Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 18:27, курсовая работа
Целью данного исследования является анализ государственного регулирования системы социальной защиты населения.
В соответствии с поставленной целью предполагается решить следующие задачи: - изучить сущность и принципы социальной защиты населения в Российской Федерации; - рассмотрение принципов государственной социальной политики; - характеристика форм социальной поддержки и защиты населения; - изучение субъективной структуры социально незащищенных групп; - рассмотрение органов социальной защиты в Российской Федерации; - характеристика системы социального страхования и социального обеспечения в России; - рассмотрение достоинств и недостатков адресной социальной политики.
Введение
1. Теоретические основы социальной защиты населения
1.1. Сущность и принципы социальной защиты
1.2. Принципы государственной социальной политики
1.3. Формы социальной поддержки и защиты населения
2. Особенности организации и функционирования социальной защиты в Российской Федерации
2.1. Субъективная сторона социально незащищенных групп
2.2. Органы социальной защиты в Российской Федерации
2.3. Система социального обеспечения и социального страхования в Российской Федерации 20
2.4. Достоинства и недостатки адресной социальной политики 23
Заключение
Список использованных источников
2 бесплатный проезд на
Граждане, имеющие ограничение
способности к трудовой деятельности
III степени, и дети-инвалиды имеют
право на получение на тех же условиях
второй путевки на санаторно-курортное
лечение и на бесплатный проезд на
пригородном железнодорожном
Перечень лекарственных
Учет права граждан на получение социальных услуг осуществляется по месту жительства гражданина с даты установления ему в соответствии с законодательством Российской Федерации ежемесячной денежной выплаты. Периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год. В случае, если гражданин в течение календарного года приобрел право на получение социальных услуг в соответствии с настоящей главой, периодом предоставления ему социальных услуг является период с даты приобретения гражданином права на получение социальных услуг до 31 декабря текущего года.
В случае, если гражданин в течение календарного года утратил право на получение социальных услуг, периодом предоставления ему социальных услуг является период с 1 января до даты утраты гражданином права на получение социальных услуг.
Гражданин, имеющий право на получение
социальных услуг может отказаться
от их получения, обратившись с заявлением
в территориальный орган
Допускается отказ от получения набора социальных услуг полностью, отказ от получения социальной услуги, . Заявление об отказе от получения социальных услуг на следующий год подается в срок до 1 октября текущего года. Гражданин может подать заявление об отказе от получения социальных услуг в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации лично или иным способом. В последнем случае установление личности и проверка подлинности подписи гражданина осуществляются:
1 нотариусом или в порядке,
установленном пунктом 3 статьи 185
Гражданского кодекса
2 органом (организацией), с которым
у Пенсионного фонда
В случае, если гражданин до 1 октября
соответствующего года не подал заявление
об отказе от получения социальных
услуг в следующем году, то в
следующем году они продолжают ему
предоставляться в
Лица, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы, а также вследствие ядерных испытаний на и приравненные к ним категории граждан имеют право обратиться за предоставлением им набора социальных услуг.
Получателями государственной
социальной помощи могут быть малоимущие
семьи и малоимущие одиноко проживающие
граждане, которые имеют среднедушевой
доход ниже величины прожиточного минимума.
Порядок определения величины прожиточного
минимума малоимущей семьи или малоимущего
одиноко проживающего гражданина устанавливается
субъектом Российской Федерации
с учетом величин прожиточных
минимумов, установленных для
Социальное обслуживание осуществляется
на основании обращения
Каждый гражданин вправе получить
в государственной системе
Материальная помощь так же относится
к числу социальных услуг. Материальная
помощь предоставляется гражданам,
находящимся в трудной
Основания и порядок предоставления материальной помощи устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Социальной услугой является и социальное обслуживание на дому осуществляется путем предоставления социальных услуг гражданам, нуждающимся в постоянном или временном нестационарном социальном обслуживании.
Одиноким гражданам и
Бесплатное социальное обслуживание
в государственной системе
1 гражданам, не способным к
самообслуживанию в связи с
преклонным возрастом,
2 гражданам, находящимся в
3 несовершеннолетним детям,
В учреждениях социального
В учреждениях социального
Особенности организации и функционирования социальной защиты в Российской Федерации
Субъективная сторона
В этом параграфе рассмотрим социальную работу со следующими социальными группами: семьёй, с дезадаптированными детьми и подростками, пожилыми людьми.
Применительно к семьям различных
категорий клиентов: инвалидов, пенсионеров,
военнослужащих, беженцев и т.д. –
используются различные технологии
социальной работы. Виды и формы
социальной помощи, цель которых - сохранение
семьи как социального
Патронаж – это индивидуальная деятельность специалиста, благодаря которой семья получает конкретную помощь и поддержку от социальной службы, призванной мобилизовать и повысить её адаптационные возможности.
В настоящее время различают два вида социального патронажа семьи.
Первое направление
Второе направление
Поскольку социальная адаптация – это включение индивида или группы в социальную среду, приспособление их к существующим правилам, системе норм и ценностей, практике и культуре организации, то социальная дезадаптация подростков – это нарушение процесса социального развития, социализации индивида. Признаки социальной дезадаптации – нарушение норм морали и права, асоциальные формы поведения и деформация системы ценностных ориентаций, резкое ухудшение нервно – психического здоровья, увеличение ранней подростковой алкоголизации, утрата социальных связей с семьей и школой, склонность к суициду.
Можно выделить ряд следующих социально – экономических, политических и духовно – нравственных факторов, влияющих на увеличение количества социально дезадаптированных подростков:
- чрезмерная коммерциализация
общества; распад целого ряда
социальных институтов, ранее работающих
на детство, социально –
- сложное экономическое
- потеря престижа образования и честного заработка.
Постоянную тенденцию к
Однако социальная дезадаптация – процесс обратимый, поэтому можно не только предупреждать отклонения в социальном развитии детей и подростков, но и управлять процессом ресоциализации социально дезадаптированных детей и подростков.
Сложившаяся система социально – профилактической и коррекционной работы не соответствует сегодняшней сложившейся ситуации. Поэтому актуальной задачей стало формирование новой социальной политики профилактики детской безнадзорности и социального сиротства, создание специализированной системы учреждений для дезадаптированных детей и подростков, предназначенной для целенаправленной работы по их социальной реабилитации.
Одна из тенденций, наблюдаемых
в последнее время в развитых
странах мира, - рост абсолютного
числа и относительной доли населения
пожилых людей. Главные причины
постарения населения – снижение
рождаемости, увеличение продолжительности
жизни лиц старших возрастных
групп благодаря прогрессу
Среди технологий социальной работы с пожилыми людьми можно выделить «самопомощь и взаимопомощь».
Группы самопомощи и взаимопомощи
– это небольшие группы (5 – 7 человек).
Они объединяют живущих по близости
и имеющих периодические
На становление и развитие взаимопомощи
пожилых людей прямое или косвенное
влияние оказали следующие
- постепенный уход государства
из социальной сферы,
- осознание практиками
- постоянный рост затрат на
социальную терапию и
- фактическое неравенство
Органы социальной защиты в Российской Федерации
Важнейшей составной частью социальной
защиты населения является институт
органов социальной работы. Цель их
деятельности – проведение политики
государства, направленной на установление
устойчивых и упорядоченных связей
между различными уровнями организационной
системы, призванной формировать социальные
отношения в обществе, обеспечивать
граждан потенциальными жизненными
благами для удовлетворения их потребностей,
развивать экономическую
Объектами управления в системе
социальной защиты населения являются
учреждения и организации, трудовые
и учебные коллективы этой системы,
а также отношения между
Основные уровни органов социальной работы:
– федеральный уровень (республика);
– регион;
– трудовой коллектив;
– негосударственные (благотворительные) общественные организации.
Важную роль в системе социальной защиты населения играют профессиональные союзы, администрация и различные формы самоуправления в трудовых коллективах.