Социальная защита детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 08:13, реферат

Описание работы

Социальная защита как особый социальный институт современного государства является показателем социальной уверенности, социальной гарантией достойного развития каждого члена общества и сохранения источника средств к существованию при наступлении социальных рисков.

Содержание работы

1. ВВЕДЕНИЕ
2. ПРОБЛЕМАТИКА В ОБЛАСТИ СОЦЗАЩИТЫ ДЕТСТВА
3. НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОЦЗАЩИТЫ ДЕТСТВА
4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
5. ЛИТЕРАТУРА

Файлы: 1 файл

Реферат Соцзащита детей.doc

— 85.00 Кб (Скачать файл)
 

      Дальневосточный государственный  университет

ИПиО 
 
 
 
 
 
 
 

      Реферат 
 

      Тема: Социально-правовая защита детей 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Выполнила Сидоренко Ольга Владимировна

      группа 
 
 

      Владивосток 2010 г. 
 
 
 

      ПЛАН 

    1. ВВЕДЕНИЕ
 
    1. ПРОБЛЕМАТИКА В ОБЛАСТИ СОЦЗАЩИТЫ ДЕТСТВА
 
    1. НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОЦЗАЩИТЫ ДЕТСТВА
 
    1. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
 
    1.   ЛИТЕРАТУРА
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  1. ВВЕДЕНИЕ
 

Всеобщая  декларация прав человека 1948 г. в ст. 22 провозгласила, что каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение. Это право по своему характеру должно позволять обеспечивать с учетом имеющихся у общества материальных возможностей достойное существование человека при наступлении таких жизненных ситуаций, когда он не в состоянии получать источник дохода в обмен на затраченный труд. Нормы декларации связывают реализацию права каждого человека на достойный жизненный уровень не только в период, когда человек трудится, но и в случаях безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иных случаев утраты средств к существованию по независящим от гражданина обстоятельствам.

Согласно  ст. 39 Конституции РФ каждому гражданину России гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

      Социальная  защита и социальное обеспечение  в государственно-организованном обществе – это область сплетения жизненно важных интересов граждан, отношений собственности и распределения, правовых приемов и способов их регулирования, социальной политики государства и социально-экономических прав человека. Это также и сфера преломления таких общечеловеческих ценностей, как равенство, социальная справедливость, гуманизм, моральные устои общества. Целевое предназначение социального обеспечения состоит, прежде всего, в том, что оно является особой формой удовлетворения потребностей в источниках средств к существованию престарелых и нетрудоспособных. Тем более важной является социальная защита детей, как еще не дееспособных членов общества.

      По  своей экономической природе социальное обеспечение прямо или косвенно связано с распределительными и перераспределительными отношениями общества.

      Нужно отметить, что в современном обществе социальное обеспечение перестало  выступать в виде доброхотства, облагодетельствования, предоставляемого более обеспеченными слоями общества его менее обеспеченным категориям граждан. Оно также не может рассматриваться в качестве права-привилегии отдельных слоев общества.

      Социальная  защита как особый социальный институт современного государства является показателем социальной уверенности, социальной гарантией достойного развития каждого члена общества и сохранения источника средств к существованию при наступлении социальных рисков.  
 

2. ПРОБЛЕМАТИКА СОЦ. ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ 

      В России до настоящего времени не произошло  формирования достаточно четких подходов к реформированию сложившейся системы  социальной защиты, для которой характерны чрезвычайно высокая патерналистская роль государства и крайне слабо обозначенные общественные институты. В течение последних лет социальная защита населения России ориентировалась на адресное оперативное решение самых острых, кризисных, жизненных проблем отдельных категорий граждан на заявительной основе. На определенном этапе этот путь был наиболее реальным для практического решения задач в этой сфере и представлялся удачным. Однако время показало, что такой подход не дает долгосрочного эффекта, поскольку не нацелен на профилактику повторений кризисных ситуаций, на перспективную социальную защиту каждого конкретного человека и населения в целом.

      Происходящие  в стране реформы, нацеленные на упорядочение всех сфер жизни, требуют изменений в социальной сфере, в том числе создания высокоэффективной, ориентированной на ожидания общества системы многопрофильной целевой социальной защиты населения, которая должна обеспечивать комплексное разностороннее содействие человеку в решении различных, вызывающих необходимость социальной защиты, проблем на протяжении всей его жизни – начиная с периода вынашивания матерью ребенка и завершая достойным погребением человека. В этой связи социальную защиту следует рассматривать как защиту от социальных рисков потери или ограничения экономической самостоятельности и социального благополучия человека.

      Одним из самых значимых направлений является социальная защита детей, детства и  отрочества.  Оно должно быть ориентировано  на создание условий жизни и развития детей, позволяющих всем детям, независимо от того в какой семье они родились и живут, иметь наилучшие возможности для сохранения их здоровья, материального благополучия, свободного доступного образования, дошкольного и школьного воспитания, гармоничного духовно-нравственного развития, реализации своих способностей.

      Особое  внимание необходимо уделять детям-сиротам, а также детям, из неблагополучных семей. Надо научиться заботится об этих детях так, чтобы они не чувствовали себя лишними, отчужденными от общества, а государство не представлялось бы им чем-то абстрактным, бесполезным, а то и враждебным.

        Необходимо принять все меры  по охране и защите детей,  находящихся в особо сложных условиях, в том числе оставшихся без надзора, беспризорных, подвергшихся экономической и сексуальной эксплуатации, страдающих социально-обусловленными заболеваниями, включая синдром приобретенного иммунодефицита, детей из числа беженцев, а также находящихся в тюремном заключении.

      Однако  проблемы детей, находящихся в особо  сложных условиях, не исчерпывают  многочисленных забот государства  обо всех российских детях. Сложное положение женщин в быту и на производстве, разрушение семейных связей поколений привели к практически бесконтрольному и никем не направляемому развитию детей, в том числе со стороны матерей, отцов, бабушек, дедушек, других старших членов семьи. Практически прекратила играть сколько-нибудь значимую роль в этих процессах школа. Сильно усилился процесс коммерциализации услуг, предназначенных детям, в сферах образования, охраны здоровья, детского творчества, физкультуры и спорта.

      В отстаивании прав ребенка на охрану здоровья, образования, имущественные интересы крайне слабо обозначены роль и место прокурорского надзора, судебных и правоохранительных органов, а также разнообразных структур, подведомственных Министерству труда и социального развития России, Минобразованию и Минздраву России, иным федеральным и региональным органам власти.

      Социальная  защита детей, детства и отрочества должна эффективно оберегать детей  всех возрастных групп, а также периодов развития, от социальных рисков:

    • обуславливающих:
      • мертворождение и патологические роды;
      • врожденные и родовые дефекты, травмы и заболевания;
      • голодание и нерациональное для детей питание;
      • безнадзорность и бродяжничество, экономическую и сексуальную эксплуатацию;
      • пристрастие к вредным привычкам (алкоголю, табакокурению, наркотикам и др.);
      • негативное психологическое воздействие, дискриминацию по национальным, половым, имущественным или любым другим критериям;
      • вовлечение в политическую активность и военные действия;
      • проживание в экологически неблагополучной среде, вовлечение в антигуманные религиозно-культовые организации и движения.
    • препятствующих:
      • охране здоровья;
      • пребыванию ребенка в семье;
      • получению образования и духовно-нравственного воспитания;
      • формированию комфортного психологического климата для каждого ребенка в семье, детских коллективах, в регионе проживания, в стране;
      • развитию потенциальных профессиональных, творческих и иных общественно полезных способностей;
      • приобщению к культурным ценностям;
      • занятиям физической культурой и спортом;
      • созданию условий для игр, других форм разумных развлечений и безопасного отдыха;
      • выбору вероисповедания;
      • целевому использованию пособий и денежных сбережений, предназначенных для детей, имущественным интересам детей.
 

3. ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ  

     Ведущую роль в координации усилий мирового сообщества по социальной защите детства стала играть созданная в 1945 году Организация Объединенных Наций (ООН).

     Одним из первых актов ООН в области  социальной защиты детства стало  образование Детского Фонда ООН (ЮНИСЕФ), который стал главным механизмом международной помощи детям.

     Реальное  положение детей и состояние  их социальной защищенности в мире потребовали более универсального и более обязательного международного документа в области социальной защиты детства, в котором на основании юридических норм фиксировались бы конкретные меры по социальной защите ребенка, так, чтобы эти меры были обязательными для государств, его подписавших. Таким документом явилась Конвенция ООН о правах ребенка, принятая 20 ноября 1989 г.

     Конвенция ООН «О правах ребенка» разрабатывалась  несколько лет Комиссией ООН  по правам человека. В состав рабочей  группы входили юристы, врачи, педагоги, психологи, социологи, культурологи, деятели  общественных организаций и религиозных  конфессий из многих стран. Конвенция развивает и конкретизирует положения Декларации и других, принятых ранее документов ООН о правах и социальной защите детей. В 54 статьях Конвенции отражены практически все наиболее существенные моменты, связанные с жизнью, положением ребенка в обществе и его социальной защитой. Самое главное отличие Конвенции от разного рода деклараций в том, что, подписывая Конвенцию, государства заявляют о своих обязательствах соблюдать ее положения и в случае их невыполнения несут ответственность перед мировым сообществом.

     Достоинством  Конвенции является и то, что в  ней сведены воедино права  ребенка, которые раньше можно было отыскать только путем изучения большого числа документов, относящихся к  различным отраслям права. Это значительно  облегчает реализацию практических аспектов социальной защиты детства.

     Основные  положения Конвенции ООН «О правах ребенка» заключаются в следующем:

     • Каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь, а государства  обеспечивают в максимально возможной  степени выживание и здоровое развитие ребенка. Столь же неотъемлемы права ребенка на имя и гражданство.

     • Во всех действиях административных органов, органов социальной защиты и судов, занимающихся проблемами детей, первоочередное внимание уделяется  наилучшему обеспечению интересов ребенка. При этом надлежащим образом должно учитываться мнение ребенка.

     • Дети не должны разлучаться со своими родителями, за исключением случаев, когда это осуществляется компетентными  органами в интересах детского благополучия. В свою очередь, государства должны содействовать воссоединению семей, разрешая въезд на свою территорию или выезд из нее.

     • Государства должны обеспечивать защиту детей от причинения им физического  или психологического ущерба и от дурного обращения, включая сексуальные  злоупотребления или эксплуатацию.

     • Государства обеспечивают подходящую замену уходу за детьми, у которых  нет родителей, используя институты усыновления (удочерения), опеки и попечительства, приемной семьи, государственные учреждения и другие возможные формы.

     • Ребенок имеет право на пользование  наиболее совершенными услугами здравоохранения, а государства обязаны обеспечивать охрану здоровья всех детей, уделяя первоочередное внимание профилактическим мерам, медико-санитарному просвещению и сокращению детской смертности.

     • Образование должно готовить ребенка  к жизни в духе понимания, мира и терпимости. Школьная дисциплина должна поддерживаться с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства ребенка. Основную ответственность за воспитание ребенка несут родители, однако государства должны оказывать им надлежащую помощь и развивать сеть детских учреждений.

     • Дети должны иметь время на отдых, игры и одинаковые возможности заниматься культурной и творческой деятельностью. Дети меньшинств и коренного населения  должны свободно пользоваться достижениями собственной культуры и родным языком.

Информация о работе Социальная защита детей