Социальная защита населения в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 19:10, курсовая работа

Описание работы

се это определяет актуальность темы исследования, ее теоретическую и практическую значимость.
целью данной курсовой работы является изучение социальной защиты населения, ее основных механизмов и направлений.
Для достижения указанной цели автором ставится ряд задач:
1. изучить понятие и сущность социальной защиты населения;
2. обосновать роль социальной работы в защите населения;
Структура проекта определена целью и задачами работы, общим замыслом исследования и логикой его воплощения.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА И ЕЕ НЕОБХОДИМОСТЬ
1.1 Понятие и сущность социальной защиты населения
1.2 Роль социальной работы в защите населения
2. СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА РАЗНЫХ СЛОЁВ НАСЕЛЕНИЯ
2.1 Социальное страхование населения
2.2 Пенсионное обеспечение
2.3 Защита инвалидов и нетрудоспособных слоёв населения
2.4 Социальная защита семей и детей
3. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ В РОССИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

курсач228.docx

— 65.60 Кб (Скачать файл)

Основой для защиты прав инвалидов стала Конвенция ООН о правах инвалидов. Россия присоединилась к ней в сентябре 2009 г. На федеральном уровне уже действует программа о поддержке инвалидов.

Специалисты в области  образования, медицины, жизнеобеспечения и других важных сфер жизни теперь решают одну из актуальных проблем: беспрепятственный доступ инвалидов ко всем объектам социальной инфраструктуры.

 

2.4 Социальной защиты семей с детьми

Современная семья переживает сложный период развития: осуществляется переход от традиционной модели семьи  к новой, меняются виды семейных отношений.

Возрастает число разводов (распадается каждый второй-третий брак); снижается рождаемость при  одновременном увеличении детей, рожденных  вне брака; ежегодно около 1 млн. детей  остаются без одного из родителей; доля неполных семей достигает 15% по стране; обострилась проблема детской инвалидности: около 1 млн. детей-инвалидов нуждаются в материальной и психологической помощи; и т.д.

В Государственном докладе 2011 г. «О положении детей в Российской Федерации» указано, что численность детей в возрасте до 18 лет составила на 1 января 2010 г. 29,1 млн. чел. – это пятая часть населения России. За 2007–2009 гг. численность детей уменьшилась на 4,4 млн. чел.

Все это требует принятия неотложных мер по укреплению развития социального института – семьи.

Одной из важных сфер и одним  из главных объектов социальной работы является семья.

Опыт последних лет  показывает, что с принятием Указа  Президента Российской Федерации от 14 мая 1996 г. № 712 «Об основных направлениях государственной семейной политики»  проблемы семьи стали решаться более  активно, помощь и поддержка семьи  реализуется в значительно большем  объеме, чем прежде.6

К настоящему времени сложились  и действуют следующие основные формы государственной помощи семьям, имеющих детей:

  1. денежные выплаты семье на детей в связи с их рождением, содержанием, воспитанием (пенсии, пособия);
  2. трудовые, налоговые, жилищные, медицинские, кредитные и льготы родителям и детям;
  3. социальное обслуживание семьи (оказание социальных услуг и консультативной помощи) и т.д.

Современное обеспечение  жизнедеятельности свыше 40 млн. семей  и 38 млн. детей нуждаются в эффективной  реализации государственной семейной политики и одного из ее основных направлений  – системы социального обслуживания семьи и детей, создании его правовой и материальной основы.

Социальное обслуживание семьи и детей в настоящее  время – это социальная помощь и поддержка членов семьи, попавших в трудную жизненную ситуацию, оказание им комплекса социальных услуг и осуществление их социальной адаптации и реабилитации.

Важнейшая задача системы  социального обслуживания семьи  и детей – обеспечение реализации социальных прав и гарантий семьи, решение  возникающих проблем посредством  предоставления социально-правовых, социально-медицинских, социально-бытовых, социально-педагогических услуг и консультаций.

В настоящее время в  Российской Федерации сложилось  и действует несколько моделей  социального обслуживания семьи  и детей. Используя критерий государственной  поддержки и финансирования, их можно  классифицировать следующим образом:

  1. государственные социальные службы;
  2. смешанные службы;
  3. коммерческие службы, работающие самостоятельно или при благотворительных фондах, религиозных и общественных организациях.

Вопросы поддержки материнства, отцовства и детства, укрепления семьи в качестве одного из направлений  решения демографической проблемы обозначены Президентом Российской Федерации в Послании Федеральному Собранию 2006 г. Предложенная программа  содержит целый комплекс мер, направленных на государственную поддержку семей  с детьми. С января 2007 г. вступили в действие нормативные правовые акты, предусматривающие значительное увеличение пособия по уходу за ребенком, стоимости родовых сертификатов, компенсацию затрат на дошкольное воспитание.

Основными участниками правоотношений в связи с материнством и детством, возникающих по поводу предоставления пенсионного обеспечения, обеспечения  пособиями и компенсациями, предоставления социальных услуг являются:

  1. несовершеннолетние лица, лица-иждивенцы, потерявшие кормильца;
  2. дети-инвалиды;
  3. родители несовершеннолетних;
  4. беременные женщины;
  5. лица, осуществляющие уход за ребенком до достижения им возраста трех лет, и др.

Такие разные субъекты не могут  обладать единой, возникающей в одно время правоспособностью.

С целью обеспечения приоритетности устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей, установлено  единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью, определен  на федеральном уровне минимальный  норматив на содержание детей в семьях опекунов (попечителей), приемных родителей, а также на оплату труда приемных родителей. В качестве дополнительной меры государственной поддержки  семей, имеющих детей, введено предоставление базового материнского (семейного) капитала.

Действующая система государственных  пособий в связи с материнством и детством в совокупности с другими  мерами социальной поддержки формирует  систему социальной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, обеспечивает материальную поддержку  семьи в связи с рождением  и воспитанием детей, что крайне актуально в условиях наблюдающегося в России демографического кризиса, низкого уровня жизни населения, прежде всего семей с детьми. Обеспечение граждан пособиями на детей справедливо расценивается как одна из мер семейной и демографической политики, создающая наряду с другими мерами условия для повышения рождаемости, поддержки семьи и воспитания детей.

Законодательство о пособиях практически полностью обновилось, правовое регулирование осуществляется на основании федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации. Автором проанализированы нормативные правовые акты, регулирующие выплату пособий в связи с материнством и детством, и отмечены специфические признаки данных пособий:

  1. пособия представляют собой денежные выплаты гражданам в установленных законом случаях и размерах;
  2. пособия, как правило, являются помощью, временно заменяющей оплату по труду либо служащей дополнением к основным источникам средств к существованию в связи с обстоятельствами, поименованными в законе;
  3. пособия выплачиваются из нескольких источников;
  4. пособия различных видов существенно отличаются друг от друга по целевому назначению, основаниям предоставления, способам определения размера, периодичностью выплаты;
  5. пособия либо исчисляются на основе индивидуального заработка, либо устанавливаются в твердом размере.

Проект закона РФ устанавливает  систему мер социальной поддержки  семей, имеющих детей:

  • пособие по беременности и родам;
  • единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;
  • единовременное пособие при рождении ребенка;
  • единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью;
  • ежемесячное пособие по уходу за ребенком лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию;
  • ежемесячное пособие по уходу за ребенком лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию;
  • родовой сертификат;
  • материнский (семейный) капитал. Размер материнского капитала в 2013 году для тех, кто им еще не воспользовался, составит 408 тысячи 960 рублей 50 копеек. Для владелиц сертификата, которые уже распорядились частью средств, размер оставшейся части суммы будет увеличен с учетом темпов роста инфляции.

В связи с отменой единого  социального налога (ЕСН) в 2010 году увеличится предельный размер пособий по беременности и родам и по уходу за ребенком. Ранее размер пособий по беременности и родам устанавливался федеральным  законом о бюджете Фонда социального  страхования РФ на очередной финансовый год. Теперь максимальный размер пособия отменяется, и будет зависеть от предельной величины базы, на которую начисляются страховые взносы, т.е. ограничиваются страховой суммой.

Ежемесячные пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет выплачивается работающим гражданам (матери, отцу, другим родственникам, опекунам, фактически осуществляющим уход за ребенком и находящимся в отпуске по уходу за ребенком) в размере 40% среднего заработка по месту работы за последние 10 календарных месяцев до наступления отпуска по уходу за ребенком (средний заработок рассчитывается только за месяцы работы у последнего работодателя, который назначает данное пособие).

Одинокой матери положены все единовременные пособия, назначаемые  матерям в связи с рождением  ребенка. При этом необходимо иметь  в виду, что существуют:

1. федеральные пособия, которые выплачиваются всем матерям на территории РФ без исключения (с учетом районного коэффициента, в районах и местностях, где такие коэффициенты установлены);

2. пособия, выплачиваемые за счет средств бюджета субъекта РФ. В каждом субъекте РФ действуют свои дополнительные выплаты одиноким матерям.

Размеры пособий с 1 января 2010 года без учета районного коэффициента составят:

  • единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности – 490,08 рублей (в 2009 г. – 374,62 руб.);
  • единовременное пособие при рождении ребенка – 13087,85 рублей (в 2009 г. – 9989,86 руб.);
  • минимальные размеры ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному страхованию, за первым ребенком – 2060,41 (в 2009 году – 1873,1 руб.), за вторым и последующими детьми – 4120,82 руб. (в 2009 г. – 3746,2 руб.).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Переход к рынку, ухудшение  условий жизни значительной части  населения страны, в особенности  безработных, пенсионеров, семей с  детьми, выявили неспособность прежней  системы социального обеспечения  гарантировать каждому человеку достойный жизненный уровень. Это  потребовало ее реформирования и  практически полного обновления в области социального обеспечения.

В законодательстве, принятом в этой области на федеральном  уровне с 1990 г. по настоящее время, нашли  свое правовое закрепление следующие  положения:

  1. всеобщность социального обеспечения, достигнутая путем расширения круга получателей пенсий, пособий, услуг и появления новых видов социального обеспечения в ответ на возникновение новых социальных рисков (например, социальных пенсий, пособия по безработице, компенсационных выплат лицам, подвергшимся нацистским преследованиям, ежемесячн<span class="List_0

Информация о работе Социальная защита населения в России