Социальная жизнь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 20:01, контрольная работа

Описание работы

Человек – существо социальное. Но в, то, же время и высшее млекопитающее, т.е. существо биологическое. Как и всякий биологический вид, Homo sapiens характеризуется определенной совокупностью видовых признаков. Каждый из этих признаков у разных представителей может изменяться, причем даже в больших пределах. На проявление многих биологических параметров вида могут повлиять и социальные процессы. Так, например, нормальная продолжительность жизни человека в настоящее время составляет 80-90 лет, с учетом того, что он не страдает наследственными заболеваниями и не будет подвергаться пагубному внешнему воздействию, такому как инфекционные заболевания, дорожно-транспортные происшествия и т.п. Такова биологическая константа вида, которая, однако, изменяется под воздействием социальных закономерностей.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….2
1. Соотношение природного и социального в человеке…………………..4
2. Роль природных факторов в формировании социальной жизни………6
3. Социальная жизнь………………………………………………………....10
4. Культура и ее влияние на общественное развитие…………………….13
Заключение………………………………………………………………......15
Список использованной литературы………………………………………...17

Файлы: 1 файл

социология к.р..doc

— 84.00 Кб (Скачать файл)

До сих  пор мы рассматривали проблему как  бы с одной стороны, мысленно проводя линию от географической среды к обществу. Но при наличии уже сложившегося общества еще важнее определить обратную связь — от общества к географической среде: что увидят люди в данной географической среде, какие варианты жизни изберут, какими будут их действия в условиях малоплодородных земель, — все это зависит от сложившихся в данном обществе ценностей, традиций, устоев. Каждое общество воспринимает окружающую среду и реагирует на нее по-своему. Это касается взаимодействия социума не только с географической средой, но и (о чем будет говориться в дальнейшем) со всеми внесоциальными, в том числе вещественно-предметными, факторами.

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Социальная жизнь.

Социальная жизнь может  быть определена как комплекс явлений  возникающих из взаимодействия индивидов, социальных групп, в некотором пространстве, и использовании находящихся в нем продуктов, необходимых для удовлетворения потребностей.

Социальная жизнь возникает, воспроизводится и развивается  именно ввиду наличия зависимостей между людьми. Человек для удовлетворения своих потребностей должен вступать во взаимодействие с другими индивидами, входить в социальную группу, участвовать в совместной деятельности.

Зависимость может быть элементарной, прямой зависимостью от своего товарища, брата, коллеги. Зависимость  может быть сложной, опосредованной. Например, зависимость нашей индивидуальной жизни от уровня развития общества, результативности экономической системы, эффективности политической организации  общества,  состояния  нравов.  Имеют место зависимости между различными общностями  людей  ( между городскими и сельскими жителями, студентами и работающими и т.д.).

Социальная связь всегда налична, осуществляема, реально ориентирована  на социальный субъект (индивид, социальную группу, социальную общность и т.д.). Основными структурными элементами социальной связи являются:

  • субъекты связи (их может быть двое или тысячи людей);
  • предмет связи (т.е. по поводу чего осуществляется связь);
  • механизм сознательного регулирования взаимоотношений между субъектами или "правила игры".

Социальные связи могут быть устойчивыми или случайными, непосредственными или опосредованными, носить формальный или неформальный характер, быть постоянными или спорадическими. Формирование этих связей происходит постепенно, от простых форм к сложным. Социальная связь выступает, прежде всего, в виде социального контакта. Социальная связь есть не что иное, как зависимость, которая реализуется через социальное действие и выступает в форме социального взаимодействия.

Рассмотрим более подробно такие элементы  социальной жизни как социальное действие и взаимодействие. Социальное действие (включая невмешательство или терпеливое принятие) может быть ориентировано на прошедшее, настоящее или ожидаемое в будущем поведение других. Оно может быть местью за прошлые обиды, защитой от опасности в будущем. "Другие" могут быть отдельными лицами, знакомыми или неопределенным множеством совершенно незнакомых людей. Социальное действие должно быть  ориентировано на других людей, иначе оно не социально. Не всякое человеческое действие, следовательно,  действие  социальное.  Характерен  в  этом  отношении следующий пример. Случайное столкновение  велосипедистов  может быть не более,  чем происшествием,  подобно  явлению природы,  но попытка избежать столкновения, брань, последующие за столкновением, потасовка или мирное урегулирование конфликта - это уже социальное действие.

Итак, не всякое столкновение людей есть социальное действие. Оно  приобретает характер такового, если предполагает прямое или опосредованное взаимодействие с другими людьми: группой своих знакомых, незнакомых (поведение в общественном транспорте) и т.д. Мы имеем дело с социальным действием в том случае, когда индивид, ориентируясь на ситуацию, принимает во внимание реакцию других людей, их потребности и цели, вырабатывает план своих действий, ориентируясь на других, строя прогноз, учитывает, будут способствовать или препятствовать его действиям другие социальные субъекты, с которыми он должен взаимодействовать; кто и как себя, скорее всего, поведет, с учетом этого, какой вариант действия следует избрать.

Ни один индивид не совершает социальные действия без  учета ситуации, совокупности вещественных, социальных и культурных условий.

Социальная связь выступает  в виде как социального контакта, так и социального взаимодействия. Социальное взаимодействие - систематические, достаточно регулярные социальные действия партнеров, направленные друг на друга, имеющие цель вызвать вполне определенную (ожидаемую) ответную реакцию со стороны партнера; причем ответная реакция порождает новую реакцию воздействующего. Иначе, социальное взаимодействие представляет собой процесс, в котором люди реагируют на действия других.

Яркий пример взаимодействия - производственный процесс. Здесь имеет  место глубокая и тесная координация  системы действий партнеров по вопросам, ради которых между ними установилась связь, например производство и распределение товара. Примером социального взаимодействия может быть общение с коллегами по работе, друзьями. В процессе взаимодействия осуществляется обмен действиями, услугами, личностными качествами и т.д. Выделяются два вида взаимодействия: сотрудничество и соперничество. Сотрудничество  подразумевает  взаимосвязанные  действия  индивидов, направленные  на  достижение  общих  целей,  с обоюдной  выгодой для взаимодействующих сторон.  Взаимодействие  на основе  соперничества включает в себя попытки отстранения, опережения или подавления соперника, стремящегося к идентичным целям.

 

 

 

 

 

4. Культура и ее влияние на  общественное развитие.

Одним из важнейших  факторов развития человека и общества является культура. Человек живет и действует и как индивид, и как социальная общность (семейная, профессиональная, территориальная, этническая и т.п.), и как все человеческое сообщество (род людской) не в чисто естественной, природой данной окружающей среде, а в среде, преобразованной человеческим же трудом и культурой. Да и выделился он из животного мира, отделился от него и возвысился над ним благодаря труду и культуре. Поэтому культура как специфически человеческая деятельность и как совокупность духовных и материальных ценностей, норм, идеалов, образцов поведения вовлечена в многогранный процесс структурирования и развития общества. Культура, прежде всего через язык, систему ценностей, норм, идеалов, значений и символов задает человеку определенный способ видения и узнавания мира, созидания определенных форм жизнедеятельности в нем.

Таким образом, приоритетность культуры – основной закон жизни  всей человеческой цивилизации. Этот закон  и залог её будущей жизни. что будет происходить с человечеством при отрицании этого закона – очень ярко видно, к сожалению, на нынешнем состоянии общества. Выйти из этого состояния, приобщиться к цивилизованному миру возможно только при воспитании культурных приоритетов. Культура играет важную роль в жизни общества, которая состоит, прежде всего, в том, что культура выступает средством аккумуляции, хранения и передачи человеческого опыта. Эта роль культуры реализуется через ряд функций:

  1. Образовательно-воспитательная функция. Можно сказать, что именно культура делает человека человеком. Индивид становится человеком, членом общества, личностью по мере социализации, т.е. освоению знаний, языка, символов, традиций своего народа, своей социальной группы и всего человечества. Уровень культуры личности определяется социализированностью – приобщением к культурному населению, а также степенью развития индивидуальных способностей. Культура личности обычно ассоциируется с развитыми творческими способностями, эрудицией, пониманием произведения искусства, свободным владением родным и иностранными языками, аккуратностью, вежливостью, самообладанием, высокой нравственностью и т.д. Всё это достигается в процессе воспитания и образования.
  2. Интегративная и резинтегративная функция культуры. Освоение культуры создаёт у людей – членов того или иного сообщества чувство общности, принадлежности к одной нации, народу, религии, группе и т.д. Таким образом, культура сплачивает людей, интегрирует их, обеспечивает целостность сообщества. Но, сплачивая одним на основе какой-либо субкультуры, она противопоставляет их другим, разъединяет более широкие сообщества и общности. Внутри этих более широких сообществ и общностей могут возникать культурные конфликты. Таким образом, культура может и нередко выполняет дезинтегрирующую функцию.
  3. Регулирующая функция культуры. Она даже отличалась ранее: в ходе процесса социализации ценности, идеалы, нормы и образцы поведения становятся часть самосознания личности. Они формируют и регулируют её поведение.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

      Человек существует  за счет обмена веществ  с  окружающей  средой.  Он дышит,   потребляет   различные   природные   продукты,    существует    как биологическое тело в пределах определенных  физико-химических,  органических и других условий окружающей среды. Как  природное,  биологическое  существо, человек рождается, растет, взрослеет, стареет и умирает.

       Все  это характеризует человека как  биологическое существо, определяет  его биологическую  природу.  Но  вместе  с  этим  он  отличается  от  любого животного и прежде всего следующими  чертами:  производит  свою  собственную окружающую среду, изменяет окружающий мир  не только по мерке своей утилитарной потребности,  но  и  по  законам  познания этого  мира, может действовать не только по потребности, но и сообразно свободе  своей  воли  и фантазии,   действие   животного  же ориентируется исключительно на удовлетворение физической потребности  (голод,  инстинкт  продолжения  рода, групповые,  видовые  инстинкты  и  т.п.);  свою   жизнедеятельность   делает предметом, осмысленно к ней относится, целенаправленно изменяет,  планирует.

   Вышеуказанные   отличия  человека  от  животного   характеризуют   его

природу; она, будучи биологической, не заключается в  одной  лишь  природной жизнедеятельности  человека.  Он   как   бы   выходит   за   пределы   своей биологической природы и способен на такие действия, которые не приносят  ему никакой   пользы:   он   различает   добро   и   зло,    справедливость    и несправедливость,  способен  к самопожертвованию.  Человек — не только природное, но и общественное существо, живущее в  особом мире — в обществе, которое социализирует человека. Он  рождается  с  набором биологических  черт,  присущих  ему  как  некоторому  биологическому   виду. Человеком же разумным становится под действием общества.

       Все  его природные задатки и чувства,  включая слух,  зрение,  обоняние  становятся  общественно-культурно   ориентированными.  В   нем развиваются   новые,  не  только  природные,   но   и   социальные   духовно-практические   чувства.   Это,    прежде    всего    чувства   социальности, коллективности, нравственности, гражданственности, духовности.

       Все  вместе эти  качества,  как   прирожденные,  так  и  приобретенные,

характеризуют биологическую  и социальную природу человека.

 

 

Список использованной литературы.

  1. Кравченко А. И. Социология, 2000 г.
  2. Социология в вопросах и ответах / Под ред. В. А. Чуланова, 2001 г.
  3. Социология. Основы общей теории. / Отв. ред. Осипов Г. В., Москвичев Л., 2002 г.
  4. Тощенко Ж. Социология. Общий курс, 2001.
  5. Фролов С. С. Социология: Учебник для вузов, 1994 г.

 


Информация о работе Социальная жизнь