Социальная сущность семьи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 21:37, курсовая работа

Описание работы

Цель работы:
Раскрыть тему «Социальная сущность семьи». Наиболее детально рассмотреть её важнейшие отличительные особенности и черты, то есть необходимо рассмотреть семью в качестве социального института и в качестве малой социальной группы. Провести тщательный анализ и разобраться в значении и роли семьи рассматриваемой в данных аспектах.
Задачи работы:
Провести социологический анализ семьи в единстве структурных и динамических координат. Рассмотреть семью как социальный институт и как социальную группу
Изучить типология семейных структур и их основные разновидности, основные функции семьи.
Назвать этапы жизненного цикла семьи и кратко сформулируйте события, характеризующие эти этапы.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………..3
Социологический анализ семьи в единстве структурных и динамических координат. Семья как социальный институт и как социальная группа. …........4
Типология семейных структур и их основные разновидности. Основные функции семьи……………………………………………………………………..8
Этапы жизненного цикла семьи и события, характеризующие эти этапы…13
Заключение…………………………………………………………………………….18
Список используемой литературы………………………………………………….19

Файлы: 1 файл

Социология - копия.docx

— 40.54 Кб (Скачать файл)

        Принципиально важную особенность  данной стадии жизненного цикла  семьи составляет переход супругов  к началу реализации родительской  функции. Формирование родительской  позиции – процесс во многих  отношениях переломный, кризисный  для обоих родителей, в значительной  мере предопределяющий судьбу  развития детей в семье, характер  детско-родительских отношений и  развитие личности самого родителя.

       Происходит сужение зоны общения  жены. Материальное снабжение ложится  на мужа, поэтому он «освобождает»  себя от ухода за ребенком. На этой почве могут возникать  конфликты из-за перегруженности  жены домашними заботами и  стремлением мужа «отдохнуть»  за пределами семьи.  
       4.  Семья с детьми-школьниками (семья среднего возраста). Время поступления ребенка в школу часто сопровождается наступлением кризиса в семье. Конфликт между родителями становится более явным, так как продукт их воспитательной деятельности оказывается объектом всеобщего обозрения. Они впервые переживают тот факт, что ребенок когда-то вырастет и покинет дом, а они останутся наедине друг с другом.

       На этой стадии родители решают  вопрос всестороннего развития  ребенка (одновременные занятия  спортом, музыкой, иностранным  языком) или выбора занятия по  интересам и склонностям. Наряду  с этим приучают ребенка (подростка)  к домашним обязанностям, их распределению,  совмещению с учебой. Возможен  перевод в другую школу (либо  в связи с переездом, либо  для углубленного изучения какого-либо  учебного предмета). Даже при достижении  детьми подросткового возраста  родители по-прежнему опекают  их, не доверяя им самостоятельно  принимать решения .

     5.  Семья зрелого возраста, которую  покидают дети. Данная стадия жизненного цикла семьи характеризуется высокой степенью тревоги. Специфическими для супружеских отношений становятся переживания утраты любви, разочарование, «обесценивание» партнера и снижение чувства субъективной удовлетворенности браком. 

       Дети должны ощущать себя взрослыми  людьми (то есть они приближаются  к первой стадии): у них возникают  долговременные связи, возможна  женитьба (замужество), в семейную  группу включаются новые члены.  Здесь, вынужденное проживание  молодых с родителями. Появляются  внуки, и встает вопрос о  том, что бабушка должна оставить  работу. Однако сделать это сложно, так как современным бабушкам  часто бывает далеко до выхода  на пенсию по возрасту.

      6.    Стареющая семья. На этой стадии старшие члены семьи выходят на пенсию или работают неполный рабочий день. На данном этапе возобновляются супружеские отношения, придается новое содержание семейным функциям (например, воспитательная функция выражается участием в воспитании внуков). Уход на пенсию может сделать проблему пребывания наедине друг с другом еще более острой. Кроме того, недостаток в самореализации может привести к возникновению симптомов. Вместе с тем симптомы одного из супругов помогают другому приспособиться к жизни на пенсии.  
       7. Последняя фаза жизненного цикла семьи. В отличие от предшествующих стадий жизненного цикла семьи необходимость изменения ее ролевой структуры определяется неравномерностью процессов старения супругов и утраты их прежних возможностей. Большое значение имеет также фактор прекращения профессиональной деятельности, влияющий на распределение ролей «кормильца» и «хозяйки (хозяина) дома» между супругами.

       Особенно важную роль на этой  стадии жизненного цикла семьи  начинает играть ее среднее  поколение, от которого зависят  эмоциональная поддержка и уход  за больными и нуждающимися  в помощи пожилыми родителями. Исследователями обнаружено, что  дочери значительно чаще помогают  своим престарелым родителям,  чем сыновья. Помощь включает  покупку продуктов, уборку, приготовление  еды, уход за больными прародителями.  Достаточно часто дочери бывают  вынуждены сменить место работы  для разрешения проблем ухода  за тяжелобольными родственниками.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Именно  семья признается всеми исследователями  основным носителем культурных образцов, наследуемых из поколения в поколение, а также необходимым условием социализации личности. Именно в семье  человек обучается социальным ролям, получает основы образования, навыки поведения.

Наличие личных потребностей в семье и  детях, личных желаний и влечений к браку и семье — очень  важное обстоятельство, показывающее, что существование семьи и  общества возможно только потому, что  миллионы людей испытывают потребность  в семейном образе жизни и потребность  в детях, и лишь благодаря этому  происходит воспроизводство населения. Если представить себе, вообразить иные формы социальной организации  воспроизводства населения, основанные не на личных мотивах людей, а на принуждении, то эти формы уже  не могут считаться семьей в привычном  социокультурном смысле, релевантном  всем известным из истории типам  семьи.

Таким образом, мы видим, что семья  является основой всех социальных институтов, и, говоря о развитии семьи, подразумеваем  развитие общества в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  используемой литературы

  1. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. Учебное пособие для вузов. М., 1996.
  2. Бельский В.Ю., Беляев А.А., Лошаков Д.Г. Социология. Учебник./под ред. Лошакова Д.Г., М., 2002.
  3. Социология. Учебник для вузов./под ред. проф. Лавриненко В.Н. 3е изд., М., ЮНИТИ-ДАНА, 2004.
  4. Зритнева Е.И. Социология семьи: учебное пособие. М., Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006.
  5. Мацковский М.С., Олсон Д.Г. Семья в России и в США: сравнительный обзор./Семья на пороге тысячелетия. М., 1995.
  6. Солодовников В.В. Семья: социологическая и социально-психологическая парадигма./Социологические исследования. 1994, п. 6/.
  7. Ян Щепаньский. «Элементарные понятия социологии». М., 1969

 



Информация о работе Социальная сущность семьи