Социальная защита: сущность, механизм, функционирование и источники финансирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 21:37, реферат

Описание работы

Законом устанавливаются государственные пенсии и социальные пенсии, поощряется добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительности.

Файлы: 1 файл

Федеральный бюджет.docx

— 32.68 Кб (Скачать файл)
  1. Социальная защита: сущность, механизм, функционирование и источники финансирования.

 

Право граждан  Российской Федерации на социальную защиту закреплено в Конституции  Российской Федерации от 12.12.93 г., которая  провозгласила, что Российская Федерация  является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь  и свободное развитие человека (ст. 7). Конкретизация этого положения  содержится в ст. 39 Конституции, в  соответствии с которой каждому  гарантируется социальное обеспечение  в случае нетрудоспособности, для  воспитания детей и иных случаях, установленных законом.

 

Законом устанавливаются государственные  пенсии и социальные пенсии, поощряется добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального  обеспечения и благотворительности.

Каждый  гражданин имеет право на социальную защиту. Конституция возлагает обязанность  на государство создавать все  необходимые условия для осуществления  этого права.

Конституция Российской Федерации не только провозглашает право граждан на социальную защиту, но и четко определяет пути его реализации — прежде всего, это государственное страхование работающих, создание других фондов, являющихся источниками финансирования социальной защиты населения, а также принятие федеральных законов, гарантирующих реализацию этих прав: 02.08.95 г. был принят Федеральный закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», 24.11.95 г. — «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 года № 3061-I).

В первоочередном порядке в социальной защите в  Российской Федерации нуждаются:

- граждане  пожилого возраста, особенно одинокие  и одиноко 
проживающие (в том числе и одинокие супружеские пары);

- инвалиды  Великой Отечественной войны  и семьи погибших 
военнослужащих;

- инвалиды, в том числе с детства, и  дети-инвалиды;

- инвалиды  из числа воинов-интернационалистов;

- граждане, пострадавшие от последствий  аварии на Чернобыльской АЭС  и радиоактивных выбросов в  других местах;

- безработные;

вынужденные беженцы и переселенцы;

- дети  — круглые сироты;

- дети  с девиантным поведением;

- семьи,  в которых проживают дети-инвалиды, дети — круглые сироты, алкоголики  и наркоманы;

- малообеспеченные  семьи;

- многодетные  семьи;

- одинокие  матери;

- молодые,  студенческие, семьи;

- граждане, инфицированные ВИЧ и больные  СПИДом;

- лица  с ограниченными возможностями;

- бомжи.

Органы  управления социальной защиты и подведомственные им предприятия, учреждения, организации, территориальные органы социальной защиты населения образуют единую государственную  систему социальной защиты населениям ,обеспечивающую государственную поддержку семьи, пожилых людей, ветеранов и инвалидов, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей, развитие системы социальных служб, реализацию государственной политики в области пенсионного обеспечения и трудовых отношений.

Источниками финансирования социальной защиты населения  являются государственные внебюджетные социальные фонды:

  • Фонд социального страхования
  • Пенсионный фонд
  • Государственный фонд занятости населения
  • Фонд обязательного медицинского страхования

 а  также средства бюджетов субъектов  Российской Федерации, бюджеты  городов и поселений, средства  благотворительных и других некоммерческих  организаций.

Фонд  социального страхования Российской Федерации — специализированное финансово-кредитное учреждение. Основная задача Фонда социального страхования — обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения полутора лет, на погребение, на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей.

Пенсионный  фонд Российской Федерации образован  постановлением Верховного Совета РСФСР  от 22.12.90 г. в целях государственного управления финансами пенсионного  обеспечения в Российской Федерации. Пенсионный фонд России является самостоятельным  финансово-кредитным учреждением  и находится в ведении Правительства  Российской Федерации и ему подотчетен. Средства Пенсионного фонда России формируются за счет:

- страховых  взносов работодателей;

- страховых  взносов граждан, занимающихся  индивидуальной 
предпринимательской деятельностью;

- страховых  взносов иных категорий работающих  граждан;

- ассигнований  из федерального бюджета и  др.

Тариф страховых  взносов в Пенсионный фонд России определяется Федеральным законом  Российской Федерации.

Фонд  занятости (Федеральная служба по труду  и занятости) —предназначен для финансирования мероприятий, связанных с разработкой и реализацией государственной политики занятости населения.

Фонд  занятости не является юридическим  лицом и находится в оперативном  управлении и распоряжении органов  службы занятости.

Фонд  занятости образуется за счет следующих  поступлений ассигнований из федерального бюджета Российской Федерации.

Средства  Фонда занятости направляются на мероприятия по профориентации, профессиональной подготовке и переподготовке безработных  граждан; организацию общественных работ; выплату пособий по безработице, компенсаций; оказание материальной и  иной помощи.

Фонд  обязательного медицинского страхования  представляет систему фондов обязательного  медицинского страхования, состоящую  из федерального и территориального Фондов обязательного медицинского страхования в субъектах Федерации. Эти фонды созданы для выполнения Закона Российской Федерации «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» и реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования как составной части государственного социального страхования.

Страховой тариф взносов на обязательное медицинское  страхование, уплачиваемых работодателями и иными плательщиками, определяется Федеральным законом Российской Федерации.

Фонды социальной поддержки населения — это  один из источников финансовых средств,для осуществления деятельности по социальному обслуживанию населения.

Это самостоятельные  государственные учреждения, созданные  с целью формирования финансовых источников социальной поддержки наиболее нуждающихся граждан, оказания адресной социальной защиты малообеспеченным группам  населения.

Право на получение помощи из Фонда социальной поддержки населения предоставлено  особо нуждающимся пенсионерам, инвалидам, лицам, имеющим иждивенцев, другим нетрудоспособным гражданам, у  которых совокупный среднедушевой  доход не превышает установленного на региональном уровне минимума.

Средства  Фондов социальной поддержки населения  расходуются на дополнительное (сверхбюджетное) финансирование мероприятий по следующим направлениям:

- предоставление  натуральной помощи в виде  предметов первой необходимости  (продуктов питания, одежды, обуви)  бесплатно 
или по льготным ценам;

- оказание  социальных услуг, в том числе  и на дому;

- организация  бесплатного питания;

- предоставление  дотаций на приобретение лекарств, протезно-ортопедических изделий,  на оплату коммунальных и бытовых 
услуг;

- обеспечение  ночного проживания бездомных  граждан;

- создание  собственных предприятий;

- содействие  в предоставлении кредитов и  прочее.

Правительство Российской Федерации содействует  развитию негосударственных систем пенсионного обеспечения. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации «О негосударственных пенсионных фондах» негосударственный пенсионный фонд — социально-финансовая некоммерческая организация, осуществляющая деятельность по формированию активов путем привлечения добровольных целевых денежных взносов юридических и физических лиц, передачу этих средств компании по управлению активами негосударственного пенсионного фонда, осуществлению пожизненных или в течение длительного периода регулярных выплат гражданам в денежной форме, а также других действий по выполнению социальных обязательств перед гражданами.

Негосударственные пенсионные фонды действуют независимо от системы государственного пенсионного  обеспечения. Выплата из этих фондов осуществляется наряду с выплатами  государственных пенсий. Перечисление работодателями и работниками средств  в негосударственные пенсионные фонды не освобождает их от обязанности  производить обязательные отчисления в государственный Пенсионный фонд и другие внебюджетные фонды.

Размер, условия и порядок внесения взносов  и осуществления выплат определяются соглашением между негосударственным  пенсионным фондом и страхователем.

 

  1. УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ

по г. НЯГАНИ И ОКТЯБРЬСКОМУ РАЙОНУ

 

Пресс-релиз  по итогам отраслевых обсуждений результатов  деятельности Управления социальной защиты населения по г.Нягани и Октябрьскому району и курируемых учреждений за 2012-2013 год

 

16 апреля  2013 г. в Управлении социальной защиты населения по г.Нягани и Октябрьскому району прошли отраслевые обсуждения по итогам работы Управления и курируемых учреждений. На встречу были приглашены представители общественных организаций и курируемых учреждений. Начальник Управления - Цепилов Иван Алексеевич, представил презентационную программу по результатам деятельности Управления и курируемых учреждений.

Подводя итоги 2012 года, можно сказать, что  основные задачи выполнены, предприняты необходимые меры по сохранению уровня социальных гарантий, совершенствованию подходов при предоставлении мер социальной поддержки, развитию новых форм и видов услуг, предоставляемых населению курируемыми учреждениями.

В ходе обсуждений были освещены следующие аспекты  деятельности Управления и курируемых учреждений:

1. Анализ демографической ситуации:

 

Сведения о численности населения  г.Нягани

Категории 

2011

2012

Численность населения

55 569

55 662

Количество семей с детьми

6606

6665

Дети от 0 до 18 лет

13 110

13 330

- дети-инвалиды

185

193

Количество граждан пожилого возраста и инвалидов

12687

12009


 

Сведения о численности населении  по Октябрьскому району

Категории

2011

2012

Численность населения:

32 237

31 500

Количество семей с детьми

6 940

6 985

Дети от 0 до 18 лет

7 646

7 730

- дети инвалиды

126

106

Количество граждан пожилого возраста и инвалидов

6 584

5627


 

2. Меры социальной поддержки,  предоставляемые населению:

В целях  совершенствования механизмов, обеспечения  принципа адресности, исполнения поручений Президента, Правительства Российской Федерации комплекс мер социальной поддержки, предоставляемых жителям автономного округа, дополнен пятью новыми видами мер социальной поддержки:

1.Возмещение  расходов на оплату проезда  воздушным, железнодорожным, водным, автомобильным транспортом по  территории Ханты-Мансийского автономного  округа – Югры к месту получения химиотерапии и обратно в виде компенсации для граждан, страдающих онкологическими заболеваниями. (70% от фактически понесенных расходов или 70% от установленных тарифов – личным транспортом)

За 2012 год компенсацией воспользовались 67 в г.Нягани и 27 граждан в Октябрьском районе.

Информация о работе Социальная защита: сущность, механизм, функционирование и источники финансирования