Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 19:10, курсовая работа
се это определяет актуальность темы исследования, ее теоретическую и практическую значимость.
целью данной курсовой работы является изучение социальной защиты населения, ее основных механизмов и направлений.
Для достижения указанной цели автором ставится ряд задач:
1. изучить понятие и сущность социальной защиты населения;
2. обосновать роль социальной работы в защите населения;
Структура проекта определена целью и задачами работы, общим замыслом исследования и логикой его воплощения.
ВВЕДЕНИЕ
1. ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА И ЕЕ НЕОБХОДИМОСТЬ
1.1 Понятие и сущность социальной защиты населения
1.2 Роль социальной работы в защите населения
2. СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА РАЗНЫХ СЛОЁВ НАСЕЛЕНИЯ
2.1 Социальное страхование населения
2.2 Пенсионное обеспечение
2.3 Защита инвалидов и нетрудоспособных слоёв населения
2.4 Социальная защита семей и детей
3. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ В РОССИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Основой для защиты прав инвалидов стала Конвенция ООН о правах инвалидов. Россия присоединилась к ней в сентябре 2009 г. На федеральном уровне уже действует программа о поддержке инвалидов.
Специалисты в области образования, медицины, жизнеобеспечения и других важных сфер жизни теперь решают одну из актуальных проблем: беспрепятственный доступ инвалидов ко всем объектам социальной инфраструктуры.
2.4 Социальной защиты семей с детьми
Современная семья переживает сложный период развития: осуществляется переход от традиционной модели семьи к новой, меняются виды семейных отношений.
Возрастает число разводов (распадается каждый второй-третий брак); снижается рождаемость при одновременном увеличении детей, рожденных вне брака; ежегодно около 1 млн. детей остаются без одного из родителей; доля неполных семей достигает 15% по стране; обострилась проблема детской инвалидности: около 1 млн. детей-инвалидов нуждаются в материальной и психологической помощи; и т.д.
В Государственном докладе 2011 г. «О положении детей в Российской Федерации» указано, что численность детей в возрасте до 18 лет составила на 1 января 2010 г. 29,1 млн. чел. – это пятая часть населения России. За 2007–2009 гг. численность детей уменьшилась на 4,4 млн. чел.
Все это требует принятия неотложных мер по укреплению развития социального института – семьи.
Одной из важных сфер и одним из главных объектов социальной работы является семья.
Опыт последних лет
показывает, что с принятием Указа
Президента Российской Федерации от
14 мая 1996 г. № 712 «Об основных направлениях
государственной семейной политики»
проблемы семьи стали решаться более
активно, помощь и поддержка семьи
реализуется в значительно
К настоящему времени сложились и действуют следующие основные формы государственной помощи семьям, имеющих детей:
Современное обеспечение
жизнедеятельности свыше 40 млн. семей
и 38 млн. детей нуждаются в эффективной
реализации государственной семейной
политики и одного из ее основных направлений
– системы социального
Социальное обслуживание семьи и детей в настоящее время – это социальная помощь и поддержка членов семьи, попавших в трудную жизненную ситуацию, оказание им комплекса социальных услуг и осуществление их социальной адаптации и реабилитации.
Важнейшая задача системы
социального обслуживания семьи
и детей – обеспечение
В настоящее время в Российской Федерации сложилось и действует несколько моделей социального обслуживания семьи и детей. Используя критерий государственной поддержки и финансирования, их можно классифицировать следующим образом:
Вопросы поддержки материнства,
отцовства и детства, укрепления
семьи в качестве одного из направлений
решения демографической
Основными участниками правоотношений в связи с материнством и детством, возникающих по поводу предоставления пенсионного обеспечения, обеспечения пособиями и компенсациями, предоставления социальных услуг являются:
Такие разные субъекты не могут обладать единой, возникающей в одно время правоспособностью.
С целью обеспечения
Действующая система государственных пособий в связи с материнством и детством в совокупности с другими мерами социальной поддержки формирует систему социальной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, обеспечивает материальную поддержку семьи в связи с рождением и воспитанием детей, что крайне актуально в условиях наблюдающегося в России демографического кризиса, низкого уровня жизни населения, прежде всего семей с детьми. Обеспечение граждан пособиями на детей справедливо расценивается как одна из мер семейной и демографической политики, создающая наряду с другими мерами условия для повышения рождаемости, поддержки семьи и воспитания детей.
Законодательство о пособиях
практически полностью
Проект закона РФ устанавливает систему мер социальной поддержки семей, имеющих детей:
В связи с отменой единого
социального налога (ЕСН) в 2010 году увеличится
предельный размер пособий по беременности
и родам и по уходу за ребенком.
Ранее размер пособий по беременности
и родам устанавливался федеральным
законом о бюджете Фонда
Ежемесячные пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет выплачивается работающим гражданам (матери, отцу, другим родственникам, опекунам, фактически осуществляющим уход за ребенком и находящимся в отпуске по уходу за ребенком) в размере 40% среднего заработка по месту работы за последние 10 календарных месяцев до наступления отпуска по уходу за ребенком (средний заработок рассчитывается только за месяцы работы у последнего работодателя, который назначает данное пособие).
Одинокой матери положены все единовременные пособия, назначаемые матерям в связи с рождением ребенка. При этом необходимо иметь в виду, что существуют:
1. федеральные пособия, которые выплачиваются всем матерям на территории РФ без исключения (с учетом районного коэффициента, в районах и местностях, где такие коэффициенты установлены);
2. пособия, выплачиваемые за счет средств бюджета субъекта РФ. В каждом субъекте РФ действуют свои дополнительные выплаты одиноким матерям.
Размеры пособий с 1 января
2010 года без учета районного
Переход к рынку, ухудшение
условий жизни значительной части
населения страны, в особенности
безработных, пенсионеров, семей с
детьми, выявили неспособность прежней
системы социального
В законодательстве, принятом в этой области на федеральном уровне с 1990 г. по настоящее время, нашли свое правовое закрепление следующие положения: