в  интенсивности чувств, установить  психологическую и пространственную  дистанции с генетическими семьями,  приобрести опыт взаимодействия  в решении вопросов организации  повседневного быта семьи, принять  и провести первичное согласование  супружеских (семейных) социальных  ролей. Во-вторых, предстоит решить  вопрос о материальном обеспечении  и финансовой поддержке семьи:  кто будет зарабатывать деньги, к какому слою общества семья  будет относиться. В-третьих, необходимо  создать интимность во взаимоотношениях, которая может сопровождаться  появлением сексуальных проблем  вследствие неопытности, разницы  в воспитании, уровне желаний  и т. д. 

        3.   Молодая семья с маленькими  детьми. Для данного этапа свойственно разделение ролей, связанных с отцовством и материнством, их согласование, материальное обеспечение новых условий жизни семьи, приспособление к большим физическим и психическим нагрузкам, ограничению общей активности супругов за пределами семьи, недостаточной возможности побыть в одиночестве и т. д.

Информация о работе Социальная сущность семьи