Социальная защита профессиональной группы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 20:39, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы заключается в выяснении удовлетворенности и информированности ветеринарных специалистов в социальной защите.
В ходе написания работы мы будем решать следующие задачи:
1. Изучение ветеринарных специалистов как профессиональной группы;
2. Проанализировать представления врачей о социальной защищенности по результатам интервью;
3. Рассмотреть деятельность профсоюзов как социальных субъектов защиты их прав.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1.СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА....……………………………………….4
1.1 Понятие и необходимость обеспечения социальной защиты населения...4
1.2Сущность социальной защиты.............................……..................………….6
1.3Профсоюзы как социальные субъекты защиты прав профессиональных групп.........................................................................................…………………..11
1.4 Социальная защита ветеринарных специалистов........................................14
Глава 2.ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ГРУППА………………………………….17
2.1Понятие «профессиональная группа»………......………………………….17
2.2Классификация профессиональных групп…………………………..……..20
2.3 Ветеринарный специалист как профессиональная группа..........................22
ГЛАВА 3.СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГРУППЫ (НА ПРИМЕРЕ СЕЛЬСКИХ ВЕТЕРИНАРНЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ)…....…………………….............................………………..25
3.1Методы и методики исследования…..………………………………………25
3.2 Анализ результатов эмпирического исследования………………………..26
Заключение……………………………………………………………………….35
Список использованных источников……………………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 503.50 Кб (Скачать файл)

В советский период, в  связи со слабой теоретической проработкой  социальной защиты как социального  института, термин «социальное обеспечение» использовался в широком смысле для определения всей совокупности социально-экономических отношений в стране, касающихся вопросов социальной защиты, и в этом смысле он определял весь институт социальной защиты, получивший название «право социального обеспечения». Одновременно, термин «социальное обеспечение» в узком смысле использовался для определения системы отношений в области социальной защиты, связанных с предоставлением отдельных видов обеспечения за счет средств государственного бюджета.

В стране, вставшей на путь развития рыночной экономики, термин «социальное обеспечение», отражающий специфику организации социальной защиты в централизованно планируемой системе хозяйства, не может использоваться для определения ни всей совокупности социально-экономических отношений в сфере социальной зашиты, ни ее административных структур с новыми функциями. Поэтому термин «социальное обеспечение» был в значительной степени вытеснен из практической сферы новым термином «социальная защита».

Термин «социальная  защита» в наибольшей степени  соответствует сущности данного социального института, хотя термин «социальное обеспечение» продолжает существовать как «право социального обеспечения».

Социальная защита также  предусматривается в отношении  семей с низкими душевыми доходами, не обеспечивающими общественно необходимого прожиточного минимума, результатом чего обычно является отсутствие средств существования или средств на оплату жизненно значимых товаров и услуг (средств реабилитации, оплаты жилья, лечения).

Социальная защита может  осуществляться в денежной форме в виде пенсий и пособий, в натуральной форме, а также путем оказания различного рода услуг лицам, являющимся объектом социальной защиты. Она может иметь как компенсационный, так и предупредительный профилактический характер.

Одной из государственно-правовых форм социальной Защиты является непосредственно государственное обеспечение нетрудоспособных лиц. Основные признаки непосредственного государственного обеспечения — финансирование расходов за счет государственного бюджета и установление категорий обеспечиваемых лиц и уровня их обеспечения в соответствии с приоритетами, определяемыми органа- ми государственной власти.

Непосредственное государственное  обеспечение в странах с рыночной экономикой имеет достаточно ограниченные масштабы применения.

Другой организационно-правовой формой социальной защиты является социальное страхование, которое широко используется в абсолютном большинстве стран  с рыночной экономикой в отношении  многих видов социальной защиты. В  его основе лежит понятие социальных рисков и требование их обязательного и добровольного страхования.

Финансирование выплат по социальному страхованию осуществляется за счет страховых взносов работающих граждан и их работодателей, выплачиваемых, как правило, в равных долях. В  финансировании систем социального страхования иногда также участвует государство.

В странах с рыночной экономикой также активно используется такая организационно-правовая форма  социальной защиты, как социальная помощь. Она носит адресный характер и предоставляется лицам после проверки их нуждаемости, если они не имеют других источников существования. [7]

Другими организационно-правовыми  формами социальной защиты могут  быть провиденные фонды — обязательное (принудительное) накопление средств  на случай возникновения некоторых обстоятельств. Эти фонды существуют в отдельных странах (Азии и Африки, которые были колониями) и являются общенациональными организациями,

предназначенными для  осуществления обязательных сбережений всеми работающими гражданами. Фонды  преследуют цель обеспечить индивидуальную ответственность каждого работающего за свое благосостояние в будущем. Они представляют собой учреждения типа сберегательного банка. Воспользоваться этими вкладами можно в случае временной нетрудоспособности, при условии прекращения работы, в случае безработицы.

Характерной особенностью частных форм социальной защиты является то, что они создаются не в обязательном порядке в силу принятия соответствующего законодательства, а в силу частной  инициативы отдельных субъектов  отношений в данной среде, которые принимают на себя обязательства по осуществлению социальной защиты ограниченного круга лиц, представляющих для них определенный интерес. Частные формы могут применяться в таких видах социальной защиты, как обеспечение временной нетрудоспособности, медицинской помощи, в пенсионном обеспечении и других.

Таким образом, социальная защита в любом государстве —  это комплексная система социально-экономических  отношений, предназначенная для  оказания разносторонней помощи нетрудоспособным или ограниченно трудоспособным лицам, а также семьям, доходы трудоспособных членов которых не обеспечивают общественно необходимого уровня жизни семьи.

Эффективная социальная защита предполагает проведение политики, адекватно реагирующей на социальное самочувствие людей, способной улавливать рост социального недовольства и социальной напряженности, предупреждать возможные конфликты и радикальные формы протеста.

 

 

 

 

1.3Профсоюзы как социальные субъекты защиты прав профессиональных групп.

 

 

В любом государстве имеется целая система социальных институтов, осуществляющих социальную защиту граждан. Социальный институт — это устойчивая форма организации совместной деятельности людей в виде организационной структуры или системы правил нормативно урегулированного порядка, в рамках чего происходит распределение социальных ролей и статусов людей, охватываемых деятельностью соответствующего института.[8] Первые из названных видов (классов) социальных институтов именуются некоторыми социологами социально-организационными институтами, вторые — социально-нормативными.

Важнейшим и наиболее мощным социально-организационным  институтом является государство, которое  представляет собой сложную институциональную  систему, т.е. состоит из различных  институтов. Важную роль в выполнении функций социальной защиты играют такие институты, как страховые компании, различные специализированные фонды, благотворительные организации, а также общественные и политические организации, которые осуществляют социальную защиту представляемых ими социальных групп и слоев.

Институтами, призванными  защищать работников наемного труда, являются профессиональные союзы. В настоящее  время наряду с традиционными  профсоюзами, претерпевшими существенное обновление, появились новые рабочие  организации, «независимые» профсоюзы. Однако считать только их защитниками работников наемного труда, а традиционные профсоюзы квалифицировать как «официальные» и отказывать им в праве выступать в качестве защитника, несправедливо. Изменившиеся профсоюзы по праву стали именоваться независимыми, так как они выступают представителями работников наемного труда, ведут борьбу за реализацию их требований и не зависят от государственных структур. Основная деятельность как «зависимых», так и независимых профсоюзов на данном уровне социально-экономических реформ перешла в русло использования в своей деятельности для защиты прав и интересов трудящихся форм и механизмов социального партнерства. Данный механизм хорошо разработан в странах развитой демократии и зарекомендовал себя с положительной стороны. Суть этого механизма состоит не в конфронтации, а в проведении переговоров с представителями работодателей и государства, нахождения компромисса и выработки на этой основе более или менее приемлемых решений.

Принципы социального  партнерства и трехстороннего сотрудничества нашли свое институциональное воплощение в создании Российской Федерацией на общегосударственном уровне трехсторонней комиссии и соответствующих органов на нижестоящих ступенях иерархической лестницы. Эти институты занимают важное место в общей институциональной системе, осуществляющей функции социальной защиты трудящихся, могут рассматриваться как особая разновидность и именоваться институтами социального согласия.

Наряду с социально-организационными в обществе имеется множество социально-нормативных институтов, которые не воплощаются в

какой-то организации, а  существуют и функционируют сами по себе, играя определенную роль в  социальной защите. Каждая отрасль  права представляет собой систему  таких социально-нормативных институтов (трудовое право, трудовое законодательство). Важным социально-нормативным институтом в системе социальной защиты наемных работников стали в настоящее время тарифные соглашения, контракты, коллективные договора и т д.

Распространяясь на более  низкие уровни иерархической организации общества, институциональная система социальной защиты достигает такой структуры как предприятие. Предприятия, учреждения, фирмы, кооперативы и другие трудовые организации сами являются социальными институтами и играют важную роль в обществе. А если их рассматривать под углом зрения социальной защиты, то их роль и деятельность оказываются довольно сложными и противоречивыми, не позволяющими дать им однозначную характеристику. Основная производственная деятельность сама по себе не предусматривает социальную защиту прав и интересов работников. Стремление к достижению основных целей (повысить эффективность производства, снизить себестоимость, повысить качество производимой продукции и т.д.) может привести к нарушению их прав и интересов. Поэтому необходимы специальные институты социальной защиты работников на предприятии.

Главным институтом социальной защиты, охватывающим своей деятельностью  весь коллектив предприятия и  располагающим для этого необходимыми правами и возможностями, выступает профсоюзная организация. Повышение защитной роли этой организации особенно необходимо в условиях рынка. Важно обеспечить социальную защиту работников в случае банкротства предприятия, его закрытия или перепрофилирования. Да и при нормальном функционировании предприятия в условиях рынка требуется резкое усиление социально-защитной функции профсоюзных организаций.

Конкретным инструментом или институтом социальной защиты работников на предприятии является коллективный договор. Суть этого договора кардинально изменилась в настоящее время, потому что наемным работникам нужна надежная юридическая база социальной защищенности.

В заключение рассмотрим основные принципы механизма социальной защиты, которая:

• должна быть встроена в систему экономических отношений, базироваться на эффективном труде работающих;

• не может быть ограничена гарантиями только в какой-либо одной  сфере жизни;

• должна опираться на национальные и культурные традиции народов, учитывать  их. В России все это делается, да наоборот. Традиции и обычаи народов подгоняют под законы, законодательные акты, указы и т.д.;

• должна базироваться на ином принципе мышления. Граждане в первую очередь  должны стремиться защитить себя сами, а не ждать или добиваться определенных политических решений по данному вопросу;

• активно развивает и формирует  у людей элементы самозащиты. Ведь никто и ничто так надежно  не защитит работника, как он себя сам. Работник, наравне с субъектом-государством, должен нести ответственность за себя.

 

 

1.4 Социальная защита ветеринарных специалистов

 

 

В единственном законе «О ветеринарии» в статье 6 говорится:

«Специалисты государственной ветеринарной службы Российской Федерации находятся под защитой государства.

Специалисты государственной ветеринарной службы Российской Федерации, проживающие и работающие в сельской местности, поселках городского типа (рабочих поселках), городах районного подчинения, имеют право на бесплатные коммунальные услуги, на другие льготы в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Право на бесплатные коммунальные услуги сохраняется за специалистами государственной ветеринарной службы Российской Федерации — пенсионерами, которые проработали в сельской местности не менее 10 лет и проживают там.»[9]

Ветеринарные специалисты в  области социальной защиты рассматриваются только как специалисты, входящие в агропромышленный комплекс, т.е. работающие исключительно на селе, либо в городах районного подчинения.

Также из проанализированных нами документов является Постановление Правительства РФ от 03.02.1994 N 64

"О мерах по социальной защите специалистов государственной ветеринарной службы Российской Федерации"

В целях усиления социальной защиты специалистов Государственной  ветеринарной службы Российской Федерации  Правительство Российской Федерации  постановляет:

1. Выплачивать работникам  Государственной ветеринарной службы  Российской Федерации, направляемым  в командировки для проведения  работ по борьбе с особо  опасными заболеваниями животных - сапом, бруцеллезом, сибирской  язвой, бешенством и туляремией, суточные в размере 6 процентов от их месячных должностных окладов, установленных в соответствии с Единой тарифной сеткой по оплате труда работников бюджетной сферы, но не свыше двукратного установленного размера суточных.

2. Рекомендовать органам  исполнительной власти субъектов Российской Федерации предусматривать ассигнования из соответствующих бюджетов на материальное стимулирование работников учреждений и организаций Государственной ветеринарной службы Российской Федерации в размере до 25 процентов от фонда оплаты труда по должностным окладам (тарифным ставкам), установленным в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

3. Министерству сельского  хозяйства и продовольствия Российской  Федерации совместно с Министерством  труда Российской Федерации подготовить предложения Правительству Российской Федерации по включению в перечень тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда соответствующих работ в учреждениях и организациях Государственной ветеринарной службы Российской Федерации.[10]

Информация о работе Социальная защита профессиональной группы