Социальная жизнь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2012 в 10:20, контрольная работа

Описание работы

Необходимость социального как особого явления жизни заключена в сложности организации самого общества как целостного субъекта исторического процесса. Эта сложность выражается в том, что общество строится, образует свои системы и органы: 1) По функциям (производственная, политическая, демографическая и т. п.; 2) По уровням соединения людей в различные социальные образования (семья, трудовой коллектив, поселение, этническая общность и т. п.).

Содержание работы

Введение
1. Соотношение природного и социального в человеке
2. Роль природных факторов в формировании социальной жизни
3. Социальная жизнь
4. Культура и ее влияние на общественное развитие
Список литературы

Файлы: 1 файл

№3 Соц.doc

— 117.00 Кб (Скачать файл)

Присваивающая экономика (собирательство, охота, рыболовство) первобытной эпохи оставляла природу в первозданном виде. Люди, по сути, не вносили каких-либо изменений в окружающую среду. При переходе к производящей экономике (сельское хозяйство, ремесло) ситуация меняется. Правда, пока люди располагали лишь ручными средствами труда, их возможности по изменению природной среды были ограничены. Однако промышленная революция (переход от ручного труда к машинному производству) и начавшаяся капиталистическая эпоха существенно меняют дело. И рядом с физико-географической средой (развивающейся по законам природы) формируется новая - экономико-географическая среда (функционирующая по законам общества).

Но чем больше воздействует человек на природу, тем больше и  сопротивление природы обществу. Это значит, что влияние на природу должно быть разумным. Не следует слишком обольщаться победами над природой, ибо факты говорят о том, что человек отнюдь не властвует над природой, подобно тому, как властвует завоеватель над покоренными народами. Человек остается частью природы, находится внутри нее. И за всякое безрассудство природа "мстит" человеку, оставляя после себя пустыню. И даже в капиталистическую эпоху формирующаяся экономико-географическая среда остается частью природной среды.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Социальная  жизнь

Социальная жизнь противостоит животной, но она вбирает в себя жизненные, живые начала. У человека возникают принципиально иные механизмы организации жизнедеятельности, которые качественно преобразуют содержание и формы реализации живых начал.

Каковы же начала социальной жизни, в чем их принципиальное отличие от начал животной жизни?

1. Индивид имеет определенные потребности, т.е. ему необходимы определенные блага для существования и развития в данной внешней среде (как природной, так и социальной). Говоря о потребностях, сделаем акцент на следующих моментах.

  • Потребность представляет собой синтез заложенной в индивиде программы жизнедеятельности и конкретной окружающей среды. В программе жизнедеятельности потребность черпает свой биоэнергетический импульс, обретает неодолимость, силу жизненной необходимости. Вместе с тем потребности формируются и удовлетворяются в конкретной среде, приобретая форму (в том числе социокультурную) и конкретное содержание, обусловленное этой средой.
  • Животные обладают лишь одной системой потребностей — потребностями развития организма и способны испытывать неудовлетворенность, проявляющуюся в беспокойстве, раздражении и т.д., только лишь по поводу витальных основ существования.

2. Необходимость удовлетворения потребностей побуждает индивида к определенным реакциям, усилиям. Обратим внимание на следующие обстоятельства.

  • Важно подчеркнуть единство потребности и усилий, действий индивида, цель которых — обеспечение удовлетворения потребностей. Основой любых усилий, действий индивида является определенная потребность.
  • Принципиально важно, что у животных эти реакции носят преимущественно рефлекторно-инстинктивный, т.е. врожденно-стандартный, характер. Но многие этологи, утверждая, что современные исследования существенно расширили представления о роли внеинстинктивных форм поведения животных, приводят при этом весьма любопытные данные.

3. Еще одно начало  социальной жизни — удовлетворение индивидуальных потребностей посредством объединения усилий, сообщества. Ведущими признаками социальных явлений чаще всего считают их возникновение во взаимодействии индивидов, скоординированность, упорядоченность. Но это характерно и для многих животных «Во всяком случае, в сообществах как насекомых, так и позвоночных, — отмечает Я. Щепаньский, — имеют место явления дифференциации и разделения функций, иерархии, кастовости, факты общественного регулирования поведения отдельных особей, различного питания в зависимости от принадлежности к касте, разделения труда, «рабства». В сообществах позвоночных встречаются такие явления, как захват определенной территории и ее защита от вторжения других стад, своеобразная организация совместной жизни в зависимости от территории, «устройство» собственной территории и ее «обозначение», явления общественной иерархии и «власти», опеки и «воспитания», «супружеской верности» и т.д.».

Итак, можно  сделать некоторые выводы относительно характера сообществ животных и людей:

  • организация животных в сообществе, взаимоотношения особей в нем, во-первых, обусловлены преимущественно животными инстинктами, не носят осмысленного, целенаправленного характера, во-вторых, устойчивые взаимодействия животных являются лишь фрагментарными, не представляя собой более или менее развитую целостную систему,
  • некоторые виды животных образуют довольно постоянные сообщества (в животном мире взаимодействуют самцы, причем только в двух случаях при защите стада от хищников и при необходимости отстаивать территорию прокорма стада; кстати, по схожим причинам возникает и само стадо), однако только для человека жизнь в сообществе становится всеобъемлющим элементом его жизнедеятельности, определяющим качественно новое состояние не только взаимодействий между людьми, но, по существу, и всей их жизнедеятельности в целом.

Следовательно, присущие человеку социальные начала обусловлены не только тем, что лишь человек обладает определенными потребностями, что лишь ему необходимо прилагать усилия для удовлетворения этих потребностей, что лишь у него эти усилия, как правило, объединены и скоординированы с усилиями других.

4. Все эти свойства — свойства живого, но лишь наличие еще одного начала — сознания придает жизни человека особое состояние — социальное.

Присущее человеку свойство социального  возникает лишь благодаря сознанию. Оно - лишь человеку присущий способ ориентации в окружающей среде. Именно этот способ и создает иную логику событий, действий, иное содержание связей, качественно преобразуя и систему потребностей, и систему реакций, и характер сообщества.

Для социологического анализа, направленного  на объяснение реальных социальных явлений, особенно важно отметить те социальные функции сознания, которые и становятся катализатором превращения живого в социальное состояние.

1) Сознание позволяет человеку  соотносить значимость тех или  иных явлений для себя и  для других. Благодаря этому человек  обретает, может быть, самое главное - мир ценностей, смыслы пользы и вреда, добра и зла.

2) Сознание способно идеально  побуждать к практическим действиям  в соответствии с принятыми  ценностями. Благодаря этому: формируется  мотивационная сфера человеческой деятельности, формируется способность к регламентации своей деятельности на основе норм, принципов, запретов и поощрений. Человек не состоялся бы, останься он в плену своих инстинктов, если бы не возникло магнитное поле социального – системы взаимных ожиданий – обязательств. На этой основе держится огромное здание социальных связей, институтов государства, экономики и культуры.

3) Сознание позволяет обобщать  общие, сходные черты, свойства. Благодаря этому человек осознанно причисляет себя к той или иной общности, осознает групповые интересы.

4) Сознание позволяет выявлять  отличия, специфические черты.  Благодаря этому человек осознанно выделяет себя из общества, группы, утверждает свою независимость.

5) Сознание позволяет человеку  проектировать результат своей  деятельности, целеполагать.

Перечисленные функциональные возможности  сознания как особого метода ориентации в окружающей среде выступают  решающей предпосылкой формирования и особого состояния жизни – социальной жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Культура  и ее влияние на общественное развитие

Культура - это явления, свойства, элементы человеческой жизни, которые качественно отличают человека от природы. Это качественное отличие связано с сознательной преобразующей деятельностью человека.

Понятие «культура» фиксирует общие отличия человеческой жизни от биологических форм жизни; отражает качественно своеобразные формы жизнедеятельности человека в рамках исторических эпох или различных общностей.

Понятие «культура» может использоваться для характеристики особенностей поведения сознания и деятельности людей в определенных сферах жизни (культура труда, политическая культура).

Понятие «культура» может фиксировать способ жизнедеятельности отдельного индивида.

Б. Малиновский, А.Ратклифф-Браун  считали, что Каждый элемент культуры функционально необходим для удовлетворения определенных человеческих потребностей. Элементы культуры рассматриваются с точки зрения их места в целостной культурной системе. Система культуры - характеристика социальной системы. «Нормальное» состояние социальных систем – самодостаточность, равновесие, гармоническое единство. Именно с точки зрения этого «нормального» состояния и оценивается функциональность элементов культуры.

Т. Парсонс, К. Гирц считали, что элементы культуры - это, прежде всего символы, опосредующие отношения человека с миром (идеи, верования, ценностные модели и т.д.).

Э. Маркарян: культура - способ деятельности, а так же система внебиологических механизмов, которые стимулируют, программируют и реализуют адаптивную и преобразующую деятельность людей.

Культуру составляют такие элементы, как: язык, ценности и нормы.

Язык рассматривается  как построенная определенным образом  знаковая система. Знаки различают языковые и неязыковые. В свою очередь языки бывают естественные и искусственные. Для осуществления коммуникации человек вырабатывает различные языки. Язык рассматривается как смыслы и значения, содержащиеся в языке, которые порождены социальным опытом и многообразными отношениями человека к миру.

Ценности - это предпочтительные для индивида или группы значения явлений. Это представления о значимом, важном, которые определяют жизнедеятельность человека, позволяют различать желательное и нежелательное, то к чему следует стремиться и чего следует избегать (оценка - отнесение к ценности).

Различают ценности:

  • терминальные (ценности цели)
  • инструментальные (ценности средства)

Нормы - это формы регуляции  поведения в социальной системе (ожидания, определяющие круг допустимых действий).

Различают следующие  виды норм:

  • формализованные правила (все, что официально записано)
  • правила морали (связаны с представлениями людей)
  • образцы поведения (мода)

Каждое ограничение  позволяет человеку сделать новый  шаг в своем развитии.

В обществе культура выполняет  следующие функции.

1. Коммуникативная

Связана с накоплением  и трансляцией социального опыта (в том числе межпоколенческого). Также связана с передачей сообщений в ходе совместной деятельности. Существование такой функции дает возможность определить культуру как особый способ наследования социальной информации.

2. Регулятивная

Связана с созданием  ориентиров человеческих действий и  системой контроля за этими действиями.

3. Интегрирующая

Связана с созданием  системы значений, ценностей и  норм, как важнейшим условием стабильности социальных систем.

Рассмотрение функций  культуры позволяет определить культуру как механизм ценностно-нормативной интеграции социальных систем. Это характеристика интегрального свойства социальных систем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

  1. Гаджиев К.С. Введение в геополитику. Учебник. – М., 2000.
  2. Леонтьев А.Н. Биологическое и социальное в психике человека / Проблемы развития психики. – М., 1981.
  3. Монтескье Ш.-Л. О духе законов. Избр. произв. – М., 1966.
  4. Мулдашев Э. От кого мы произошли? - М.: Пресс Лтд, 1999.
  5. Общая социология. / Курс лекций под ред. А.Г. Эфендиева/ - М.: ИНФРА-М, 2005.
  6. Смелзер Н. Дж. Социология. - М.: Феникс, 1994.
  7. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. – М., 1992.
  8. Социология. Основы общей теории: Учебник для вузов / Под ред. Г.В. Осипова. – М.: Норма, 2003.
  9. Философия: Учеб. пособие / Под ред. Проф. В.Н. Лавриненко. – М., 1996.
  10. Фрейд З. Психология бессознательного. – М., 1989.
  11. Фрейд З. Избранное. – М., 1969. Т.1.
  12. Фролов С.С. Социология. - М.: Гардарики, 1999.
  13. Социология. Ч. 1. Учебно-практическое пособие. - М.: МГУТУ, 2001.
  14. Шалак А.В. Геополитика: Теория, история, практика. – Иркутск, 2006.
  15. Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии. – М., 1969.

Информация о работе Социальная жизнь