Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 21:37, курсовая работа
Цель работы:
Раскрыть тему «Социальная сущность семьи». Наиболее детально рассмотреть её важнейшие отличительные особенности и черты, то есть необходимо рассмотреть семью в качестве социального института и в качестве малой социальной группы. Провести тщательный анализ и разобраться в значении и роли семьи рассматриваемой в данных аспектах.
Задачи работы:
Провести социологический анализ семьи в единстве структурных и динамических координат. Рассмотреть семью как социальный институт и как социальную группу
Изучить типология семейных структур и их основные разновидности, основные функции семьи.
Назвать этапы жизненного цикла семьи и кратко сформулируйте события, характеризующие эти этапы.
Введение………………………………………………………………………………..3
Социологический анализ семьи в единстве структурных и динамических координат. Семья как социальный институт и как социальная группа. …........4
Типология семейных структур и их основные разновидности. Основные функции семьи……………………………………………………………………..8
Этапы жизненного цикла семьи и события, характеризующие эти этапы…13
Заключение…………………………………………………………………………….18
Список используемой литературы………………………………………………….19
Принципиально важную
Происходит сужение зоны
4. Семья с детьми-школьниками
(семья среднего возраста). Время поступления
ребенка в школу часто сопровождается
наступлением кризиса в семье. Конфликт
между родителями становится более явным,
так как продукт их воспитательной деятельности
оказывается объектом всеобщего обозрения.
Они впервые переживают тот факт, что ребенок
когда-то вырастет и покинет дом, а они
останутся наедине друг с другом.
На этой стадии родители
5. Семья зрелого возраста, которую покидают дети. Данная стадия жизненного цикла семьи характеризуется высокой степенью тревоги. Специфическими для супружеских отношений становятся переживания утраты любви, разочарование, «обесценивание» партнера и снижение чувства субъективной удовлетворенности браком.
Дети должны ощущать себя
6. Стареющая семья. На этой
стадии старшие члены семьи выходят на
пенсию или работают неполный рабочий
день. На данном этапе возобновляются
супружеские отношения, придается новое
содержание семейным функциям (например,
воспитательная функция выражается участием
в воспитании внуков). Уход на пенсию может
сделать проблему пребывания наедине
друг с другом еще более острой. Кроме
того, недостаток в самореализации может
привести к возникновению симптомов. Вместе
с тем симптомы одного из супругов помогают
другому приспособиться к жизни на пенсии.
7. Последняя фаза
жизненного цикла семьи. В отличие от предшествующих
стадий жизненного цикла семьи необходимость
изменения ее ролевой структуры определяется
неравномерностью процессов старения
супругов и утраты их прежних возможностей.
Большое значение имеет также фактор прекращения
профессиональной деятельности, влияющий
на распределение ролей «кормильца» и
«хозяйки (хозяина) дома» между супругами.
Особенно важную роль на этой
стадии жизненного цикла семьи
начинает играть ее среднее
поколение, от которого
Заключение.
Именно семья признается всеми исследователями основным носителем культурных образцов, наследуемых из поколения в поколение, а также необходимым условием социализации личности. Именно в семье человек обучается социальным ролям, получает основы образования, навыки поведения.
Наличие личных потребностей в семье и детях, личных желаний и влечений к браку и семье — очень важное обстоятельство, показывающее, что существование семьи и общества возможно только потому, что миллионы людей испытывают потребность в семейном образе жизни и потребность в детях, и лишь благодаря этому происходит воспроизводство населения. Если представить себе, вообразить иные формы социальной организации воспроизводства населения, основанные не на личных мотивах людей, а на принуждении, то эти формы уже не могут считаться семьей в привычном социокультурном смысле, релевантном всем известным из истории типам семьи.
Таким образом, мы видим, что семья является основой всех социальных институтов, и, говоря о развитии семьи, подразумеваем развитие общества в целом.
Список используемой литературы