Социальная защита населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2015 в 20:58, реферат

Описание работы

В каждом обществе есть определенная часть населения, которая не имеет собственности и не в состоянии трудиться в силу некоторых причин: болезнь, нетрудоспособность, вследствие старости или возраста, не позволяющего человеку вступить в сферу производственных отношений (дети), последствия экологических, экономических, национальных, политических и военных конфликтов, стихийных бедствий, явных демографических изменений. Эти категории населения не выживут без защиты и социальной помощи государства, когда главным фактором производства и распределения является капитал.

Содержание работы

Введение 3
1. Понятие и сущность системы социальной защиты населения 6
1.1. Сущность социальной защиты населения 6
1.2. Характеристика социальной политики России 10
2. Формы, виды и принципы социальной защиты населения в России 15

Заключение 37
Список литературы 39

Файлы: 1 файл

+ реферат +.docx

— 53.43 Кб (Скачать файл)

Содержание: 
 
Введение 3 
 
1. Понятие и сущность системы социальной защиты населения 6 
 
1.1. Сущность социальной защиты населения 6 
 
1.2. Характеристика социальной политики России 10 
 
2. Формы, виды и принципы социальной защиты населения в России 15 
 
 
Заключение 37 
 
Список литературы 39 
 
Введение 
 
В каждом обществе есть определенная часть населения, которая не имеет собственности и не в состоянии трудиться в силу некоторых причин: болезнь, нетрудоспособность, вследствие старости или возраста, не позволяющего человеку вступить в сферу производственных отношений (дети), последствия экологических, экономических, национальных, политических и военных конфликтов, стихийных бедствий, явных демографических изменений. Эти категории населения не выживут без защиты и социальной помощи государства, когда главным фактором производства и распределения является капитал. 
 
Основная цель системы социальной защиты – сохранение здоровья и жизни клиентов, а значит, это медицинская задача. Любые услуги социальной защиты, так или иначе, защищают здоровье и жизнь обездоленных лиц. И, действительно, распределяются ли благотворительные дары, обеспечиваются ли ночлегом бомжи, пресекаются ли наркомания, алкоголизм, другие порочные наклонности, ведется ли доставка дров, лекарств, пенсий, проявляется ли простое участие и интерес к судьбе защищаемых людей – все это прямо или косвенно касается здоровья и жизни подопечных людей. И вполне естественно, что среди разновидностей социальной работы, то есть среди форм социальной защиты населения, предусмотрены медицинские услуги. Речь идет о координационной работе, позволяющей охватить необеспеченных и оказавшихся вне общества лиц услугами, которые так или иначе связаны с защитой их здоровья, то есть речь идет о так называемых социально-медицинских услугах населению. Эта форма социальной работы предусматривает посредничество между учреждениями здравоохранения и населением. 
 
Социальная защита основывается на следующих принципах: 
 
Адресность, то есть предоставление помощи персонифицированно конкретному лицу. Работа по выявлению и созданию банка данных таких лиц ведется местными органами социальной защиты населения по месту жительства инвалидов, престарелых, многодетных семей и одиноких матерей. 
 
Доступность, то есть обеспечение возможности бесплатного и частично платного получения социальных услуг, включенных в федеральные и территориальные перечни гарантированных социальных услуг, определяемые с учетом субъектов, которым они предназначены. Финансирование услуг, входящих в перечни, осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов. 
 
Добровольность. Социальное обслуживание осуществляется на основании добровольного обращения гражданина, его опекуна, другого законного представителя, органа государственной власти и т. д. 
 
Гуманность. Граждане, проживающие в стационарных учреждениях, имеют право на свободу от наказаний. 
 
Приоритетность предоставления социальной помощи несовершеннолетним. 
 
Конфиденциальность. Сведения личного характера, ставшие известными работникам социальных учреждений при оказании социальных услуг, составляют профессиональную тайну. Работники, виновные в ее разглашении, несут установленную законом ответственность. 
 
Переход к рыночной экономике потребовал радикальных реформ не только в области экономики, но также и в сфере социальной политики. Старая система социального обеспечения России заменяется новой системой социальной защиты населения, которая включает минимальные государственные социальные гарантии, социальное страхование и социальную помощь. Однако с переходом к рынку в сфере социальной политики РФ также начали осуществляться изменения, включая такие направления, как формирование нового социального законодательства, разработка основных направлений социальной политики в переходный период, реализация целевых социальных программ и создание новой социальной защиты населения. 
 
В обществе рыночных отношений главную функцию социальной защиты берет на себя государство как главный субъект социальной политики и социальной работы. 
 
Основные социальные гарантии закреплены в Конституции РФ и находят свое подтверждение в социальной политике. Они определены в ст. 7 Основного закона РФ: «В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер заработной платы, обеспечивается постоянная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты». 
 
Однако, несмотря на значительные усилия правительства России в реформировании системы социальной защиты населения, проблемы незащищенных слоев населения остаются по-прежнему не решенными. В этих условиях возрастает актуальность рассмотрения вопросов связанных с функционированием системы социальной защиты населения. 
 
Цель данной курсовой работы: раскрыть сущность социальной защиты населения и ознакомиться с реформами, проводимыми в нашей стране. 
 
Задачи курсовой работы: 
 
Ознакомиться с особенностями функционирования системы социальной защиты населения и социальной политики в России; 
 
Рассмотреть основные виды социальной защиты населения в Российской Федерации; 
 
Проанализировать проблемы социального, медицинского и пенсионного страхования как части системы социальной защиты населения. 
 
1. Понятие и сущность системы социальной защиты населения 
 
1.1. Сущность социальной защиты населения

Поскольку рыночные отношения не гарантируют права на труд, на доход, на образование, не обеспечивают социальной защиты инвалидов, малоимущих пенсионеров и других категорий граждан, то требуется государственное вмешательство в сферу распределения доходов и создание системы социального обеспечения нуждающихся. 
 
Если функциональное распределение доходов основано на собственности на факторы производства, то персональное распределение доходов осуществляет государственная власть. 
 
Главным инструментом перераспределения доходов в стране является государственный бюджет, который предполагает наличие механизма социального обеспечения населения. 
 
Систему социальной защиты можно рассматривать в широких и узких рамках координат жизнедеятельности общества. Организация Объединенных Наций дает широкое определение сферы социальной защиты населения: «комплекс, стратегий и программ государственного и частного секторов, осуществляемых обществом в связи с различными непредвиденными обстоятельствами в целях компенсации отсутствия или существенного сокращения доходов от трудовой деятельности, оказания помощи семьям с детьми, а также обеспечения, людей медицинским обслуживанием и жильем».[1480] 
 
Социальная защита населения, осуществляемая посредством социальной политики государства, использует два способа: социальную защиту и социальные гарантии. 
 
Современная система социальной защиты населения включает следующие основные элементы: 
 
Традиционную форму государственного вспомоществования (социальной помощи); 
 
Совокупность государственных социальных гарантий, включая социальные льготы отдельным категориям населения (категориальные социальные услуги); 
 
Социальное страхование (добровольное, обязательное, государственное). 
 
Социальное страхование является формой социальной защиты экономически активного населения от различных рисков, связанных с потерей работы, трудоспособности и доходов, возмещением ущерба на основе коллективной солидарности. Финансирование социального страхования производится из внебюджетных фондов. Более подробно остановимся на первых двух элементах социальной защиты населения. 
 
Под системой социальных гарантий понимается предоставление социально значимых благ и услуг всем гражданам без учета их трудового вклада и проверки нуждаемости. В ней реализуется принцип распределения по потребности с учетом ресурсных возможностей общества, что определяет меру этих гарантий. Минимальный набор и уровень этих гарантий является подвижным в зависимости от конкретно исторических условий каждой страны. Эта форма социальной защиты граждан базируется на принципах общего налогообложения и бюджетного финансирования социальных расходов. К системе социальных гарантий примыкают социальные льготы, представляющие собой социальные гарантии отдельным категориям населения. Эта форма социальной защиты также характеризуется универсальностью предоставления социальных благ и услуг в рамках определенной социально-демографической группы населения (ветераны войны, инвалиды) и обеспечением за счет налогово-бюджетной системы государства. 
 
Под социальной помощью как формой социальной защиты населения понимается предоставление социальных благ и услуг социально уязвимым группам населения на основе проверки нуждаемости. В традиционном понимании объектом социальной помощи являются малообеспеченные слои населения, доходы которых ниже черты бедности или прожиточного минимума. Неотъемлемым элементом государственной системы социальной защиты в РФ выступает социальное обслуживание престарелых, нетрудоспособных и семей с детьми, которое включает различные виды социальных услуг, направленных на удовлетворение особых потребностей данного контингента лиц. В настоящее время наше государство прилагает большие усилия для создания комплексной системы социального обслуживания населения, выделения финансовых средств на ее развитие. 
 
Социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. 
 
Трудная жизненная ситуация – это ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина, которую он не может преодолеть самостоятельно. Причинами ее возникновения могут быть самые различные обстоятельства: инвалидность, преклонный возраст, болезнь, сиротство, жестокое обращение в семье, безработица, отсутствие определенного места жительства и пр. Право на социальное обслуживание имеют: граждане РФ, иностранцы и лица без гражданства, если иное не установлено международными договорами РФ.[1481] 
 
Естественно, что социальная защита – это дело, в основном, государства. Если верно, что политика выступает концентрированным выражением экономики, то не менее верным может быть толкование социальной политики как специфической концентрации (сосредоточения) всех видов политики, направленных на управление существованием, функционированием и развитием социальной сферы. Последняя является своеобразной системой, в которой выделяются три крупных блока (элемента), каждый из которых представляет относительно самостоятельную подсистему: 
 
Социальная структура общества как дифференциация людей по общественным и социальным группам и отношения между ними. 
 
Социальная инфраструктура как совокупность отраслей, обслуживающих человека и способствующих воспроизводству нормальной жизнедеятельности людей. 
 
Условия труда человека являются также важным компонентом социальной сферы как степень развития всех других сфер и общества в целом. 
 
Одной из важнейших характеристик социальной политики является социальная справедливость, которая означает, с одной стороны, степень обоснованного равенства, а с другой, сохраняющегося неравенства, что обуславливается уровнем развития общества в целом, его производительных сил, находящих свое конкретное выражение в обеспечении общественно оправданных минимальных потребностей людей (от семейного положения, состояния здоровья и т. д.). В условиях кризисного состояния ни теоретически, ни тем более практически нельзя ставить задачу ликвидации неравенства. Пристальное внимание необходимо обратить на возможные последствия массовой безработицы, чреватой социальным взрывом. Как показывает зарубежный опыт (а теперь и отечественный), одно из наиболее перспективных направлений в решении проблем социальной защиты в нынешних условиях – сбалансированное сочетание денежных и неденежных видов помощи. Это определяется сегодняшним соотношением финансовой системы страны как следствия всеобщего системного риска. Необходимо отметить, что социальную работу нельзя рассматривать только как деятельность, направленную на оказание помощи, но и как деятельность по предупреждению негативных последствий в поведении людей, в жизнедеятельности отдельных личностей, групп, слоев, то есть профилактическая работа должна занять в социальной защите значительно большее место, чем это наблюдается сейчас.

Социальная защита в узком смысле предусматривает выполнение социальных услуг, то есть социальное обслуживание. Законодательство РФ устанавливает следующие виды социального обслуживания: 
 
Материальная помощь в виде денежных средств, продуктов питания, средств санитарии и гигиены, одежды и обуви, других предметов первой необходимости, топлива, специальных транспортных средств, технических средств реабилитации инвалидов и лиц, нуждающихся в постороннем уходе. 
 
Социальное обслуживание на дому направлено на максимально возможное продление пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов в привычной социальной среде в целях поддержания их статуса, а также на защиту их законных прав и интересов. К числу надомных гарантированных услуг, предусмотренных федеральным перечнем, относятся: доставка продуктов на дом; приобретение медикаментов, продовольственных и промышленных товаров первой необходимости; содействие в получении медицинской помощи, в том числе сопровождение в медицинское учреждение; уборка помещения; содействие в организации юридических услуг; содействие в организации ритуальных услуг; другие надомные услуги (например, содействие в обеспечении топливом).[1482] 
 
1.2. Характеристика социальной политики России 
 
Особенности социальной политики государства проявляются: 
 
В сокращении масштабов бедности населения России; 
 
В сокращении массовой безработицы трудоспособного населения; 
 
В создании основ для повышения уровня и качества жизни населения по мере осуществления устойчивого развития экономики. 
 
Во всех странах мира распространен термин «социальное обеспечение». Однако его трактовка самая разная. В США под ним понимаются лишь пенсии по старости. В Великобритании в него включают систему денежных пособий, в Европе это денежные пособия плюс здравоохранение, в России - государственная система материального обеспечения и обслуживания граждан в старости, в случае болезни, полной или частичной потери трудоспособности, потери кормильца, а также семей, в которых имеются дети. Таким образом, понятие «социальное обеспечение» в нашей стране имеет очень широкую трактовку. 
 
Практически во всех странах мира государственная система социального обеспечения занимает центральное место в механизме социальной защиты населения, включающем негосударственные формы социального страхования, частную благотворительность. 
 
Социальное страхование представляет собой систему денежных пособий, создаваемую государством на основе обязательных специализированных взносов. Выплаты по социальному страхованию относят к такому виду пособий, которые соотносятся с заработком, выплачиваемые в форме процента от предыдущего заработка. 
 
Все чаще используется понятие «система социальной поддержки», понимаемое в узком значении как денежные пособия по малообеспеченности, которые выплачиваются для борьбы с бедностью. Различают формальную и неформальную социальную поддержку. Формальная социальная поддержка включает в себя ряд государственных программ социального страхования и помощи, нацеленных на определенные группы населения. Под неформальной социальной поддержкой понимаются следующие виды: личные приусадебные участки, помощь друзей и родственников.[1483] 
 
В различных странах существует различный подход к компенсации потерянного дохода работнику, который оказался временно нетрудоспособным либо потерявшим работу. Полная (100% процентная) компенсация является соответствующей принципу социальной справедливости. Однако в США эта компенсация покрывает лишь от половины до двух третей потерь в доходе. В России в настоящее время существуют следующие основные программы социальной защиты населения (см. таблицу 1). 
 
Таблица 1 
 
Программы социальной защиты населения  
 
Вид пособия  
 
Источник  
 
База  
 
Пенсия за выслугу лет  
 
Пенсионный фонд  
 
Формула основана на трудовом стаже и прошлом заработке. Нижний порог равен размеру минимальной пенсии  
 
Пособие по безработице  
 
Фонд занятости  
 
Формула основана на прошлом заработке и продолжительности безработицы. Нижний порог равен размеру минимальной зарплаты  
 
Семейные пособия  
 
Пособие на рождение ребенка  
 
Фонд социального страхования  
 
5-кратный минимальный оклад  
 
Единое ежемесячное пособие  
 
Местный бюджет  
 
60-70% минимального оклада  
 
Пособие по уходу за ребенком до 15 мес. (для работающих)  
 
Фонд социального страхования  
 
50% суммы пособий  
 
Пособие по уходу за ребенком до 3 лет  
 
Предприятие  
 
Не связано с минимальной заработной платой  
 
Оплата временной нетрудоспособности по болезни  
 
Фонд социального страхования  
 
Из текущих поступлений. Выплачивается без установленного срока ожидания  
 
Социальная помощь на местном уровне  
 
Местный бюджет  
 
На основе оценки нуждаемости и при наличии ресурсов  
 
Пособие на жилье  
 
Местный бюджет  
 
Формула основана на разнице между фактическими расходами на квартплату и коммунальные услуги в 10% дохода  
 
Социальная сфера финансируется за счет следующих бюджетных и внебюджетных источников 
 
К бюджетным источникам относятся: 
 
Федеральный бюджет; 
 
Бюджет субъекта РФ; 
 
Местный бюджет; 
 
Ресурсы внебюджетного перераспределения.

К внебюджетным источникам относятся: 
 
Государственные социальные фонды; 
 
Внебюджетные фонды субъектов РФ; 
 
Негосударственные социальные фонды; 
 
Кредитные ресурсы; 
 
Привлечение средств фирм и домашних хозяйств (территориальные займы); использование потенциала некоммерческих неправительственных организаций. 
 
Соотношение бюджетных и внебюджетных финансовых потоков в каждой отдельной отрасли социальной сферы складывается по-разному. Например, в 1995 г. в системе социальной защиты населения России около 70% финансовых ресурсов формировалось за счет внебюджетных социально-страховых фондов. 
 
Внебюджетные фонды России можно объединить в шесть групп: 
 
Целевые бюджетные фонды; 
 
Государственные социально-страховые фонды; 
 
Негосударственные страховые фонды; 
 
Отраслевые, межотраслевые и специальные фонды; 
 
Внебюджетные фонды субъектов Федерации; 
 
Местные внебюджетные фонды. 
 
Первые три группы являются внебюджетными фондами федерального уровня. Наиболее крупные из внебюджетных фондов федерального значения - это государственные социально-страховые фонды (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования, Государственный фонд занятости, Фонд обязательного медицинского страхования). 
 
Достаточно широко используются внебюджетные фонды субъектов РФ. Все большую роль играют территориальные и муниципальные займы. Местные власти осуществляют эмиссию местных облигаций, реализуют жилищные сертификаты, размещают муниципальные краткосрочные облигации.[1484] 
 
2. Формы, виды и принципы социальной защиты населения в России 
 
2.1. Социальное страхование основа социальной защиты населения 
 
Комиссия социального развития Организации Объединенных Наций, устанавливая границы политики в области социальной защиты, определяет ее как комплекс мер, направленных на риски и обездоленность, с целью гарантирования доступа к средствам для удовлетворения основных потребностей и реализация основных прав. При этом предполагается гарантированное получение доходов и средств, к существованию, наличие работы, медицинское обслуживание и образование, питание и жилье. 
 
По формальным признакам система социальной защиты населения в России представляет собой распространенную в странах с рыночной экономикой модель, состоящую из трех компонентов: 
 
Обязательное социальное страхование, которое предназначено для защиты работника от наиболее распространенных и предсказуемых социальных рисков; 
 
Государственное социальное обеспечение, которое предназначено для защиты определенных категорий населения от социальных рисков, не охваченных социальным страхованием; 
 
Социальная помощь, которая предназначена бедным, малоимущим слоям населения и гражданам, попавшим в экстремальные условия. 
 
Основой такой модели социальной защиты обычно служит социальное страхование застрахованных, то есть наемных работников, которым при наступлении страхуемых рисков компенсируется вполне определенная часть потерянного дохода. Взносы при этом, в отличие от налогов, имеют возмездный характер. В нашем страховании это не совсем так. Реально все три компонента социальной защиты не имеют четко очерченных границ ни в технологии, ни в организации, ни в механизмах и источниках финансирования. 
 
Источником взносов на социальное страхование фактически является заработок застрахованного. Нужно отметить, что формально взносы по линии социального страхования делает не застрахованный, а его наниматель, однако в экономическом плане эти взносы можно считать вычетами из заработка. 
 
Следует иметь в виду, что взносы на соцстрах могут служить прикрытием дополнительного налогового обложения предприятий и учреждений. В таком случае для чистоты анализа эти взносы надо делить: на собственно страховые взносы и на налог. В современных условиях налог, в форме социального налога, следует считать не только запутывающим трудовые отношения, но и прямо скажем - вредным, способствующим росту безработицы. 
 
Финансовые ресурсы социального страхования организуются в форме специализированных фондов, которые создаются фактически за счет застрахованных. Этим оно отличается от соцобеспечения, которое полностью базируется на средствах госбюджета. Социальное страхование является, по сути дела, самострахованием трудящихся, в то время как соцобеспечение представляет собой систему помощи неимущим (больным, престарелым, нетрудоспособным) со стороны государства за счет доходов государственного бюджета. 
 
Фонд социального страхования должен быть независимым от госбюджета. Их средства не следует смешивать, но на практике это правило не всегда соблюдается. 
 
Контролируя правила расходования средств социального страхования, государство в ряде случаев пользуется этим в целях укрепления трудовой дисциплины, закрепления кадров, даже если эти цели не совпадают с задачами социального страхования. Но оно может идти и навстречу социальным нуждам в большей мере, чем это требуется с позиций соцстраха. 
 
В социальном страховании проявляются и некоторые уравнительные начала. Так, от зарплаты трудящихся мужчин и женщин производятся одинаковые отчисления в фонд социального страхования, хотя по закону женщины выходят на пенсию на 5 лет раньше, чем мужчины, а, следовательно, пользуются фондами социального страхования в большей мере, чем мужчины (учитывая более высокий средний уровень продолжительности жизни женщин). 
 
Исторически один из принципов соцстраха заключается в том, что управление его фондами находилось в руках страхователей, то есть у выплачивающих страховые взносы рабочих (и служащих) и их нанимателей (пропорционально их взносам). 
 
Важная особенность социального страхования в развитых странах - капитализация части страховых взносов, а также выплаты страховых возмещений за счет полученного дохода. 
 
В условиях кризисного развития социальное страхование не может полностью заменить социальное вспомоществование, оказываемое некоторым категориям населения вне зависимости от наличия страховки. Но финансовым источником социального вспомоществования могут быть лишь бюджетные средства.

Соотношения социального страхования и социального вспомоществования традиционно является предметом политических и экономических дискуссий. Сторонники бюджетного социального планирования исходят из того, что государство обязано помогать нетрудоспособным гражданам, поскольку те платили в свое время государству налоги. 
 
В специальной литературе теоретически не был исследован вопрос, который можно обозначить как неэквивалентность системы социального страхования. Эта неэквивалентность выражается в том, что сами застрахованные практически не в состоянии обеспечить себе приемлемый уровень выплат по социальному страхованию. Все системы добровольного и социального страхования во всех странах предусматривали и предусматривают «добавки» к фондам соцстраха. Со стороны государства и нанимателей - ввиду недостаточности взносов самих застрахованных. Такой результат можно объяснить тремя группами причин. 
 
Социальные причины. Работники могут застраховать сами себя без помощи посторонних, но при этом их уровень жизни окажется социально неприемлемым, то есть способным вызвать недовольство, волнения и иные социальные неурядицы. Поэтому государство принуждает состоятельные слои общества помогать своими взносами образованию фондов соцстраха, чтобы избежать этих неурядиц. 
 
Низкая зарплата работников, вызванная конкуренцией на рынке труда. В этом случае привлечение нанимателей к подпитыванию фондов соцстраха оправдано, так как они недоплачивают работникам. Недостаток этой системы - она создает впечатление, что наниматели оказывают благодеяние своим работникам. Более правильно, если бы государство официально высчитывало сверхприбыли нанимателей и официально изымало их на нужды работников. 
 
Необеспеченность работника после истечения периода его трудовой активности. Теоретически можно представить, что человек финансово «оправдывает себя», только пока он работает. Иными словами, его заработок так невелик, что он не может позволить себе отложить из него на старость или на случай инвалидности. 
 
Рассмотрим принципы формирования системы социального страхования. 
 
В нынешних экономических условиях в России предпочтительно иметь отдельную систему социального страхования и отдельную систему социальной помощи для неимущих. 
 
Лица, приравненные к застрахованным, но за которых страховые взносы никто не платит, могут обслуживаться фондами социального страхования лишь при условии, что последние будут получать компенсацию из государственного бюджета. 
 
При выплате социальных пенсий и оказании иных социальных услуг, не обусловленных эквивалентностью отношений общества и гражданина, к государству должно переходить право на взыскание алиментов, которые гражданин по какой-либо причине не хочет (или не знает как) взыскивать со своих детей. Подпитка фондов социального страхования из госбюджета нежелательна, так как это означало бы льготу для застрахованных граждан за счет незастрахованных. 
 
На социальное страхование не должны возлагаться демографические задачи в виде поощрения рождаемости и воспитания детей. Если же за счет фондов социального страхования поощряется материнство и детство, то надо пересматривать возраст уходящих на пенсию женщин (получавших пособие на детей) или размер причитающихся им пенсий - с учетом того обстоятельства, что им должны помогать взрослые дети. В ином случае в худшем положении оказываются женщины, не имеющие детей и не пользующиеся их поддержкой в старости. 
 
Исходя из принципа эквивалентности, вряд ли обоснованно взимать одинаковые взносы в фонд за молодого человека и работающего пенсионера. Если считать, что пенсионный фонд для пенсионера уже накоплен (или близок к этому), страховать это лицо на случай старости или инвалидности следует по льготной ставке. 
 
Есть смысл иметь отдельный фонд для выдачи пенсий и пособий за трудовые увечья и профессиональные заболевания, так как взносы в этот фонд уместно требовать только с работодателей. 
 
Целесообразно создать институт «молодых пенсионеров», с тем, чтобы не достигшие 2-3 лет до пенсионного возраста лица, имеющие благоприятные семейные условия, могли получать часть причитающейся им пенсии и прекратить работу. 
 
При участии ученых Академии труда и социальных отношений в стране разработан Федеральный закон «Об основах социального страхования», который, наряду с нормативными документами регулирующими социальное вспомоществование заложил, основы концепции социального государства. 
 
К сожалению, государственные социальные внебюджетные фонды возникли до принятия указанного Закона. В результате не Закон повлиял на построение страховых принципов взаимоотношений субъектов в системе каждого фонда, а, наоборот государственно-бюрократический дух созданных фондов исказил некоторые принципы Закона. 
 
Основным недостатком системы социального страхования является ее половинчатое страховое состояние. 
 
Начало нового столетия для России ознаменовалось новым этапом энергичного праворадикального реформирования социально-экономической системы страны. Система социального страхования стала еще менее страховой и дрейфует в сторону привязки к бюджету и, в конечном счете, к бюджетному обеспечению. 
 
Введение единого социального налога вместо страховых взносов, открытие счетов государственных социальных внебюджетных фондов в органах федерального казначейства фактически означает, что фонды становятся не полноценными распорядителями страховых средств, а обычными получателями, наряду с другими получателями бюджетных средств. Эти средства в установленном порядке выделяются казначейством, имеющим массу бюджетных обязательств. И прежние взаимоотношения бюджета с внебюджетными фондами не дают основания полагать, что страховые средства не будут смешиваться с бюджетными. И сбоев не будет лишь в том случае, если на корреспондентских счетах казначейства всегда будет достаточно средств.

Информация о работе Социальная защита населения