Социальная защита населения в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 19:10, курсовая работа

Описание работы

се это определяет актуальность темы исследования, ее теоретическую и практическую значимость.
целью данной курсовой работы является изучение социальной защиты населения, ее основных механизмов и направлений.
Для достижения указанной цели автором ставится ряд задач:
1. изучить понятие и сущность социальной защиты населения;
2. обосновать роль социальной работы в защите населения;
Структура проекта определена целью и задачами работы, общим замыслом исследования и логикой его воплощения.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА И ЕЕ НЕОБХОДИМОСТЬ
1.1 Понятие и сущность социальной защиты населения
1.2 Роль социальной работы в защите населения
2. СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА РАЗНЫХ СЛОЁВ НАСЕЛЕНИЯ
2.1 Социальное страхование населения
2.2 Пенсионное обеспечение
2.3 Защита инвалидов и нетрудоспособных слоёв населения
2.4 Социальная защита семей и детей
3. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ В РОССИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

курсач228.docx

— 65.60 Кб (Скачать файл)
  1. социальный надзор (контроль) и профилактика - форма практических действий субъектов управления социальными процессами по реализации своих прав и функций в сфере социальной защиты населения и отдельных личностей. Субъекты социального надзора - законодательно уполномоченные структуры (различают конституционный, прокурорский, административный, посткриминальный, социальный (неформальный) надзор);
  2. объекты - процесс выполнения нормативных актов общегосударственного и местного уровней, принятых соответствующими органами по социальной защите населения, ход выполнения социальных программ и проектов, соблюдение установленных правил и условий содержания и жизнедеятельности лиц в учреждениях социального обслуживания, попечительства и перевоспитания (дома-интернаты для престарелых и инвалидов, детские дома, специальные школы-интернаты, воспитательно-трудовые и исправительно-трудовые колонии, другие специальные учреждения), а также контроль за состоянием и жизнедеятельностью семей и лиц групп социального риска и девиантного поведения (психически больные, алкоголики, наркоманы, токсикоманы, проститутки и т.п.).

Социальная реабилитация - система медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических, юридических мер, направленных на создание и обеспечение условий для  социальной интеграции или реинтеграции лица, имеющего ограничения жизнедеятельности, вызванные нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма и/или социальными обстоятельствами. Цель социальной реабилитации - восстановление (формирование) социального статуса человека, утраченных общественных связей (на макро- и микроуровнях).

Социальная интеграция - процесс и характеристика меры достижения оптимального уровня жизнедеятельности  и реализации потенциальных способностей и возможностей личности в результате межличностного взаимодействия индивида в конкретном социокультурном пространстве и социальном времени.

Социальная реинтеграция - процесс и характеристика меры восстановления ранее присущих индивиду и, вследствие каких-либо причин ослабленных или утраченных, социальных и ролевых функций в адекватном для него социокультурном пространстве.

Социальные службы - государственные, муниципальные и негосударственные  органы управления, структуры и специализированные учреждения и предприятия, осуществляющие социальную работу [26, с. 429].

К государственным социальным службам относятся органы управления, учреждения и предприятия социального  обслуживания системы социальной защиты населения, министерств и ведомств Российской Федерации, к компетенции которых относится социальная помощь населению.

К муниципальным социальным службам относятся учреждения и предприятия социального обслуживания, находящиеся в ведении органов местного самоуправления

К негосударственным социальным службам относятся учреждения и предприятия социального обслуживания, создаваемые благотворительными, общественными, религиозными и другими организациями и частными лицами.

Для осуществления специализированных форм социального обслуживания в  России функционируют следующие  социальные службы:

  • пенсионного обеспечения, включая соответствующие структурные подразделения в федеральных и региональных службах социальной защиты, а также государственные и негосударственные пенсионные фонды;
  • социально-бытового обслуживания;
  • материальной помощи; социального обслуживания на дому;
  • специализированного стационарного социального обслуживания;
  • протезирования, ортезирования и протезостроения;
  • технических средств реабилитации;
  • специального транспортного обслуживания;
  • медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов;
  • медико-социальных, социально-психологических и социально-педагогических услуг различным группам населения;
  • детские специализированные медицинские, дошкольные и школьные учреждения;
  • специальные профессиональные образовательные учреждения;
  • поддержки семьи, женщин и детей;
  • реабилитации несовершеннолетних с девиантным поведением;
  • по социальным вопросам военнослужащих и членов их семей, беженцев и мигрантов, безработных, кризисные центры (для лиц, страдающих алкоголизмом, наркоманией, подвергшихся сексуальному и физическому насилию), регулирующие гуманитарную и техническую помощь России и ее отдельным регионам;
  • по взаимодействию с негосударственными организациями инвалидов, ветеранов, семей с детьми, и т.п.;
  • другие.

Социальные службы функционируют  как в системе самостоятельной социальной отрасли - социальной защиты населения, подведомственной Министерству труда и социальной защиты населения РФ, так и в структуре отраслей здравоохранения, образования, культуры, юстиции, силовых структур и др., а также на различных предприятиях и в организациях.

В течение последних лет  в России социальная работа как институт, ее технологии, организационные формы претерпевают существенные изменения. Несмотря на всевозможные, прежде всего, экономические трудности растет число социальных учреждений.

Быстрыми темпами развиваются  социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями, их численность выросла в 2 раза.

Появились новые типы учреждений: кризисные центры для женщин, центры для мужчин, центры для несовершеннолетних мам. Однако нормативы обеспеченности населения социальными услугами остаются низкими. Так, обеспеченность населения социально-реабилитационными центрами для несовершеннолетних детей в среднем по России составляет - 6,7%. В 24 регионах учреждения данного типа отсутствует.

Обеспеченность социальными  приютами составляет 10,4%, центрами помощи семье и детям - 6,4 %, домами-интернатами  для пожилых людей и инвалидов - 60%.

Уровень удовлетворенности  населения различными видами социальных услуг имеет существенную дифференциацию по субъектам Российской Федерации. В столице и регионах постоянно ведутся поиски наиболее приемлемых для конкретных условий форм и методов социальной работы. В Москве, к примеру, ведется интересный проект по восстановительной юстиции, задачей которой является не наказание подростков совершивших правонарушение, а примирение его с жертвой и возмещение ущерба.

Эта новая область социальной работы. Ее цель - не карательное наказание  и не уход от ответственности, а поиск  таких форм, при которых в одинаковой степени достигаются цели удовлетворения потребностей жертвы, правонарушителя  и общества. Это особенно важно  еще и потому, что речь идет о подростках, а их социализация еще не завершена, и способ, которым общество отреагирует на совершенное им правонарушение, впрямую определит дальнейшую траекторию его вхождения в социальную жизнь.

Одной из важнейших современных  составляющих социальной защиты населения, ведущим направлением государственной политики в этой сфере является создание, поддержание и развитие реабилитационной индустрии.

 

II. СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА РАЗНЫХ СЛОЁВ НАСЕЛЕНИЯ

 

2.3 Защита инвалидов и нетрудоспособных слоёв населения

Инвалиды во всем мире относятся к категории населения, которая особо остро ощущает проявления неравенства в экономическом, социальном, моральном и политическом аспектах, вследствие имеющихся у них нарушений и ограничений жизнедеятельности. Решению проблем инвалидности посвящена специальная задача Европейской стратегии по достижению здоровья для всех, которая является рамочной основой для выработки национальных планов действий.

Эта задача направлена на обеспечение  инвалидам равных возможностей, улучшение  положения инвалидов в обществе, создание для людей с инвалидностью  возможности повышения качества жизни и укрепления здоровья.

В первоочередном порядке  в социальной защите в Российской Федерации нуждаются:

  1. граждане пожилого возраста, особенно одинокие и одиноко проживающие, в том числе и одинокие супружеские пары;
  2. инвалиды Великой Отечественной войны и семьи погибших военнослужащих;
  3. инвалиды, в том числе инвалиды с детства, и дети-инвалиды;
  4. инвалиды из числа воинов-интернационалистов;
  5. граждане, пострадавшие от последствий аварии на Чернобыльской АЭС и радиоактивных выбросов в других местах;
  6. безработные;
  7. вынужденные беженцы и переселенцы;
  8. семьи, в которых проживают дети-инвалиды, дети - сироты;
  9. малообеспеченные семьи;
  10. многодетные семьи;
  11. одинокие матери;
  12. лица с ограниченными возможностями.

Органы управления социальной защиты и подведомственные им учреждения, организации, территориальные органы социальной защиты населения образуют единую государственную систему социальной защиты населения, обеспечивающую государственную поддержку семьи, пожилых людей, ветеранов и инвалидов, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей, развитие системы социальных служб, реализацию государственной политики в области пенсионного обеспечения и трудовых отношений.

Необходимость решения указанной  проблемы заставила пересмотреть традиционные подходы к понятиям «инвалид»  и «инвалидность» и привести их в  соответствие с нормами международного права.

Все это свидетельствует  о масштабности проблемы инвалидности и определяет необходимость принятия на государственном уровне комплекса  мероприятий по созданию системы  социальной защиты инвалидов, обеспечивающей интеграцию инвалидов в общество.

Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" определил государственную политику, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации.

В последнее время принято  ряд нормативных правовых актов, имеющих социальную направленность, направленных на упрощение процедуры освидетельствования и обеспечения техническими средствами реабилитации, протезами и протезными изделиями инвалидов и ветеранов, это Указы Президента Российской Федерации от 6 мая 2008 г. № 685 «О некоторых мерах социальной поддержки инвалидов», и от 13 мая 2008 г. № 744 «О дополнительных мерах социальной поддержки лиц, осуществляющих уход за нетрудоспособными гражданами» , постановление Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 № 247 «О внесении изменений в Правила признания лица инвалидом» и постановление Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 № 240 «О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями». Так в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 6 мая 2008 г. № 685

Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2008 г. № 744 решение  предусматривает повышение компенсационных  выплат лицам в трудоспособном возрасте, осуществляющим уход за 580 тысячами инвалидов (преимущественно I группы и детьми-инвалидами) на дому, с 500 до 1 200 рублей в месяц .

Согласно данным статистического  наблюдения структура инвалидности взрослого населения по классам  болезней в Российской Федерации  в 2012 г. представлена следующим образом:

1-е ранговое место занимают  инвалиды вследствие болезней  системы кровообращения, удельный  вес которых составил 51.2%, т.е.  более половины всех впервые  признанных инвалидами. Обращает  внимание, что в этом классе  больше всего инвалидов вследствие  ишемической болезни сердца (ИБС), удельный вес которых составил 20,7% от общего числа впервые  признанных инвалидами. Удельный  вес инвалидов вследствие цереброваскулярных  болезней несколько меньше –  составил 17,6%.

2-е ранговое место занимают  инвалиды вследствие злокачественных  новообразований, удельный вес  которых составлял 13%.

3-е ранговое место занимают  инвалиды вследствие болезней костно-мышечной системы – их удельный вес составлял до 8%.

4-е ранговое место занимают  инвалиды вследствие травм, отравлений  и других внешних воздействий,  удельный вес которых составлял  4,7%.

Далее ранговые места занимают инвалиды вследствие болезней глаза, органов  дыхания, психических расстройств, болезней нервной системы.

Изменения, внесенные в  постановление Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 г. № 95 «О порядке и условиях признания  лица инвалидом» конкретизировали условия, при которых группа инвалидности устанавливается без указания срока  переосвидетельствования, а категория  «ребенок-инвалид» устанавливается  гражданину до достижения им возраста 18 лет.

Информация о работе Социальная защита населения в России