Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2012 в 10:20, контрольная работа
Необходимость социального как особого явления жизни заключена в сложности организации самого общества как целостного субъекта исторического процесса. Эта сложность выражается в том, что общество строится, образует свои системы и органы: 1) По функциям (производственная, политическая, демографическая и т. п.; 2) По уровням соединения людей в различные социальные образования (семья, трудовой коллектив, поселение, этническая общность и т. п.).
Введение
1. Соотношение природного и социального в человеке
2. Роль природных факторов в формировании социальной жизни
3. Социальная жизнь
4. Культура и ее влияние на общественное развитие
Список литературы
Социальная жизнь
Содержание:
Введение
Список литературы
Введение
Необходимость социального как особого явления жизни заключена в сложности организации самого общества как целостного субъекта исторического процесса. Эта сложность выражается в том, что общество строится, образует свои системы и органы: 1) По функциям (производственная, политическая, демографическая и т. п.; 2) По уровням соединения людей в различные социальные образования (семья, трудовой коллектив, поселение, этническая общность и т. п.).
Сущность социального как феномена бытия заключается именно в том, что люди, их многообразные социальные группы и общности находятся в постоянном взаимодействии по поводу как сохранения своего социального положения в обществе, так и улучшения своего жизненного процесса.
Социальное — это совокупность тех или иных свойств и особенностей общественных отношений, интегрированная индивидами или общностями в процессе совместной деятельности (взаимодействия) в конкретных условиях и проявляющаяся в их отношениях друг к другу, к своему положению в обществе, к явлениям и процессам общественной жизни. Любая система общественных отношений (экономика, политика) касается отношения людей друг к другу и к обществу: имеет свой социальный аспект.
Социальное явление или процесс возникают тогда, когда поведение даже одного индивида оказывается под влиянием другого или группы (общности) независимо от их физического присутствия.
Социальное возникает в результате того, что люди занимают различные места и роли в конкретных общественных структурах, а это проявляется в их различных отношениях к явлениям и процессам общественной жизни.
Социальное по своему содержанию — это отражение организации и жизнедеятельности общества как субъекта исторического процесса. Оно аккумулирует в себе опыт, традиции, знание, способности и т.д.
1. Соотношение природного и социального в человеке
Социальная жизнь или социальная действительность - это взаимодействующие люди, функционирующие в системе экономики, политики, государственных и иных учреждений и организаций в рамках социальных групп, общностей и т.д.
Для того чтобы понять первоосновы социальной жизни, её связи и взаимодействия, необходимо познакомится прежде с ее реальным носителем - человеком.
Человек - есть сложное и противоречивое явление, не поддающееся однозначной характеристике. С одной стороны, человек - высшая ступень развития биологической эволюции, элемент живой природы, генетически связанный с другими явлениями природы. С другой стороны, человек - активный творец исторического процесса, развития материального производства, духовной культуры. Он - исходный элемент социальной жизни, субъект взаимодействующий, осуществляющий свои поступки, ориентируясь на определенные ценности, принятые в социуме нормы. Характер его жизнедеятельности во многом зависит от положения в системе взаимосвязанных людей.
При рассмотрении проблемы соотношения природного и социального в человеке, необходимо избегать двух крайних точек зрения: абсолютизации социального фактора (пансоциологизма) и абсолютизации биологического фактора (панбиологизма). Абсолютизация биологического начала в жизни человека характерна для социологии О. Конта, концепции органицизма (Г. Спенсер, П. Лилиенфельд, И. Новиков и др.), социобиологии и в определенной степени в антропологической концепции австрийского психолога 3. Фрейда.
Основные черты этой формы биологического редукционизма, могут быть сведены к следующему:
Сюда также относятся расистски
Классическим выразителем абсолютизации биологического фактора в человеке был Э. Дюркгейм, который утверждал, что «социальные факты должны быть объяснены социальными фактами». Этот постулат Э. Дюркгейма напрямую направлен, прежде всего, против попыток объяснить социальную жизнь биологическими законами.
Основная черта:
Помимо этого, в марксизме человек определяется как совокупность общественных отношений, или как комплекс социальных функций и ролей; из социального бытия человека выхолащивается чувственное, плотское.
В действительности же, чисто социальное бытие - не более чем миф, а в реальной жизни социальное бытие человека «отягощается» животным началом человеческого существования. Поэтому между биологизаторской и социологизаторской ториями находится теория биосоциальной природы человека. Говоря словами немецкого философа и социолога К. Ясперса, в качестве чувственного существа человек - «высший из животных, в качестве духовного - низший из ангелов, но он не животное и не ангел ... перед обоими у него есть преимущество, поскольку он обладает тем, чего лишены те и другие».
Основные черты:
Таким образом, социальное и биологическое находятся в человеке в неразрывном единстве, сторонами которого являются личность, как его «социальное качество», и организм, который составляет его природную основу.
2. Роль природных
факторов в формировании
Проблема взаимодействия природы и общества приобретает все большую актуальность. Это объясняется сложившейся на земле экологической обстановкой.
История человеческого общества, в определенном смысле, есть история сменяющих друг друга отношений общества с природой. Однако прежде чем рассматривать эту историю, следует уточнить сами понятия: "природа" и "общество". Природа –
1. (в широком смысле слова) - все многообразие материального мира (движущейся материи, ее свойств и состояний), следовательно, она включает и общество;
2. (в узком смысле) - материальный мир, исключающий общество (социальную форму движения материи, а, следовательно, совокупность условий существования человеческого общества). Таким образом, природа выступает противоположностью обществу, являясь бесконечной средой, окружающей человека (космосфера, геосфера, атмосфера, гидросфера, биосфера и т.д.), функционирующей по своим естественным законам.
Общество - обособившаяся часть природы (материального мира), исторически развивающаяся форма жизнедеятельности людей, функционирующая по своим социальным законам.
Природа, в ее бесконечном многообразии, - кладовая, из которой человек черпает все необходимое для жизни. Другого "строительного материала" у человека нет. И созданный человеком материальный мир становится "второй природой" ("первая природа" - то, что существовало и существует независимо от человека).
Диалектика взаимодействия природы и общества - процесс развивающийся и расширяющийся. При этом, следует иметь в виду, что взаимодействует общество не со всей природой, а лишь с ее частью (достаточно тонкой оболочкой) - географической средой - это та часть природы (исторически сложившееся единство атмосферы, гидросферы, ландшафта, природных ресурсов, флоры, фауны на определенной территории), которая составляет необходимое условие жизни общества и вовлечена в процесс общественного производства. Существование человеческого общества возможно лишь в рамках определенной географической среды.
Проблема взаимодействия природы и общества возникла, по существу, лишь в восемнадцатом веке. Речь идет о появлении теории географического детерминизма (детерминизм - определяющий, детерминировать - определять), основоположником которой был Шарль Монтескье (1689-1755). Для своего времени, это была не только научно корректная, но и прогрессивная теория, ибо она противостояла теологической интерпретации (религиозному фатализму) исторического процесса. Согласно Монтескье, климат, почва, состояние земной поверхности, величина территории определяют дух народа, его характер, особенности развития. При этом действие географических факторов на общество Ш.Монтескье не считал фатальными. Идеи географического детерминизма в последующем развивались как бы в двух направлениях (условно их модно назвать прогрессивным и реакционным).
Прогрессивная традиция была продолжена Л.Мечниковым (1838 - 1888 гг.). Он был географом и социологом, волонтером в знаменитой "тысяче" Д. Гарибальди, сотрудничал в "Колоколе" А.Герцена, участвовал в работе I Интернационала, печатался в "Отечественных записках", "Современнике". Его главный научный труд "Цивилизация и великие исторические реки: Географическая теория развития современного общества" вышел после смерти автора. В нем Л.Мечников, пытаясь избежать вульгарного географического детерминизма, стремился обосновать значительную роль гидросферы в развитии общества. В соответствии со своими взглядами он выделил три этапа в истории цивилизации.
Второе направление идет от Генри Бокля (1821-1862), который пытался обосновать неизбежность колониальной политики, поскольку географические условия приводят к расовым различиям. Немецкий социолог и зоолог Ф.Ратуэль (182l-l904) подчеркивал влияние географической среды на человека. Он стал основоположником политической географии - учения о влиянии географической среды на общество, аналогиях в развитии живых организмов и государства. Ф.Ратуэль сформулировал основы теории жизненного пространства, которые, и свою очередь, наряду с идеями расизма, стали опорой геополитики.
Хотя географическая среда оказывает достаточно большое влияние на развитие общества, однако, это влияние взаимно. История человеческого общества показывает, что те или иные природные условия способствуют определенному развитию общества. Поскольку природа - среда обитания человека, поскольку климат, ландшафт, растительный, животный мир и т.д. определяют жизнедеятельность людей. Как бы изначально, одни географические условия способствовали развитию общества, другие - препятствовал. Суровая природа Севера "принуждала" человека к тому, что главным в жизни человека была борьба за эту жизнь. Тогда как тропики, создавая вроде бы более, чем благоприятные условия для жизни человека, были не самый "удобной" средой обитания, поскольку у человека отсутствовало стремление к саморазвитию. К этому необходимо добавить еще один важный момент: человек не может действовать вне природных закономерностей, он способе "изменять" лишь данное природой. Указанное обстоятельство повлияло на хозяйственную деятельность, предопределило региональную специализацию. Так особенности климата, почвы, наличие рек и т.д. в странах Древнего Востока привели к тому, что основной их экономики стало искусственно орошаемое земледелие (что предопределило и специфику производственных отношений, собственности, государства и т.д.). Естественно, что в первобытную эпоху влияние природы на общество было наибольшим, оно оставалось значительным и в докапиталистическую эпоху, поскольку главным занятием людей было сельское хозяйство. И только при капитализме это влияние заметно уменьшается, благодаря переходу к крупному машинному производству.
Но какие бы силы ни развивала и ни пускала в ход природа против человека - холод, хищных зверей, огонь, воду, - он всегда находит средства против них. И при этом он черпает эти средства из самой же природы, пользуется ею против нее же самой. Хитрость его разума дает ему возможность направлять против одних естественных сил другие, заставлять их уничтожить последние. Таким образом, общество оказывает воздействие на природу, в определенной мере разрушая сломившиеся естественно-природные комплексы. Хотя деформируя их, человек создает новую среду обитания. При этом, подобно тому, как "неоднозначно" влияла природа на общество на разных этапах развития последнего, так и обратное влияние определятся этапом развития общества.