Социальная защита инвалидов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 18:36, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – теоретическое осмысление проблем инвалидов.
Задачи исследования:
1.изучить государственную политику и нормативно-правовое обеспечение социальной защиты инвалидов;
2.Рассмотреть формы социальной защиты;
3. изучить систему реабилитации инвалидов;
4. социальная защита инвалидов в Волгоградской области.

Содержание работы

Введение..........................................................................................................2 стр.
Глава I
§ 1.1 Понятие инвалидности и ее виды..........................................................5 стр.
§ 1.2 Государственная политика и нормативно-правовое обеспечение социальной защиты инвалидов.......................................................................8 стр.
Глава II
§ 2.1 Система реабилитации инвалидов......................................................13 стр.
§ 2.2 Социальная защита инвалидов в Волгоградской области................18 стр.
Заключение.....................................................................................................26 стр.
Список использованной литературы............................................................28 стр.

Файлы: 1 файл

курсовая!.doc

— 136.50 Кб (Скачать файл)

Обеспечение для инвалидов  доступной среды

На сегодняшний день существует серьезная проблема обеспечения  доступа инвалидов к социальной и транспортной инфраструктуре.

Основные начала правового  регулирования в данной сфере изложены в статье 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», которая предусматривает создание всеми органами государственной власти и местного самоуправления, организациями независимо от их организационно-правовых форм условий инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).

На территории региона  действует Закон Волгоградской области от 21 ноября 2002 года №757-ОД «Об обеспечении условий жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения в Волгоградской области», которым предусмотрены перечни объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, подлежащих оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и других маломобильных групп населения, перечень приспособлений и оборудования, которыми оборудуются данные объекты в процессе строительства, реконструкции, ремонта и благоустройства, а также требования по обеспечению доступности объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктур для инвалидов и других маломобильных групп населения и отдельные мероприятия по обеспечению реализации этих положений.

По информации Управления социальной защиты населения Администрации  Волгоградской области на протяжении ряда лет при органах социальной защиты населения на территории Волгоградской области действуют комиссии по обследованию социально-значимых объектов, в состав которых входят представители общественных организаций инвалидов, органов архитектуры и градостроительства, здравоохранения, культуры, образования, исполнительных органов местного самоуправления, а также в ряде районов – представители органов прокуратуры. Роль данных комиссий заключается в обследовании объектов на предмет их доступности для инвалидов и выработке соответствующих рекомендаций.

Ежегодно межведомственными комиссиями проводится мониторинг части действующих объектов социальной сферы с целью определения их доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения. Так, за период с 01 января 2010 года и по настоящее время проведено 4448 проверок, в том числе по  
905 объектам проведены повторные проверки с целью контроля за устранением ранее выявленных несоответствий. В случаях уклонения собственников объектов от исполнения требований законодательства в данной сфере межведомственные комиссии передают в прокуратуру материалы для принятия мер по устранению несоответствий. Меры прокурорского реагирования заключаются в выдаче предписаний на устранение недостатков или в привлечении к административной ответственности собственников объектов.

Между тем большого прогресса  в обеспечении доступной среды  для маломобильных инвалидов  не наблюдается. Представителями общественных организаций отмечается неприспособленность даже медицинских учреждений под нужды таких граждан. При госпитализации в стационар они сталкиваются с отсутствием специальных поручней в коридорах, палатах и других помещениях. Передвигающиеся в коляске инвалиды не могут пользоваться душевыми кабинами, умывальниками. Не во всех поликлиниках имеются пандусы, а у имеющихся нередко большой угол наклона, что делает их непригодными для использования. Имеются и пороги в дверных проемах, что также затрудняет передвижение на коляске. Между тем не все услуги могут быть оказаны инвалидам на дому (например, флюорография). Отмечается также случай длительного нахождения в нерабочем состоянии лифта в здании, на шестом этаже которого располагалось бюро медико-социальной экспертизы, специализирующееся на проведении обследования лиц, страдающих заболеваниями сердечнососудистой системы.

Трудности в обучении для маломобильных инвалидов  в первую очередь определены неприспособленностью под их нужды зданий высших учебных заведений, а также недоступностью услуг общественного транспорта.

Аналогичная проблема со зданиями театров, музеев, других учреждений культуры.

На территории Волгоградской  области очень маленький процент  общественного транспорта оборудован подъемными площадками и пандусами для заезда инвалидной коляски. По информации Муниципального унитарного предприятия «Метроэлектротранс» г. Волгограда на его балансе находится и эксплуатируется:

- 17 низкопольных троллейбусов, которые в средней части оснащены пандусом для въезда инвалидных колясок;

- 1 троллейбус со специальным  подъемником в задней части  для погрузки в салон инвалида  в кресле-коляске;

- 9 новых трамвайных  вагонов, оснащенных пандусами  для инвалидных колясок, эксплуатируемых  только на линии скоростного трамвая.

Отметим еще одно обстоятельство. Действующие подземные станции  скоростного трамвая в г. Волгограде не оборудованы под нужды инвалидов. Более того, проект строительства  подземных станций скоростного  трамвая второй очереди также  не предусматривает спуска-подъема инвалидов, передвигающихся на колясках, к платформам. В них предусмотрен доступ указанных инвалидов только к пешеходным переходам.7

Представители общественных организаций инвалидов, давая оценку положению в этой сфере, обращают внимание, что несмотря на выделяемые на соответствующие цели средства и наличие необходимых нормативно-правовых актов, ситуация к лучшему не изменяется. Это стало следствием в целом формального подхода к решению проблемы доступной среды для инвалидов и маломобильных групп населения.

Необходимо отметить, что в Волгоградской области разработана и принята долгосрочная областная целевая программа «Формирование доступной среды жизнедеятельности в Волгоградской области» на 2011-2015 годы, основной целью которой является создание условий формирования доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и маломобильных групп населения, в том числе по обеспечению доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения государственных учреждений социальной сферы (здравоохранения, социальной защиты населения, образования, службы занятости населения, молодежи, культуры и спорта), по повышению качества и доступности услуг, предоставляемых этими учреждениями, по обеспечению доступа к информации инвалидов различных категорий и формированию в обществе толерантного отношения к инвалидам. Общий запланированный объём финансирования программы составляет 330 712,18 тысяч рублей. В результате реализации программы планируется провести комплекс мероприятий по оборудованию 152 учреждений социальной сферы для доступа инвалидов и других маломобильных групп населения. Кроме того, учреждения социальной сферы будут оснащаться современным оборудованием, компьютерной техникой, а также медицинским и реабилитационным оборудованием для повышения качества предоставляемых услуг. Будем надеяться на то, что реализация данной программы позволит серьезно изменить положение в лучшую сторону.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Инвалиды - это неотъемлемая часть общества и игнорировать её нельзя. Создавая нормальную жизнь для инвалидов и пожилых людей, общество как бы подстраховывает всех и каждого. Помогая инвалидам сегодня, общество в будущем помогает само себе.

У инвалидов разные потребности, но всех их объединяет одно. Они нуждаются  в поддержке государства в разных формах и разных объемах.

Система социальной защиты инвалидов должна быть переориентирована  на их конкретные нужды и потребности.

Люди должны получать социальную помощь и поддержку независимо от того, в чьей компетенции находится  оказание этой помощи. Нет федеральных или региональных льготников. Инвалиду все равно, из какого источника финансируется его социальная поддержка. Важно, чтобы он ее получил в полном объеме и необходимого качества.

Сегодня проблема инвалидности приобрела такое значение, что  требует  еще более настойчивого поиска путей ее решения государственными органами законодательной и исполнительной власти, предприятиями, учреждениями, общественными организациями различной формы собственности.

Забота о тех, кто  нуждается, забота о детях, инвалидах, помощь, оказываемая в трудных жизненных ситуациях, была и остается нравственной нормой, показателем социального здоровья общества. Рост потребности населения в социальной защите связан  с сохраняющимися кризисными явлениями  в экономике. И сегодня острота  социально-экономической ситуации - тот объективный фактор, который предопределяет масштаб и направления работы отрасли, вынужденной постоянно  наращивать объемы помощи, оперативно реагировать на изменения, происходящие в обществе. Социальная защита инвалидов превращается  в один из ведущих институтов социальной сферы, важным инструментом  поддержания социальной стабильности.

В настоящее время  перед работниками органов социальной защиты населения встает задача поиска наиболее оптимальных форм организации и функционирования социально-бытового обслуживания и защиты инвалидов в условиях новых социально-экономических реалий.

Сложились самые различные  формы социальной защиты, способные  учитывать конкретные особенности  и запросы этой  группы населения. Это оказание социальной помощи на дому, содействие в обеспечении продуктами питания, товарами первой необходимости и длительного пользования, получения бытовых услуг, организация бесплатного питания, проживание в территориальных центрах на постоянной или временной основе, предоставление помещений в пансионатах и домах-интернатах, прокат изделий специального назначения для инвалидов и престарелых, организация клубов и центров досуга, реабилитации, организация собственной хозяйственной деятельности по оказанию услуг, производство необходимой продукции для инвалидов и пенсионеров, иные услуги. Проблема заключается в том, чтобы охватить хотя бы уже имеющимися формами социальной помощи как можно более широкий круг лиц из числа нуждающихся в них, а также осуществлять их на постоянной основе.

Упрочение материально-технической  базы нестационарных и стационарных учреждений - условие успешной работы по внедрению новых социальных технологий, расширению перечня и повышению  качества предоставляемых услуг.

 

 

Список используемой литературы:

1. Гришина Л.П. Актуальные проблемы инвалидности в Российский Федерации. – М.: Академия, 2002. - 270 с.

2. Добровольская Т.А., Шабалина Н.Б.  Инвалид и общество: социально-психологическая  интеграция// Социс. 2001. №5.

3. Добровольская Т.А., Шабалина Н.Б. Инвалиды: дискриминируемое меньшиство?// Социс. 2002. №5.

4. Долгалев Б.А., Ладикова В.Н.  Социально- психологические проблемы  инвалидов//Человек: его сущность, развитие и проблемы. Вып. 1/Под  ред. В.С. Кукушина. Ростов н/Д., 2000. – 336 с.

5. Добровольская Т.А., Шабалина Н.Б., Демидов Н.А. Социальные проблемы  инвалидности// Социологические исследования. – 2003. - № 4.

6. Лаврова Д.И. Современное состояние  медико-социальной реабилитации /Лаврова  Д.И., Дымочка М.А., Золоев Р.В., Бадлецкий  А.А. //Норма.: М., – 2008. - №2. – 215 с.

7. Кальмет Х.Ю. Жилая среда  для инвалидов. — М., 2011. –320 с.

8. Ким Е.Н. Цели и задачи общественной организации инвалидов, ее участие в формировании государственной политики/Проблемы семьи и детства в современной России. — Ч. 2. — М., 2006. – 165 с.

9. Кузнецова В.А. О практике и перспективах социальной помощи престарелым и инвалидам//Социальная работа. – 2009. – Вып. 1. – 200 с.

10. Холостова Е.И., Дементьева Н.Ф.  Социальная реабилитация. - Учеб. пособие.  – 3-е изд. - М., 2009.- 340 с.

11. Ветрова И.Ю. Проблемы социальной адаптации инвалидов. - М., 2010.- 250с

12. Социально-экономические аспекты инвалидности// Под ред. Ю.В.Михайловой, А.Е.Ивановой. М., 2006.-137с.

13. Мастюкова Е.М., Московкина А.Г.  Они ждут нашей помощи. М.: Педагогика,2002г. – 160 с.

14. Храпылина Л.П. Основы реабилитации инвалидов: Учеб.-метод. пособие. — М., 2006. - 415 с.

15. Ярская-Смирнова Е.Р. Социальное конструирование инвалидности // Социологические исследования. 2002. №4.

16. Основы социальной работы: Учебник / Отв. ред. П. Д. Павленок. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ИНФРА – М, 2004. – (Серия "Высшее образование"). – 352 с.

17. Ярская-Смирнова Е. Р., Наберушкина Э. К. «Социальная работа с инвалидами», СПб., 2004.

18. Журнал «Социальная защита» / Составитель – Жуковская Е.Н.

19. Давлетбаева З.К., Нуртдинова  З.Н. «Технологии социальной реабилитации: методические рекомендации» /Под ред. М.М. Исхакова, Уфа, 2002.

20. Письма Муниципального унитарного предприятия «Метроэлектротранс» г. Волгограда от 05 октября 2011 года №01-06/2205 и Муниципального учреждения «Дирекция строительства городского электрического транспорта» от 03 октября 2011 года №1336/51.

Информация о работе Социальная защита инвалидов