Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 20:39, курсовая работа
Цель данной работы заключается в выяснении удовлетворенности и информированности ветеринарных специалистов в социальной защите.
В ходе написания работы мы будем решать следующие задачи:
1. Изучение ветеринарных специалистов как профессиональной группы;
2. Проанализировать представления врачей о социальной защищенности по результатам интервью;
3. Рассмотреть деятельность профсоюзов как социальных субъектов защиты их прав.
Введение…………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1.СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА....……………………………………….4
1.1 Понятие и необходимость обеспечения социальной защиты населения...4
1.2Сущность социальной защиты.............................……..................………….6
1.3Профсоюзы как социальные субъекты защиты прав профессиональных групп.........................................................................................…………………..11
1.4 Социальная защита ветеринарных специалистов........................................14
Глава 2.ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ГРУППА………………………………….17
2.1Понятие «профессиональная группа»………......………………………….17
2.2Классификация профессиональных групп…………………………..……..20
2.3 Ветеринарный специалист как профессиональная группа..........................22
ГЛАВА 3.СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГРУППЫ (НА ПРИМЕРЕ СЕЛЬСКИХ ВЕТЕРИНАРНЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ)…....…………………….............................………………..25
3.1Методы и методики исследования…..………………………………………25
3.2 Анализ результатов эмпирического исследования………………………..26
Заключение……………………………………………………………………….35
Список использованных источников……………………………………
В советский период, в связи со слабой теоретической проработкой социальной защиты как социального института, термин «социальное обеспечение» использовался в широком смысле для определения всей совокупности социально-экономических отношений в стране, касающихся вопросов социальной защиты, и в этом смысле он определял весь институт социальной защиты, получивший название «право социального обеспечения». Одновременно, термин «социальное обеспечение» в узком смысле использовался для определения системы отношений в области социальной защиты, связанных с предоставлением отдельных видов обеспечения за счет средств государственного бюджета.
В стране, вставшей на путь развития рыночной экономики, термин «социальное обеспечение», отражающий специфику организации социальной защиты в централизованно планируемой системе хозяйства, не может использоваться для определения ни всей совокупности социально-экономических отношений в сфере социальной зашиты, ни ее административных структур с новыми функциями. Поэтому термин «социальное обеспечение» был в значительной степени вытеснен из практической сферы новым термином «социальная защита».
Термин «социальная защита» в наибольшей степени соответствует сущности данного социального института, хотя термин «социальное обеспечение» продолжает существовать как «право социального обеспечения».
Социальная защита также предусматривается в отношении семей с низкими душевыми доходами, не обеспечивающими общественно необходимого прожиточного минимума, результатом чего обычно является отсутствие средств существования или средств на оплату жизненно значимых товаров и услуг (средств реабилитации, оплаты жилья, лечения).
Социальная защита может осуществляться в денежной форме в виде пенсий и пособий, в натуральной форме, а также путем оказания различного рода услуг лицам, являющимся объектом социальной защиты. Она может иметь как компенсационный, так и предупредительный профилактический характер.
Одной из государственно-правовых форм социальной Защиты является непосредственно государственное обеспечение нетрудоспособных лиц. Основные признаки непосредственного государственного обеспечения — финансирование расходов за счет государственного бюджета и установление категорий обеспечиваемых лиц и уровня их обеспечения в соответствии с приоритетами, определяемыми органа- ми государственной власти.
Непосредственное
Другой организационно-правовой формой социальной защиты является социальное страхование, которое широко используется в абсолютном большинстве стран с рыночной экономикой в отношении многих видов социальной защиты. В его основе лежит понятие социальных рисков и требование их обязательного и добровольного страхования.
Финансирование выплат
по социальному страхованию
В странах с рыночной экономикой также активно используется такая организационно-правовая форма социальной защиты, как социальная помощь. Она носит адресный характер и предоставляется лицам после проверки их нуждаемости, если они не имеют других источников существования. [7]
Другими организационно-правовыми
формами социальной защиты могут
быть провиденные фонды —
предназначенными для осуществления обязательных сбережений всеми работающими гражданами. Фонды преследуют цель обеспечить индивидуальную ответственность каждого работающего за свое благосостояние в будущем. Они представляют собой учреждения типа сберегательного банка. Воспользоваться этими вкладами можно в случае временной нетрудоспособности, при условии прекращения работы, в случае безработицы.
Характерной особенностью частных форм социальной защиты является то, что они создаются не в обязательном порядке в силу принятия соответствующего законодательства, а в силу частной инициативы отдельных субъектов отношений в данной среде, которые принимают на себя обязательства по осуществлению социальной защиты ограниченного круга лиц, представляющих для них определенный интерес. Частные формы могут применяться в таких видах социальной защиты, как обеспечение временной нетрудоспособности, медицинской помощи, в пенсионном обеспечении и других.
Таким образом, социальная
защита в любом государстве —
это комплексная система
Эффективная социальная защита предполагает проведение политики, адекватно реагирующей на социальное самочувствие людей, способной улавливать рост социального недовольства и социальной напряженности, предупреждать возможные конфликты и радикальные формы протеста.
1.3Профсоюзы как социальные субъекты защиты прав профессиональных групп.
В любом государстве имеется целая система социальных институтов, осуществляющих социальную защиту граждан. Социальный институт — это устойчивая форма организации совместной деятельности людей в виде организационной структуры или системы правил нормативно урегулированного порядка, в рамках чего происходит распределение социальных ролей и статусов людей, охватываемых деятельностью соответствующего института.[8] Первые из названных видов (классов) социальных институтов именуются некоторыми социологами социально-организационными институтами, вторые — социально-нормативными.
Важнейшим и наиболее
мощным социально-организационным
институтом является государство, которое
представляет собой сложную
Институтами, призванными защищать работников наемного труда, являются профессиональные союзы. В настоящее время наряду с традиционными профсоюзами, претерпевшими существенное обновление, появились новые рабочие организации, «независимые» профсоюзы. Однако считать только их защитниками работников наемного труда, а традиционные профсоюзы квалифицировать как «официальные» и отказывать им в праве выступать в качестве защитника, несправедливо. Изменившиеся профсоюзы по праву стали именоваться независимыми, так как они выступают представителями работников наемного труда, ведут борьбу за реализацию их требований и не зависят от государственных структур. Основная деятельность как «зависимых», так и независимых профсоюзов на данном уровне социально-экономических реформ перешла в русло использования в своей деятельности для защиты прав и интересов трудящихся форм и механизмов социального партнерства. Данный механизм хорошо разработан в странах развитой демократии и зарекомендовал себя с положительной стороны. Суть этого механизма состоит не в конфронтации, а в проведении переговоров с представителями работодателей и государства, нахождения компромисса и выработки на этой основе более или менее приемлемых решений.
Принципы социального партнерства и трехстороннего сотрудничества нашли свое институциональное воплощение в создании Российской Федерацией на общегосударственном уровне трехсторонней комиссии и соответствующих органов на нижестоящих ступенях иерархической лестницы. Эти институты занимают важное место в общей институциональной системе, осуществляющей функции социальной защиты трудящихся, могут рассматриваться как особая разновидность и именоваться институтами социального согласия.
Наряду с социально-
какой-то организации, а
существуют и функционируют сами
по себе, играя определенную роль в
социальной защите. Каждая отрасль
права представляет собой систему
таких социально-нормативных
Распространяясь на более низкие уровни иерархической организации общества, институциональная система социальной защиты достигает такой структуры как предприятие. Предприятия, учреждения, фирмы, кооперативы и другие трудовые организации сами являются социальными институтами и играют важную роль в обществе. А если их рассматривать под углом зрения социальной защиты, то их роль и деятельность оказываются довольно сложными и противоречивыми, не позволяющими дать им однозначную характеристику. Основная производственная деятельность сама по себе не предусматривает социальную защиту прав и интересов работников. Стремление к достижению основных целей (повысить эффективность производства, снизить себестоимость, повысить качество производимой продукции и т.д.) может привести к нарушению их прав и интересов. Поэтому необходимы специальные институты социальной защиты работников на предприятии.
Главным институтом социальной
защиты, охватывающим своей деятельностью
весь коллектив предприятия и
располагающим для этого
Конкретным инструментом или институтом социальной защиты работников на предприятии является коллективный договор. Суть этого договора кардинально изменилась в настоящее время, потому что наемным работникам нужна надежная юридическая база социальной защищенности.
В заключение рассмотрим основные принципы механизма социальной защиты, которая:
• должна быть встроена
в систему экономических
• не может быть ограничена гарантиями только в какой-либо одной сфере жизни;
• должна опираться на национальные и культурные традиции народов, учитывать их. В России все это делается, да наоборот. Традиции и обычаи народов подгоняют под законы, законодательные акты, указы и т.д.;
• должна базироваться на ином принципе мышления. Граждане в первую очередь должны стремиться защитить себя сами, а не ждать или добиваться определенных политических решений по данному вопросу;
• активно развивает и формирует
у людей элементы самозащиты. Ведь
никто и ничто так надежно
не защитит работника, как он себя
сам. Работник, наравне с субъектом-
1.4 Социальная защита ветеринарных специалистов
В единственном законе «О ветеринарии» в статье 6 говорится:
«Специалисты государственной ветеринарной службы Российской Федерации находятся под защитой государства.
Специалисты государственной ветеринарной службы Российской Федерации, проживающие и работающие в сельской местности, поселках городского типа (рабочих поселках), городах районного подчинения, имеют право на бесплатные коммунальные услуги, на другие льготы в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Право на бесплатные коммунальные услуги сохраняется за специалистами государственной ветеринарной службы Российской Федерации — пенсионерами, которые проработали в сельской местности не менее 10 лет и проживают там.»[9]
Ветеринарные специалисты в области социальной защиты рассматриваются только как специалисты, входящие в агропромышленный комплекс, т.е. работающие исключительно на селе, либо в городах районного подчинения.
Также из проанализированных нами документов является Постановление Правительства РФ от 03.02.1994 N 64
"О мерах по социальной защите специалистов государственной ветеринарной службы Российской Федерации"
В целях усиления социальной защиты специалистов Государственной ветеринарной службы Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Выплачивать работникам
Государственной ветеринарной
2. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предусматривать ассигнования из соответствующих бюджетов на материальное стимулирование работников учреждений и организаций Государственной ветеринарной службы Российской Федерации в размере до 25 процентов от фонда оплаты труда по должностным окладам (тарифным ставкам), установленным в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
3. Министерству сельского
хозяйства и продовольствия
Информация о работе Социальная защита профессиональной группы