Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 18:36, курсовая работа
Цель работы – теоретическое осмысление проблем инвалидов.
Задачи исследования:
1.изучить государственную политику и нормативно-правовое обеспечение социальной защиты инвалидов;
2.Рассмотреть формы социальной защиты;
3. изучить систему реабилитации инвалидов;
4. социальная защита инвалидов в Волгоградской области.
Введение..........................................................................................................2 стр.
Глава I
§ 1.1 Понятие инвалидности и ее виды..........................................................5 стр.
§ 1.2 Государственная политика и нормативно-правовое обеспечение социальной защиты инвалидов.......................................................................8 стр.
Глава II
§ 2.1 Система реабилитации инвалидов......................................................13 стр.
§ 2.2 Социальная защита инвалидов в Волгоградской области................18 стр.
Заключение.....................................................................................................26 стр.
Список использованной литературы............................................................28 стр.
И другие нормативно-правовые акты РФ и субъектов РФ.
Глава II
§ 2.1 Система реабилитации инвалидов
Основой политики в отношении инвалидов является их реабилитация, позволяющая инвалидам достигнуть и поддерживать оптимальный уровень их самостоятельности и жизнедеятельности. Согласно правилам под реабилитацией понимается процесс, имеющий целью помочь инвалидам достигнуть оптимального физического, интеллектуального, психического и социального уровня деятельности и поддерживать его, предоставив им тем самым средства для изменения их жизни и расширения рамок их независимости. Реабилитация может включать меры по обеспечению и по восстановлению функций или компенсации утраты или отсутствия функций или функционального ограничения.
Наличие функциональных ограничений
у инвалидов приводит к социальному
ущербу. С целью компенсации
В сложных современных социально-
Данный закон создает правовые гарантии для организации и развития системы реабилитации инвалидов; определяет права, обязанности, полномочия, ответственность и осуществляет правовое регулирование отношений физических и юридических лиц в области реабилитации инвалидов; обеспечивает защиту нрав граждан РФ на медицинскую, профессиональную и социальную реабилитацию; разграничивает компетенцию в области реабилитации инвалидов между органами государственной власти и управления различных уровней.
Принципы, содержание, цель и задачи реабилитации
Реабилитация инвалидов - система
медицинских, психологических, педагогических,
социально-экономических
Целью реабилитации является восстановление социального статуса инвалида, достижение им материальной независимости и его социальной адаптации.
Основные задачи медико-социальной реабилитации инвалидов:
· определение реабилитационного потенциала инвалидов;
· определение потребности инвалидов в различных видах медико-социальной реабилитации;
· разработка индивидуальных программ реабилитации инвалидов;
· осуществление мероприятий по реализации реабилитационного потенциала инвалидов в рамках индивидуальных программ реабилитации;
· динамический контроль над процессом реабилитации инвалидов.
Основные принципы медико-социальной реабилитации инвалидов:
· государственный характер гарантий соблюдения прав инвалидов в области медицинской, профессиональной и социальной реабилитации;
· приоритет интересов инвалидов при осуществлении реабилитационных мероприятий;
· общедоступность системы реабилитации на основе учета физических, психофизиологических, социальных особенностей инвалидов;
· принцип вмешательства на возможно более ранней стадии, когда в зависимости от возможности и необходимости должны быть приняты все меры для уменьшения масштабов и последствий инвалидности до минимума, а неизбежные последствия компенсированы наиболее эффективным образом;
· принцип оказания индивидуальной помощи в зависимости от конкретных потребностей каждого инвалида в отдельности средствами, соответствующими этим потребностям;
· многообразие форм и методов реабилитации на основе системного подхода при их осуществлении;
· государственно-общественный характер управления системой реабилитации инвалидов;
· обеспечение координации деятельности служб, осуществляющих медико-социальную реабилитацию.
Реализация принципов
Реабилитация инвалидов - сложный процесс, основными этапами которого являются: реабилитационно-экспертная диагностика; разработка на ее основе реабилитационных программ и их реализация; динамический контроль за ходом и эффективностью проводимых реабилитационных мероприятий и их корректировка.
Виды реабилитации
Медико-социальная реабилитация инвалидов включает следующие виды реабилитации: медицинскую, профессиональную и социальную.
Медицинская реабилитация инвалидов осуществляется с целью восстановления или компенсации утраченных или нарушенных функциональных способностей человека до социально значимого уровня. Медицинская реабилитация включает в себя восстановительную терапию, реконструктивную хирургию, протезирование и ортезирование.
Профессиональная реабилитация инвалидов - это процесс и система. Социальная реабилитация инвалидов - система и процесс восстановления способностей к самостоятельной общественной и семейно-бытовой деятельности. Социальная реабилитация проводится реабилитационно-социальными учреждениями, осуществляющими социально-средовую ориентацию и социально-бытовую адаптацию.
Организационное, правовое, финансовое, информационное и научное обеспечение реабилитации инвалидов
Проблема комплексной реабилитации инвалидов становится все более актуальной и сложной, что определяется увеличением численности этого контингента, высокими показателями заболеваемости, инвалидности и дезинтеграции в обществе. Решение этой проблемы лежит в русле разработки и закрепления (с помощью законодательно-нормативной базы) гарантий прав данной категории граждан на меры социальной защиты, направленные на профилактику заболеваемости и инвалидности, а также на реабилитацию больных и инвалидов.
Система медико-социальной реабилитации инвалидов представляет собой совокупность:
· реабилитационных программ и реабилитационных стандартов различного уровня и направленности;
· реабилитационных учреждений различных организационно-правовых форм, видов и типов, реализующих реабилитационные программы;
· органов управления и подведомственных им структур, занимающихся реабилитацией инвалидов.5
В соответствии с законодательством в Российской Федерации создается Государственная служба реабилитации инвалидов.
Государственная служба реабилитации представляет собой совокупность органов государственной власти независимо от ведомственной принадлежности органов местного самоуправления и учреждений различного уровня.
Исполнительными структурами, реализующими задачи государственной службы реабилитации, являются федеральные, территориальные и местные органы управления различной ведомственной подчиненности, в системах которых осуществляются мероприятия по медицинской, профессиональной и социальной реабилитации, производству технических средств реабилитации, развитию услуг.
Анализ существующей практики реабилитации инвалидов в регионах России показал, что именно учреждения государственной службы реабилитации инвалидов осуществляют реабилитацию как инвалидов, так и лиц, не имеющих инвалидности, но нуждающихся в реабилитации.
§ 2.2 Социальная защита инвалидов в Волгоградской области
В Волгоградской области приняты нормативные
акты, регулирующие правовое положение
инвалидов. Например, Закон Волгоградской
области от 21 февраля 2007 года №1418-ОД
«О государственной социальной помощи
населению в Волгоградской области», Закон
Волгоградской области от 21 ноября 2002
года №757-ОД «Об обеспечении условий жизнедеятельности
инвалидов и других маломобильных групп
населения в Волгоградской области», Закон
Волгоградской области от 05 декабря 2005
года №1127-ОД «О квотировании рабочих мест
для приема на работу инвалидов».
В настоящее время
в Волгоградской области
1) организация временного трудоустройства инвалидов, испытывающих трудности в поиске работы.
Трудоустройство осуществляется в рамках договоров, заключенных между ГКУ Центром занятости населения и работодателем, предоставляющим безработным временные рабочие места. Оплата труда граждан, временно трудоустроенных по направлению ГКУ Центра занятости населения, производится работодателем. В свою очередь, центром занятости населения за счет субвенций из федерального бюджета выплачивается материальная поддержка на период их участия во временных работах. Ежемесячный размер материальной поддержки составляет не ниже минимальной величины пособия по безработице и не выше двукратной минимальной величины пособия по безработице.
За январь-сентябрь 2011 года в рамках данных мероприятий трудоустроено 300 инвалидов;
2) начиная с 2010 года одним из направлений Программы дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда Волгоградской области, является содействие трудоустройству незанятых инвалидов.
В соответствии с программой работодателю за счет субсидий из федерального бюджета возмещаются затраты на оснащение специального рабочего места для инвалида (либо дооснащение существующего вакантного рабочего места) в размере фактических расходов, но не более 50 тысяч рублей на одно постоянное рабочее место.
За 9 месяцев 2011 года трудоустроен 61 инвалид на оснащенные специальные рабочие места. Израсходовано средств федерального бюджета в размере 3041,23 тысяч рублей;
3) в целях решения проблем занятости инвалидов и обеспечения им дополнительных гарантий трудоустройства на территории Волгоградской области реализуется Закон Волгоградской области от 05.12.2005 № 1127-ОД «О квотировании рабочих мест для приема на работу инвалидов».
В течение 2011 года трудоустроены 26 инвалидов на квотируемые рабочие места.
4) за январь-сентябрь 2011 года инвалидам были оказаны следующие государственные услуги в области содействия занятости населения:
- профессиональная ориентация – 4323 человека;
- психологическая поддержка – 552 человека;
- профессиональная
подготовка, переподготовка, повышение
квалификации –
156 человек;
- организация проведения оплачиваемых общественных работ – 97 человек;
- организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан, в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время – 8 человек;
- социальная адаптация безработных граждан на рынке труда – 338 человек;
- содействие самозанятости безработных граждан – 87 человек;
- организация временного трудоустройства безработных граждан, в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые – 4 человека.
Тем не менее, в течение 2010 года из обратившихся в органы службы занятости населения Волгоградской области за содействием в поиске подходящей работы 5 211 граждан, имеющих физические ограничения, нашли работу 866 человек или 16,6% от общего числа обратившихся инвалидов.
С начала
текущего года зарегистрировано в качестве
ищущих работу
3 405 инвалидов и трудоустроено 678 граждан.
Доля трудоустроенных инвалидов, в общем
количестве обратившихся, составила 20%6.
В связи с этим Уполномоченный
считает необходимым выработать
дополнительные меры по повышению
Проведя анализ действующей системы нормативно-правовых актов, следует также остановиться на ужесточении ответственности за отказ при приеме на работу инвалидов, так как в настоящее время за данное деяние предусмотрено только административное наказание, а Уголовный кодекс Российской Федерации эту проблему обходит стороной. В то же время, уголовное законодательство содержит санкцию за необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение беременной женщины или женщины, имеющей детей в возрасте до трех лет.
Несмотря на то, что
вопросы трудоустройства