Социально - педагогическое сопровождение многодетных семей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 08:29, доклад

Описание работы

В 1944 году указом Президиума Верховного Совета СССР были учреждены ордена «Мать-героиня», «Материнская слава» и медаль «Медаль материнства». Многодетной считалась семья, в которой воспитывалось пятеро детей. В период с 1944 по 1991 год многодетным матерям вручались награды: Медаль «Медаль материнства» II и I степеней — вручался матерям, воспитавшим 5 и 6 детей; Орден «Материнская слава» III, II, I степеней — вручался матерям, воспитавшим 7, 8 и 9 детей соответственно, Орден «Мать-героиня» вручался матерям, воспитавшим 10 и более детей. По состоянию на 1 января 1995 года орденом «Мать-героиня» награждено приблизительно 431 тыс. женщин.

Файлы: 1 файл

Доклад.docx

— 36.27 Кб (Скачать файл)

1. диагностическую (изучение  особенностей многодетной семьи,  выявление ее потенциалов);

2. охранно-защитную (правовая  поддержка многодетной семьи,  обеспечение ее социальных гарантий, создание условий для реализации  ее прав и свобод);

3. организационно-коммуникативную (организация общения, инициирование совместной деятельности, совместного досуга, творчества);

4. социально-психолого-педагогическую (психолoго-педагогическое просвещение членов многодетной семьи, оказание неотложной психологической помощи, профилактическая поддержка и патронаж);

5. прогностическую (моделирование ситуаций и разработка определенных программ адресной помощи);

6. координационную (установление и поддержание объединение усилий департаментов помощи многодетной семье и детству, социальной помощи населению, отделов семейного неблагополучия органов внутренних дел, социальных педагогов образовательных учреждений, реабилитационных центров и служб).

Социальная работа с многодетной семьей состоит  из:

Социальной защиты многодетной семьи - многоуровневой системы, преимущественно государственных, мер по обеспечению минимальных социальных гарантии, прав, льгот и свобод нормально функционирующей семьи в ситуации риска в интересах гармоничного развития семьи, личности и общества. Важная роль в социальной защите многодетной семьи отводится самой семье: укрепление родительских уз; формирование устойчивости против пропаганды секса, наркотиков, насилия, агрессивного поведения; поддержания в норме психологического здоровья семьи.

Специалист по социальной работе должен:

1. знать нужды и потребности  многодетных семей и лиц, проживающих  в них;

2. уметь составлять план  действий, не упуская из вида  ни одной проблемы многодетной  семьи;

3. привлекать различные  организации и службы, способные  помочь многодетной семье (социальные, правоохранительные, юридические, здравоохранения,  образования, а также местную  администрацию и общественные  организации, объединения, ассоциации).

Социальная работа с многодетной  семьей должна базироваться на глубоком знании специфики этой категории  семей, социальный работник должен быть хорошо подготовлен в профессиональном плане, быть образованным, эрудированным, обладать достаточно высоким уровнем  подготовки.

Технологии работы социального  педагога с многодетной семьей

 

Для многодетных семей в системе  психологической адаптации большую  роль играют такие терапевтические (психотерапевтические) методы воздействия, как дискуссионная терапия, интеракционно-коммуникативные методы (психодрама, гештальттерапия, трансактный анализ), методы, основанные на невербальной активности (арттерапия, музыкотерапия, пантомима, хореотерапия и т.д.), групповая (индивидуальная) поведенческая терапия, суггестивные методы. Проведение подобных мероприятий необходимо для снятия эмоциональной напряженности в многодетных семьях, созданию положительного эмоционального настроя и условий для гармоничного развития всех членов семьи.

Психологическая поддержка является частью более широкой программы  социальной помощи индивидам по ликвидации кризисных ситуаций и оказанию помощи человеку или группе лиц (правовая, психологическая, сексологическая, информационная и др.). Главные усилия социальных работников должны быть направлены на содействие социальной адаптации в  новых социально-экономических условиях.

Итак, применение технологий социальной адаптации в работе педагога с  многодетными семьями определяется основными задачами, решаемыми при  работе с указанной категорией семей. В зависимости от социального  статуса, семейного состава многодетных  семей меняются содержание процесса социальной адаптации, формы и методы проводимой работы.

В работе с многодетными семьями  определенную позицию занимает технология социальной терапии, как целенаправленный процесс практического воздействия  соответствующий государственных  структур, общественных организаций  и объединений на конкретные формы  проявления социальных отношений или  социальной действительности, тесно  связанный с психотерапией, в  которой используются методы воздействия  на психику.

Эти воздействия основаны на психологических  теориях и методах и включают в себя систематические, целенаправленные меры по оказанию помощи лицу или группе лиц в вопросах урегулирования чувств, импульсов, мыслей, отношений и снятия психологических симптомов, которые  вызывают беспокойство, дискомфорт у  пациентов. Врач-психотерапевт работает в основном с неврозами, пограничными состояниями и другими нервно-психическими патологиями человека. Известны 4 основные модели психотерапии:

- психотерапия как метод лечения,  т.е. воздействие на соматическое  и психическое состояние клиента  (медицинская модель психотерапии);

- психотерапия как метод манипулирования,  носящий характер инструмента  и служащий целям общественного  контроля (социологическая модель);

- психотерапия как метод, приводящий  в действие процесс научения личности (психологическая модель);

- психотерапия как комплекс  явлений, возникающих в ходе  взаимодействия между людьми (философская  модель). [37]

Социальный педагог в процессе работы с индивидами или социальными  группами постоянно сталкивается с  соматическими и психологическими проблемами, поэтому ему необходимо владеть основными терапевтическими и практическими методами, применяемыми психотерапевтами. Это помогает ему  выявить внутренние факторы развития человека, причины и мотивацию  его поведения. На первом этапе контакт  социального педагога с клиентом осуществляется в виде терапевтического консультирования, беседы или совета. Для оказания первой помощи он должен сам проводить терапевтическую  работу или организовывать ее совместно  с другими специалистами. Если же выявлены серьезные отклонения в  здоровье пациента, то социальный педагог  рекомендует обратиться к врачу  или психотерапевту для более  полного проведения необходимого лечения.

Одним из направлений социальной терапии  является семейная терапия, направленная на коррекцию психологических стереотипов, преодоление повышенной конфликтности, неблагоприятного эмоционального климата  в семьях разных категорий (в т.ч. и многодетных).

Работа с конфликтной семьей или семьей, эмоциональный климат в которой является неудовлетворительным, начинается, как правило, после заявления  одного из супругов, хотя иногда поводом  для констатации серьезных внутрисемейных проблем могут быть наблюдения школьного  социального педагога, детского врача, констатирующего отрицательные  психосоматические последствия  семейной напряженности для здоровья детей. Социальная работа с такой  семьей начинается с тщательного  изучения действительной семейной проблемы, о которой супруги чаще всего  имеют неверные представления, ознакомления с особенностями личностей супругов, их семейных и брачных установок. Возникшие трудности могут быть обусловлены любой из названный причин. Следует отметить, что внешние затруднения – материально-экономические ограничения, неуверенность в завтрашнем дне, безработица и т.д., - как правило, только обостряют семейные конфликты, выявляют истинные их причины. Негативные черты личности, в первую очередь истеричность, психастеничность, компенсированные в процессе социализации или самовоспитания, под влиянием внешних причин могут вновь актуализироваться и стать причиной постоянных конфликтов. Серьезное расхождение в семейно-брачных установках может оставаться невыявленным довольно долго, однако в переломные, узловые моменты развития семейной жизни или под влиянием внешних трудностей может обнаружиться, что супруги придерживаются различных моделей семьи (эгалитарных или патриархальных), имеют несовпадающие взгляды на воспитание детей, эмоциональные, бытовые, финансовые и прочие взаимоотношения. Соответственно семейная терапия включает в себя нахождение компромисса в культурно-смысловой сфере, коррекцию накопившихся социально-психологических стереотипов, обучение навыкам неконфликтного общения.

Технологии коррекции семейных взаимоотношений многочисленны; их выбор определяется как обстоятельствами конкретной социальной ситуации, включая  характерологические черты клиентов, так и личностными качествами самого специалиста по семейной терапии, его вкусами и предпочтениями (более подробная классификация  показателей неблагополучия семьи  представлена в таблице 4, см. Приложение 2).

Со временем каждый опытный специалист по-своему трансформирует методики, создает  собственную контаминацию из нескольких подходящих форм работы. Сущность всех применяемых средств – осуществление  и закрепление тех изменений, которые будут способствовать желанной стабилизации семьи. Некоторые варианты проблем разрешимы на ранних этапах, но усложняются по мере откладывания их разрешения. Социальный педагог  не должен считать ситуацию безнадежной, как бы ни обострились отношения  между членами семьи, однако следует  помнить, что разрешение семейных проблем  – это, прежде всего, дело свободного выбора и ответственного поведения  самих членов семьи. Без их волевого усилия и настойчивости самая  эффективная социальная технология не принесет успеха.

Профилактика является одним из перспективных и важных направлений  контрольно-коррекционной деятельности в социальной работе. Своевременная  профилактическая, предупредительная  деятельность способствует значительному  снижению издержек социальной работы с уже имеющими место, "состоявшимися" девиациями.

Основная цель профилактической деятельности в социальной работе состоит в  выявлении причин и условий, ведущих  к отклонениям в поведении  социальных объектов, предупреждении и уменьшении вероятности появления  отклонений с помощью социально-экономических, правовых, организационно-воспитательных, психолого-педагогических мер воздействия. В профилактической работе важнейшее  значение имеет умение правильно  и гибко ориентироваться в  каждой конкретной ситуации, объективно, с научной достоверностью обобщать фактический материал, тщательно  изучив все причины установленных  отклонений и условий, в которых  они стали возможны.

Таким образом, под профилактикой  понимаются научно обоснованные и своевременно предпринятые действия, направленные на:

– предупреждение, устранение или  нейтрализацию основных причин и  условий, вызывающих социальные отклонения негативного характера;

– предотвращение возможных физических, психических и социокультурных девиаций у различных индивидов и социальных групп;

– сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей. Содействие им в достижении поставленных целей и раскрытии внутреннего  потенциала.

Выделяют две категории  семей социального риска:

1. Семьи, актуально нуждающиеся  в социальной защите и поддержке  в силу объективно сложившейся  трудной жизненной ситуации, препятствующей  их функционированию и развитию (семья с ребенком-инвалидом, многодетная  семья, неполная семья, семья  вынужденных переселенцев, малообеспеченная  семья, семья с асоциальным  поведением ее членов и т.д.).

2. Семьи, превентивно нуждающиеся  в социальной защите и поддержке  в связи с опасностью возникновения  трудноразрешимых проблем (молодая  семья, семья, ожидающая рождение  ребенка, семья с новорожденным,  семья, не способная создать  полноценные условия для развития  и воспитания детей и т.д.).

Многодетные семьи относятся к  первой категории семей социального  риска, этим обусловлен широкий спектр проблем данной категории семей:

1) Материально-бытовые (финансовые) проблемы. Многодетные семьи являются  наименее обеспеченными, с низким  среднемесячным доходом на одного  члена семьи. В структуре доходов  пособия на детей невелики. Доля  затрат на продовольственные  товары выше, а структура питания  гораздо менее разнообразная.  Дети таких семей меньше получают  фруктов, ягод, мяса, яиц, рыбы  и т.д., что вызывает большую  тревогу. В связи с постоянным  ростом цен отмечаются крайне  ограниченные возможности удовлетворять  потребности, дефицит в самых  необходимых предметах: обуви,  одежде, школьно-письменных принадлежностях.  Редкая натуральная и материальная  помощь проблемы не решает.

2) Проблема трудоустройства родителей.  Когда мать не работает, а отец  не получает длительное время  зарплату, нерегулярны и недостаточны  пособия на детей, возникает  проблема поиска новой работы. Часто это усугубляется незнанием  законов и информации о тех  льготах, которые положены таким  семьям. Выживание многодетной семьи  в современных условиях возможно  путем повышения собственных  доходов (личная инициатива, вторичные  заработки, работа подростков).

3) Жилищная проблема для многодетных  семей в настоящее время приобрела  первостепенную важность. Жилищные  условия не отвечают нормативам  по общему правилу и не могут  улучшиться за счет муниципального  жилья, а приобретение жилья  за счет собственных средств для большинства семей невозможно. Рост платы за жилищно-коммунальные услуги еще более осложняет материальные проблемы многодетных семей.

4) Психолого-педагогические проблемы. В благополучной многодетной  семье дети находятся в равном  положении: нет дефицита общения,  старшие заботятся о младших,  формируются, как правило, положительные  нравственные качества, такие как  чуткость, человечность, уважение к  старшим. Но вместе с тем,  дефицит времени, недостаточность  знаний по воспитанию детей  создают определенные проблемы  в таких семьях. По данным исследований  Т.В. Лодкиной, 77% многодетных родителей  отметили свои слабые знания  в вопросах воспитания детей,  что, по ее мнению, свидетельствует  о низком уровне их психолого-педагогической культуры. Дефицит воспитания приводит к тому, что дети вырастают, имея заниженную самооценку, тревожность, неуверенность в себе, неадекватное представление о собственной личности. Большое количество детей в многодетных семьях ведет к повышению социального возраста старших детей. Они рано взрослеют и менее тесно связаны со своими родителями.

Жилищные проблемы создают трудности  в соблюдении режима дня детей. Как  правило, такие семьи не имеют  возможности для автономности каждого  ребенка – личного уголка, своей  территории с соблюдением границ, личных любимых игрушек, что зачастую приводит к затяжным длительным конфликтам между детьми. Подростки обычно рано включаются в домашние дела и часто  бросают школу, начинают рано работать, имею большую вероятность приобрести вредные привычки (курение, алкоголь) и другие формы девиантного поведения.

Многодетные, особенно неполные семьи, отличаются большей безнадзорностью  детей. Дети большую часть времени  проводят на улице. Возникает проблема коммуникации как взрослых членов семьи, так и детей, особенно подростков. Это затрудняет процесс социализации детей и может способствовать появлению определенных проблем в дальнейшей жизни.

Информация о работе Социально - педагогическое сопровождение многодетных семей