Социально - педагогическое сопровождение многодетных семей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 08:29, доклад

Описание работы

В 1944 году указом Президиума Верховного Совета СССР были учреждены ордена «Мать-героиня», «Материнская слава» и медаль «Медаль материнства». Многодетной считалась семья, в которой воспитывалось пятеро детей. В период с 1944 по 1991 год многодетным матерям вручались награды: Медаль «Медаль материнства» II и I степеней — вручался матерям, воспитавшим 5 и 6 детей; Орден «Материнская слава» III, II, I степеней — вручался матерям, воспитавшим 7, 8 и 9 детей соответственно, Орден «Мать-героиня» вручался матерям, воспитавшим 10 и более детей. По состоянию на 1 января 1995 года орденом «Мать-героиня» награждено приблизительно 431 тыс. женщин.

Файлы: 1 файл

Доклад.docx

— 36.27 Кб (Скачать файл)

Доклад «Социально - педагогическое сопровождение многодетных  семей».

Выполнила студентка 2 курса, з/о, ПСП Землянская О.В


Семья — организованная социальная группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном самовоспроизводстве.

Многодетной принято считать семью с трёмя и более несовершеннолетними детьми (в том числе усыновлёнными, а также пасынками и падчерицами) в возрасте до 16 лет, а также в возрасте до 18 лет, если они обучаются в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы.

Все многодетные семьи могут  быть распределены на три категории:

1. Семьи, многодетность в которых  запланирована (например, в связи  с национальными традициями, религиозными  предписаниями, культурно-идеологическими  позициями, традициями семьи). Такие  семьи испытывают много трудностей, обусловленных малообеспеченностью, теснотой жилья, загруженностью родителей (особенно матери), состоянием их здоровья, но у родителей имеется мотивация к воспитанию детей.

2. Семьи, образовавшиеся в результате  второго и последующих браков  матери (реже – отца), в которых  рождаются новые дети. Исследования  показывают, что такие семьи могут  быть и вполне благополучными, но их членам присуще ощущение  неполной семьи.

3. Неблагополучные многодетные  семьи, образующиеся в результате  безответственного поведения родителей,  иногда на фоне интеллектуально-психической  сниженности, алкоголизма, асоциального образа жизни. Дети из таких многодетных семей особенно часто нуждаются в помощи, реабилитации, страдают от болезней и недоразвития. В случае утраты родительского попечения их судьбу особенно трудно устроить, ибо семейное законодательство препятствует разделению детей из одной семьи, а усыновить 3-7 детей разного возраста и разной степени социальной дезадаптации далеко не всегда возможно.

Многодетные семьи всех типов имеют  общую социальную проблему, специфически связанную с многодетностью: дети из таких семей по сравнению со сверстниками из преобладающих малодетных семей чаще демонстрируют заниженную самооценку, им присущи неадекватные представления о собственной значимости, что может отрицательно сказаться на всей их последующей судьбе. Кроме того, малые интервалы в рождении детей, характерные для многодетных семей, приводят к постоянному наличию большого числа малолетних братьев и сестер, что влечет за собой снижение социального возраста старших сиблингов. Это объективная закономерность, прослеженная в различных типах многодетных семей, не зависящая от имущественного и образовательного статуса родителей. 

 

Виды социально-педагогической помощи многодетной семье

Награды


В 1944 году указом Президиума Верховного Совета СССР были учреждены ордена «Мать-героиня», «Материнская слава» и медаль «Медаль материнства». Многодетной считалась семья, в которой воспитывалось пятеро детей. В период с 1944 по 1991 год многодетным матерям вручались награды: Медаль «Медаль материнства» II и I степеней — вручался матерям, воспитавшим 5 и 6 детей; Орден «Материнская слава» III, II, I степеней — вручался матерям, воспитавшим 7, 8 и 9 детей соответственно, Орден «Мать-героиня» вручался матерям, воспитавшим 10 и более детей. По состоянию на 1 января 1995 года орденом «Мать-героиня» награждено приблизительно 431 тыс. женщин.

Сегодня многодетных отмечают другими наградами. В 2008 году учреждена новая государственная награда Российской Федерации — орден «Родительская слава», которым награждаются родители или усыновители, вырастившие и воспитавшие 7 и более детей. За первые два года существования, орденом награждено более 100 семейных пар. В 2010 году учреждена медаль ордена «Родительская слава», которой награждаются родители или усыновители, вырастившие и воспитавшие 4-7 детей.

Орден Святых благоверных  князя Петра и княгини Февронии, Муромских чудотворцев учрежден в 2007 году региональной общественной организацией «Народный клуб „Семья“». Он имеет три степени. Каждая степень в свою очередь определяет шесть номинаций:

1. За гражданский подвиг  в укреплении института семьи,

2. За воинский подвиг  во спасение жизни и семьи,

3. За родительский подвиг,

4. За подвиг в ознаменование  семейного долголетия,

5. За творческий подвиг  в укреплении института семьи,

6. За подвиг материального  вклада в укрепление института  семьи.

Льготы


В большинстве европейских  стран, в том числе и в России, многодетные семьи получают государственную  поддержку.

В настоящий момент в России статус многодетной семьи, а также  правовые, организационные и экономические  основы её социальной поддержки определяются Указом Президента РФ от 05.05.92 г. № 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных  семей». В этом президентском указе  субъектам Федерации поручено самостоятельно определять то, каким категориям многодетных семей следует предоставлять материальную поддержку. Ведь для каждого региона «многодетность» выглядит по-разному: в одной автономной области семья с тремя детьми — норма, в другой — редкость.

Основные льготы для многодетных  семей во всех субъектах РФ:

1. Скидка в размере не ниже 30 процентов установленной платы за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией, а для семей, проживающих в домах, не имеющих центрального отопления, — от стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению на данной территории; бесплатную выдачу лекарств, приобретаемых по рецептам врачей, для детей в возрасте до 6 лет;

2. Бесплатный проезд на внутригородском транспорте (трамвай, троллейбус, метрополитен и автобус городских линий (кроме такси), а также в автобусах пригородных и внутрирайонных линий для учащихся общеобразовательных школ;

3. Прием детей в дошкольные  учреждения в первую очередь;

4. Бесплатное питание  (завтраки и обеды) для учащихся  общеобразовательных и профессиональных  учебных заведений за счет  средств всеобуча и отчислений от их производственной деятельности и других внебюджетных отчислений;

5. Бесплатное обеспечение в соответствии с установленными нормативами школьной формой либо заменяющим ее комплектом детской одежды для посещения школьных занятий, а также спортивной формой на весь период обучения детей в общеобразовательной школе за счет средств всеобуча либо иных внебюджетных средств;

6. Один день в месяц  для бесплатного посещения музеев, парков культуры и отдыха, а  также выставок;

7. Помощь желающим организовать  крестьянские (фермерские) хозяйства,  малые предприятия и другие  коммерческие структуры, обеспечивать  выделение для этих целей земельных  участков, а также предоставлять  льготы по взиманию земельного  налога и арендной платы в  виде полного или частичного  освобождения от налога на  определенный срок либо понижения  ставок налога; предоставлять безвозмездную  материальную помощь либо беспроцентные  ссуды для возмещения расходов  на развитие крестьянского (фермерского)  хозяйства; предусматривать полное  или частичное освобождение от  уплаты регистрационного сбора  с физических лиц, занимающихся  предпринимательской деятельностью;

8. Первоочередное выделение  садово-огородных участков в размере  не менее 0,15 гектара на семью;

9. Предоставление льготных  кредитов, дотаций, беспроцентных  ссуд на приобретение строительных  материалов и строительство жилья.

Это перечень основных льгот, предусмотренных для многодетных  семей на федеральном уровне, однако и местные органы власти могут  устанавливать дополнительные льготы для данной категории граждан, проживающих  на подведомственной им территории.

Удостоверение многодетной  семьи — документ, подтверждающий статус во всех инстанциях, выдаётся в органе социальной защиты населения по месту жительства семьи.

Нормативные документы


Основным документом федерального уровня, определяющим социальный статус многодетной семьи, является Указ Президента РФ 5.05.1992 г. №431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" (в ред. Указа Президента РФ от 25.02.2003 №250). Данный Указ устанавливает для многодетных семей льготы в области жилищно-коммунальных, транспортных, медицинских, образовательных услуг, льготы в области трудовых и земельных отношений.

Особенности процесса социализации детей из многодетных семей


В многодетной семье социализация ребенка – процесс особый. Старшие дети в таких семьях обычно либо слишком активно социализируются, либо не выводятся в мир вовсе. Начиная с третьего ребенка может, начинаться пробуксовка, накопление задержек в развитии.

 

Проблемы социализации


Первая типичная проблема детей с «большим порядковым номером» - это снижение психологического возраста. Недостатки социализации в основном проявляются как снижение психологического возраста относительно группы ровесников в немногодетной семье. Дело в том, что от младших меньше ждут. Амбиции родителей, а подчас и бабушек и дедушек – удел первенца, и того, кто родился следом – то есть двух старших. Для опытных родителей младшие – это прежде всего дети, малыши. И уже есть возможность не подгонять, а наслаждаться.

Вторая типичная проблема социализации ребенка из большой семьи, это слишком тесная связка с братьями-сестрами, или с кем-то из них, настолько тесная, что она делает ущербными или ненужными отношения с ровесниками. В этой связке все роли распределены и закреплены как бы раз и навсегда, и со стороны может показаться, что это хороший игровой альянс, но это только один конкретный тип взаимоотношений, на другие варианты дети сознательно не идут.

Социальные проблемы, связанные  с коммуникацией


Первый тип  нарушения социализации: ребенок не умеет входить в близкий контакт с людьми, он боится приблизиться. Часто этот тип связан с недостаточным количеством общения вне круга семьи. Большая дистанция при контакте, «диковатость» может вызывать сильное напряжение у родителей, заставлять задуматься и что-то придумать, сделать. Например, повести к специалисту или отдать на занятия.

Второй тип: ребенок «подходит слишком близко» - подходит к тете, берет ее за руку, залезает на коленки, спрашивает, “а почему у тебя губы так накрашены?”. Такая детская непосредственность, переходящая в бестактность. Он своим поведением пугает папу и маму меньше, чем тот, кто не умеет сказать «здравствуйте». Родители могут не задумываться, о том, что ребенок не видит обратной реакции на свое поведение, и что это тоже серьезная проблема коммуникации.

Третий тип  нарушений проявляется в демонстративном поведении, когда ребенок от неумения общаться ведет себя театрально, вызывающе. Шутки могут быть веселыми или злобными.

Проблемы многодетных  семей


Многодетная семья имеет  как свои специфические проблемы, так и те, которые свойственны  любой другой семье.

Главная проблема многодетных семей - материальная. В настоящее время с рождением каждого ребенка доход семьи резко уменьшается. Многочисленные исследования показывают самую тесную взаимосвязь между числом проживающих в семье детей и доходами, приходящими на каждого члена семьи, а в более общем плане - степенью ее обеднения.

Многодетность часто пагубно  отражается и на детях. Вопрос о состоянии здоровья детей поднимается эпизодически и оценивается неоднозначно. Сегодня подростки из многодетной семьи говорят о хроническом заболевании и о частых простудах чаще, чем подростки из небольших семей.

Среди подростков из многодетных  семей много курящих как мальчиков, так и девочек.

Начиная с пятого ребенка, резко возрастает вероятность увеличения детской смертности и рождения неполноценного, то есть с пороками развития ребенка.

У всех детей из многодетных  семей имеется и общая социальная проблема, специфически связанная с  многодетностью. У них чаще наблюдается заниженная самооценка, неадекватные представления о значении собственной личности, что может отрицательно сказываться на их последующей судьбе.

Особенности социальной работы с многодетными семьями


Социальная работа с многодетной семьей - это особым образом организованная деятельность, направленная на малые группы людей, нуждающихся в социальной защите и поддержки извне.

Это одна из разновидностей социальной защиты населения, основным содержанием которой является содействие, помощь, в восстановление и поддержании  нормального функционирования семьи.

В настоящее время в  России сложились четыре основных формы  социальной защиты семей, имеющих детей:

1. Денежные выплаты семье  на детей в связи с рождением,  содержанием и воспитанием детей  (пособия и пенсии).

2. Трудовые, налоговые, жилищные, кредитные, медицинские и другие  льготы семьям с детьми, родителям  и детям.

3. Юридическое, медицинское,  психолого-педагогическое и экономическое  консультирование, родительский всеобуч,  научно практические конференции  и конгрессы.

4. Федеральные, региональные  целевые и социальные программы  типа "Планирование семьи" и  "Дети России" и другие.

Направления деятельности социальной работы с многодетными семьями


Основными направлениями  деятельности являются:

1. консультирование по  вопросам самообеспечения многодетных семей, развитие семейного предпринимательства, надомных промыслов;

2. содействие в решении  вопросов занятости, устройство  на курсы переподготовки;

3. социальный патронаж  многодетных семей;

4. консультирование по  социально-правовым вопросам;

5. содействие в получении  льгот, пособий, компенсаций и  других выплат, материальной и  натуральной помощи.

Функции социального педагога при работе с многодетной семьей


Функции, которые  выполняет социальный педагог при  работе с многодетной семьей:

Информация о работе Социально - педагогическое сопровождение многодетных семей