Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 20:01, контрольная работа
Человек – существо социальное. Но в, то, же время и высшее млекопитающее, т.е. существо биологическое. Как и всякий биологический вид, Homo sapiens характеризуется определенной совокупностью видовых признаков. Каждый из этих признаков у разных представителей может изменяться, причем даже в больших пределах. На проявление многих биологических параметров вида могут повлиять и социальные процессы. Так, например, нормальная продолжительность жизни человека в настоящее время составляет 80-90 лет, с учетом того, что он не страдает наследственными заболеваниями и не будет подвергаться пагубному внешнему воздействию, такому как инфекционные заболевания, дорожно-транспортные происшествия и т.п. Такова биологическая константа вида, которая, однако, изменяется под воздействием социальных закономерностей.
Введение……………………………………………………………………….2
1. Соотношение природного и социального в человеке…………………..4
2. Роль природных факторов в формировании социальной жизни………6
3. Социальная жизнь………………………………………………………....10
4. Культура и ее влияние на общественное развитие…………………….13
Заключение………………………………………………………………......15
Список использованной литературы………………………………………...17
Социальная жизнь
Содержание:
Введение…………………………………………………………
1. Соотношение природного и социального в человеке…………………..4
2. Роль природных факторов в формировании социальной жизни………6
3. Социальная жизнь………………………………………………………....
4. Культура и ее влияние на общественное развитие…………………….13
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы………………………………………...17
Введение.
Человек – существо социальное. Но в, то, же время и высшее млекопитающее, т.е. существо биологическое. Как и всякий биологический вид, Homo sapiens характеризуется определенной совокупностью видовых признаков. Каждый из этих признаков у разных представителей может изменяться, причем даже в больших пределах. На проявление многих биологических параметров вида могут повлиять и социальные процессы. Так, например, нормальная продолжительность жизни человека в настоящее время составляет 80-90 лет, с учетом того, что он не страдает наследственными заболеваниями и не будет подвергаться пагубному внешнему воздействию, такому как инфекционные заболевания, дорожно-транспортные происшествия и т.п. Такова биологическая константа вида, которая, однако, изменяется под воздействием социальных закономерностей.
Подобно другим биологическим видам, человек имеет устойчивые разновидности, которые обозначаются, когда речь идет о человеке, понятием «расы». Расовая дифференциация людей связана адаптацией различных групп людей, населяющих различные регионы планеты, и выражается в формировании специфических биологических, анатомических и физиологических признаков. Но, несмотря на различие в определенных биологических параметрах, представитель любой расы относится к единому виду Homo sapiens и обладает свойственными всем людям биологическими параметрами.
Каждый человек по своей природе индивидуален и неповторим, каждый имеет свой собственный набор генов, наследуемых им от родителей. Уникальность человека усиливается и в результате влияния социальных и биологических факторов в процессе развития, ибо каждый индивид обладает уникальным жизненным опытом. Следовательно, род человеческий бесконечно многообразен, бесконечно многообразны человеческие способности и дарования.
Индивидуализация – общебиологическая закономерность. Индивидуально-природные различия у человека дополняются различиями социальными, обусловленными общественным разделением труда и дифференциацией социальных функций, а на определенном этапе общественного развития – также и различиями индивидуально-личностными.
Человек включен сразу в два мира: мир природы и мир общества, что порождает ряд проблем. Рассмотрим две из них.
Аристотель называл человека политическим животным, признавая в нем сочетание двух начал: биологического (животного) и политического (социального). Первая проблема заключается в том, какое из этих начал является доминирующим, определяющим в формировании способностей, чувств, поведения, действий человека и каким образом осуществляется взаимосвязь биологического и социального в человеке.
Суть другой проблемы заключается в следующем: признавая, что каждый человек уникален, своеобразен и неповторим, мы, тем не менее, постоянно группируем людей по различным признакам, одни из которых определяются биологически, другие – социально, а некоторые – взаимодействием биологического и социального. Возникает вопрос, какое значение в жизни общества имеют биологически обусловленные различия между людьми и группами людей?
В ходе дискуссий вокруг этих проблем выдвигаются, подвергаются критике и переосмысливаются теоретические концепции, вырабатываются новые линии практического действия, способствующие совершенствованию взаимоотношений между людьми.
Марксистско-ленинская философия показывает значение социальных факторов наряду с биологическими – те, и другие играют качественно разные роли в определении человеческой сущности и природы. Она раскрывает доминирующее значение социального, не игнорируя биологическую природу человека.
Среди великого разнообразия мира живых существ, обитающих на планете Земля, лишь один человек обладает высоко развитым разумом, во многом благодаря которому он, собственно говоря, и смог выжить, сохраниться как биологический вид.
1. Соотношение природного и социального в человеке.
Человек, с одной стороны, часть природы, и его формирование подчиняется всем природным законам. Он, как и другие природные существа, должен постоянно удовлетворять свои физиологические потребности (есть, пить, спать, защищаться от холода и т.д.). Человек растет, он подвержен болезням, стареет и умирает.
Но человек не только биологическое существо, он еще и существо социальное (общественное). Это значит, что человек без общества остается биологическим существом, неким «маугли», которому присущи исключительно животные привычки. Известны случаи, когда новорожденные дети похищались дикими животными и те из них, кто оставался в живых, принимали повадки животных. Чтобы стать человеком разумным, ребенок должен воспитываться людьми и получить человеческое воспитание.
Человек отличается от животных, прежде всего способностью рассуждать и мыслить, то есть наличием своего внутреннего духовного мира. Только человек может размышлять о своем прошлом, критически оценивая его, и думать о будущем, мечтая и строя планы. Мышление — это высшая ступень человеческого познания, осознания таких сторон и свойств мира, которые не могут быть непосредственно восприняты человеком. Благодаря мышлению человек не просто приспосабливается к природе, как животное, но и преобразует окружающий мир. Используя то, что ему дает природа, а также опыт и знания предыдущих поколений, человек создает новые предметы с теми характеристиками, какие ему нужны. Делает он это с помощью разных видов деятельности (интеллектуальной, производственной, художественной и т.д.).
В отличие от животных, человек воспроизводит не только свою биологическую, но и социальную сущность, и поэтому должен удовлетворять не только свои материальные, но и духовные потребности. Удовлетворение духовных потребностей связано с формированием духовного (внутреннего) мира человека. Он формируется под влиянием того общества, в котором живет человек. Понятие «общество» является однокоренным словом с термином «общение» (в последнее время в литературе часто стал применяться его синоним — коммуникация, что означает «связь, путь сообщения»). Именно благодаря общению человек может передать другим то, что он осознает, о чем он думает. Средством общения, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе является, прежде всего, язык.
К тому же человек может отражать действительность не только с помощью языка и речи, но и с помощью музыки, живописи и других образных форм.
Каждый человек обладает
своими особыми признаками, которые
отличают его от многих других. Часть
этих признаков исключительно
Человек ценен для общества, прежде всего своими социально значимыми качествами, которые в своей совокупности характеризуют личность. Чтобы стать личностью, надо обладать — разумом, самосознанием, способностью отвечать за свои поступки и действия. Каждый этап развития человеческого общества предъявляет свои требования к личностным качествам человека.
2. Роль природных факторов в формировании социальной жизни.
Общество
погружено в природно-
Общество должно быть адаптировано к природно-климатическим условиям своего существования. Это неоспоримый для социолога тезис. Но сами механизмы этой адаптации крайне многообразны. Задача науки — разобраться в этом многообразии, провести определенную классификацию механизмов, форм воздействия природно-географической среды на организацию социальной жизни. Причем подобный анализ выходит далеко за рамки проблемы «географическая среда — общество», позволяет точнее, предметнее увидеть более фундаментальную проблему — связь социальной реальности и внесоциальных (природно-климатических, биологических, технологических) условий ее существования, социальной реальности и физико-биологических, вещественно-предметных факторов. Прежде всего, обратим внимание на наличие определенного минимума природно-географических условий, необходимого для успешного развития человека. Вне границ этого минимума, этих рамок социальная жизнь как таковая или невозможна, или носит вполне определенный характер (малые народы Севера), как бы замерев на определенном этапе своего развития. Например, цивилизованные формы жизни человека в условиях вечной мерзлоты возможны (и пока неизвестно, на сколь длительный срок) лишь за счет использования современных орудий труда, транспортных средств и т.д., изобретенных и произведенных человеком, но в иной природно-географической среде.
Характер
занятий, тип хозяйственной
Природно-географическая
среда была главным источником самоопределения наших предков.
Глубоко доверительные отношения человека
с природой в далекие времена становления
культуры
оставили неизгладимый отпечаток на социокультурном
облике различных народов. Природу обожествляли,
ей поклонялись, воспринимая себя как ее частицу,
как ее детей. Не случайно огромное число
народов называли себя народом гор, народом
полей, равнин, страны огней, нарекали
себя в честь рек, озер и т.д.
Итак, на этапе первоначального развития различных социумов географическая среда наложила достаточно ощутимый отпечаток на их культуру как в ее хозяйственно-экономическом, политическом, так и духовно-эстетическом аспекте.
Еще один механизм воздействия, как и предыдущий, осуществляется уже в рамках природно-географической, экологической, климатической зоны, благоприятной для социальной жизни. Речь идет о том, что географическая среда содействует или препятствует эффективному социальному развитию.
Степень интенсивности усилий человека обеспечить себя необходимым существенно зависит от того, где он живет — в бескрайней тундре Севера или в степях Украины, в пустынях Африки или плодородных долинах Луары... Давно обращалось внимание и на влияние климата на образ жизни людей (например, холодный климат требует больших энергозатрат и более калорийного питания), в частности на их работоспособность. Не меньшее значение имеют и почвы. Их плодородие (тем более в сочетании с благоприятным климатом) создает условия для прогресса народа, на них проживающего, развития его благосостояния, что опосредованно сказывается на традициях, обычаях народа. И наоборот, скудные почвы сдерживают развитие благосостояния человека, эффективность прилагаемых усилий снижается.
Воздействие оказывает и рельеф местности: высокие горы затрудняют контакты между общинами, слияние их в единое племя, единый народ, равнина способствует возникновению крупных
этносов, а наличие рек благоприятно для установления контактов, развития торговли (вспомним «путь из варяг в греки» при формировании Киевской Руси).
Если внимательно приглядеться, то оказывается, что в более или менее развитых обществах эти механизмы воздействия (в особенности механизм содействия-препятствия географической среды социальному развитию) проявляются чаще всего избирательно. В одних случаях природно-климатическая среда может оказывать прямое воздействие, в других — не оказывать воздействия вообще или в незначительной степени. В одном случае под влиянием природно-географических факторов формируются одни качества, обычаи, нравы, в другом случае в аналогичных природно-географических условиях утверждаются совершенно иные порядки и т.д. Например. Представим себе, что два соседа живут на каменистой, малоплодородной земле. Но один своим упорным трудом добивается относительно высоких урожаев — он приучен к мысли, что только так можно добиться желаемых результатов, а другой, считая, что на такой земле, сколько ни трудись, невозможно добиться хороших результатов, не проявляет особого рвения — и получает соответствующий результат. Приходится констатировать, что одна и та же географическая среда может по-разному сказаться на жизни людей.