Социальная зашита в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 18:27, курсовая работа

Описание работы

Целью данного исследования является анализ государственного регулирования системы социальной защиты населения.
В соответствии с поставленной целью предполагается решить следующие задачи: - изучить сущность и принципы социальной защиты населения в Российской Федерации; - рассмотрение принципов государственной социальной политики; - характеристика форм социальной поддержки и защиты населения; - изучение субъективной структуры социально незащищенных групп; - рассмотрение органов социальной защиты в Российской Федерации; - характеристика системы социального страхования и социального обеспечения в России; - рассмотрение достоинств и недостатков адресной социальной политики.

Содержание работы

Введение
1. Теоретические основы социальной защиты населения
1.1. Сущность и принципы социальной защиты
1.2. Принципы государственной социальной политики
1.3. Формы социальной поддержки и защиты населения
2. Особенности организации и функционирования социальной защиты в Российской Федерации
2.1. Субъективная сторона социально незащищенных групп
2.2. Органы социальной защиты в Российской Федерации
2.3. Система социального обеспечения и социального страхования в Российской Федерации 20
2.4. Достоинства и недостатки адресной социальной политики 23
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 44.63 Кб (Скачать файл)

2 бесплатный проезд на пригородном  железнодорожном транспорте, а также  на междугородном транспорте  к месту лечения и обратно.

Граждане, имеющие ограничение  способности к трудовой деятельности III степени, и дети-инвалиды имеют  право на получение на тех же условиях второй путевки на санаторно-курортное  лечение и на бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно  для сопровождающего их лица.

Перечень лекарственных средств, а также перечень санаторно-курортных  учреждений, в которые предоставляются  путевки, утверждается федеральным  органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование  в сфере здравоохранения и  социального развития.

Учет права граждан на получение  социальных услуг осуществляется по месту жительства гражданина с даты установления ему в соответствии с законодательством Российской Федерации ежемесячной денежной выплаты. Периодом предоставления гражданам  социальных услуг является календарный  год. В случае, если гражданин в  течение календарного года приобрел право на получение социальных услуг  в соответствии с настоящей главой, периодом предоставления ему социальных услуг является период с даты приобретения гражданином права на получение  социальных услуг до 31 декабря текущего года.

В случае, если гражданин в течение  календарного года утратил право  на получение социальных услуг, периодом предоставления ему социальных услуг  является период с 1 января до даты утраты гражданином права на получение  социальных услуг.

Гражданин, имеющий право на получение  социальных услуг может отказаться от их получения, обратившись с заявлением в территориальный орган Пенсионного  фонда Российской Федерации, осуществляющий ему ежемесячную денежную выплату.

Допускается отказ от получения  набора социальных услуг полностью, отказ от получения социальной услуги, . Заявление об отказе от получения  социальных услуг на следующий год  подается в срок до 1 октября текущего года. Гражданин может подать заявление  об отказе от получения социальных услуг в территориальный орган  Пенсионного фонда Российской Федерации лично или иным способом. В последнем случае установление личности и проверка подлинности подписи гражданина осуществляются:

1 нотариусом или в порядке,  установленном пунктом 3 статьи 185 Гражданского кодекса Российской  Федерации;

2 органом (организацией), с которым  у Пенсионного фонда Российской  Федерации заключено соглашение  о взаимном удостоверении подписей. Типовая форма указанного соглашения  утверждается федеральным органом  исполнительной власти, осуществляющим  выработку государственной политики  и нормативное правовое регулирование  в сфере здравоохранения и  социального развития.

В случае, если гражданин до 1 октября  соответствующего года не подал заявление  об отказе от получения социальных услуг в следующем году, то в  следующем году они продолжают ему  предоставляться в установленном  порядке.. Порядок предоставления гражданам  социальных услуг в соответствии с настоящей главой устанавливается  федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной  политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения  и социального развития.

Лица, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы, а также вследствие ядерных испытаний на и приравненные к ним категории граждан имеют  право обратиться за предоставлением  им набора социальных услуг.

Получателями государственной  социальной помощи могут быть малоимущие семьи и малоимущие одиноко проживающие  граждане, которые имеют среднедушевой  доход ниже величины прожиточного минимума. Порядок определения величины прожиточного минимума малоимущей семьи или малоимущего  одиноко проживающего гражданина устанавливается  субъектом Российской Федерации  с учетом величин прожиточных  минимумов, установленных для соответствующих  социально-демографических групп  населения.

Социальное обслуживание осуществляется на основании обращения гражданина, его опекуна, попечителя, другого  законного представителя, органа государственной  власти, органа местного самоуправления, общественного объединения.

Каждый гражданин вправе получить в государственной системе социальных служб бесплатную информацию о возможностях, видах, порядке и условиях социального  обслуживания.

Материальная помощь так же относится  к числу социальных услуг. Материальная помощь предоставляется гражданам, находящимся в трудной жизненной  ситуации, в виде денежных средств, продуктов питания, средств санитарии  и гигиены, средств ухода за детьми, одежды, обуви и других предметов  первой необходимости, топлива, а также  специальных транспортных средств, технических средств реабилитации инвалидов и лиц, нуждающихся  в постороннем уходе.

Основания и порядок предоставления материальной помощи устанавливаются  органами исполнительной власти субъектов  Российской Федерации.

Социальной услугой является и  социальное обслуживание на дому осуществляется путем предоставления социальных услуг  гражданам, нуждающимся в постоянном или временном нестационарном социальном обслуживании.

Одиноким гражданам и гражданам, частично утратившим способность к  самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, инвалидностью, предоставляется  помощь на дому в виде социально-бытовых, социально-медицинских услуг и  иной помощи.

Бесплатное социальное обслуживание в государственной системе социальных служб в объемах, определенных государственными стандартами социального обслуживания, предоставляется:

1 гражданам, не способным к  самообслуживанию в связи с  преклонным возрастом, болезнью, инвалидностью, не имеющим родственников,  которые могут обеспечить им  помощь и уход, - если среднедушевой  доход этих граждан ниже прожиточного  минимума, установленного для субъекта  Российской Федерации, в котором  они проживают;

2 гражданам, находящимся в трудной  жизненной ситуации в связи  с безработицей, стихийными бедствиями, катастрофами, пострадавшим в результате  вооруженных и межэтнических  конфликтов;

3 несовершеннолетним детям, находящимся  в трудной жизненной ситуации.

В учреждениях социального обслуживания клиентам социальной службы предоставляются  консультации по вопросам социально-бытового и социально-медицинского обеспечения  жизнедеятельности, психолого-педагогической помощи, социально-правовой защиты.

В учреждениях социального обслуживания в дневное время предоставляется  социально-бытовое, социально-медицинское  и иное обслуживание сохранившим  способность к самообслуживанию и активному передвижению гражданам преклонного возраста и инвалидам, а также другим лицам, в том числе несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации.1

Особенности организации и функционирования социальной защиты в Российской Федерации

 

Субъективная сторона социально  незащищенных групп

 

В этом параграфе рассмотрим социальную работу со следующими социальными группами: семьёй, с дезадаптированными детьми и подростками, пожилыми людьми.

Применительно к семьям различных  категорий клиентов: инвалидов, пенсионеров, военнослужащих, беженцев и т.д. –  используются различные технологии социальной работы. Виды и формы  социальной помощи, цель которых - сохранение семьи как социального института  в целом и каждой конкретной семьи, нуждающейся в поддержке, можно  разделить на экстренные, направленные на выживание семьи, направленные на поддержание стабильности семьи, на социальное развитие семьи и её членов.1

Патронаж – это индивидуальная деятельность специалиста, благодаря  которой семья получает конкретную помощь и поддержку от социальной службы, призванной мобилизовать и  повысить её адаптационные возможности.

В настоящее время различают  два вида социального патронажа  семьи.

Первое направление основывается на характере тех действий, которые  осуществляют социальные службы в отношении  семей и детей особого риска. Оно включает в себя такие виды патронажа, как социальный, медико-социальный, социально - педагогический , социально  – психологический и др.

Второе направление основывается на характеристики объектов патронажа. Они классифицируются по возрасту, половой принадлежности, по медицинским  показаниям, по социальному статусу, по семейным проблемам и т.д.

Поскольку социальная адаптация –  это включение индивида или группы в социальную среду, приспособление их к существующим правилам, системе норм и ценностей, практике и культуре организации, то социальная дезадаптация подростков – это нарушение процесса социального развития, социализации индивида. Признаки социальной дезадаптации – нарушение норм морали и права, асоциальные формы поведения и деформация системы ценностных ориентаций, резкое ухудшение нервно – психического здоровья, увеличение ранней подростковой алкоголизации, утрата социальных связей с семьей и школой, склонность к суициду.

Можно выделить ряд следующих социально  – экономических, политических и  духовно – нравственных факторов, влияющих на увеличение количества социально  дезадаптированных подростков:

- чрезмерная коммерциализация  общества; распад целого ряда  социальных институтов, ранее работающих  на детство, социально – экономических  условий функционирования семьи;

- сложное экономическое нравственное  положение, в котором оказалось  большинство семей;

- потеря престижа образования  и честного заработка.

Постоянную тенденцию к увеличению имеет социальное сиротство, то есть ситуация, при которой дети по вине родителей, не выполнивших предназначенных  им функций, оказываются на улице.1

Однако социальная дезадаптация –  процесс обратимый, поэтому можно  не только предупреждать отклонения в социальном развитии детей и  подростков, но и управлять процессом  ресоциализации социально дезадаптированных  детей и подростков.

Сложившаяся система социально  – профилактической и коррекционной  работы не соответствует сегодняшней  сложившейся ситуации. Поэтому актуальной задачей стало формирование новой  социальной политики профилактики детской  безнадзорности и социального сиротства, создание специализированной системы  учреждений для дезадаптированных  детей и подростков, предназначенной  для целенаправленной работы по их социальной реабилитации.

Одна из тенденций, наблюдаемых  в последнее время в развитых странах мира, - рост абсолютного  числа и относительной доли населения  пожилых людей. Главные причины  постарения населения – снижение рождаемости, увеличение продолжительности  жизни лиц старших возрастных групп благодаря прогрессу медицины, повышению уровня жизни населения.

Среди технологий социальной работы с пожилыми людьми можно выделить «самопомощь и взаимопомощь».

Группы самопомощи и взаимопомощи – это небольшие группы (5 – 7 человек). Они объединяют живущих по близости и имеющих периодические контакты людей. Они возникают часто спонтанно, их организует один из наиболее активных из будущих членов, иногда социальный работник, оказывающий им социальную помощь. Таким образом, группу взаимной помощи определяют как небольшую, привязанную  к определённому месту группу, члены которой имеют общие  проблемы, которые они сообща решают, удовлетворяют, помогая друг другу.

На становление и развитие взаимопомощи пожилых людей прямое или косвенное  влияние оказали следующие факторы:

- постепенный уход государства  из социальной сферы, сбрасывание  его социальных функций на  региональный уровень;

- осознание практиками социальной  работы связи взаимопомощи и  государственной поддержки пожилых,  влияния первой на эффективность  социальной политики государства  в целом;

- постоянный рост затрат на  социальную терапию и реабилитацию  при прежнем уровне состояния  здоровья пожилых;

- фактическое неравенство пожилых  в возможностях и качестве  терапии.

 

Органы социальной защиты в Российской Федерации

 

Важнейшей составной частью социальной защиты населения является институт органов социальной работы. Цель их деятельности – проведение политики государства, направленной на установление устойчивых и упорядоченных связей между различными уровнями организационной  системы, призванной формировать социальные отношения в обществе, обеспечивать граждан потенциальными жизненными благами для удовлетворения их потребностей, развивать экономическую самостоятельность  в управлении.

Объектами управления в системе  социальной защиты населения являются учреждения и организации, трудовые и учебные коллективы этой системы, а также отношения между людьми. Субъекты управления – органы, непосредственно занимающиеся проблемами социальной помощи населению (министерства, комитеты, департаменты, управления, отделы социальной защиты населения, трудовые коллективы). Основная функция органов, учреждений социальной защиты населения - совершенствование деятельности ее различных структурных элементов, регулируемой определенными нормами и контролируемой социальными институтами для обеспечения достижения поставленных целей.

Основные уровни органов социальной работы:

– федеральный уровень (республика);

– регион;

– трудовой коллектив;

– негосударственные (благотворительные) общественные организации.

Важную роль в системе социальной защиты населения играют профессиональные союзы, администрация и различные  формы самоуправления в трудовых коллективах.

Информация о работе Социальная зашита в России